33. Образовательная программа, её виды. Требования к современной образовательной программе.
Образовательная программа – нормативный документ, представляющий собой описание построения образовательного процесса и индивидуального образовательного маршрута, направленного на достижение стандарта образования учащихся с разными образовательными возможностями.
По масштабу
- Комплексные – охватывают несколько сфер
- Предметные – направлены на что-то одно
- Порциальные – только часть пограммы
- Типовая — утвержденная и отработанная государством
- Модернизированная – адаптированная, скорректированная
- Эксперементальная – разработана как новая, и которая проверяется
- Авторизированная – новизны меньше 30 %
- Авторская – новизны более 30 %. Статус получает у экспертного совета. Сперва такая программа явлется эксперементальной.
- Образовательные
- Обучающие
- Воспитательные
- Развивающие
- Оздоровительные
- Социализирующие
- Учебная
- Дополнительное образование
- Досуговая
- Общественно-полезная
- Базовая
- Углубленная
- Сокращенная
- Ориентационная
- Информационная
- Фундоментальная
- Прикладная
- Профессионально-ориентирующая
- Длительные
- Краткосрочные (разовые)
- Среднесрочные
- Долгосрочные
- Игровая
- Познавательная
- Научно-исследовательская
- Экспедиционная
- Тренинговая
- Праздничная
- Естественно-биологическая
- Художественная
- Эстетическая
- Научно-техническая
- Интеллектуальная
- Детоцентризм – в центре суждения ставится ребнок
- Модульность
- Вариативность – должна содержать наборы видов действий, запас для гибкости
- Разноуровниевость – для детей с различными возможностями. Дифференциация детей по разным подходам (девочки, мальчики. Слабые, сильные)
- Обоснование актуальности (зачем это нужно современным детям; проблемы, потребности, значимость того, чему учит эта программа)
- Адресность (для кого предназначена эта программа – возраст, здоровье, и т. д.)
- Концептуальные идеи организации работы с детьми (в чем специфика, педагогические идеи)
- Обоснование логики построения программы ( из скольки блоков состоит, почему, зачем)
- Ожидаемый результат ( конкретные умения и навыки, которыми дети овладею)
- Методы отслеживания результативности ( при помощи чего будет оценен результат)
- Перечисление, чему будут научены дети
- Ответ на вопрос «как?»
- Перечисление тем, построение плана занятия, проблемных вопросов, арсенала средств, технологий, отдельных элементов
- актуальность цели;
- убедительное обоснование;
- легкость и гибкость внедрения;
- теоретическое и методическое обеспечение;
- профессиональная грамотность и практический опыт;
- единство объекта и субъекта, процедур и операций.
- разграничение;
- разделение;
- расчленение процессов на поэтапность;
- координация этапов процесса;
- однозначность выполнения процедур;
- обоснованность степени сложности;
- наглядность элементов структуры, особенности их строения и закономерности функционирования;
- каждое действие должно иметь свою систему конкретных показателей, изучение и диагностика их состояния, управление им.
- Модульность
- Вариативность (прогр. гибкие)
- Разноуровневость
- актуальность
- научность
- реалистичность
- полнота (наличие всех структурных элементов программы)
- целостность
- оригинальность (новизна)
- Титульный лист.
- название
- адресность
- срок реализации
- автор
- учреждение
- кто утвердил
- Пояснительная записка.
- тип программы
- актуальность
- педагогическая целесообразность
- образовательные цели и задачи
- адресность
- основополагающие педагогические идеи (опора)
- подходы к выбору содержания форм работы
- формы и режим занятий
- ожидаемые результаты и способы их проверки
- формы подведения итогов реализации программы
- Учебно-тематический план.
- перечень разделов тем
- разбивка на часы теоретических и практических занятий
- Направленность образовательной программы. Направленность образовательной программы — это обобщённое, идеальное определение результата — итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом. Согласно Закону «Об образовании», общеобразовательные программынаправлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это определённый, унифицированный объём предметных знаний, умений, навыков, гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.. В Законе «Об образовании» сформулированы общие требования к содержанию образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального потенциала общества, но и на следующие цели:
- Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
- Развитие общества;
- Укрепление и совершенствование правового государства.
3 Вопрос) Образовательные программы: понятие, правовая природа и структура. Классификация образовательных программ.
образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
Образовательные программы являются, наряду с образовательными стандартами одним из наиболее значимых структурных элементов российской системы образования (ст. 8 Закона РФ «Об образовании»). И так же, как стандарты, образовательные программы выступают и объектом, и средством правового регулирования образовательных отношений. Этим и обусловливается необходимость обращение к понятию и иным характеристикам образовательной программы в настоящем пособии.
В литературе и в образовательно-нормотворческой практике сложилось несколько подходов к толкованию содержания понятия «образовательная программа». Чаще всего под ней понимается:
— документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;
— нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
— индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
— совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;
— организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;
— определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.
Если обратиться с этимологии самого слова «программа» (от греч.programma– объявление, предписание), то оно означает обычно план намеченной деятельности. В образовательном контексте программа (учебная) есть краткое систематическое изложение содержание обучения по определенному предмету, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. 14 Однако, учебная программа и образовательная программа не совпадают по своему содержанию и собственному образовательному и образовательно-правовому статусу. К сожалению, действующее законодательство об образовании и, прежде всего, базовый закон не дает нормативного (законодательного) определения понятия «образовательная программа», хотя в нем и устанавливаются ее место и значение в системе образования.
Исходя из сказанного выше, представляется, что все представленные подходы к понятию образовательной программы отражают собой определенную грань этого элемента системы образования и уже по этой причине не могут быть игнорированы при анализе. Отсутствие же законодательной дефиниции образовательной программы дает основания рекомендовать законодателю исправить такое положение. В проекте Общей части Кодекса РФ об образовании разработчик также не дают определения этого понятия, что следует квалифицировать как недостаток проекта.
Представляется, что образовательную программу целесообразно определить как образовательно-правовой и управленческий документ, разрабатываемый на основе государственного образовательного стандарта и в соответствии с ним, содержащий перечень требований (предметов, навыков, знаний, объёма учебной нагрузки и т.д.), соблюдение которых необходимо для получения образования определённого уровня и соответствующего документа об образовании., принимаемый и реализуемый образовательным учреждением самостоятельно.
Общеобразовательные программы призваны обеспечить социализацию личности, направлены на формирование культуры, создание основы для сознательного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
С учетом уровня общеобразовательные программы подразделяют на программы образования:
• среднего (полного) общего.
Эти программы являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Для обучающихся с отклонениями в развитии на базе основных программ разрабатываются специальные программы, позволяющие учесть психофизические особенности и возможности обучающихся.
К основным образовательным программам относятся:
1. Основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
2. Основные профессиональные образовательные программы:
1) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
2) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
3. Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
1. Дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные пред-профессиональные программы.
2. Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.
В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Типовые (примерные) программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.
На основе типовых составляются учебные (рабочие) программы, в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:
пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;
содержание образования, т.е. учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;
методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;
учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/1728743/page:37/
https://studfile.net/preview/16706173/page:12/