Проектирование и оценка образовательных программ и процессов что это такое
Проектирование программ — одно из важнейших направлений образовательного проектирования. Особую актуальность оно приобретает в условиях развития вариативного, профильного, многоуровневого образования. Программа — это следующий после концепции уровень теоретического представления содержания образования. Любая образовательная программа — это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.
Прежде чем приступать к созданию программы, необходимо осознать ее специфику как нормирующего документа. Требования к содержанию и результатам проектирования в данном случае будут опираться:
· на четкие представления о сущности понятия «образовательная программа»;
· на знание комплекса действующих нормативов, определяющих стратегию, цели и содержание соответствующего уровня и типа образования (стандартов образования, требований к обязательному минимуму содержания, квалификационных характеристик и др.).
Прежде всего разработчикам рекомендуется проанализировать определение программы, которое берется ими за основу при проектировании, выделить в нем ключевые слова и осознать их педагогический смысл.
Образовательная программа согласно Закону РФ «Об образовании» — документ, который «определяет содержание образования определенного уровня и направленности». Это не общая программа какого-либо года обучения, не программа какой-либо учебной дисциплины. Это целостное описание содержания определенного уровня образования (например, основного общего, начального профессионального, высшего образования), классифицированного в качестве образовательного ценза.
Как продукт проектирования образовательная программа представляет комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и качество образования в конкретном учебном заведении, ориентированных на определенный уровень (ступень) образования и разработанных в соответствии с возрастом обучающихся. Если в пределах уровня образования (начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного) имеются различные направления подготовки, характеризующие профиль, профессию или специальность, то по каждому из таких направлений создается своя образовательная программа.
МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ
Ратификации Болонских соглашений и реализация программ, основанных на образовательных стандартах нового поколения, требует от всех участников и заинтересованных сторон создания принципиально новой системы образования в Российской Федерации. Педагогическое сообщество признало факт, что применение компетентностного подхода — есть конкретная цель учебного заведения, для дальнейшего успешного развития как конкретно взятого учреждения, так и всей системы образования в стране в целом, что представляется неотъемлемой частью рыночных отношений в социальных сферах и дает возможность формирования конкурентоспособной кадровой политики в России.
Трансформация результатов обучения в свете новой парадигмы образования в России предполагает освоение преподавателями проектно-методической работы, что включает целеполагание и прогнозирование компетенций студентов в рамках предложенных стандартов нового поколения. Для успешной реализации данного подхода образовательным учреждениям необходим пересмотр содержательной и технологической составляющей построения учебного процесса, подбор наиболее эффективных инструментов разработки ОП, учитывающих потребности заинтересованных сторон (государство, работодатели, студенты, родители и пр.). Таким образом, начальный этап включает формирование компетентностный модели будущего выпускника, что предполагает большой объем аналитико-исследовательской работы с целью выявления ключевых характеристик и их возможных метаморфоз в условиях реализации и развития образовательной системы страны.
Однако для многих преподавателей ОО отсутствие в отечественной педагогической школе традиций проектирования учебно-программной документации по учебным предметам с определением в качестве целей их освоения интегративных результатов ─ компетенций, и нерешенность в методологических вопросах разработки предстает рядом трудноразрешимых проблем.
Практический опыт использования методов системного анализа показал, что предпочтение, где такое возможно, следует отдавать достаточно простым методам. Это положение относится и к экспертным методам. Экспертные методы широко используются при определении коэффициентов относительной важности и для ранжирования рассматриваемых свойств и взаимосвязи по степени их важности и существенности.
Все эти достоинства дают нам возможность:
Использовать экспертную оценку как инструментарий при проектировании ОП в части выявления наиболее востребованных компетенций со стороны работодателей;
Провести оценку дисциплин, модулей в соответствии с количеством формируемых компетенций для распределения учебной нагрузки;
Разработать учебный план на базе предварительного анализа полученных оценок и их нормализации по весовому содержанию в дисциплине.
Пример использования анкетных методов экспертного оценивания для получения общего представления о требованиях работодателей на базе модели «TUNING» позволяет выявить общие тенденции их в видении будущих специалистов (таблица 1). Данный метод оценки основывается на требованиях предъявляемых к формированию компетентностной модели выпускника проектным подходом и документацией. Все это дает возможность преподавателям выявить ключевые потребности и проанализировать их составляющие по конкретному ФГОС. Как показала практика применения данного метода — основу будущего специалиста предприниматели видят по набору ОК- общекультурных компетенций, выстраивая компетенции под себя по цепочке — от «способен к обучению» и «владеет навыками работы на ПК» к «решению проблем». Предварительные выводы по такого рода оцениванию выявили ряд проблем — наиболее важная среди которых неготовность работодателей в регионах к новой парадигме образования и частичному неприятию уровневой системы.
Тем не менее, предложенная оценка позволила перейти к непосредственно проектированию ОП, выявив ключевые характеристики и требования, которые следует реализовать в процессе разработки учебных дисциплин, модулей и практик, а также выбор дисциплин вариативной части.
Таблица 1. Фрагмент анкеты
Следующий трудноразрешимый момент — распределение учебной нагрузки, в самом ФГОС СПО на разделы и модули дается общее количество часов вариативной части. Инструментарий экспертной оценки в данном случае проявил себя наиболее объективно. Технология распределения часов по учебным дисциплинам, модулям в рамках указанных в стандарте разделов представляет собой ранжирование, осуществляемое рабочей группой ППС (группой экспертов) участия в формировании каждой дисциплиной/модулем конкретной компетенции, что в дальнейшем пересчитывается на трудоемкость в часах на примере ФГОС по экономической направленности (рисунок 1, 2).
Рисунок 1. Пример матрицы экспертной оценки
Рисунок 2. Интерпретация экспертной оценки в часах нагрузки
Методы экспертного оценивания позволили сформировать вариативные компетенции и вариативный модуль за счет интервьюирования выпускников по направлениям (таблица 2, 3).
Таблица 2. Фрагмент анкеты
Таблица 3. Предлагаемый блок вариативных компетенций по результатам экспертной оценки
Элементы расчетно-экономической деятельности (профессиональные вариативные компетенции)
Проводить анализ и интерпретацию финансовой, бухгалтерской отчетности на основе системного анализа и нестандартных решений
Выявлять проблемы в деятельности функциональных подразделений с использованием нестандартных решений
Применять современные технические средства и технологии для решения сопряженных задач
В системном анализе и исследованиях систем управления используетя попарное сравнения, таблицы Разу, которые в общем виде для компетенций можно представить как следующую таблицу:
При подготовке материала использовались источники:
https://pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-189.shtml
https://infourok.ru/metody-proektirovaniya-obrazovatelnyh-programm-ekspertnye-ocenki-4533530.html