...

Превентивная программа в школе что это

Превентивная программа: » Всё в твоих руках».

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. … Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом.

(Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года)

Изменения в современном обществе непосредственно отражаются на социально-психологической атмосфере и в школе, и в семьях. Мы знаем, что в настоящее время члены семьи чаще заняты решением собственных проблем и материальной составляющей жизни. Поэтому они меньше беседуют друг с другом, редко проводят свободное время вместе. Недостаток общения в семье приводит к неумению детей конструктивно взаимодействовать с окружающими. Это чаще всего становится причиной частых ссор с одноклассниками (особенно на средней ступени обучения), поводом обращения родителей за помощью к социальному педагогу, психологу. В связи с этим, опираясь на знания возрастной психологии, и была составлена данная программа.

Обзор ситуации со злоупотреблением психоактивных веществ в подростково-молодежной среде в Северо-Западном регионе, в том числе и в Псковской области.

Доля курящих среди несовершеннолетних и молодежи 11-24 лет —

61,3 %. Средний возраст начала курения — 11,5 лет

Употребляют алкоголь 81,8% несовершеннолетних и молодежи 11-24 лет. Средний возраст начала потребления алкоголя — 13 лет

Потребляющих наркотические средства, или пробовавшие их хотя бы один раз, среди несовершеннолетних и молодежи 11-24 лет — 44,8%. Около 40,0% детей впервые встретились с наркотиком в возрасте от 11 до 14 лет

Из числа несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ, впервые употребили наркотические средства :

32% — дома, на дискотеке, в клубах

52,3% — в компаниях

5,8% — в учебных заведениях

менее 4% — в одиночестве

Основную возрастную группу поведенческого риска составляют несовершеннолетние 11-17 лет, преимущественно юноши

Основными поставщиками наркотических средств являлись друзья и знакомые (75%)

Более 80% несовершеннолетних, употребляющие эпизодически или постоянно наркотические вещества, убеждены в своих возможностях прекратить наркотизацию при личном желании, хотя свыше 70% уже пробовали отказаться, но продолжают злоупотреблять наркотическими средствами.

В настоящее время в Дедовичской средней школе №2 работает дружный сплоченный коллектив, который работает над формированием личности, готовый к самоопределению и саморазвитию, обеспечивая право каждого ученика на получение образования в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

В учебном процессе задействовано: 620 учащихся, 50 педагогов, 2 библиотекаря, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, валеолог, медицинская сестра, врач стоматолог. В школе оборудована столовая, 2 спортзала, школьный музей, актовый зал, медицинский кабинет, кабинет стоматолога. В школе работают спортивные секции и кружки по интересам и предметные.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования подготовлен проект концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Школа работает по своей модели предпрофильной подготовки и профильного обучения. Особое значение в образовательном процессе в нашей школе уделяется работе с одаренными детьми.

Воспитательная работа организована в соответствии с принципами личностно ориентированного подхода в воспитании: -признание личности ребенка высшей социальной ценностью; -принятие ребенка таким как он есть;

-отсутствие попытки переделать его, но уметь влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Основные проблемы, выявленные в школе в результате мониторинга здоровья:

-Высокий уровень хронических заболеваний учащихся

-Не сформирована культура досуга школьников

-Незначительный процент учащихся, посещающих спортивные секции

-Негативное отношение к урокам физической культуры у большого количества детей

-Низкая мотивация образовательной деятельности

-Не сформирована культура здорового питания

-Высокая заболеваемость педагогов.

ПРЕВЕНТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
статья по теме

Превентивное обучение — новая область профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconPREVENTIVNOE_OBUChENIE.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №6»

Превентивное обучение — новая область профессиональной компетентности учителя начальных классов.

качественное обновление образования, основные направления которого определены в ряде основополагающих федеральных документов, возможно при условии эффективной системы повышения квалификации учителей, особенно учителей начальных классов.

Ведь для каждого ребенка встреча с первым учителем — это встреча с особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо. Но произойдет это в том случае, если педагог увидит в каждом ребенке уникальную личность, если он будет искать новые способы общения с детьми. Педагогу необходимо научиться пересматривать свой прежний профессиональный опыт, делая его адекватным современной педагогике.

В наше сложное время стране требуются учителя, способные занять личностно-гуманную позицию по отношению к ребенку. Это актуализирует проблему повышения компетентности учителя начальных классов.

Педагогу начальных классов необходимо пополнить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать других и самого себя, углубить свои представления о сущности гуманизации педагогического процесса, который включает в себя особенности взаимодействия учителя и детской группы, организацию общения с родителями и собственное профессиональное самосовершенствование. Специфическая направленность современного учителя начальной школы проявляется в системе профессиональных интегративных знаний и навыков, которые реализуются через гибкое педагогическое мышление учителя.

Стержнем системы интегративного знания учителя является психологическое знание. Вот как об этом точно сказал доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ А.Г. Асмолов: «Психология выстрадала свой путь в мир образования. Первые разочарования отдельных психологов в школах убедили меня в том, что «один в поле не воин». Тогда стало очевидным следующее: не столько психологи должны пойти в народ, в школу, сколько учителя, народ, должны пойти в психологию». Мало изучить теоретический материал в области психологии, надо научиться использовать эти знания в работе с коллективом детей и с каждым ребенком в отдельности.

Возникла необходимость в новых методах педагогической деятельности, в которой бы переплеталась современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. В ответ на запрос Московского комитета образования о разработке учебных материалов по превентивному обучению для начальных школ в 1997 году Международная некоммерческая организация Project HOPE начала проект «Школьная программа по профилактике употребления табака и алкоголя». В 2000 году пособия «Полезные привычки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

С этого же года по данным пособиям стали вести занятия учителя средней школы №6, в том числе и автор данной статьи. Я считаю, что учебное пособие для начальных классов «Полезные привычки» воплотило в себе современный научный подход к превентивному обучению школьника. Стержнем данного обучения стало формирование личной ответственности учащихся за свои поступки и здоровья. Превентивное, или профилактическое, обучение предполагает формирование положительного образа Я ребенка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников и некоторых других навыков личностной и социальной компетентности.

Роль учителя в превентивном обучении не традиционна. Педагог-психолог не должен считать свое личное мнение единственно верным, должен уважать и соблюдать права людей на собственный выбор решения. Ему требуется научить детей взаимопониманию и взаимодействию, самоанализу, рефлексии, преодолению барьеров общения, обучить приемам распознавания ситуации группового давления и навыкам сопротивления давлению. Педагог должен создать положительную психологическую атмосферу. Этому способствует отсутствие оценочных знаний на уроках по превентивному обучению. Тем не менее, важной частью занятия является оценка уроков учениками. В конце занятий дети раскрасят «пушистика», и педагог сразу увидит, насколько понравилось или не понравилось ребенку занятие, какое у него настроение, выяснит причины такого эмоционального состояния.

Учитель открыт к восприятию того, что говорят дети, поэтому он может и сам многому научиться у детей: умению слушать и слышать, педагогическому такту, замечать «нюансы» в поведении ребят, чувству юмора, самопародии.

Очень эффективны для работы по пособию групповые методы обучения («мозговые» штурмы, дискуссии, упражнения — энергизаторы). Учащимся моего класса особенно полюбилось ролевое моделирование: это драматические представления, ролевые и театрализованные игры, где учащиеся имел возможность импровизировать. При подготовке спектакля «Невероятные приключения», проведенного совместного с учениками Кульбида С.П. (Мастер-класс по профилактике употребления ПАВ, май 2006 года), мы столкнулись с такой проблемой: дети отказывались играть роли отрицательных героев. Мы нашли выход: отрицательных героев стали играть куклы. С тех пор дети «заболели» кукольным театром: мастерили кукол, приносили готовые, на занятиях по «Полезным привычкам» куклы стали действующими лицами. И это не случайно, ведь игры с куклами благоприятно влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка, служат для профилактики эмоциональных нарушение, а именно: страхов, тревожности, застенчивости, тем более, что диагностика последних лет показывает ежегодное увеличение (на 6%) количества детей, имеющих личностные проблемы.

Превентивное обучение по пособию «Полезные привычки» позволяет установить атмосферу подлинного диалога и доверия между взрослыми и детьми, создать условия для позитивного развития личности младшего школьника, формирует психологическую невосприимчивость к вредным социальным явлениям.

Превентивное обучение представляет собой молодую область педагогической деятельности. Овладение создаваемой технологией – процесс, требующий постоянного самоанализа и анализа деятельности педагога в реальных условиях школы.

А это невозможно без собственного профессионального самосовершенствования.

общеобразовательная превентивная программа «Полезные привычки» 1 — 4 классы
материал по теме

программа «Полезные привычки» для работы с несовершеннолетними. Теоретическую основу данной программы составляет современные научные представления о факторах риска.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconobshcheobrazovatelnaya_preventivnaya_programma.doc 76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Табарсукская средняя общеобразовательная школа

для работы с несовершеннолетними

Курение, употребление алкоголя, приобщение подростков и молодежи к наркотикам, ВИЧ- инфекция стали широко распространенным и открыто обсуждаемым явлением современной жизни. Все большее количество семей сталкивается с проблемой детского алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфицирования. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение социально-негативных заболеваний – важная задача школы. Существует несколько подходов к школьной профилактике или превентивному обучению. Традиционными подходами считается информационный, нравственный, эмоциональный и организация досуга. Более современные подходы – это так называемые «психологические прививки», направленные на формирование навыков сопротивления давлению и развитие личностной и социальной компетентности. Потребность педагогической общественности в программах профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) и распространения ВИЧ/СПИДа с использованием современных подходов может быть удовлетворена за счет внедрения превентивных образовательных программ, допущенных Министерством образования РФ, — «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», «Все цвета, кроме черного», и программы утвержденной областным экспертным советом – «Я и моя будущая семья».

Теоретическую основу данных программ составляют современные научные представления о факторах риска приобщения несовершеннолетних к употреблению ПАВ, заражения ВИЧ и защитных факторов, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям социального окружения. В рамках этих программ реализуются принципы позитивной профилактики, ориентированные на потенциал здоровья, освоение ресурсов психики и личности, на поддержку молодого человека и помощь ему в самораскрытии. Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспитании физически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Стимуляция личностного роста и развития психики позволяет успешно справляться со многими возрастными трудностями.

Обучение школьников по программам «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» предполагает:

  1. Предоставление учащимся научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ и ВИЧ/СПИДе;
  2. Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
  3. Обучение навыкам ответственного безопасного поведения в потенциально опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационного принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления;
  4. Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).

Учебные пособия «Полезные привычки», «полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» созданы авторским коллективом российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю. Ивановой, Е.Н.Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной) и построены с учетом двух принципов: преемственности и спирали – профилактическая работа, начатая в начальной школе, продолжается и дополняется в средней ступени, затем в старшей ступени. По мере обучения с 1-11 класс повторяющиеся темы усложняются и развиваются, а поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.

Сквозная учебная программа «Полезные привычки, навыки, выбор» охватывают учащихся с 1-11 класс и посвящена профилактики употребления ПАВ детьми и подростками. Программа включает в себя 92 урока. 50 из них направлены на формирование личностной и социальной компетентности (ЛСК), связанных с развитием таких основных жизненных навыков, как общение, самопознание, управление эмоциями и стрессом, принятием решений, критическое мышление и креативность. Оставшиеся 42 урока программы формируют специфические жизненные навыки, способствующие выработки критического отношения к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, инфекциям, передающимся половым путем, ВИЧ- инфекции, насилию. В случаи, если учитель поставил своей целью формирование личностной и социальной компетентности учащихся вне конкретного профилактического контекста, он может ограничится 50 базовыми уроками, направленными на формирование основных жизненных навыков.

Учебно-методическим комплектом обеспечены также федеральная программа «Все цвета, кроме черного» для учащихся 2-11 классов и областная программа «Я и моя будущая семья» для старшеклассников (9-11 классы).

При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/preventivnaya-programma-vsyo-v-tvoih-rukah-660844.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2011/09/11/preventivnoe-obuchenie
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/02/24/obshcheobrazovatelnaya-preventivnaya-programma

Оцените статью