...

Муниципальная программа развития образования что это такое

4. Программа социально – экономического развития муниципального образования.

Программа социально-экономического развития представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития территории, планируемых государством и муниципалитетами эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров, включающих научно-исследовательские, производственные, социально-экономические, организационно-хозяйственные, финансовые меры, увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам.

Однако программа является лишь частью системы прогнозных и программных документов, хотя и основным и наиболее проработанным. Общая система прогнозных и программных документов по социально-экономическому развитию включает следующие документы:

Периодичность составления, корректировки

Среднесрочный прогноз

Другие программные документы определены следующим образом:

Концепция социально-экономического развития — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

План социально-экономического развития области — это сводный документ, характеризующий социально-экономическое положение и основные направления деятельности органов власти по регулированию ее социально-экономического развития.

Изучение порядка разработки и реализации программ социально-экономического развития, несомненно, даст навыки для составления прогнозов, концепций и планов. Поэтому в отчете при упоминании программ имеется в виду все программные и прогнозные документы.

Нормативно-правовая база по рассматриваемому направлению

Нормативно-правовой базой для разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются документы, самостоятельно принимаемые в муниципальных образованиях. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ определяет полномочия и обязанности только федеральных органов власти, хотя он часто служит базовым документом для разработки правовых актов муниципальных образований. Субъекты федерации также принимают акты в данной сфере, например, Закон Новосибирской области «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» от 15.06.2000 г. № 100-ОЗ, однако и они определяют полномочия муниципальных органов лишь по участию в разработке региональных программ.

Кроме того, существует разработанный и утвержденный Министерством экономического развития и торговли РФ «Макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации», для обеспечения методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития, который также может служить нормативно-методическим документом для разработки муниципальных программ.

Оргструктура реализации рассматриваемого направления

Основу организационной основы выполнения программ социально-экономического развития составляет муниципальный заказчик программы.

К основным функциям муниципального заказчика относятся:

¾ подготовка проекта программы, его согласование с заинтересованными муниципальными, региональными и федеральными органами власти в установленном порядке, представление на утверждение уполномоченным органам местного самоуправления;

¾ координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций;

¾ непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий, обеспечивающих институциональные и структурные преобразования, формирование финансовых и инновационных институтов, а также работ в области территориальной кооперации и реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ на территории муниципального образования;

¾ подготовка отчетов о реализации программы, внесение предложений в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти по корректировке программы.

Роль муниципального заказчика обычно выполняет экономическое подразделение администрации муниципального образования (в названии может присутствовать словосочетание «экономического развития»). В этом подразделении может существовать отдел, непосредственно занимающийся разработкой прогнозов и программ.

Муниципальный заказчик может создать дирекцию из представителей органов власти региона, муниципального образования и исполнителей ведущих мероприятий программы. Дирекция программы может создаваться как с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица. Дирекция муниципальной программы действует на основании Положения о ней, утверждаемого муниципальным заказчиком программы. Также могут создаваться научно-исследовательские и аналитические центры при органах власти, для разработки программ.

Заинтересованные органы власти муниципального образования принимают участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития муниципального образования в рамках своей сферы компетенции. Как правило, все структурные подразделения принимают участие в выработке предложений в сфере своей компетенции, в обсуждении поступивших предложений, затрагивающих их компетенцию. Многие подразделения являются исполнителями соответствующих мероприятий программы.

Утверждение программы и отчета по ее выполнению осуществляет либо глава муниципального образования, либо коллегиальный орган администрации, либо представительный орган муниципального образования.

Содержание программ

Содержание программ включает в себя описание социально-экономического положения муниципального образования, проблем и действующих мер по его улучшению, изложение целей, задач и мероприятий и характеристика механизма реализации, ресурсного обеспечения и контроля. Типичная структура программы представлена в приложении 1. Показатели и таблицы, программ социально-экономического развития представлены в приложении 2.

Содержательная часть, может состоять из следующих блоков:

1. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований:

развитие финансовой и инвестиционной инфрастуктуры; упрощение процедуры регистрации и лицензирования; создание условий для развития малых и средних предприятий; доступ к земле и недвижимости.

2. Нормативно-правовые преобразования:

регулирование трудовых отношений; гарантии неизменности правовых условий и сроков действия принятых законов; создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности; защита прав кредиторов, собственности; выравнивание условий конкуренции; дебюрократизация экономики; повышение эффективности управления государственной собственностью.

3. Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения:

развитие и техническое переоснащение социальной инфраструктуры; жилищная политика; миграционная политика; мероприятия по борьбе с социально опасными заболеваниями.

4. Проведение мероприятий по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций:

5. Реформирование и развитие промышленности:

устранение монопрофильности; техническое перевооружение и модернизация предприятий, внедрение современных технологий по глубокой переработке сырья; подготовка кадров; конкретные инвестиционные проекты.

6. Развитие агропромышленного комплекса:

глубокая переработка сельскохозяйственной продукции, в целях производства товаров, конкурентоспособных на мировых и межрегиональных рынках.

7. Развитие транспортной инфраструктуры.

8. Развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.

9. Обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства:

внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий; повышения эффективности работы систем жизнеобеспечения; предотвращение возможных аварий экологического, техногенного характера.

10. Развитие экономических связей с муниципальными образованиями и регионами.

интегрирование в российскую и мировую экономику, науку, культуру.

Специфика муниципального образования накладывает отпечаток на содержание программы. Производственная специализация определяет приоритетность развития той или иной отрасли экономики муниципального образования. Однако специализация может повысить значение мероприятий по преодолению монопрофильности. Некоторые экологические и социальные проблемы могут быть связаны со спецификой специализации: экологические загрязнения, опасность техногенных катастроф, профессиональные заболевания, временный характер поселения строителей и т.п.

Тип муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ) также влияет на содержание программы. Поскольку компетенция этих типов муниципальных образований различается, будут отличаться и блоки программ (особенно в сфере муниципального сектора экономики). Разработка программ отнесена к их совместной компетенции, однако возможно разделение блоков между, например, поселением и районом, поскольку они действуют на одной территории.

Хотя основное влияние будет оказывать экономический потенциал муниципального образования, который определяет объем ресурсов для реализации программы.

Региональные и муниципальные целевые программы развития образования
презентация на тему

Региональные и муниципальные целевыепрограммы развития образования Подготовила: Сафиуллина Л.Р.

Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования.

Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по: статусу, назначению, срокам реализации, направленности, механизмам реализации.

По статусу целевые программы делятся на федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные. Широко известны такие крупные межрегиональные программы для федеральных округов, как «Сибирь», «Дальний Восток», «Юг России».

По назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные программы.

По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые программы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже -среднесрочными .

По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, научно-технические, специальные и иные целевые программы. По механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные целевые программы, когда исполнители мероприятий определяются по конкурсу после утверждения программы и объемов ее финансирования.

Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований могут решаться целевыми программами всех трех уровней: федеральными, региональными и муниципальными. Поэтому органы местного самоуправления должны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус. Это важно еще и потому, что наиболее полно технология разработки, утверждения и реализации целевых программ разработана на федеральном уровне. На муниципальный уровень переносятся лишь ее отдельные положения, приспособленные к соответствующим условиям реализации.

Муниципальная целевая программа социально-экономического развития в общем случае должна включать следующие разделы: социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы; цели , задачи, сроки и этапы реализации программы; система программных мероприятий; механизм реализации программы; ресурсное обеспечение программы; оценка эффективности программы; организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям: -создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; нормативно-правовые преобразования; формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения; оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций; содействие реформированию промышленности; развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства; развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т. п.

Для современного российского образования характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании. Начальное профессиональное образование продолжает оставаться наиболее проблемным. Попытки реформирования начального профессионального образования, нацеленные на усиление его социальной направленности, не дают пока должного эффекта. Для средней профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, низкой ценой труда молодого специалиста.

Государственный заказ на получение высшего образования пока не учитывает потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов. Нуждаются в дальнейшем развитии межвузовская кооперация, обмен ресурсами, академическая мобильность студентов и преподавателей как в Российской Федерации, так и за рубежом. Характерными чертами дополнительного образования взрослых являются отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой потребления.

Актуальным, особенно в дошкольном образовании , остается неравный доступ к качественному образованию, являющийся одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство. Результаты исследований (включая международные сравнительные исследования) свидетельствуют о наличии определенных проблем в достижении качест ва общего и дополнительного образования. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также находящихся в трудной жизненной ситуации. В России не сформирована система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Существующие проблемы российского образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода ( метода целевых программ ). Этот метод обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы. Программа , разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед образованием .

Региональные и муниципальные целевыепрограммы развития образования

1. Региональные и муниципальные целевыепрограммы развития образования

Подготовила:
Сафиуллина Л.Р.

2.

Муниципальные
целевые
программы
представляют собой взаимоувязанные блоки
таких мероприятий, позволяющие комплексно
и системно решать отдельные проблемы
социально-экономического
развития
муниципального образования.
Муниципальные целевые программы могут
быть текущими и перспективными и входят
составными частями в соответствующие
планы.
Расходы на реализацию целевых программ
формируют бюджет развития муниципального
образования.

3. Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по:

статусу,
назначению,
срокам реализации,
направленности,
механизмам реализации.

4.

• По статусу целевые программы делятся на
федеральные, межрегиональные,
региональные и муниципальные.
Широко известны такие крупные
межрегиональные программы для
федеральных округов, как «Сибирь»,
«Дальний Восток», «Юг России».

5.

• По назначению различают комплексные
целевые программы, обеспечивающие
социально-экономическое развитие
страны, региона или муниципального
образования, и проблемные целевые
программы, обеспечивающие решение
одной определенной проблемы. Среди
муниципальных программ преобладают
проблемные программы.

6.

• По срокам реализации различают
краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5
лет) и долгосрочные (10-15 лет) целевые
программы.
Муниципальные целевые программы чаще
всего бывают краткосрочными, входя в
состав текущих планов, и реже среднесрочными.

7.

• По направленности решаемых проблем
различают социальные, экологические,
экономические, научно-технические,
специальные и иные целевые программы.
• По механизму реализации различают
заказные целевые программы с заранее
определенными исполнителями и конкурсные
целевые программы, когда исполнители
мероприятий определяются по конкурсу после
утверждения программы и объемов ее
финансирования.

8.

Проблемы
социально-экономического
развития
муниципальных образований могут решаться целевыми
программами всех трех уровней: федеральными,
региональными и муниципальными.
Поэтому органы местного самоуправления должны
одинаково хорошо владеть технологией разработки,
утверждения и реализации целевых программ,
имеющих различный статус. Это важно еще и потому,
что
наиболее
полно
технология
разработки,
утверждения и реализации целевых программ
разработана
на
федеральном
уровне.
На
муниципальный уровень переносятся лишь ее
отдельные
положения,
приспособленные
к
соответствующим условиям реализации.

9. Муниципальная целевая программа социально-экономического развития в общем случае должна включать следующие разделы:

Муниципальная целевая программа социальноэкономического развития в общем случае должна
включать следующие разделы:
• социально-экономическое положение и основные
направления развития муниципального
образования, обосновывающие необходимость
осуществления данной программы;
• цели, задачи, сроки и этапы реализации
программы;
• система программных мероприятий;
• механизм реализации программы;
• ресурсное обеспечение программы;
• оценка эффективности программы;
• организация управления программой и контроль за
ходом ее реализации.

10. Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям:

• -создание благоприятного инвестиционного и
предпринимательского климата;
• нормативно-правовые преобразования;
• формирование благоприятного социального климата
для деятельности и здорового образа жизни населения;
• оздоровление окружающей среды и предупреждение
чрезвычайных ситуаций;
• содействие реформированию промышленности;
• развитие инфраструктуры транспорта, связи и
обеспечение бесперебойной работы жилищнокоммунального хозяйства;
• развитие межрегиональных и международных связей
муниципального образования и т. п.

11.

• Для современного российского образования характерно
рассогласование номенклатуры предоставляемых
образовательных услуг и требований к качеству и содержанию
образования со стороны рынка труда. Наиболее явно это
выражено в профессиональном и непрерывном образовании.
• Начальное профессиональное образование продолжает
оставаться наиболее проблемным. Попытки реформирования
начального профессионального образования, нацеленные на
усиление его социальной направленности, не дают пока
должного эффекта.
• Для средней профессиональной школы характерен ряд
проблем, без преодоления которых будет серьезным образом
затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем
является противоречие между ростом потребности в
специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по
отраслям экономики, нерациональным использованием
специалистов со средним профессиональным образованием,
низкой ценой труда молодого специалиста.

12.

• Государственный заказ на получение высшего
образования пока не учитывает потребности
инновационной экономики и необходимость обучения
в полнокомплектных студенческих группах за счет
средств соответствующих бюджетов.
• Нуждаются в дальнейшем развитии межвузовская
кооперация, обмен ресурсами, академическая
мобильность студентов и преподавателей как в
Российской Федерации, так и за рубежом.
• Характерными чертами дополнительного образования
взрослых являются отраслевая разрозненность,
отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных
связей с производственной сферой и сферой
потребления.

13.

• Актуальным, особенно в дошкольном образовании,
остается неравный доступ к качественному образованию,
являющийся одним из факторов, усугубляющих
складывающееся социальное неравенство.
• Результаты исследований (включая международные
сравнительные исследования) свидетельствуют о наличии
определенных проблем в достижении качества общего и
дополнительного образования.
• Особого внимания требует ситуация, связанная с
обеспечением успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся
без попечения родителей, а также находящихся в трудной
жизненной ситуации.
• В России не сформирована система целенаправленной работы с
одаренными детьми и талантливой молодежью

14.

Стратегической целью государственной политики в области
образования является повышение доступности качественного
образования, соответствующего требованиям инновационного
развития экономики, современным потребностям общества и
каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих
приоритетных задач:
обеспечение инновационного характера базового образования;
модернизация институтов системы образования как
инструментов социального развития;
создание современной системы непрерывного образования,
подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
формирование механизмов оценки качества и
востребованности образовательных услуг с участием
потребителей, участие в международных сопоставительных
исследованиях.

15.

Существующие проблемы российского образования
требуют комплексного решения. Это решение будет
достигнуто с использованием программно-целевого
метода (метода целевых программ).
Этот
метод
обеспечивает
единство
четко
структурированной
и
сформулированной
содержательной части Программы с созданием и
использованием финансовых и организационных
механизмов ее реализации, а также контролем за
промежуточными
и
конечными
результатами
выполнения Программы.
Программа, разработанная на основе программноцелевого метода, представляет собой комплекс
различных мероприятий, направленных на достижение
конкретных целей и решение задач, стоящих перед
образованием.

При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/10025204/page:19/
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/24/regionalnye-i-munitsipalnye-tselevye-programmy
https://ppt-online.org/763938

Оцените статью