Общеобразовательная программа дошкольного образования по фгос что это

Общие требования к программам дошкольного образования

Содержание и назначение основной образовательной программы дошкольного образования

Определение 1

Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) – это нормативный документ, отражающий содержание и направление образовательной деятельности в системе дошкольного образования, содержание применяемых методов и технологий обучения, а также ориентацию деятельности ДОУ на достижение целей и задач дошкольного образования.

ООП ДО включает в себя совокупность основных параметров образовательной деятельности, которые требуют учета при построении образовательного процесса в дошкольном учреждении. Сюда относятся объем учебного материала, его содержание, компетенции дошкольников, формируемые по освоению ООП, организационные аспекты деятельности и условия реализации образовательного процесса.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Программа необходима для:

  • Планирования деятельности ДОУ на конкретный учебный год.
  • Нормирование учебно-воспитательной работы в ДОУ.
  • Прогнозирование итогов образовательной деятельности ДОУ за конкретный временной промежуток.
  • Реализации требований ФГОС ДО, ориентированных на достижение качества образовательных услуг.

ООП формируется каждым образовательным учреждением дошкольного типа на основании разработанной Минобрнауки примерной дошкольной образовательной программы и с соблюдением требований ФГОС ДО. Примерная программа является моделью построения образовательного процесса в ДОУ, с учетом нормативов возрастного развития дошкольников и освоения ими пятью образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое и познавательное.

Требования к методологии построения ООП ДО

Согласно методологии построения основной образовательной программы дошкольного образования, выдвигаются следующие требования к ее проектированию:

  1. В ООП должны быть конкретизированы целевые ориентиры деятельности ДОУ, включающие все компетенции дошкольников;
  2. Мониторинг причин неполноценной реализации программы, не достижения ее целей перед внесением поправок в нее;
  3. Проведение оценки деятельности педагогического состава на основании специальных критериев, исключающих уровень развития дошкольников, их успехи и неудачи;
  4. Обязательное включение научно-обоснованной методики диагностики развития дошкольников, необходимой для внесения поправок в содержание программы и коррекции всего образовательного процесса ДОУ;
  5. Включение описания работы с дошкольниками по пяти образовательным областям;
  6. Включение описания работы по развитию самостоятельности инициативности дошкольников;
  7. Расширенное описание системы работы ДОУ с родителями воспитанников.

«Общие требования к программам дошкольного образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Требования к структуре образовательной программы ДО

Структура ОПП ДО представлена тремя основными разделами:

  1. Целевой раздел. В нем отражаются ожидаемые результаты освоения программы и делаются прогнозы развития дошкольников.
  2. Содержательный раздел. Он включает содержание образовательного процесса ДОУ, включающий направления развития дошкольников, особенности реализации обучения и воспитания, построения взаимодействия с семьями воспитанников, использование мотивации к познанию и развитию.
  3. Организационный раздел. Он отражает материальные основы деятельности ДОУ по реализации образовательной программы, техническое и ресурсное снабжение. Сюда же входит методическая база работы и способы проектирования предметно-развивающей среды в ДОУ.

Программа образовательной деятельности дошкольной образовательной организации должна включать в себя следующие компоненты:

  1. Целевое назначение образовательной деятельности.
  2. Содержание образования с учетом возрастных нормативов развития дошкольников. Содержание ООП должно ориентироваться на личностное развитие детей в разных видах деятельности, разными методами и средствами. Оно включает в себя пять блоков образовательной работы: социальное развитие, речевое становление, физическое, познавательное и художественно-эстетическое формирование личности дошкольника.
  3. Формы и методы реализации образовательной деятельности в ДОУ. Они отражают целевое назначение деятельности и ее особенности. Также, в расчет берутся условия реализации образовательной программы, материально-техническое снабжение ДОУ, педагогический состав и его квалификация, творческий потенциал.
  4. Совокупность компетенций, формируемых у дошкольников по мере освоения образовательной программы.
  5. Критерии оценки эффективности освоения ООП.
  6. Дополнительный раздел программы. Он включает в себя презентацию программы для общего представления о ее содержании и назначении.

Рисунок 1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Требования к содержанию ООП ДО

Содержание ООП ДО отражает ряд аспектов образовательной работы, связанных с построением в ДОУ оптимальной образовательной среды, ориентированной на всестороннее развитие дошкольника.

Образовательная среда ДОУ должна включать в себя следующие компоненты:

  1. Предметно-пространственную развивающую область деятельности дошкольников.
  2. Определенный характер взаимоотношений между детьми и взрослыми, ориентированный на благоприятное сотрудничество и развитие детей.
  3. Определенный характер взаимоотношений в детском коллективе, носящий развивающую направленность.
  4. Определенный уровень социального развития дошкольника, связанный с отношением детей к собственной личности, личностям других детей и взрослых, к миру вообще.

Содержание образовательной программы должно включать в себя коррекционные направления развития дошкольников, предусмотренные при наличии тех или иных отклонений от нормального развития ребенка. Например, речевая коррекция или работа с психологом. Кроме того, содержание должно включать приемы, применяемые для развития самостоятельности дошкольников, и активизации их инициативности.

Содержание программы должно отличаться гибкостью и преемственностью, т.е. программу можно скорректировать по ходу ее реализации, и она должна быть связана с предыдущими и последующими этапами обучения, с их содержанием.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Федеральный
институт
развития
образования

Программа «Детский сад по системе Монтессори» создана на основе педагогической системы известного педагога и психолога Марии Монтессори в соответствии Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Сохранив в полной мере ее концептуальные основы, Программа вобрала в себя новейшие достижения педагогической и психологической науки, а.

Программа «Истоки»

Программа «Истоки» переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования авторов Программы, развивающих основные теоретические положения, при.

Программа «Золотой ключик»

Программа «Золотой ключик» является примерной основной образовательной программой дошкольного образования, определяющей содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, дл.

Программа «Детский сад — дом радости»

Программа «Детский сад — Дом радости» составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук. Переработана в третий раз и представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС.

ФОП ДО — новая федеральная образовательная программа дошкольного образования

Уважаемые родители, информируем вас о том, что с 01 сентября 2023 года все детские сады переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Минпросвещения приказом от 25.11.2022г. № 1028 утвердило новую ФОП ДО. ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. ФОП ДО заменит примерную ООП ДО. ФОП должны соответствовать все программы во всех детских садах с 01 сентября 2023 года.

Утвержденная программа — Приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 (Федеральная образовательная программадошкольного образования)

Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования.doc

В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе со ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах.

Родителям о внедрении ФОП

Что такое ФОП

ФОП (или ФООП) ДО – федеральная образовательная программа дошкольного образования

Какая цель у внедрения ФОП

— Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;

— создать единое ядро содержания дошкольного образования;

— создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания

Что входит в ФОП

— федеральная рабочая программа воспитания;

— федеральный календарный план воспитательной работы;

— примерный режим и распорядок дня групп.

Единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы

Что будет обязательным для всех детских садов

ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы

Как будут применять ФОП

ФОП станет основой для разработки образовательной программы детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП

Когда детские сады перейдут на ФОП

Переход на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года

Материалы для ознакомления:

При подготовке материала использовались источники:
https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_trebovaniya_k_programmam_doshkolnogo_obrazovaniya/
https://old-firo.ranepa.ru/navigator-programm-do
https://doysineborsk.tvoysadik.ru/?section_id=55

Оцените статью