Паспорта государственных программ что это
Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ; РЕГИОН; СТРУКТУРА ПРОГРАММ; STATE PROGRAMS; REGION; PROGRAM STRUCTURE.
Аннотация: В общем виде структура государственной программы регионального уровня включает в себя федеральную целевую программу, в которой указывается заказчик, являющийся одновременно и координатором, а также подпрограммы, которые позволяют обеспечить привлечение соисполнителей к реализации государственной целевой программе. При этом, федеральная целевая программа в состав включает мероприятия, разделенные по участникам, ведомственные целевые программы, содержащие состав скоординированных мероприятий, призванных обеспечить решение поставленных задач и подпрограмм государственных региональных программ социально-экономического развития.
Государственная программа регионального уровня содержит;
— титульный лист;
— паспорт государственной региональной программы, в которой включены паспорта подпрограмм;
— текстовую часть государственной региональной программы, в которой представлены приоритеты и цели государственной политики, дана общая характеристика проблем региона в данной сфере, степень решенности проблемы и что необходимо сделать;
— таблицы, характеризующие содержание текстовой части региональной государственной программы;
— планы по реализации региональной программы;
— обоснование материалов программы, описывающее содержание региональной государственной программы;
— элементы согласования.
В Паспорте региональной государственной программы содержатся следующие сведения:
— ответственный исполнитель;
— состав соисполнителей и участников;
— состав целей и задач;
— состав целевых индикаторов, показателей исполнение региональной программы;
— сроки и этапы реализации, объем бюджетного финансирования;
— описание ожидаемого эффекта от реализации программных мероприятий.
Такую же структуру имеют и паспорта подпрограмм программы регионального развития.
Табличные сведения – приложения к государственной региональной программе содержат в себе следующие сведения:
— целевые индикаторы и прочие показатели реализации региональной государственной программы в разрезе периодов их реализации, обоснование сумм показателей, в том числе по подпрограммам;
— информацию относительно нормативно-правового обеспечения;
— информацию о финансирование бюджетом мероприятий государственной региональной программы.
В целом, обосновывающую и дополнительную информацию к региональным программам содержат параметры и направления реализации приоритетных национальных проектов развития, меры государственного регулирования, которые обеспечивают реализацию региональных программ, прогнозы сводных показателей государственных заданий, состав ресурсного обеспечения, оценку расходов бюджетной сметы, бюджетное обеспечение программы и подпрограммы в разрезе мероприятий.
Министерством экономического развития РФ Письмом № 3493-ПК/Д19и от 06.02.2023 рекомендована следующая структура государственных целевых программ:
— стратегические приоритеты – основные цели и приоритеты государственной политики региона, связь программы с национальными целями развития и государственными программами РФ;
— паспорт государственной программы;
— паспорта структурных элементов программы, включающие планы их реализации;
— правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов РФ;
— правила реализации бюджетных инвестиций, предоставления субвенций;
— решения об осуществлении капитальных вложений в рамках реализации региональной программы;
— решение о заключении от имени региона государственных контрактов, предметом которых является выполнение работ, длительность производственного цикла которых превышает действие утвержденных лимитов бюджетных ассигнований;
— прочие документы и материалы в сфере реализации региональной программы согласно действующему законодательству.
При этом, целевые показатели социально-экономического развития региона должны:
— формироваться с учетом отраслевых стратегий государства и развития макроэкономики;
— количественно характеризовать ход реализации программных мероприятий на представленных в программе территориях;
— отражать развитие отрасли в регионе.
Кроме того, при подготовке государственной программы дополнительно рассчитывают и разрабатывают следующие виды документов:
— характеристику текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития, анализируют основные показатели;
— прогноз развития соответствующей сферы развития региона, планируемые показатели макроэкономического развития территории;
— прогноз ожидаемых результатов программы, характеризующий целевое состояние территории после реализации программных мероприятий;
— описание рисков реализации региональной программы, в случае не достижения поставленных целей, механизм управления рисками и меры по их снижению;
— обоснование набора подпрограмм программы региона;
— описание мер государственного регионального управления в соответствующей отрасли;
— обоснование бюджетного финансирование региональной программы;
— информация о прогнозных расходах региона, в случае его участия в реализации программы;
— методика оценки эффективности реализации государственной программы;
— обоснование применения налоговых, таможенных, кредитных и прочих инструментов;
— информацию об участии коммерческих предприятий в реализации государственной программы;
— сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателей государственной региональной программы;
— основные параметры потребности в трудовых ресурсах;
— сведения о целевых группах, на которые направлены программные мероприятия.
Таким образом, формирование государственной программы предполагает комплексное исследование социально-экономической ситуации в регионе, выявление основных недостатков и достоинств территории для определения наиболее оптимальных путей прогнозирования стратегического развития региона.
Список литературы
- Ермасова, Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах / Н.Б. Ермасова. — М.: Высшее образование, 2020. — 516 c.
- Жуковский А.И., Васильев С.В. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ. — М.: ДИАЛОГ, 2020. — 175 с.
- Ильичев, А. В. Основы анализа эффективности и рисков целевых программ: моногр. / А.В. Ильичев. — М.: Научный мир, 2021. — 332 c.
- Карпова А.А. Формирование и оценка эффективности муниципальных программ: теория и практика: коллективная монография / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой – Омск: ЛИТЕРА, 2020. – 220 с.
- Кононенко, П. И. Стратегическое программно-целевое управление производственно-хозяйственной системой. Обобщения и практические рекомендации. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 272 с.
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2022 г. N 1937 «О внесении изменений в Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации»
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 23, ст. 4042).
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 октября 2022 г. N 1937
Изменения,
которые вносятся в Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации
1. Абзац шестой пункта 7 дополнить словами «(программ) (далее — национальные проекты)».
2. Пункт 15 дополнить абзацами следующего содержания:
«Сведения о мероприятиях (результатах) структурных элементов государственных программ (комплексных программ) содержатся в справочнике мероприятий (результатов) структурных элементов государственных программ (комплексных программ), порядок формирования и ведения которого устанавливается Министерством финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации.
В системе «Электронный бюджет» мероприятию (результату) структурного элемента государственной программы (комплексной программы) присваивается уникальный код, обеспечивающий в том числе возможность идентификации соответствующего мероприятия (результата), а также бюджетных ассигнований федерального бюджета на его финансовое обеспечение (при их наличии) на всех этапах его реализации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.».
а) после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
«Запрос на изменение паспорта государственной программы (комплексной программы), паспорта комплекса процессных мероприятий, сведения о которых составляют государственную тайну и (или) относятся к сведениям конфиденциального характера, формируется в виде новой редакции соответствующей части паспорта. К указанному запросу прилагается описание изменений относительно действующей редакции соответствующего паспорта государственной программы, паспорта комплекса процессных мероприятий.»;
б) абзац шестой дополнить предложением следующего содержания: «Корректировка состава показателей государственной программы (комплексной программы) и (или) их значений на последний год реализации осуществляется, как правило, при приведении паспорта государственной программы (комплексной программы) в соответствие с параметрами утвержденного федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.».
4. Абзац третий пункта 62 изложить в следующей редакции:
«Подготовка отчета о ходе реализации государственной программы (комплексной программы) осуществляется ее ответственным исполнителем на основе отчетов о ходе реализации федеральных проектов, ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий, реализуемых в составе государственной программы (комплексной программы).».
после слов «Федеральный орган исполнительной власти,» дополнить словами «иной государственный орган, организация,»;
слова «являющийся главным распорядителем» заменить словами «являющиеся главными распорядителями»;
слово «ответственный» заменить словом «ответственные»;
слово «обеспечивает» заменить словом «обеспечивают»;
б) после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:
«В системе «Электронный бюджет» обеспечивается автоматическое направление отчетов о ходе реализации структурных элементов государственной программы (комплексной программы) ответственному исполнителю государственной программы (комплексной программы), в рамках которой такие структурные элементы реализуются, а также ответственному исполнителю комплексной программы, сфера реализации которой затрагивает сферу реализации такой государственной программы (комплексной программы).»;
в) после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
«Отчет о ходе реализации комплекса процессных мероприятий, сведения о котором составляют государственную тайну и (или) отнесены к сведениям конфиденциального характера, направляется ответственным за разработку и реализацию соответствующего комплекса процессных мероприятий не позднее 13-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом, ответственному исполнителю государственной программы (комплексной программы), в рамках которой комплекс процессных мероприятий реализуется, в установленном порядке на бумажном и электронном носителях.».
6. Пункт 66 после слов «в 15-дневный срок» дополнить словами «(в 20-дневный срок по государственным программам (комплексным программам), сведения о которых составляют государственную тайну и (или) отнесены к сведениям конфиденциального характера)».
В частности, установлено, что сведения о мероприятиях (результатах) структурных элементов госпрограмм (комплексных программ) содержатся в специальном справочнике. Порядок его формирования и ведения устанавливается Минфином совместно с Минэкономразвития.
В ГИИС «Электронный бюджет» указанному мероприятию (результату) присваивается уникальный код, позволяющий в т. ч. идентифицировать ассигнования федерального бюджета на его финансовое обеспечение (при их наличии) на всех этапах его реализации.
Запрос на изменение паспорта госпрограммы (комплексной программы), паспорта комплекса процессных мероприятий, сведения о которых засекречены, формируется в виде новой редакции соответствующей части паспорта. К запросу прилагается описание изменений относительно действующей редакции соответствующего паспорта.
Уточнен порядок подготовки и направления отчетов.
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2022 г. N 1937 «О внесении изменений в Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации»
Вступает в силу с 9 ноября 2022 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 1 ноября 2022 г. N 0001202211010001
Собрание законодательства Российской Федерации, 7 ноября 2022 г. N 45 ст. 7720
Паспорта государственных программ что это
БК РФ Статья 179. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с перечнем и структурой государственных (муниципальных) программ, определенными Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 14.04.2023 N 128-ФЗ, от 04.08.2023 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственные программы Российской Федерации, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы Российской Федерации подлежат утверждению в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, с учетом положений Федерального закона «О парламентском контроле».
(в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в порядке и сроки, которые установлены высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией). Законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и предложений о внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 183-ФЗ, от 14.04.2023 N 128-ФЗ, от 04.08.2023 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственные программы Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период до начала очередного финансового года.
(в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 416-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 1 апреля текущего финансового года.
(абзац введен Федеральным законом от 04.08.2023 N 416-ФЗ)
3. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.
(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 128-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При подготовке материала использовались источники:
https://base.garant.ru/405590907/
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/71ca40dc63d9a84157b4afc7189f705a813d8a56/