Об описании образовательной программы
Информация об описании образовательной программы с приложением образовательной программы в форме электронного документа или в виде активных ссылок, непосредственный переход по которым позволяет получить доступ к страницам официального сайта, содержащим информацию об описании образовательной программы, в том числе: об учебном плане с приложением его в виде электронного документа; об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) с приложением рабочих программ в виде электронного документа; о календарном учебном графике с приложением его в виде электронного документа; о методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, а также рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, включаемых в основные образовательные программы в соответствии с частью 1 статьи 12.1 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в виде электронного документа.
Что такое образовательная программа в вузе
Когда школьник только выбирает вуз, то часто встречается с таким понятием, как «образовательные программы университетов».
Теперь на нашем телеграм-канале можно найти ответ и на этот вопрос. В нашей сегодняшней статье мы раскроем суть основной образовательной программы (ООП) вузов России, расскажем о цели этого понятия, об их видах и обо всем, что с ними связано.
Образовательная (учебная) программа: что это?
Учебная или образовательная программа – это комплекс мер, утвержденный Министерством Науки и образования РФ, с помощью которого можно выявить уровень навыков, знаний и умений для разных курсов обучения в вузе.
В такой программе четко прописано, что должен изучить студент на каждом курсе. В соответствии с этим документом преподаватели создают собственные учебные планы – информацию в письменном виде о том, какие материалы и в какой форме нужно преподнести студентам, какие навыки сформировать, какие знания донести, какие науки и насколько углубленно изучить.
Именно на образовательную программу вуза обращают внимание, когда принимают решение о предоставлении вузу аккредитации. Этот документ дает понятие о количестве часов на обучение по темам и дисциплинам, объеме теоретической и практической информации для изучения студентами.
Проектирование образовательных программ в вузе: основные принципы
Подбор учебной программы проводится по неким общепринятым принципам. Вот самые основные из них:
- Актуальность тем и дисциплин. Все темы и предметы образовательной программы должны соответствовать нашему времени. От морально устаревших и невостребованных следует отказаться.
- Социальное воспитание студентов. Обучение должно удовлетворять не только тягу к познавательной деятельности, но и обладать социальной ценностью: вносить в жизнь учащихся нечто полезное и важное.
- Развитие творческих способностей. Задача преподавателя – не только преподнести определенные знания, но и научить использовать собственное воображение в процессе учебы, расширить кругозор, избавиться от примитивности мышления. Для этого студентам дают задания на сортировку и применение полученных данных на практике, чтобы в будущем из них получились специалисты грамотные и квалифицированные во всех смыслах.
- Последовательное изложение знаний. Учебная программа должна идти от простого к сложному.
- Связь изучаемых предметов. В образовательную программу следует включать только те дисциплины, которые будут очевидно связаны либо гармонично дополнять друг друга. Например, логично в рамках одной специальности преподавать такие дисциплины, как биология, химия, экология. Или логично преподавать студентам основы психологии, социологии и естествознания. Цель образовательных систем вуза – это достигнуть всесторонности развития будущего специалиста.
По последнему пункту можно судить об уникальности образовательной программы любого российского вуза. Дело в том, что в зарубежных учреждениях образования не существует обязательных и общеобразовательных предметов – студент вправе сам выбрать себе программу, которая поможет освоить специальность,т.е. существует ряд предметов, обязательных для изучения.
И, определившись с программой, студент может выбрать для себя дополнительные дисциплины, которые ему по душе (например, литературные кружки, уроки живописи, театральные занятия и т.д.).
Что это значит? Это значит, что выпускник вузов РФ будет обладать комплексными знаниями по всем пересекающимся сферам. А выпускник зарубежного вуза будет узкоспециализированным специалистом.
Как видите, понятие образовательной программы нужно знать. Это позволяет лучше понять структуру отечественной системы образования в вузах и колледжах. Ну а сервис студенческой помощи всегда будет рядом на случай, если понадобится.
Наименование образовательной программы что это
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.
ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
ОКСО основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ОКСО вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.
ОКСО используется при решении задач, связанных с:
— регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
— определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;
— регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;
— регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.
ОКСО включают в себя следующие разделы:
— раздел I. Профессии среднего профессионального образования;
— раздел II. Специальности среднего профессионального образования;
— раздел III. Направления подготовки высшего образования — бакалавриата;
— раздел IV. Направления подготовки высшего образования — магистратуры;
— раздел V. Специальности высшего образования — специалитета;
— раздел VI. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
— раздел VII. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;
— раздел VIII. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
— раздел IX. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.
Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.
Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы. Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования. Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.
ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.
В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.
После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.
Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.
Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.
При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение «00».
При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.
В ОКСО использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1059:
— математические и естественные науки;
— инженерное дело, технологии и технические науки;
— здравоохранение и медицинские науки;
— сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
— науки об обществе;
— образование и педагогические науки;
— искусство и культура;
— оборона и безопасность государства. Военные науки.
В ОКСО использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» и от 29 октября 2013 г. N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»:
Математические и естественные науки
Математика и механика
Компьютерные и информационные науки
Наименование образовательной программы что это
- Вы здесь:
- Защита Прав
- Право на образование
- Право на получение образования в РФ
- Образование в РФ
- Виды образовательных программ
Виды образовательных программ
- образование
- закон об образовании
- образовательные программы
- общеобразовательные программы
- 273 фз
- ФГОС
- уровни образования
- основные образовательные программы
- виды образовательных программ
- дополнительные образовательные программы
Характеристики основных образовательных программ
В соответствии с действующим в настоящее время в РФ законодательством процесс образования:
- осуществляется путем реализации образовательных программ;
- Образовательная программа:
- это комплекс основных характеристик образования:
- объем,
- п. 9 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019)
Уровни образования
- на общее образование,
- профессиональное образование,
- дополнительное образование и
- профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее образование и профессиональное образование:
- реализуются по уровням образования.
В настоявшее время установлены следующие уровни образования:
- общее образование:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;
- дополнительное образование детей и взрослых и
- дополнительное профессиональное образование.
Система образования в РФ создает условия:
- для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,
- предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также
- учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Виды основных образовательных программ
По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению:
- реализуются основные образовательные программы.
По дополнительному образованию:
- дополнительные образовательные программы.
ч. 2 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
К основным образовательным программам относятся:
- основные общеобразовательные программы;
- основные профессиональные образовательные программы.
В состав основных общеобразовательных программ входят:
- образовательные программы дошкольного образования;
- образовательные программы начального общего образования;
- образовательные программы основного общего образования;
- образовательные программы среднего общего образования.
В состав основных профессиональных образовательных программ входят:
- образовательные программы среднего профессионального образования, к ним относятся:
- программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
- программы подготовки специалистов среднего звена;
- программы бакалавриата,
- программы специалитета,
- программы магистратуры,
- программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),
- программы ординатуры,
- программы ассистентуры-стажировки;
- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,
- программы переподготовки рабочих, служащих,
- программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Структура основных образовательных программ, условия их реализации и требования к результатам их освоения:
- устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
ч. 3 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральные государственные образовательные стандарты
- дошкольного образования (ФГОС ДО):
- утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Уровни общего образования:
- начальное общее образование,
- основное общее образование,
- среднее общее образование
являются ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ уровнями образования.
Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и/или основного общего образования:
- не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
ч. 5 статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
По общему правилу к освоению образовательных программ среднего профессионального образования:
- допускаются лица, имеющие образование НЕ НИЖЕ основного общего или среднего общего образования.
ч. 2 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
К освоению образовательных программ высшего образования:
- допускаются лица, имеющие среднее общее образование:
- программ бакалавриата или
- программ специалитета.
ч. 2 статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
К освоению образовательных программ магистратуры:
- допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
ч. 3 статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Таким образом, сложившаяся в настоящее время в РФ система образования предусматривает поступательное освоение основных образовательных программ соответствующих уровней.
При подготовке материала использовались источники:
https://online-radio24.ru/naimenovanie-obrazovatelnoj-programmy-vysshego-obrazovaniya-chto-eto/
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212200/fe0fcde01af39800bd620af2a8e83bd5634875f4/
https://moiprava.info/obrazovanie/obrazovanie-v-rf/1103-vidy-obrazovatelnykh-programm
- это комплекс основных характеристик образования: