...

Профиль программа обучения что это

Словарь абитуриента: направление, профиль подготовки, специальность

Специальность или специализация, направление или факультет — часто кажется, будто это одно и то же. А вот и нет. Чтобы не оказаться в ситуации, когда поступал на экономику, а изучаешь право, нужно заранее знать, чем один термин отличается от другого. Рассказываем о ключевых терминах при поступлении.

Словарь абитуриента

Укрупнённое направление — это область знаний, где обучаются студенты. Например, «естественные науки» или «науки об обществе».
Направление или специальность — это отдельная отрасль укрупненного направления, в которую входят теоретические и практические знаний о выбранной профессии.

Профиль подготовки или специализация — это самая узкая отрасль направления, которая точно определяет предмет обучения. Например, алгебра и дискретная математика.

Факультет — это комплекс кафедр с одним направлением. Например, филологический факультет.

Кафедра — это часть факультета, которая готовит кадры в конкретной отрасли знаний. Например, кафедра физвоспитания.

Образовательная программа — это документ, который определяет основные показатели обучения: объём занятий, их содержание и планируемые результаты. Этот документ — учебный план, календарный учебный график, рабочую программу учебных предметов, курсов и дисциплин, а также оценочных и методических материалов.

Взаимосвязь ФГОС и специальностей

Чтобы не возникала путаница, Министерство образования РФ утвердило ФГОС — Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС для бакалавриата состоит из 54 укрупненных направления и 151 специальности. Делятся они на три уровня. В таблице ниже — пример деления на укрупнённые направления, направление и специальность и профиль.

Уровень Что входит
Укрупненные направления 02.00.00 Компьютерные и информационные науки
Направления или специальности 02.03.01 Математика и компьютерные науки
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
Профиль Определяется вузом. Например:
Математический анализ и приложения
Алгебра и дискретная математика
Математические основы компьютерных наук
Математическое и компьютерное моделирование
Информационные системы и компьютерные технологии

Уровни вложенности ФГОС

Проблема выбора профиля обучения

Каждая специальность включает в себя ряд профилей. Эти профили и определяют будущую специализацию студента. Чтобы понять, кем вы станете после окончания обучения, нужно просмотреть профессиональный и специальный блок дисциплин учебного плана.

Так, обучаясь на профилях, описанных выше, можно освоить следующие профессии:

  • IT-специалист,
  • web-программист,
  • разработчик интеллектуальных систем.
  • BI-разработчик,
  • администратор баз данных,
  • аналитик больших данных,
  • аналитик рыночного риска.

Как правильно выбрать профиль

Иногда, чтобы определиться с карьерой, стоит идти от частного к общему. То есть сначала выбрать профиль и профессию, а уже потом думать между направлениями подготовки. Например, чтобы стать BI-разработчиком можно отучиться на следующих профилях и направлениях:

01.03.02 Прикладная математика и информатика

  • Анализ данных и интеллектуальные системы,
  • Большие и открытые данные.

09.03.02 Информационные системы и технологии:

  • Анализ данных и цифровые технологии,
  • Цифровизация экономической деятельности,
  • Цифровые системы управления в промышленности и социально-экономической сфере,
  • Искусственный интеллект и математическое моделирование в информационных системах,
  • Системное и прикладное программирование информационных систем.

38.03.05 Бизнес-информатика

  • Архитектура предприятия,
  • Информационные технологии в управлении предприятием,
  • Аналитика данных и эффективное управление.

Почему сложно найти информацию о профилях образования

Часто информация о профиле образования надёжно спрятана на сайте вузов и найти её крайне сложно. Это происходит потому, что Министерство обязывает учебные заведения публиковать квоты только по специальностям, без профилей. Информацию о профиле можно найти на сайте в следующих разделах:

  • «Контрольные цифры приёма» в разделе «Приёмной комиссии»,
  • «Структура вуза»,
  • «Информация о факультетах и кафедрах»,
  • «О вузе».

Иногда вузы скрывают информацию о профилях, так как бюджетные места открываются только для непопулярных профилей образования. А вот специальность чаще привлекает абитуриентов. Так, больше студентов поступают на непопулярные профили образования, из-за того, что их заинтересовала специальность. Также вузы могут указывать только специальности, чтобы абитуриентам было проще сделать выбор. Так или иначе, стоит несколько раз перепроверить информацию о профилях образования.

Признаки того, что направление не соответствует профилю вуза

Самые популярные направления образования — это «Образование и педагогика» , «Информатика и вычислительная техника», а также «СМИ и реклама». Эти направления часто открываются в непрофильных вузах для привлечения абитуриентов. Чтобы не ошибиться, стоит обратить внимания на два аспекта:

  • отсутствие бюджетных мест на профиль,
  • название профиля, которое не встречается в других вузах.

Поступление в вуз — это настоящая формула, где каждая переменная играет большую роль. От знания значений этих переменных может зависеть весь успех обучения.

Словарь абитуриента: сложные термины простым языком

Мы обнаружили, что многие абитуриенты путают термины, которые необходимо знать, чтобы не запутаться при поступлении. Так, например, мы обнаружили большую путаницу в терминах “направление подготовки”, “специальность”, “профиль подготовки”, “образовательная программа”, “кафедра” итп.
Сразу скажем, что мы не хотим давать четкие определения терминам, их можно загуглить. Мы хотим разжевать суть понятным языком. Начнём по порядку.

Направление подготовки.
Самый важный термин, который нужно знать абитуриенту – это направление подготовки. Многие путают его с профилем, специальностью, профессией.
Путаница с термином “специальность” произошла после введения Болонской системы в вузах России. Если вкратце и грубо, то эта система предполагает упразднение программ подготовки специалистов (5 лет обучения) в пользу программ подготовки бакалавров (4 года обучения). До этого термин “направления подготовки” можно было приравнять к термину “специальность”. Теперь базовое высшее образование – это подготовка не только специалистов, а и бакалавров. Однако, до сих пор выбирая себе место обучения абитуриенты ищут именно “специальность”, что теперь некорректно и сильно усложняет жизнь. Так как появились направления подготовки не только специалитета, а и бакалавриата, то теперь корректно выбирать не специальность, а направление подготовки. Соответственно, теперь есть направления подготовки бакалавров и направления подготовки специалистов. Список направлений подготовки строго регламентирован его можно посмотреть у нас на сайте тут https://tabiturient.ru/np/. Это очень важно понимать и желательно его изучить.

Профиль подготовки.
Незнание того, что есть конкретный список направлений подготовки приводит к тому, что возникает путаница с другим термином – профиль подготовки или специализация (не путать со специальностью/специалитетом). Мы обнаружили, что в нашем поиске по направлению подготовки люди часто пишут что-то вроде “национальная экономика”, “программирование” итп. На самом деле, таких направлений как “национальная экономика” и “программирование” не существует. Есть направление подготовки “Экономика”, где есть профиль “национальная экономика”, есть направление подготовки “Прикладная математика и информатика”, где есть профиль “системное программирование».
Формулировка профиля подготовки может быть абсолютно любой. Это решает сам вуз. Если речь идет о направлении подготовки “Экономика”, то вузы любят приписывать что-то вроде “мировая экономика и политика”, “инновационный бизнес”, “финансовая аналитика” итп. Очень часто (не всегда) профили – это всего лишь приписки в рекламных целях для привлечения абитуриентов. Согласитесь, инновационный бизнес звучит привлекательней, чем экономика. По факту же, очень часто, эта приписка означает лишь то, что программа “Экономика” с профилем инновационный бизнес от программы “Экономика” общего профиля отличаются лишь тем, что у первой будет полгода такой предмет. Даже в дипломе этот профиль записан не будет. Будет записано только направление подготовки, в данном случае будет написано “освоил(а) программу бакалавриата по направлению 38.03.01 Экономика”. Справедливости ради хочется ответить, что есть программы, где этот профиль действительно важен и учебные планы программ очень отличаются, но сейчас речь не об этом. Нам важно донести мысль, что не стоит путать направление подготовки и профиль.

Кафедра.
Будучи студентом, я когда-то работал в приемной комиссии. Самое большое негодование у меня вызывала фраза абитуриента “хочу поступить на кафедру макроэкономики”. Пожалуйста, забудьте вообще о кафедрах. Я постоянно вижу, что на нашем сайте ищут какие-то кафедры и хотят туда поступить. Простым языком говоря, кафедра – это объединение преподавателей или научных сотрудников. Все, что нужно знать абитуриенту о кафедре, это то, что он будет прикреплен к ней, когда будет писать диплом. Подробно рассказывать об этом не буду. Хочу лишь донести ту мысль, что на кафедры никто не поступает. Вот пример. Есть кафедра физкультуры. Даже если Вы будете учиться на Менеджменте и писать диплом на кафедре управления персоналом, то все равно будете иметь дело с преподавателями кафедры физкультуры.

Вуз.
Вуз – высшее учебное заведение. Далее грубая терминология. Если вуз включает в себя несколько институтов и факультетов, он называется университетом, высшей школой или академией. Если вуз включает в себя только совокупность факультетов, то он называется институт. Когда у вуза появляется несколько институтов, то он называется не институт, а университет.
Путаница заключается в том, что институт может быть как самостоятельным вузом, так и находиться внутри какого-то учебного заведения.
Более того, вуз будучи университетом может называться институтом. Например, МФТИ (Московский Физико-Технический Институт). Когда-то действительно был институтом. Теперь он университет. Название сохранено, видимо, из-за того, что хотели сохранить бренд.
Сейчас осталось очень мало институтов как самостоятельных вузов. Как правило, институты сейчас находятся внутри каких-то университетов, высших школ, академий.

Институт, факультет.
Еще пара фраз, которые я частенько слышал — “Хочу поступить на факультет”, “Хочу поступить в институт”. No, please ☹
Если подразделение называется “Биологический факультет” или “Институт биологии”, то совсем не обязательно, что там будет представлена программа по направлению “Биология”. Или там действительно будет программа с направлением “Биология”, но, как правило, в подразделении еще есть несколько, а то и несколько десятков других программ. Может даже внезапно оказаться программа по направлению “Менеджмент”.

Образовательная программа.
Обратите внимание, что Вы поступаете именно на образовательную программу. Не на факультет, не на кафедру, не на направление подготовки, а именно на образовательную программу.
Каждая образовательная программа реализуется в рамках вышеупомянутого направления подготовки. Образовательная программа может быть в составе факультета или института. У образовательной программы может быть профиль подготовки. Лекции будут вестись преподавателями разных кафедр. Для наглядности, чтобы понять, что такое образовательная программа, давайте возьмем НИУ ВШЭ. Если вы перейдете на страницу со списком проходных баллов ВШЭ по направлению “Экономика” тут https://tabiturient.ru/vuzu/hse/proxodnoi/?1112, Вы обнаружите, что есть 5 разных программ. Эти 5 программ находятся на 3 разных факультетах. Они имеют разные профили (кстати, профили могут пересекаться).
Хоть все они ведут подготовку по направлению Экономика и даже профили у них будут одинаковые, им выделено разное количество бюджетных мест, стоимость обучения у всех разная, у каждой образовательной программы свой собственный учебный план и даже преподаватели. Придя в приемную комиссию, нужно четко понимать на какую именно образовательную программу Вы поступаете. Нельзя просто нести документы в ВШЭ на экономику или менеджмент.

Теперь Вы знаете чем отличается направление подготовки от профиля и образовательной программы 🙂 Надеемся, нам удалось хоть немного разжевать термины, которые помогут Вам более точно определиться с местом обучения.

Понравилось 414

К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь

Что такое профильное образование

Кто-то уже определился со сферой своих интересов, но для кого-то эта задача — сложнее логарифмов. В статье поговорим о профильном образовании, расскажем о плюсах и минусах и поможем определиться, нужно ли максимально погружаться в отдельные предметы в 10 и 11 классах.

Кому нужно профильное обучение

За время обучения в школе у подростков формируется собственный круг интересов. Школьника могут увлечь некоторые предметы, поэтому он захочет связать свою будущую жизнь с определённым направлением деятельности. Если для этого нужно поступить в отраслевой вуз с большим конкурсом, начать подготовку лучше заранее.

Профильное обучение поможет в этом, так как позволит школьнику больше времени уделять тем предметам, которые потребуются для зачисления в вуз.

Но что делать тем, кто сомневается? Стоит ли определяться с направлением так рано? Профильное образование дает больше возможностей, поэтому о нём стоит задуматься. Разберемся, что это такое и почему может быть полезным для старшеклассника.

Профильное образование – что же это

Суть обучения в специализированных классах старшей школы заключается в углубленном изучении определённых предметов, связанных с профессиональной ориентацией школьника.

Выбирая направление после окончания 9-го класса, старшеклассник сможет получить более качественную подготовку по тем предметам, которые будут нужны для поступления на выбранную специальность.

Однако профильное образование – это не только зубрёжка и привычные уроки. Многие занятия проводятся в университетском формате, иногда с привлечением преподавателей из вузов.

Такая форма образования помогает подростку составить реальное представление о положении на рынке труда и узнать больше о той профессии, которую он хочет получить в будущем.

Для чего нужно профильное образование

Обучение в профильном классе позволяет получить более структурированные и глубокие знания по предметам, связанным с будущей профессиональной деятельностью. Это те предметы, которые придётся выбрать для сдачи ЕГЭ, чтобы поступать на выбранное направление в вузе.

В профильном классе школьник сможет заранее разобраться в тонкостях выбранного направления.

Бывает так: в 9-м классе ничего не вызывает живого интереса. Тогда профильное обучение позволит углубиться в разные направления. Это поможет найти, что по душе и повысит мотивацию к получению образования.

Ещё профильное образование позволяет развить мышление, способность искать причинно-следственные связи, умение формировать и отстаивать своё мнение.

У учеников, получивших такое образование, больше шансов поступить именно в тот вуз, который они выбрали.

Типы профильного обучения

Большинство старшеклассников предпочитают продолжить учиться после 9 класса в своей родной школе. Однако не все школы предлагают полный перечень специализаций. Кроме того, тип обучения в разных школах может отличаться.

В школах, работающих по системе профильного класса со спецпрограммой, кроме стандартных дисциплин, можно получить дополнительные курсы по предметам, связанным с будущей профессией.

В некоторых школах предлагают формат элективного курса. В этом случае старшеклассники самостоятельно могут выбрать предметы для углубленного изучения из перечня дисциплин.

Также есть школы, которые работают в связке с вузами. В этом случае для целевых занятий привлекают профессоров вузов. В подготовке упор идёт на поступление в определенный университет.

Если в школе нет профиля, отвечающего интересам школьника, можно задуматься о переводе в другое образовательное учреждение.

Плюсы и минусы распределения

Усиленная подготовка по профильным дисциплинам существенно увеличивает шанс поступить в выбранный вуз.

Изучение любимых предметов повышает интерес к учебе, мотивирует старшеклассника учиться лучше и достигать поставленных целей.

Освоение целевых предметов наполняет необходимыми знаниями для упрощения учебного процесса в вузе.

Подготовка к особенностям профессии развивает ранний интерес к будущей деятельности.

Иной подход к подаче материала позволит выпускникам быстро адаптироваться и к обучению в вузе и не бояться нового формата.

Минусов у этих программ гораздо меньше.

  • Зачисление на конкурсной основе пугает многих ребят, так как нужно готовиться к сдаче определенных экзаменов.
  • В системе профильного образования меньше времени выделяется для изучения дисциплин, не связанных с профессией.
  • Одно направление раз и навсегда? Многие боятся этого момента, так как кажется, что придётся уже в начале 9 класса определиться с направлением своей деятельности и уже не будет шанса сменить его.

Это не совсем так. В процессе учебы школьник может осознать, что это совсем не то, чего он хотел. Это нормально. Тогда для поступления в вуз нужно будет готовиться к тем предметам, которым уделялось меньше часов.

Не бойтесь минусов, подготовиться к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ реально с любого уровня вместе с «СОТКОЙ». Узнать больше.

Как выбрать профиль обучения

В этой системе есть 5 стандартных профилей:

  • естественнонаучный,
  • гуманитарный,
  • экономический,
  • технологический,
  • универсальный.

Каждый профиль включает в себя три-четыре обязательных предмета на углубленном уровне изучения. Подумай, какие предметы тебе наиболее интересны, и успеваемость по ним позволит пройти отбор.

Школьник может не знать, чего хочет, но точно знать, чего не хочет. Предположим, подросток скучает на уроках биологии, тогда естественнонаучный профиль точно ему не подойдет. Необязательно выбирать будущую профессию сегодня. Однако определить направление интересов можно уже сейчас.

Не спеши разделить профиль с друзьями: вы можете быть сильны в разных научных сферах, тогда будет тяжело и не слишком интересно учиться.

Пройдите профориентационные тесты , они помогут выявить ваши персональные интересы.

Уже определились с направлением? Осталось понять, как пройти отбор и попасть в профильный класс .

Могут ли не допустить к профильному обучению

Углубленное изучение предметов является привилегией. Школьник, не набравший достаточного количества баллов на ОГЭ и не собравший хорошего портфолио, может быть не допущен к обучению в профильных классах.

Это не значит, что на этом закончится школьная жизнь. Продолжить образование ученик может в универсальном (общеобразовательном) классе. Учебная программа охватывает все предметы без погружения в профиль, и это может быть хорошим вариантом для тех, кто ещё не определился с профессиональным направлением.

Но если есть мечта, не отказывайся от неё из страха не набрать баллы.

«СОТКА» подготовит к ОГЭ по всем необходимым предметам с любого уровня на нужный балл .

Нужно ли профильное образование

Старшие классы – важный период в жизни школьника. Выбор специализации может стать хорошим стартом для будущей успешной карьеры в сфере интересов и стабильного высокого заработка.

Не бойся пробовать, и заранее начинай готовиться к экзаменам.

При подготовке материала использовались источники:
https://propostuplenie.ru/article/chto-takoe-napravlenie-profil-podgotovki-i-specialnost-v-vuze/
https://tabiturient.ru/article/5/

Что такое профильное образование

Оцените статью