Глава 8
Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для умственно отсталых детей (вспомогательные школы) являются одним из звеньев общей системы образования, что отражено в соответствующих законодательных актах и нормативных документах. Социальное и правовое положение лиц с недостатками в развитии определяется законом, который устанавливает для них равные гражданские права со всеми членами общества. Учитывая особенности развития умственно отсталых детей (олигофрения в степени дебильности и другие формы интеллектуальной недостаточности), необходимо научно обосновать объем содержания образования этой категории детей, формы и методы их обучения.
В содержании школьного образования реализуется система знаний и умений. Умственно отсталые школьники должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который требуется для их социальной адаптации. Содержание, как и в общеобразовательной школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружать учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей и возможностей усваивать учебный материал). В программах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительности. Что касается таких видов знаний, как основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они могут иметь место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов.
Все усвоенные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Различаются интеллектуальные и практические умения и навыки, т. е. навыки относятся не только к практической, но и интеллектуальной деятельности. Однако, учи-
Глава 8. Содержание образования в коррекционной школе VIII вида 127
тывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области именно интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных. Это касается поисковых навыков решения задач, выполнения различных упражнений, а также умений и навыков, способствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Основная задача коррекционной школы VIII вида — формирование умений и навыков учебной деятельности.
Умственно отсталые школьники не владеют самостоятельным переносом знаний и умений в новую ситуацию, видением новой проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта и т. п., что ограничивает их возможности приобретать знания не только в готовом виде и усваивать умения не только по образцу. Учитывая интеллектуальные и возрастные способности таких школьников, следует создавать ситуации, направляющие их на поиски некоторых самостоятельных решений. На всех годах обучения необходимо прививать навыки самостоятельной работы.
Большую роль в этом играют эмоционально-волевые качества учащихся, рассматриваемые как особая сфера, определяющая нормы отношения человека к миру. Знания, умения и навыки сами по себе не являются показателем воспитанности учащегося, если у него не сформировано правильное эмоциональное отношение к нормам поведения, а нравственность не стала частью его мировоззрения.
Содержание образования в коррекционной школе VIII вида направлено на обеспечение у умственно отсталых школьников таких черт в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. Для достижения этого школа использует специфические средства, которые обеспечивают доступное умственно отсталым школьникам образование. «Именно общность цели при своеобразии средств достижения составляет величайшую трудность и глубочайшее своеобразие специальной школы..о» 1 »
2- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Содержание обучения отражено в учебном плане коррекционных школ VIII вида, в учебных программах, разработанных для этого вида школ, и оригинальных учебниках.
1 Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983. С. 31.
128 Раздел второй
Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет, и распределение этих часов по неделям. В основе построения учебного плана коррекционной школы VIII вида, как и общеобразовательной, лежит принцип предметного обучения.
В коррекционной школе VIII вида в рамках научно обоснованных программ изучаются следующие традиционные общеобразовательные предметы: русский (родной) язык, математика, природоведение, естествознание, география, история, обществоведение, изобразительное искусство, физкультура, пение и музыка; предметы трудовой подготовки (трудовое, профессионально-трудовое и профессиональное обучение, в которые включено черчение); предметы коррекционной подготовки: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности («окружающий мир»), ритмика в младших классах и социально-бытовая ориентировка в старших.
Кроме того, проводятся индивидуальные и групповые занятия по исправлению тех или иных недостатков речевого развития (логопедические), по лечебной физкультуре (ЛФК), по коррекции психомоторики и сенсорных процессов. Предусмотрены и обязательные занятия по выбору.
Вне сетки обязательных учебных занятий школы могут вводиться факультативные занятия с небольшими группами детей для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, расширяющих возможности выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту, например, такие как элементы физики и химии.
Учебные программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Однако объем содержания образования, несмотря на оправдавшую себя на практике относительную стабильность, постоянно требует дальнейшей углубленной проработки для более полного отражения в нем задач, стоящих перед современной коррекционной школой VIII вида, а также учета новых научных данных специальной педагогики, специальной психологии и клиники олигофрении.
Для общеобразовательных предметов разработаны базовые программы:
Коррекционная программа 8 вида
Специальные (коррекционные) классы VIII вида в образовательном учреждении созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в развитии срдствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в обществе.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса:
— организация образовательного процесса с учетом отклонений в развитии;
— создание щадящего режима образовательного процесса (соблюдение санитарно-гигиенических норм, использование специальных методов и средств обучения);
— обеспечение необходимого сопровождения с последующим анализом динамики развития;
— осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности, социально-педагогической реабилитации.
Образовательная программа школы выступает как средство удовлетворения потребностей:
а) ученика, поскольку является средством осуществления его личностных запросов. В этом аспекте ОП реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, зафиксированное в ст. 8 «Конвенции о правах ребенка»;
б) родителей, поскольку является «гарантией наилучшего обеспечения интересов ребенка» (ст.3 «Конвенции о правах ребенка»);
в) учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности, как право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;
г) школы, поскольку дает ей право на свою неповторимость;
д) общества, поскольку будущее общества определяется здоровым развитием ребенка.
2. Адресность образовательной программы.
Выбор индивидуального образовательного маршрута определяется индивидуально-типологическими особенностями личности ученика, а именно:
— уровнем готовности к школе;
— верно выраженными специальными способностями.
Образовательная программа на каждом этапе обучения учитывает как потребности учащегося (его интересы, планы), так и его возможности (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья).
Условия успешного усвоения образовательной программы на I ступени обучения:
а) возраст ребенка на момент поступления в школу — 6,5 – 7 лет;
б) готовность к получению образования по состоянию здоровья определяется медицинской комиссией;
в) уровень подготовленности дошкольников к обучению предусматривает семейное воспитание и (или) дошкольное образование в детском дошкольном образовательном учреждении.
Зачисление в классы СКК VIII вида производится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.
Наполняемость классов СКК до 12 человек. Распорядок дня для обучающихся в этих классах предусматривает учебные занятия в первую смену, 2-разовое питание, режим группы продленного дня, необходимые оздоровительные мероприятия.
Коррекционно-развивающий процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами СКК, утвержденными для них программами Министерства образования РФ. Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов,
Основными задачами СКК являются:
— активизация познавательной деятельности учащихся;
— повышение уровня их умственного развития;
— нормализация учебной деятельности;
— коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также часы групп продленного дня. Продолжительность занятий не более 30 мин.
В классах СКК работают учителя, воспитатели и специалисты (психолог, логопед, социальный педагог), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.
3. Учебный план.
Чтение и развитие речи
Письмо и развитие речи
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений
«Человек и его здоровье»
Лечебная физическая культура
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
В 1-й, 2-й, 3-й и 4-й параллели классов первой ступени обучения сформированы специальные коррекционные классы VII I вида (под литером «В»), которые занимаются по базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII I вида. Всего в школе 5 специальных коррекционных классов VII I вида, объединённых в два класса- комплекта 2«В» — 3«В» и 1«В»-4«В» — 6«В». Классы работают по 5-дневной учебной неделе. Программы базовые, адаптированные. Максимальная нагрузка учащихся не превышает норму, предусмотренную учебным планом.
Обучение в данных классах осуществляется по трём направлениям: образовательные курсы, трудовая подготовка и коррекционная подготовка.
Специфика общеобразовательных курсов заключается в их практической и коррекционной направленности. Следовательно, основными целями данных курсов являются овладение учебными предметами на практическом уровне и коррекция познавательного развития учащихся. Данные курсы реализуют следующие задачи: коррекция речевой деятельности учащихся, расширение их знаний об окружающем мире и развитие навыков планирования своей деятельности, контроля и самоконтроля. Общеобразовательные курсы охватывают такие области, как родной язык и литература, математика, природа и искусство.
Общеобразовательные курсы «Язык и речь» включает следующие разделы и соответствующие программы: чтение и развитие речи (1, 2, 3, 4, 6 класс), письмо и развитие речи (1 класс), русский язык (2, 3, 4, 6 класс)
В 6-ом классе в образовательной области «Природа» вводятся предметы: биология (2 часа) и география (2 часа).
В целях развития творческих способностей детей и их эстетического вкуса в образовательной области «Искусство» вводятся такие предметы, как «Изобразительное искусство» — 1 час и «Музыка и пение» — 1 час.
Физическая культура направлена на реализацию коррекционно-компенсирующих и лечебно-оздоровительных задач. (в 1 «В» классе – 1 час, во 2 «В», 3 «В», 4 «В» и 6 «В» по 2 часа).
Трудовая подготовка направлена на формирование у учащихся трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, овладение ими знаниями о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым умениям и навыкам.
Обучение труду в начальных классах осуществляется в рамках предмета «Трудовое обучение» — 2 часа (1 «В», 2 «В», 3 «В», 4 «В» класс)
В предметной области «Трудовая подготовка» для мальчиков 4 «В» класса вводится «Допрофессионально — трудовое обучение» (1 час) и в 6 «В» классе вводится профессионально – трудовое обучение «Швейное дело» (6 часов).
Коррекционная подготовка осуществляется в трёх направлениях:
1. Коррекционные курсы:
— «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 1 «В» и во 2 «В» — 1 час, в 3 «В» и в 4 «В» (2 часа)
— «Социально-бытовая ориентировка» в 6 «В» (2 часа)
— «Ритмика» с 1 по 4 классы (1 час)
2. Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия:
— развитие психомоторики и сенсорных процессов
3. Факультативные курсы (за счет школьного компонента), которые имеют практическую направленность:
— «Золотые руки» (1 час в неделю во 2 «В» и в 3 «В»); цель данного курса развитие мелкой моторики учащихся и привитие им художественного вкуса через изготовление различных сувениров и предметов домашнего обихода из подручных материалов.
— «Человек и его здоровье» (1 час в неделю во 2 «В» и в 3 «В»); цель данного курса – укрепление здоровья учащихся через познание ими возможностей своего организма.
— «Поиграй-ка» (1 час в неделю в 4 «В»); цель данного курса – коррекция общей моторики учащихся через подвижные игры.
Коррекционные курсы строятся на основании рекомендаций, данных психолого-медико-педагогической комиссией при обследовании детей.
Максимальная нагрузка учащихся при пятидневной рабочей неделе не превышает максимально допустимого количества часов в неделю. Продолжительность уроков 35 минут согласно требованиям СанПиН.
Что означает отклонение в развитии ребенка 8-го вида
Дети, имеющие какие-либо отклонения в развитии, не способны обучаться вместе со сверстниками в общеобразовательных учреждениях. Для них созданы коррекционные школы, которые различаются по видам. В специальных учреждениях 8-го вида обучаются дети с необратимым отклонением в развитии — умственной отсталостью.
Статьи по теме:
- Что означает отклонение в развитии ребенка 8-го вида
- Как быть, если у ребенка обнаружена умственная отсталость
- Если ваш ребенок аутист
Виды коррекционных школ
Специальные образовательные учреждения предназначены для обучения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Всего существует восемь видов таких школ. Для обучения неслышащих детей созданы коррекционные учреждения1-го вида. Специальные школы 2-го вида предназначены для обучения слабослышащих детей, имеющих частичную потерю слуха и разную степень недоразвития речи. Коррекционные школы 3-го и 4-го видов организованы для обучения, воспитания, коррекции отклонений в развитии у детей, имеющих нарушения зрения. В такие образовательные учреждения принимаются незрячие и слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием, со сложными сочетаний нарушений функций зрения, страдающие глазными заболеваниями, приводящими к слепоте.
Коррекционные школы 5-го вида предназначены для детей, имеющих тяжелые речевые патологии, детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, с заиканием. Специальные образовательные учреждения 6-го вида созданы для обучения и воспитания детей с какими-либо нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, деформациями опорно-двигательного аппарата. Специальные школы 7-го вида предназначены для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. При сохранных возможностях интеллектуального развития у таких детей наблюдается слабость внимания, памяти, повышенная истощаемость, недостаточность темпа психических процессов, эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольной регуляции деятельности. Коррекционные образовательные учреждения 8-го вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
Коррекционные школы 8-го вида
Целью создания специальных образовательных учреждений 8-го вида является коррекция отклонений в развитии, а также социально-психологическая реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. В таких школах создаются классы для детей, имеющих глубокую умственную отсталость, наполняемость таких классов не должна быть больше 8 человек. Ученики школ 8-го вида имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени обучение в этих образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме, позволяющей избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме им дают академические знания, которые направляются на поддержание социализации. Дети с нарушенным интеллектом обучаются по специальной программе до 9-го класса. Те из них, кто может освоить рабочую профессию, занимаются, в дальнейшем, малоквалифицированным трудом.
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Что такое аутизм?
- Как принимали в пионеры
- Что такое педагогика сотрудничества
Добавить комментарий к статье
Статьи медицинского характера на Сайте предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.
Похожие советы
- Шесть, семь, восемь: когда лучше идти в школу
- Как перевести ребенка-инвалида на домашнее обучение
- Аутист-ребенок: признаки, симптомы, причины
- Как перевести ребенка на индивидуальное обучение
- Как работают общеобразовательные средние школы
- Как 8-летний мальчик стал сертифицированным специалистом Microsoft
- Волкодав: характер и экстерьер
- Как выявить нарушения в развитии ребенка
- Болезнь Кавасаки у детей: симптомы, причины, лечение
- Психические расстройства у детей
- Адаптивный иммунитет: описание, виды, особенности
- Как дети попадают в культ под видом школы
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/9743455/page:36/
https://infourok.ru/korrekcionnaya-programma-vida-2811830.html
https://www.kakprosto.ru/kak-858916-chto-oznachaet-otklonenie-v-razvitii-rebenka-8-go-vida