...

Образовательная программа 8 вида что это такое

Коррекционная программа 8 вида

Специальные (коррекционные) классы VIII вида в образовательном учреждении созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в развитии срдствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в обществе.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса:

— организация образовательного процесса с учетом отклонений в развитии;

— создание щадящего режима образовательного процесса (соблюдение санитарно-гигиенических норм, использование специальных методов и средств обучения);

— обеспечение необходимого сопровождения с последующим анализом динамики развития;

— осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности, социально-педагогической реабилитации.

Образовательная программа школы выступает как средство удовлетворения потребностей:

а) ученика, поскольку является средством осуществления его личностных запросов. В этом аспекте ОП реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, зафиксированное в ст. 8 «Конвенции о правах ребенка»;

б) родителей, поскольку является «гарантией наилучшего обеспечения интересов ребенка» (ст.3 «Конвенции о правах ребенка»);

в) учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности, как право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;

г) школы, поскольку дает ей право на свою неповторимость;

д) общества, поскольку будущее общества определяется здоровым развитием ребенка.

2. Адресность образовательной программы.

Выбор индивидуального образовательного маршрута определяется индивидуально-типологическими особенностями личности ученика, а именно:

— уровнем готовности к школе;

— верно выраженными специальными способностями.

Образовательная программа на каждом этапе обучения учитывает как потребности учащегося (его интересы, планы), так и его возможности (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья).

Условия успешного усвоения образовательной программы на I ступени обучения:

а) возраст ребенка на момент поступления в школу — 6,5 – 7 лет;

б) готовность к получению образования по состоянию здоровья определяется медицинской комиссией;

в) уровень подготовленности дошкольников к обучению предусматривает семейное воспитание и (или) дошкольное образование в детском дошкольном образовательном учреждении.

Зачисление в классы СКК VIII вида производится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

Наполняемость классов СКК до 12 человек. Распорядок дня для обучающихся в этих классах предусматривает учебные занятия в первую смену, 2-разовое питание, режим группы продленного дня, необходимые оздоровительные мероприятия.

Коррекционно-развивающий процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами СКК, утвержденными для них программами Министерства образования РФ. Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов,

Основными задачами СКК являются:

— активизация познавательной деятельности учащихся;

— повышение уровня их умственного развития;

— нормализация учебной деятельности;

— коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также часы групп продленного дня. Продолжительность занятий не более 30 мин.

В классах СКК работают учителя, воспитатели и специалисты (психолог, логопед, социальный педагог), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.

3. Учебный план.

Чтение и развитие речи

Письмо и развитие речи

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений

«Человек и его здоровье»

Лечебная физическая культура

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

В 1-й, 2-й, 3-й и 4-й параллели классов первой ступени обучения сформированы специальные коррекционные классы VII I вида (под литером «В»), которые занимаются по базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII I вида. Всего в школе 5 специальных коррекционных классов VII I вида, объединённых в два класса- комплекта 2«В» — 3«В» и 1«В»-4«В» — 6«В». Классы работают по 5-дневной учебной неделе. Программы базовые, адаптированные. Максимальная нагрузка учащихся не превышает норму, предусмотренную учебным планом.

Обучение в данных классах осуществляется по трём направлениям: образовательные курсы, трудовая подготовка и коррекционная подготовка.

Специфика общеобразовательных курсов заключается в их практической и коррекционной направленности. Следовательно, основными целями данных курсов являются овладение учебными предметами на практическом уровне и коррекция познавательного развития учащихся. Данные курсы реализуют следующие задачи: коррекция речевой деятельности учащихся, расширение их знаний об окружающем мире и развитие навыков планирования своей деятельности, контроля и самоконтроля. Общеобразовательные курсы охватывают такие области, как родной язык и литература, математика, природа и искусство.

Общеобразовательные курсы «Язык и речь» включает следующие разделы и соответствующие программы: чтение и развитие речи (1, 2, 3, 4, 6 класс), письмо и развитие речи (1 класс), русский язык (2, 3, 4, 6 класс)

В 6-ом классе в образовательной области «Природа» вводятся предметы: биология (2 часа) и география (2 часа).

В целях развития творческих способностей детей и их эстетического вкуса в образовательной области «Искусство» вводятся такие предметы, как «Изобразительное искусство» — 1 час и «Музыка и пение» — 1 час.

Физическая культура направлена на реализацию коррекционно-компенсирующих и лечебно-оздоровительных задач. (в 1 «В» классе – 1 час, во 2 «В», 3 «В», 4 «В» и 6 «В» по 2 часа).

Трудовая подготовка направлена на формирование у учащихся трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, овладение ими знаниями о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым умениям и навыкам.

Обучение труду в начальных классах осуществляется в рамках предмета «Трудовое обучение» — 2 часа (1 «В», 2 «В», 3 «В», 4 «В» класс)

В предметной области «Трудовая подготовка» для мальчиков 4 «В» класса вводится «Допрофессионально — трудовое обучение» (1 час) и в 6 «В» классе вводится профессионально – трудовое обучение «Швейное дело» (6 часов).

Коррекционная подготовка осуществляется в трёх направлениях:

1. Коррекционные курсы:

— «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 1 «В» и во 2 «В» — 1 час, в 3 «В» и в 4 «В» (2 часа)

— «Социально-бытовая ориентировка» в 6 «В» (2 часа)

— «Ритмика» с 1 по 4 классы (1 час)

2. Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия:

— развитие психомоторики и сенсорных процессов

3. Факультативные курсы (за счет школьного компонента), которые имеют практическую направленность:

— «Золотые руки» (1 час в неделю во 2 «В» и в 3 «В»); цель данного курса развитие мелкой моторики учащихся и привитие им художественного вкуса через изготовление различных сувениров и предметов домашнего обихода из подручных материалов.

— «Человек и его здоровье» (1 час в неделю во 2 «В» и в 3 «В»); цель данного курса – укрепление здоровья учащихся через познание ими возможностей своего организма.

— «Поиграй-ка» (1 час в неделю в 4 «В»); цель данного курса – коррекция общей моторики учащихся через подвижные игры.

Коррекционные курсы строятся на основании рекомендаций, данных психолого-медико-педагогической комиссией при обследовании детей.

Максимальная нагрузка учащихся при пятидневной рабочей неделе не превышает максимально допустимого количества часов в неделю. Продолжительность уроков 35 минут согласно требованиям СанПиН.

Коррекционное образование: за и против.

Коррекционные образовательные учреждения — это специально созданные, с учётом всех потребностей , образовательные учреждения обеспечивающие обучающимся воспитанникам с отклонениями в развитии; обучение, воспитание, лечение, способствующие их социальной адаптации и интеграции в общество.

Впервые специально обучать особых детей начали в Испании в 1578 году, в Англии — в 1648 году. Во Франции в 1670 году. Попытки специального обучения детей с нарушениями интеллекта начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении. В Российской Империи система специального образования детей появилась в 1797 году с учреждением ведомства императрицы Марии Федоровны, уделявшего особое внимание детским приютам.

В начале XX века в Российской Империи действовало около 4,5 тысяч благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии. В дореволюционной России была создана сеть специальных образовательных учреждений, а к началу 20 века, когда опыт обучения и воспитания особых детей был перенят повсеместно, знания систематизировались — коррекционная педагогика оформилась как единая система коррекционного образования.

Сегодня в России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов:

1.Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создаётся для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

2. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

3,4. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.

5. Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

6. Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

7. Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

8.Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Образовательный процесс в учреждениях 1-6 видов осуществляется в соответствии с общеобразовательной программой общего образования.

Из вышеизложенного мы видим, что основными целями коррекционного образования любого вида являются социальная адаптация и интеграция особого ребёнка в общество, т. е цели полностью тождественны инклюзии. Так в чём же различие между инклюзивным и специализированным образованием? Прежде всего в путях достижения поставленной цели.

1. Методология коррекционного образования формируется на основе знаний физиологических и психических особенностей детей с отклонениями в развитии. Индивидуальный и дифференцированный подход, специальное оборудование, специальные приёмы, наглядность и дидактика в разъяснение материала, специальная организация режима и наполняемости классов исходя из особенностей детей, питание, лечение, единая работа дефектологов, логопедов, психологов, медиков. это далеко не весь перечень того, чего нет и не может быть представлено в мàссовой школе.

2. Основная цель массовой школы — дать ученикам знания, для последующего их использования. В общеобразовательном учреждении первостепенно и значимо оценивается именно уровень знаний, воспитание занимает 5-10% от программы. В коррекционных учреждениях, напротив, прежде всего большую часть программы 70 — 80 % занимает воспитание. Трудовое 50 %, физическое и нравственное 20 — 30 % . Большой акцент и ударение ставятся на обучение трудовым навыкам, при этом в каждой коррекционной школе в соответствии её виду существуют свои мастерские, в которых дети обучаются именно тем профессиям, которые им доступны и разрешены, в соответствии с утверждённым перечнем.

3. Организация обучения в коррекционной школе состоит из 2 частей. В первую половину дня дети получают знания от учителей, а во вторую половину дня, после обеда и прогулки, занимаются с воспитателем, у которого своя программа. Это — обучение правилам дорожного движения. Правилам поведения в общественных местах. Этикет. Ролевые игры, экскурсии, практические задания с последующим анализом и разбором ситуации. Мастерилки. И многое другое, чего не предусмотренно программой общего образования.

Вот и возникает вопрос так кто же лучше социализирует, адаптирует и интегрирует особых детей к жизни в макросоциуме при таких значительно разных подходах? Стоит ли так безжалостно рушить то, что веками накапливалось, отрабатывалось, создавалось для особых детей ? Магазины, дворы, игровые площадки, детская инфраструктура, сотрудничество массовых и коррекционных школ — вполне достаточный стадион для внедрения особых детей в общество. Так в чём же суть инклюзии? И дейтвительно ли так уж остро она нам нужна?

При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/korrekcionnaya-programma-vida-2811830.html
https://dislife.ru/articles/view/14068

Оцените статью