Шаг 7. Определение организационно-педагогических условий реализации дополнительной профессиональной программы
Определение организационно-педагогических условий реализации ДПП осуществляется начиная с момента появления идеи разработки и реализации той или иной программы. Решение о разработке программы целесообразно принимать с учетом наличия в организации необходимого ресурсного обеспечения или возможности его привлечения. Далее уточнение требований происходит при разработке процедур и средств оценки результатов обучения, программ(ы) практики (стажировки), программ учебных курсов, дисциплин, (модулей).
В раздел «Организационно-педагогические условия реализации программы» рекомендуется включить следующую информацию.
1. Требования к квалификации педагогических кадров, представителей предприятий и организаций, обеспечивающих реализацию образовательного процесса.
Здесь указываются требования к образованию педагогических и иных работников, а также (при наличии) требования к освоению ими дополнительных профессиональных программ, опыту работы в области профессиональной деятельности, соответствующей направленности ДПП.
2. Требования к материально-техническим условиям.
Приводится перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, тренажеров и др., обеспечивающих проведение всех предусмотренных программой видов занятий, включая практику.
3. Требования к информационным и учебно-методическим условиям.
Приводятся требования к информационно-коммуникационным ресурсам, обеспеченности учебными, учебно-методическим, справочными и иными печатными и/или электронными изданиями, учебно-методической документацией и другими материалами.
4. Общие требования к организации образовательного процесса.
Описываются условия проведения занятий, используемые образовательные технологии, организация практики, консультационной помощи обучающимся и т.д.
В программах, включающих в себя несколько учебных курсов, дисциплин (модулей), данный раздел также может быть представлен в каждой из рабочих программ.
При формировании условий реализации программы необходимо обеспечить их соответствие назначению программы и установленным требованиям к результатам ее освоения.
Комплекс организационно-педагогических условий при составлении программы дополнительного образования
статья
В данной статье подробно раскрываются составляющие элементы программы. Календано-учебный график, условия реализации программы, материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение. В конце статьи даются виды оценочных материалов, которые применяются педагогом при отслеживании усвоения программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс организационно-педагогических условий при составлении программы дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Календарный учебный график Календарный учебный график определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; определяет даты проведения занятия и т.д. Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы. Календарный учебный график рекомендуется размещать в Приложении: № п/п, Месяц, Число, Время проведения занятия, Форма занятия, Количество часов, Тема занятия, Место проведения, Форма контроля
Условия реализации программы Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.
Материально-техническое обеспечение Для реализации программы помещение должно соответствовать следующим характеристикам, далее вы размещаете сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебном кабинете, компьютерном классе, мастерской, лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и т.д.); сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.); перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.); перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков, спортивных снарядов, швейных машинок, специальных приспособлений, микрофонов и т.п.); перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, мультимедиа-проекторы, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.); перечень технических, графических, чертѐжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.; перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.; учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.); требования к специальной одежде обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.). Полный список оснащения и оборудования, чтобы не перегружать основной текст программы, можно перенести в Приложение к ней.
Информационное обеспечение Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, информационные технологии. Кадровое обеспечение Целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, кратко охарактеризовать их профессионализм, квалификацию. Если для реализации дополнительной общеразвивающей программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или иные специалисты (концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор, тьютор и т.п.), то тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации. 2.3.Формы аттестации Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые результаты, освоена ли ими программа. Формы аттестации индивидуальны для каждой программы, соответствуют локальному акту УДО и учебному плану программы. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.75) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация может проводиться как завершающая какой-то этап реализации программы, так и по завершению программы в целом. Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей и подростков должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, а также диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, гл. III). Формы аттестации: зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестивали, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие. Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, фестиваль, соревнование, турнир, зачетные занятия. Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы. Входная диагностика проводится в случае, если это предусмотрено условиями набора обучающихся.
Оценочные материалы Диагностические процедуры обязательно должны иметь непосредственную связь с содержательно-тематическим направлением программы. При проектировании программы, в т.ч. разноуровневой, важно провести тщательную методическую работу по созданию оценочных материалов и описанию квалификационных процедур, которые будут использоваться в рамках программы. При разработке заданий, используемых в оценочных материалах, необходимо опираться на соответствие уровня сложности заданий уровню программы, осваиваемому участником (принцип соответствия). Оценочные задания необходимо проектировать таким образом, чтобы результат их выполнения, сложившийся наличный уровень развития и образования участника сравнивался с его же предшествующим уровнем. Сравнения с результатами решений других участников программы, работающих на иных уровнях сложности, как правило, следует избегать. В этом смысле, различные оценочные процедуры, которые позволяют определить либо динамику соревнующихся групп, либо выполнить конкурсную оценку достижений участников на основании индивидуального зачѐта проводятся отдельно. В ходе конкурсных и соревновательных процедур рекомендуется проводить публичную оценку тех или иных достижений, уровней развитости ребёнка лишь в рамках заданных номинаций, границы которых укладываются в зону ближайшего развития участника. Для каждой программы разрабатываются свои, характерные для нее, параметры, критерии, оценочные материалы и диагностики. Обязательно указываются авторы используемых методик, даются ссылки на источники информации. Сами диагностические материалы, бланки опросников, тексты тесты, нормативы выполнения помещаются в приложении в конце программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей «Путь к успеху» занятия 1-5
Занятие «Мой успех»Методическая разработка занятий:Занятие 1. «Будем знакомы!»Занятие 2. «Я и МЫ»Занятие 3. «Мы вместе».Занятие 4. Диагностический блок. Шкала ситуативной и личностной тревожност.
Приказ МЧС России от 15.11.2022 N 1156 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (вместе с «Типовой дополнительной профессиональной программой профессиональной переподготовки «Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию», «Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации «Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры», «Типовой дополнительной профессиональной программой повышения квалификации «Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений») (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2022 N 71153)
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:
- по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
- в выходные и праздничные дни в любое время
Вы можете заказать документ на e-mail
Тексты документов всегда доступны в коммерческой версии КонсультантПлюс.
При подготовке материала использовались источники:
https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22042015-n-vk-103206/prilozhenie/algoritm-razrabotki-dopolnitelnykh-professionalnykh-programm/shag-7/
https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2021/05/08/kompleks-organizatsionno-pedagogicheskih-usloviy
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_432754/a4714b5d5df64015c36fa7af94d6d6d5333634ef/