...

Парциальная программа в доу что это такое простыми

Консультация для воспитателей «Обзор Парциальных программ дошкольного образования»

Эффективность ведения воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО, ДОУ) во многом зависит от выбора образовательных программ. В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона РФ № 273 «Об образовании», каждой образовательной организации делегируется право самостоятельного определения приоритетных программ из списка вариативных с учетом условий ведения образовательной деятельности, материально-технической базы детского сада, пожеланий родительского контингента.

Публикация «Консультация для воспитателей „Обзор Парциальных программ дошкольного образования“» размещена в разделах

  • Консультации для воспитателей, педагогов
  • Методические материалы для педагогов и воспитателей
  • Темочки

Программы дошкольного образования принято разделять на комплексные программы дошкольного образования (общеразвивающие, направленные на всестороннее развитие дошкольников, и парциальные (локальные, специализированные, представляющие набор педагогических методов и инструментов, используемых для воспитания детей в рамках конкретного направления. Парциальные программы в ДОУ по ФГОС могут использоваться для обеспечения целостности и корректировки воспитательного процесса, достижения запланированных образовательных результатов в рамках реализации требований нового стандарта.

Парциальные программы, направленные на развитие познавательной деятельности

Парциальные программы в ДОУ по ФГОС, направленные на развитие познавательного потенциала дошкольников, реализуются через: ведение индивидуальной и групповой познавательной, исследовательской деятельности; приобщение воспитанников к общекультурным ценностям; формирование базовых математических представлений; экологическое воспитание.

К популярным парциальным программам, реализуемым в рамках данного направления, нужно отнести следующие:

«МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» (В. П. Новикова).

Образовательная работа по данной парциальной программе проводится в занимательной игровой форме, способствующей легкому запоминанию математических категорий. В ходе занятий дошкольники овладеют устойчивыми навыками счета, познакомятся с процессами прибавления и вычитания, научатся решать простейшие математические задачи.

ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА» (Н. А. Рыжова)

Содержание программы обеспечивает ознакомление детей с разнообразием и богатством природного мира, содействует развитию начальных естественно — научных представлений и экологических понятий. Разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Основные цели — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Особенность программы заключается в формировании у ребенка целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения. Элементы экологических знаний органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты, что определяется структурными особенностями программы, учебный материал которой включает обучающий и воспитывающий компоненты. Программа предусматривает широкое использование разнообразной практической деятельности детей в вопросах изучения и охраны окружающей среды. Содержание программы может уточняться в соответствии с местными природными и климатическими условиями.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (С. Н. Николаева)

Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух — шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм : «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы — взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА»

Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА» Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! После довольно близкого общения с детьми с.

Консультация для педагогов «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образования» Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей, родителей: «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Ловкостью называется способность быстро овладевать.

Консультация для воспитателей «Родители как партнеры образования» Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений.

Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики»

Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики» Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук как средство развития.

Методическое объединение воспитателей ДОУ в форме «Ярмарка рабочих программ педагога» Используемые ресурсы: • компьютер; • презентация «Нормативно – правовое обеспечение образовательной деятельности на ступени дошкольного.

Оценка качества образовательных программ дошкольного образования (Всоко до) Оценка качества образовательных программ дошкольного образования1. Наличие документов, регламентирующих реализацию образовательных программы.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Парциальные образовательные программы дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников
статья

В статье представлен краткий обзор парциальных образовательных программ дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Обозначены средства реализации парциальных образовательных программ с учетом ФГОС ДО.

Ключевые слова: парциальная образовательная программа, ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие.

Скачать:

Вложение Размер
Файл4.docx 21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Парциальные образовательные программы дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Формирование социально-коммуникативных компетенций дошкольников является одной из ключевых задач современной педагогики ввиду стратегической важности адаптации воспитанников к требованиям общества и условиям стремительно меняющейся действительности. Парциальная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС, направленная на обеспечение условий, необходимых для адаптации детей дошкольного возраста в детском коллективе и обществе, реализуется посредством: разъяснения норм поведения, принятых в обществе, нравственных и моральных ценностей; привития навыков самостоятельности, самообслуживания; воссоздание типичных коммуникативных ситуаций, способствующий формированию у воспитанников навыков взаимодействия (в т.ч. для решения актуальных бытовых, учебных, творческих задач) со сверстниками и взрослыми; привитие основ безопасного поведения в социуме, в быту, во время пребывания на природе; развитие у детей социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию; формирование уважительного отношения к социокультурным ценностям российского народа, чувства принадлежности к российской нации и Отечеству; обеспечение условий, необходимых для социализации дошкольников.

Специфика парциальных образовательных программ заключается в соответствии их содержания актуальным задачам ДОУ, что обусловлено участием в разработке ведущих методистов, практикующих педагогов, специалистов по возрастному развитию. Благодаря внедрению дополнительного программного содержания удается разнообразить стандартную воспитательную практику и обеспечить оптимальные условия для гармоничного формирования личности воспитанников.

Рассмотрим наиболее известные парциальные образовательные программы по социально-коммуникативному развитию дошкольников, используемые в дошкольных образовательных организациях.

Программа «Я, ты, мы». Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина. Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Она состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе» , «Чувства, желания, взгляды» и « Социальные навыки » . Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности. Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно-наглядных пособий.

Кроме того, в программе содержатся два раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении и по работе с родителями. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные…», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?».

Также широко востребована специализированная программа «Азбука общения» . Авторы Л.М. Щипицина, О.В. Защеринская, А.П. Воронова, утверждающая необходимость ответственного отношения педагогов дошкольного образования и представителей семей к вопросам речевого воспитания малышей возрастом 3-7 лет. Реализация данного психолого-педагогического курса нацелена на формирование у дошкольников адекватных мотивационных установок по отношению к себе, членам семьи, окружающим в ходе выполнения специально разработанных тренингов и игровых упражнений. Особенностью данной программной разработки являются конспекты занятий, адаптированные для ведения индивидуальной и групповой педагогической работы, а также применение метода сопереживания – развития спектра эмоциональных переживаний ребенка и развитию способности передачи оттенков настроения, что гарантирует не только простоту социально-речевой адаптации воспитанников в будущем, но и возможность точного прогнозирования поведенческих реакций.

Рассмотрим следующую парциальную программу «Дружные ребята» авторского коллектива Р. С. Буре, М. В. Воробьевой, В. Н. Давидович, которая рассчитана на воспитанников от 3 до 7 лет. Программа «Дружные ребята» посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики – нравственному воспитанию ребенка в детском саду.

На первый план авторами выдвигается задача создания в группах детского сада оптимальных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками. Целью программы является развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности. Эта цель достигается с помощью решения задач программы:

• выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка ;

• разработать личностно – ориентированные занятия по развитию и коррекции социально – значимых эмоций ;

• сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность;

• обучить воспитателей, учителей, родителей эффективным способам взаимодействия.

Следующая программа «Страна понимания» автора Р. Р. Калининой, целью которой является развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности. Программа рекомендована младшим школьникам с нарушениями в коммуникативной сфере, испытывающих трудности в общении с окружающими людьми. Для развития у младших школьников успешных коммуникативных навыков используются интерактивные упражнения, ролевые игры, обсуждения.

Занятия помогут дошкольникам:

  • развить навыки принятия решений и способность самостоятельно размышлять;
  • научиться выражать эмоции и чувства;
  • находить собственный стиль общения;
  • оказывать взаимную поддержку друг другу в решении общих проблем;
  • повысить самооценку и укрепить личную идентичность;
  • развить социальные навыки.

С помощью педагогической технологии «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» Э. Ф. Алиевой, О. Р. Радионовой, происходит воспитание детей 5-8 лет в духе толерантного общения. «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» является одной из вариативных образовательных технологий, способной воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Состоит из 2-х сборников — методических рекомендаций для педагогов и практикума для детей. В основе технологии — интеграция различных видов деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская, поисковая деятельность), направленная на развитие личностного потенциала всех участников образовательного процесса. Адресована широкому кругу специалистов системы дошкольного образования, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родительской аудитории.

В заключение напомним, что п ринять решение, по каким программам работает детский сад, может руководитель ДОУ, основываясь на имеющихся кадровых и материально-технических ресурсах, пожеланиях родителей, которые могут быть выявлены по результатам тематического тестирования. Следует учитывать, что узкая специализация локальных программных документов обуславливает необходимость их использования в комплексе – в противном случае может быть нарушена гармоничность реализуемого учебно-воспитательного комплекса.

  1. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. — М.: Дрофа, ДиК, 1999.
  2. КалининаР. Р.«Страна понимания» -СПб, «Речь», 2002.
  3. БуреР. С., Воробьева М. В., ДавидовичВ. Н.«Дружные ребята». Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Алиева Э. Ф., Радионова О. Р. Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими? Педагогическая технология воспитания детей 5–8 лет в духе толерантного общения: методические рекомендации / Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова. — М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
  5. Интернет источник: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

При подготовке материала использовались источники:
https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-obzor-parcialnyh-program-doshkolnogo-obrazovanija.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/10/03/partsialnye-obrazovatelnye-programmy-doshkolnogo

Оцените статью