Профессиональные образовательные программы
«. 4. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
5. К основным профессиональным относятся программы:
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 160-ФЗ)
3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);
(в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ)
4) послевузовского профессионального образования. «
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании»
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
- Профессиональные навыки
- Профессиональные стандарты аудиторской деятельности
Смотреть что такое «Профессиональные образовательные программы» в других словарях:
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ — документы государственного образца, определяющие содержание образования, направленного на решение задач последовательного повышения профессионального и образовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К… … Профессиональное образование. Словарь
- Профессиональные образовательные программы — документ образовательной организации, содержанием которого, в соответствии со структурой ГОС, являются федеральные, региональные и вузовские составляющие при соблюдении структуры и объема учебного материала, предъявляемого обучаемому, общих и … Педагогический терминологический словарь
- Образовательные программы — (общеобразовательные программы, профессиональные программы) Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
- Образовательные программы — определяют содержание образования определенного уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делятся на основные и дополнительные. Общеобразовательные программы направлены на… … Административное право. Словарь-справочник
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. Документы, определяющие содержание образования всех уровней и направлений. В РФ О. п. подразделяются на общеобразовательные (программы дошкольного, начального, основного и среднего (полного) образования) и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
- Образовательные программы — документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерацииреализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные, направленные на решение задач формирования… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ — образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие профессиональные образовательные программы с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно… … Профессиональное образование. Словарь
- Образовательные программы и учебники — ключевые элементы образовательного (педагогического) процесса. Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
- Образовательные программы — документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. В Рос. Федерации О.п. подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Осн. задачи О.п.: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в … Педагогический терминологический словарь
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ — документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы … Педагогический словарь
Алгоритм формирования основной программы профессионального обучения
Липецкий политехнический техникум
Профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) [1, статья 2, п.13].
К основным программам профессионального обучения относятся — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих [1, статья 12; 2].
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение [3], с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти.
В пределах освоения программы среднего профессионального образования профессиональное обучение предоставляется бесплатно [1, статья 73, п.5].
Свидетельство о квалификации по профессии рабочего (должности служащего) обучающиеся, осваивающие образовательную программу СПО, могут получить в образовательной организации СПО при условии:
- наличия у образовательной организации лицензии на реализацию программ профессионального обучения;
- наличия разработанной образовательной программы профессионального обучения;
- наличия в образовательной программе СПО профессионального модуля, предполагающего при проведении экзамена по модулю оценку освоенной целиком квалификации по профессии рабочего, должности служащего;
- соответствия содержания рабочей программы профессионального модуля в образовательной программе СПО содержанию программы профессионального обучения;
- проведения экзамена по профессиональному модулю (квалификационного экзамена) в соответствии с требованиями нормативных документов к итоговой аттестации (квалификационному экзамену) по программе профессионального обучения [1, статья 74; 2].
На основе анализа нормативных документов можно сформулировать следующие требования к основной программе профессионального обучения (далее — ПО):
- отсутствуют типовые программы ПО, за исключением типовых программ ПО в области международных автомобильных перевозок, если иное не установлено законодательством Российской Федерации [1, статья 73, п 9];
- образовательные организации должны самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательную программу, содержание которой обеспечивает получение обучающимися квалификации (уровня знаний, умений, навыков и компетенций), соответствующей требованиям профессиональных стандартов [1, статья 12,73; 2];
- содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации [1, статья 73; 2];
- образовательная программа ПО должна определять объем, содержание и планируемые результаты обучения, формы промежуточной и итоговой аттестации, организационно-педагогические условия и включать в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы[1, статья 2];
- результаты обучения по программе ПО – знания, умения, навыки и компетенции [1, статья 2 (13), статья 74 (2)];
- учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся [1, статья 2].
Содержание профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации [1, статья 12].
Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности [1, статья 2].
Согласно трудового кодекса Российской Федерации, статья 195.1, именно профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В настоящее время отсутствуют макеты программы профессионального обучения и фондов оценочных средств, утвержденные Министерством просвещения России. В приложении к данной публикации автором публикации предлагается макет программы профессионального обучения, включающий фонды оценочных средств.
Предлагаемый алгоритм разработки программы ПО учитывает методические рекомендации Минобрнауки России от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн [4].
Основным программам профессионального обучения что это
- Вы здесь:
- Защита Прав
- Право на образование
- Право на получение образования в РФ
- Образование в РФ
- Образовательные организации (учреждения) и их типы
Виды образовательных программ
- образование
- закон об образовании
- образовательные программы
- общеобразовательные программы
- 273 фз
- ФГОС
- уровни образования
- основные образовательные программы
- виды образовательных программ
- дополнительные образовательные программы
Характеристики основных образовательных программ
В соответствии с действующим в настоящее время в РФ законодательством процесс образования:
- осуществляется путем реализации образовательных программ;
- Образовательная программа:
- это комплекс основных характеристик образования:
- объем,
- п. 9 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019)
Уровни образования
- на общее образование,
- профессиональное образование,
- дополнительное образование и
- профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее образование и профессиональное образование:
- реализуются по уровням образования.
В настоявшее время установлены следующие уровни образования:
- общее образование:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;
- дополнительное образование детей и взрослых и
- дополнительное профессиональное образование.
Система образования в РФ создает условия:
- для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,
- предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также
- учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Виды основных образовательных программ
По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению:
- реализуются основные образовательные программы.
По дополнительному образованию:
- дополнительные образовательные программы.
ч. 2 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
К основным образовательным программам относятся:
- основные общеобразовательные программы;
- основные профессиональные образовательные программы.
В состав основных общеобразовательных программ входят:
- образовательные программы дошкольного образования;
- образовательные программы начального общего образования;
- образовательные программы основного общего образования;
- образовательные программы среднего общего образования.
В состав основных профессиональных образовательных программ входят:
- образовательные программы среднего профессионального образования, к ним относятся:
- программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
- программы подготовки специалистов среднего звена;
- программы бакалавриата,
- программы специалитета,
- программы магистратуры,
- программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),
- программы ординатуры,
- программы ассистентуры-стажировки;
- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,
- программы переподготовки рабочих, служащих,
- программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Структура основных образовательных программ, условия их реализации и требования к результатам их освоения:
- устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
ч. 3 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральные государственные образовательные стандарты
- дошкольного образования (ФГОС ДО):
- утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Уровни общего образования:
- начальное общее образование,
- основное общее образование,
- среднее общее образование
являются ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ уровнями образования.
Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и/или основного общего образования:
- не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
ч. 5 статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
По общему правилу к освоению образовательных программ среднего профессионального образования:
- допускаются лица, имеющие образование НЕ НИЖЕ основного общего или среднего общего образования.
ч. 2 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
К освоению образовательных программ высшего образования:
- допускаются лица, имеющие среднее общее образование:
- программ бакалавриата или
- программ специалитета.
ч. 2 статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
К освоению образовательных программ магистратуры:
- допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
ч. 3 статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Таким образом, сложившаяся в настоящее время в РФ система образования предусматривает поступательное освоение основных образовательных программ соответствующих уровней.
При подготовке материала использовались источники:
https://official.academic.ru/20223/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B
https://www.informio.ru/publications/id5463/Algoritm-formirovanija-osnovnoi-programmy-professionalnogo-obuchenija
https://moiprava.info/obrazovanie/obrazovanie-v-rf/1103-vidy-obrazovatelnykh-programm
- это комплекс основных характеристик образования: