Магистерская программа: что это такое
Магистратурой называется часть программы высшего образования. Если ранее, каждый студент, проучившись пять лет в ВУЗе становился дипломированным специалистом, то в 2011 году произошли изменения. Россия перешла на болонскую систему обучения, согласно которой студент учится четыре года на бакалавра и еще два года на магистра.
Среди преимуществ магистратуры стоит отметить:
- можно насладиться студенчеством еще пару лет;
- можно получить еще одну профессию или пополнить знания в текущей области;
- если пройти по конкурсу, то обучение будет бюджетным, потому что магистерская программа – это продолжение высшего образования.
Структура программы
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ бакалавриат – это обязательная ступень высшего образования. Учащиеся получают базовые профессиональные знания и навыки. Окончив учебное заведение, бакалаврам выдается диплом о получении специальности.
После такого обучения можно заняться поисками работы, углубить свои знания в полученной области или получить новую специализацию. Наиболее амбициозные студенты продолжают обучение по магистерской программе.
Магистратура – это ступень, где можно пройти обучение по узкому профилю, а затем заняться научной или управленческой деятельностью. К тому же после магистратуры легко устроиться на престижную работу, которая будет стартом карьеры.
В России программа магистратуры состоит из двух частей:
- обязательной – установленной Федеральным государственным образовательным стандартом;
- вариативной – разработанной вузом самостоятельно.
Структура программы магистратуры делится на три стандартных блока:
- занятия по профилю (теоретические и практические);
- научно-исследовательская деятельность;
- присвоение квалификации путем прохождения государственной итоговой аттестации.
Какие бывают программы магистратуры
Магистерские программы можно разделить на несколько групп:
С ориентиром на научную деятельность:
- Философия.
- Политология.
- Юриспруденция.
- Финансовые отношения.
- Управление народным хозяйством.
- Бухгалтерия.
- Товароведение и технология пищевых продуктов.
- Правовое обеспечение хозяйственной деятельности. Дает более глубокие познания в этой области. Упор в программе делается на экономические аспекты, а также на усвоение английского языка.
- Топ – менеджмент. Дает широкие знания в области управленческой деятельности.
- Маркетинг. Направлена на расширение способов решения различных маркетинговых задач.
Новые магистерские программы
Магистерское образование с каждым годом расширяет свои возможности. Появляются новые программы:
- Магистерская программа по психологии. Во многих ВУЗах сейчас можно поступить в магистратуру по психологии. Узкие направления различные: «Когнитивные науки», «Консультативная психология», «Социальная психология», «Психоанализ». Обучение ведется как на русском, так и на английском языке. Могут поступать иностранцы, а также студенты других российских ВУЗов после первой ступени в образовании и успешно прошедшие тестирование;
- Магистерская программа – корпоративный юрист. Студенты получают более глубокие знания по юриспруденции в данной области. Выпускники успешно работают в крупнейших финансовых учреждениях страны.
- Магистерская программа – менеджмент. За два года студенты успевают освоить 4 дисциплины: бизнес-инновации, лидерство и предпринимательство, руководство человеческими ресурсами, организационное развитие. Учащиеся проходят стажировку не только в крупных российских городах, но и за рубежом. После обучения специалисты находят престижную работу, открывают свое собственное дело.
- Магистерская программа – юридический менеджмент . Такая специализированная программа предполагает обучение по трем направлениям: управление бизнесом в сфере юриспруденции, правовая инфраструктура, повышение эффективности организации с юридической точки зрения. Слушатели получают государственную аккредитацию. Обучение возможно в очной форме на русском языке.
- Магистерская программа – историческое знание. Данная программа нацелена на получение более глубоких знаний в области истории. Студенты углубленно изучают следующие сопутствующие дисциплины: историография, источниковедение, историю по основным периодам. Обучение ведется в очной форме, как на бюджетной, так и на платной основе.
- Магистерские программы по русскому языку. Желающие могут с успехом освоить магистерские программы по русскому языку в направлениях: «Русский язык, как иностранный язык», «Русская литература и европейские связи», «Перевод и создание текстов», «Когнитивная лингвистика».
- Магистерская программа – психология в бизнесе. Студенты перенимают опыт ведущих психологов Великобритании, Германии, Франции, России. В двухгодичную программу обучения входит управление персоналом, коучинг, принятие управленческих решений. Стажировка проходит в Лондоне и крупных российских городах.
- Магистерская программа – управление образованием. В основном программа построена на усвоение материала управленцами, директорами, предпринимателями для расширения своей сферы деятельности, построения бизнеса и карьеры. Обязательным условием в обучении является прохождение групповой практики в лучших заведениях по типу авторских школ и образовательных учреждениях. Выпускники получают государственную аккредитацию после 2 лет обучения на русском языке.
- Магистерские программы по педагогике. По мере обучения студентами апробируются современные подходы образования. А практику они проходят в лучших государственных и частных учебных заведениях.
- Магистерская программа – математическое образование. Обучение ведется в течение двух лет на русском языке. Основная цель – получение компетенций для преподавания математики на современном этапе.
- Магистерская программа – дополнительное образование детей. Выпускник по данной дисциплине может вести работу педагога по дополнительному образованию, научного сотрудника, методиста в центрах дополнительного образования и в образовательных центрах, занимать должность руководителя образовательного учреждения. Обучение ведется в очной и заочной форме от 2.
- Магистерская программа – стратегический менеджмент. Выпускники после двух лет обучения становятся высококвалифицированными специалистами для корпоративных департаментов, консалтинговых учреждений. Обучение очное длится 2,5 года на английском и русском языках.
- Магистерская программа – корпоративное управление. Изучаемые программы: корпоративные финансы и риски, управленческое консультирование, оценка бизнеса, управление бизнес-процессом корпораций. Форма обучения очная продолжительностью 2 года.
- Магистерская программа по иностранному языку. В основе обучения – авторские методики по преподаванию, лингвистике, переводу. Обучение ведется в том числе и на английском языке, предполагается участие в различного рода практикумах. Срок обучения – 2 года.
Новые магистерские программы публикуются на официальных сайтах учебных учреждений.
Совместные магистерские программы
Такие программы часто практикуются с целью получения полного и качественного образования. Преподаватели из различных заведений готовят курс лекций для студентов различных ВУЗов. Обучение ведется очно, заочно, дистанционно. По окончании можно получить 2 документа об образовании.
Магистерское образование в российских ВУЗах на современном этапе отличается вариативностью, возможностью получить высокую квалификацию. А вместе с тем найти достойную работу.
Какими бывают программы магистратуры?
Окончив ступень бакалавриата, каждый студент задумывается: продолжить обучение или остановиться на достигнутом? Многие бакалавры сталкиваются с тем, что работодатели считают их уровень образования недостаточным. В большинстве случаев, если студент не закрепился на месте практики и не остался там работать, то он продолжает обучаться на следующей ступени – магистратуре.
Окончив ступень бакалавриата, каждый студент задумывается: продолжить обучение или остановиться на достигнутом? Многие бакалавры сталкиваются с тем, что работодатели считают их уровень образования недостаточным. В большинстве случаев, если студент не закрепился на месте практики и не остался там работать, то он продолжает обучаться на следующей ступени – магистратуре.
Подать документы, пройти вступительные испытания для получения степени магистра можно по мере окончания основной программы бакалавриата. Студенты могут учиться на очной, заочной, очно-заочной и дистанционной основе. Студенты очных отделений обучаются 2 года, а остальные немного дольше (на 3-12 месяцев).
В зависимости от формы обучения (очная, заочная и пр.) в ВУЗах определяется соотношение преподаваемого материала и информации для самостоятельного изучения. Она может варьироваться от 20 до 80%. В любом случае студенту предстоит осваивать часть материала, курса самостоятельно.
Каждое учебное заведение разрабатывает программу для магистров, а затем направляет ее на аккредитацию, чтобы получить право выдавать дипломы соответствующего образца. Обратите внимание, что аккредитацию получает не заведение в целом, а конкретное направление или специальность, которому оно намерено обучать.
Для чего в России была введена магистратура?
В нашей стране новая система образования «4+2» (бакалавр + магистр) появилась сравнительно недавно. Она была призвана приблизить отечественную модель обучения к европейской.
Пока что понятие и сам процесс обучения в магистратуре за рубежом и в России отличаются. В РФ введение этой ступени было адаптировано под потребности государства, местный менталитет и особенности экономического развития. Условия для поступления в отечественный ВУЗ и любой другой университет Европы разнятся. Состав программы обучения (перечень дисциплин) также имеет свои особенности.
Независимо от того, в какой стране обучался студент, степень магистра действительна везде. На данный момент обучение программам магистратуры в европейских странах ценится выше, чем в России. Получение степени магистра на родине увеличивает шансы на трудоустройство (по мере окончания ВУЗа) в основном в пределах РФ.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Программы магистратуры в России
На сегодняшний день выделяют следующие программы магистратуры:
Это одна из молодых концепций в системе образования. Она позволяет обучающемуся получать образование одновременно в нескольких учебных заведениях. Главное условие для такого образования – участие ВУЗа в сетевой программе.
Сетевая программа позволяет студенту изучать отдельные курсы в разных заведениях. Студент может выбирать то учреждение, где более углубленно преподается та или иная дисциплина, курс, более мощный преподавательский состав и потенциал, современные методики преподавания и новейшие технологии.
Чаще всего магистры обучаются в рамках данной концепции среди федеральных ВУЗов. На сегодняшний день многие учебные заведения начали объединяться между собой, создавая при этом крупные научно-исследовательские центры, базы и сотрудничая с государственными структурами, предприятиями.
- Технологическая.
Данная концепция имеет сходство с целевым обучением. В рамках этой идеологии происходит подготовка специалиста конкретного профиля для определенного предприятия. К такому варианту прибегают обычно при развитии новой отрасли, для получения новой узкоспециализированной рабочей силы.
Заказчик устанавливает определенные требования к магистранту, помогает разрабатывать программу обучения для него с учетом потребностей предприятия или отрасли. Помимо этого, заказчик изначально обеспечивает магистранта местом для прохождения практики и дальнейшей работой.
- «Двойной диплом».
По сути, эта концепция очень похожа с сетевой программой. В большинстве случаев, студент обучается в нескольких ВУЗах и получает сразу 2 диплома. Понятие «двойной диплом» больше относится к тем обучающимся, которые проходят специальные курсы в отечественном и зарубежном учебном заведении.
Что дают программы магистратуры?
Самыми популярными направлениями среди магистров считаются юриспруденция, IT, маркетинг, туризм, строительство и дизайн.
Программы магистратуры позволяют усовершенствовать навыки студентов в конкретной области, выпускать узкоспециализированных профессионалов. Обучаться можно почти во всех ВУЗах страны на любой удобной основе (очной, заочной и пр.). Студенты имеют право получить степень магистра в рамках бесплатного или коммерческого образования. Ежегодно государство финансирует более 200 тысяч мест по программам магистратуры.
Магистратура повышает качество образования. Сейчас желающих продолжать обучение становится все меньше, а значит, преподаватели больше уделяют времени студентам-магистрам. Получение звание «магистра» делает специалиста более привлекательным на рынке трудовых ресурсов, а при наличии опыта работы по специальности – это бесценный кадр.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Особенности, структура и содержание магистерских программ
Обучение в магистратуре при университете предполагает следование четко обозначенной и тщательно спланированной траектории. Она описывается в виде магистерской программы с акцентом на соответствующее направление (специальность). Далеко не каждый абитуриент и студент знает, что состав и качество обучения на второй ступени высшего образования может разниться. Сегодня мы расскажем и специфике и особенности в структуре и содержании программ магистратуры.
Обучение в магистратуре при университете предполагает следование четко обозначенной и тщательно спланированной траектории. Она описывается в виде магистерской программы с акцентом на соответствующее направление (специальность). Далеко не каждый абитуриент и студент знает, что состав и качество обучения на второй ступени высшего образования может разниться. Сегодня мы расскажем и специфике и особенности в структуре и содержании программ магистратуры.
Понятие и функции магистерских программ
Магистратура – вторая ступень высшего профессионального образования, призванная подготовить административные кадры, обладающие современными и узкоспециализированными представлениями, подходами в рамках выбранной ниши и специальности. Более того, данная парадигма призвана развить начальные исследовательские компетенции, подготовив тем самым выпускника к построению профессиональной, а также научной карьеры.
Подготовка магистров осуществляется на основе утвержденной и действующей в стенах образовательного заведения магистерской программы. Под ней понимают комплекс дисциплин, мероприятий и подходов к подготовке высококвалифицированных специалистов-исследователей.
Магистерская программа представляет собой специфическую траекторию с более глубоким уровнем подготовки студентов, более жесткими требованиями к качеству подготовки. Притом рассматриваемая ниша является продолжением обучения в рамках высшего образования. С ее помощью индивид может обрести специфические, свойственные конкретной специальности и должности знания, навыки или вовсе освоить новую профессию.
Среди основных функций магистерской программы обучения можно отметить следующие. Первая задача — конкретизирующая или углубляющая миссия. Она проявляется в том, что обучение в магистратуре позволяет учащемуся выбрать более узкую специализацию и работать в конкретном звене, качестве и пр. В данном случае магистрант получает более глубокие знания в рамках выбранного направления, специальности. Притом реализация рассматриваемой функции может, как расширять полномочия (например, при освоении новой профессии), так и сужать их (когда индивид погружается в более узкий сегмент по текущей профессии).
Вторая задача магистерских программ — научная. Она проявляется в том, что в рамках учебного процесса студенты активно развивают исследовательские качества и компетенции. Притом для продолжения научной карьеры важно именно магистерское образование (допускается также уровень специалитета).
Считается, что магистрантам легче и проще подготовиться к поступлению в аспирантуру. Во-первых, они имеют наработки по теме исследования и знают, как ее можно развивать дальше. Во-вторых, у магистрантов точно есть за плечами актуальные научные публикации, что позволит пополнить портфолио и подкрепить мотивы для обучения в аспирантуре и пр.
Третья функция магистерских программ заключается в обновлении или восполнении текущих компетенций, актуализации данных. Обучение в магистратуре позволяет студентам углубить знания и развить специфические, более узкие, современные приемы и компетенции по специальности. В данном случае происходит дополнение текущих представлений и умений или восполнение имеющихся пробелов в начальной подготовке дипломанта.
Четвертая функция – карьерная. Как показывает практика, построить профессиональную карьеру и быстро продвинуться по соответствующей лестнице легче именно дипломированным магистрам. Работодатели отмечают, что магистрантам не требуется дополнительное обучение или стажировка, поэтому они могут оперативно приступить к выполнению возложенных на них обязанностей. Именно на фоне данной функции магистров первее принимают на руководящие должности, чем бакалавров с опытом работы.
Таким образом, программа магистратуры реализуется только в стенах вузов и нацелена на подготовку узкоспециализированных специалистов с высокими исследовательскими качествами. Она подходит экспертам, нацеленным на карьерный и научный рост.
Виды магистерских программ
Магистерские программы, несмотря на свою «содержательную универсальность», имеют определенную градацию, которая предопределяет специфические черты направления подготовки и действующей траектории обучения.
В зависимости от формата подготовки магистра при вузе можно выделить программы очного, заочного, вечернего и дистанционного типа. В данном случае разница кроется в продолжительности научно-исследовательского и профессионального воспитания учащегося, а также в соотношении и объеме дисциплин.
Очная подготовка самая тотальная, качественная, и короткая по продолжительности. Заочная, очно-заочная и дистанционная ниши ориентированы на самообразование с обязательным прохождением аттестации, сессии, сдачей письменных работ и прохождением сессии в установленном виде, четко очерченные сроки.
В зависимости от характера магистерской программы принято выделять профессиональные (прикладные) и научно-исследовательские. Первый вид ориентирован на повышение профессионального уровня подготовки специалиста с целью развития в нем узкий компетенций, навыков в определенном сегменте профессии и пр. Второй ориентирован на подготовку для построения и научной карьеры, где акцент делается на развитии исследовательских качеств, выбор конкретной темы для дальнейшего развития, подготовка перед поступлением в аспирантуру и пр.
В зависимости от профессиональной или научной принадлежности можно выделить свыше сотни магистерских программ. В данном случае будет подчеркиваться принадлежность к конкретной области или отрасли: экономические, юридические, технические, социологические, физические и пр.
В зависимости от связи с предшествующим образованием можно выделить магистерские программы новые и текущие. Новые, когда абитуриент решил сменить профиль на базе магистратуры, а текущие – продолжает постижение профессии в более узком сегменте, русле. Также текущие программы нередко называют сквозными.
В зависимости от разработчика и места реализации, магистерские программы могут быть авторскими – относятся к конкретному университету, совместной – когда несколько вузов объединяются для подготовки специалиста на совместной основе. Здесь же уместно выделить градацию на отечественные и международные. Отечественные «национальные» магистерские профили реализуются на базе российских вузов, а международные предполагают подключение к учебному процессу иностранных партнеров, лекторов, иностранные стажировки и пр.
О некоторых видах магистерских программ можно также узнать в одной из наших статей.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
При подготовке материала использовались источники:
https://100umov.ru/polezno-znat/magisterskaya-programma-chto-eto-takoe/