Адаптированные образовательные программы: для чего нужны и как их реализовать
Еще 10 лет назад обучение школьников с особенностями здоровья в общеобразовательной, а не в коррекционной школе было чем-то немыслимым. Однако сегодня инклюзия все глубже проникает в учебные заведения по всей стране, что дает возможность таким детям учиться наравне со здоровыми одноклассниками.
В связи с этим особое значение приобретает разработка АООП — адаптированной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ. Она учитывает особенности физического или психического развития ребенка, его способности и возможности, а также максимально корректирует существующие расстройства.
Что собой представляют программы ОВЗ, какие разделы включают и какие цели преследуют, читайте в статье.
Скачайте материалы
Адаптированные образовательные программы
Адаптированные образовательные программы
Что такое АООП
Адаптированная общеобразовательная программа, согласно ФГОС — это программа, предназначенная для обучения детей с особенностями здоровья и развития. Это внутренний нормативный документ школы, который описывает содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ.
Все требования ФГОС для детей-инвалидов должны быть отражены в адаптированной образовательной программе образовательного учреждения.
Школьная адаптированная образовательная программа представляет собой эффективный педагогический инструмент, позволяющий учителям обеспечить индивидуальный подход в обучении детей с особенностями развития.
Виды адаптированных программ
Все программы ОВЗ делятся на четыре варианта, каждый из которых предполагает оптимальные условия для получения образования с учетом конкретных особенностей здоровья:
- Предназначен для детей, развитие которых близко к нормотипичному, но с некоторыми особенностями. Ребенок учится в классе, в одинаковые с одноклассниками сроки, по общему для всех учебному плану. Однако такому школьнику организовано специальное сопровождение и дополнительные внеурочные мероприятия, а при необходимости ему предоставляется специальное оборудование. Промежуточная и итоговая аттестация при таком варианте уточняется отдельно для каждой категории учащихся с особенностями. По окончании обучения школьнику выдается такой же документ об образовании, что и выпускникам без особенностей.
- Имеет более низкий уровень сложности или осуществляется по индивидуальному учебному плану исходя из конкретных особенностей развития. Сроки обучения, как правило, продлеваются, а учебный план включает в себя коррекционно-развивающие занятия. Внимание уделяется не только получению знаний, но и формированию навыков, которые будут необходимы учащемуся в жизни. Аттестация выбирается учащимся самостоятельно в зависимости от нарушений здоровья, возможны особые условия. По завершении выдается стандартный аттестат.
- Используется при наличии у ребенка интеллектуальных отклонений легкой степени. Применяется индивидуальный учебный план, особое внимание уделяется развитию жизненных навыков, а академическая составляющая обучения отходит на второй план. Уровень образования при данном варианте несопоставим с таковым у нормотипичных школьников, а сроки обучения более длительные. Итоговая аттестация требует особых условий, по окончании выдается свидетельство об обучении.
- Предназначен для учащихся с умеренной или выраженной умственной отсталостью. Обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), но оно возможно как в обычных классах, так и в специализированных. Допустимы домашний и семейный форматы обучения. Аттестация на данном варианте не проводится, а по окончании выдается свидетельство об обучении.
Важно!
Свидетельство об обучении — это официальный документ государственного образца, который выдается по завершении школы лицам с ограниченными возможностями, обучавшимся по адаптированным общеобразовательным программам. Оно не дает права на получение высшего или среднего профобразования, однако обучение лиц с ОВЗ какой-либо профессии — обязанность государства.
Примерные программы для детей с ОВЗ
Разработка АООП осуществляется с опорой на примерные программы из подходящих вариантов. Каждая из низ обозначении двумя цифрами, первая обозначает категорию программы, вторая — ее вариант.
Категория обучающихся с ОВЗ
Варианты адаптированных программ
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ
Адаптированная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях предназначена для обеспечения индивидуальной поддержки и развития детей. В ней учитываются их особые потребности и специфические возможности. Цель – создание равных возможностей для детей с ОВЗ в образовательной среде, а ещё сплочение таких детей в общем коллективе. Программа направлена на развитие самостоятельности и социализации детей с ОВЗ.
Ещё больше полезных материалов для педагогов детских садов — в группе ВК «МЭО Детский сад»
Вот несколько важных принципов адаптированной программы для детей с ОВЗ в ДОУ:
- В индивидуальном подходе учитываются особенности каждого ребенка с ОВЗ, его потребности в обучении и развитии.
- Следующий принцип — активное использование игровых методов для достижения целей обучения и развития.
- Ещё программа предусматривает активное взаимодействие с родителями и семьями детей с ОВЗ для обмена информацией, они совместно планируют образовательный процесс.
- Создаются условия, которые способствуют включению детей с ОВЗ в общий коллектив и общение с другими детьми.
Основные компоненты адаптированной программы
Рассмотрим пять основных компонентов, используемых в АООП:
- Осуществляется коррекционная работа, где используются специальные методики, направленные на преодоление задержек в развитии и отработку основных навыков.
- Проводятся специальные занятия, включающие такие упражнения или игры, которые отвечают за развитие физических навыков и координацию движений.
- Для детей с ОВЗ обязательно проводятся занятия по развитию речи. Туда входит работа со звуками, слогами, словами, предложениями и использование коммуникативных методов общения.
- Для таких ребят важна социализация. На этом этапе организуется деятельность, направленная на развитие социальных навыков и отношений с другими детьми, проводятся игры или коллективные творческие проекты.
- Воспитатель оказывает педагогическую поддержку и сопровождение детям с ОВЗ во время образовательного процесса. Идет работа по индивидуальным планам, методами диагностики и коррекции.
Адаптированная программа для детей с ОВЗ в детских садах разработана с учетом требований действующего законодательства и стандартов образования, а ещё опыта работы с такими детьми в других учреждениях, например, школах.
Структура адаптированной образовательной программы
Образовательная программа для детей с ОВЗ состоит из следующих элементов:
- Определяются общие цели и задачи программы, которые направлены на развитие физических, интеллектуальных, социально-эмоциональных и коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Важно создать безопасную и уважительную среду обучения, подготовить разнообразные методы работы. И главное не забывать общаться с родителями и другими специалистами.
- Определение основных направлений и приоритетов обучения, включая развитие моторики, речи, восприятия, мышления, социально-коммуникативных навыков, а еще самостоятельное решение базовых бытовых вопросов.
- Организация образовательного процесса: определение форм и методов работы, распределение времени на различные виды деятельности, индивидуальная работа с каждым ребенком, групповые занятия, игры и режим дня.
- Осуществляется мониторинг и оценка прогресса и достижений каждого ребенка, проводятся регулярные консультации со специалистами и родителями. При необходимости корректируются программы в соответствии с потребностями и возможностями детей.
- Обычно в такие программы входит сотрудничество с другими образовательными учреждениями и организациями, где они делятся опытом и методами работы. Это помогает создать условия для полноценного участия детей с ОВЗ в общественной жизни и их взаимодействия со сверстниками.
Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в ДОУ
АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в ДОУ должна разрабатываться с учетом особенностей их слухового восприятия.
Вот несколько основных направлений, которые следует учесть при разработке АООП для детей с проблемами слуха:
- Важно обеспечить педагогическим работникам специальную подготовку, чтобы они могли работать со слабослышащими детьми эффективно. Воспитатели должны быть знакомы с особенностями слухового восприятия, знать различные методы и техники обучения таких ребят.
- Использование различных технических средств помогает облегчить коммуникацию и обучение детей с проблемами слуха. Например, использование аппаратов для усиления звука на аудиозаписях или видео. Это помогает ребенку лучше слышать и понимать речь педагога.
- Так как слабослышащие и позднооглохшие дети часто полагаются на зрение для восприятия информации, важно уделять особое внимание развитию их зрительных навыков. Для этого используются различные визуальные задания и упражнения, которые помогают тренировать зрительную память и внимание.
- Одной из важных задач АООП для слабослышащих и позднооглохших детей является развитие их речи и слухового восприятия. В программу следует включить специальные занятия на тренировку артикуляции и слуха, еще рекомендуют разрабатывать специальные упражнения или игры, чтобы поддержать интерес во время образовательного процесса.
- Каждый ребенок имеет свои особенности слуха и потребности. Поэтому важно учитывать это у каждого ребенка при разработке АООП и предоставлять ему индивидуальную помощь и поддержку.
В целом, разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в дошкольных учреждениях требует комплексного подхода и учета их особенностей слухового восприятия. Важно создать условия, в которых обучающиеся могут справляться с образовательными задачами и развиваться в соответствии с их потенциалом.
АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью
АООП НОО — это адаптированная общеобразовательная программа непрерывного образования для детей с легкой умственной отсталостью. Ее разработали в области специального образования, что позволяет учитывать особенности развития и обучения таких детей.
Целью программы является создание условий для полноценного развития детей с легкой умственной отсталостью, формирования их социально-коммуникативного опыта, развития когнитивных процессов, а также усвоения основных знаний и навыков.
Основные принципы АООП НОО включают:
- Индивидуальную адаптацию образовательного процесса под потребности каждого ребенка;
- Создание безопасной и поддерживающей среды для обучения;
- Постоянную дифференциацию образовательного материала и методов работы;
- И учет индивидуальных умений и способностей каждого ребенка.
В программу включены обязательные предметы:
- русский язык,
- математика,
- окружающий мир,
- изобразительное искусство,
- технология,
- физическая культура
- и другие.
Всё обучение адаптировано к специальным потребностям детей и может быть представлено в более простой и доступной форме.
В программу входят различные методики и приемы работы с особенными детьми:
- педагог использует визуальные пособия;
- обязательно поощряет самостоятельность и инициативу ребенка;
- проводит индивидуальные и групповые занятия, работу с родителями и др.
Важно, что АООП НОО не является заменой обычной общеобразовательной программы, а представляет собой специальное обучение, направленное на помощь детям с легкой умственной отсталостью в их индивидуальном развитии.
Такие адаптированные программы нужны, так как дети с проблемами развития не всегда могут хорошо и быстро усваивать обычную программу, для этого и создаются специальные условия. Всё это подстраивается под индивидуальные возможности ребенка. Педагоги помогают ребятам влиться в коллектив и получать знания и навыки наравне с остальными. Любой методист, воспитатель или педагог-дефектолог могут предлагать свои идеи, методику и подходы, чтобы детям с ОВЗ было проще, но при этом интереснее и полезнее посещать занятия.
АООП существует не только для детей с проблемами слуха и умственной отсталостью, но и для слепых, с задержкой психического развития и для детей с расстройствами аутистического спектра.
Особенности составления АООП для детей с ОВЗ,
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Основной алгоритм проектирования и реализации АООП для детей с ОВЗ в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности составления АООП .
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Письмо Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»
Постановление Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 (Санитарно-эпидемологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ)
Структура ФГОС ОВЗ
- Совокупность обязательных требований при реализации АООП
- К структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему
- К условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
- К результатам освоения АООП НОО
Для глухих обучающихся, слабослышащих и поздно оглохших обучающихся, для слепых и слабовидящих обучающихся, для обучающихся с тяжелым нарушением речи,
для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся с задержкой психического развития, обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
- Адаптированная основная (обще)образовательная программа – локальный нормативный акт , описывающий содержание образования и механизм реализации ФГОС ОВЗ.
- В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.
- Образовательная организация с опорой на Закон об образования РФ, Концепцию ФГОС, конкретный ФГОС для обучающихся с ОВЗ, примерные АООП определенного варианта, а также иные документы самостоятельна в составлении своей адаптированной основной (обще)образовательной программы.
- Отдельный локальный нормативный акт ОО , в котором указывается:
- порядок и периодичность разработки АООП или внесения изменений в действующую АООП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения);
- состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность.
- порядок обсуждения проекта АООП;
- порядок утверждения АООП и ввода в действие.
Алгоритм проектирования и реализации АООП.
- Сбор информации о ребёнке.
- Запрос родителей (законных представителей).
- Сведения о предшествующей образовательной, диагностической работе
- Информация о соматическом здоровье (при согласии родителей), личностных особенностях ребенка.
- Информация об актуальной коррекционно-развивающей работе, дополнительном образовании.
- Информация об актуальной социальной ситуации развития ребенка.
- Диагностика.
- Познавательная сфера (включая интересы и мотивацию).
- Коммуникативная сфера.
- Регуляция поведения и деятельности.
- Эмоционально-личностная сфера.
- Предпосылки формирования учебных навыков и учебного поведения (пространственные представления, элементарные математические представления, речь).
- Анализ документации.
- Заключения и рекомендаций ЦПМПК
- Рекомендаций Индивидуальной программы реабилитации и абилитации обучающегося, имеющего статус «ребенок-инвалид»
- Других документов, описывающих актуальное состояние ребенка, направления коррекционной работы (характеристики)
- Анализ требований ФГОС ОВЗ.
- Требований к созданию специальных образовательных условий для определенной категории обучающихся (кадровых, материально-технических, содержания образования, других).
- необходимых и достаточных специальных образовательных условий для отдельного обучающегося, ориентированных на его возможности и особые образовательные потребности.
- Анализ имеющихся ресурсов.
- Кадровых, материально-технических, организационных, информационных, программно-методических.
- Оценка возможностей ОО в создании специальных условий для группы обучающихся категории (одного обучающегося с ОВЗ/инвалидностью).
- Прогноз.
- Результатов реализации АООП.
- Возможных рисков.
- Проект.
- Структурных компонентов АООП.
- Образовательного процесса на различных уровнях (вся образовательная организация – СП – класс/группа – обучающийся).
- Психолого-педагогического и методического сопровождения реализации АООП.
- Форм и критериев мониторинга образовательного процесса, специальных образовательных условий.
- Разработка.
- Организация деятельности специалистов по написанию разделов Программы.
- Организация взаимодействия с родителями.
- Привлечение «внешних» ресурсов.
- АООП три раздела.
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения обучающимися ОВЗ АООП НОО.
- Дополнительно: паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся.
- Программы отдельных учебных предметов.
- Программа коррекционной работы.
- Программа духовно-нравственного развития.
- Программа формирования УУД (БУД).
- Программа формирования экологической культуры, ЗиБОЖ.
- Программа внеурочной деятельности.
- Учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области.
- План внеурочной работы.
- Система специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
- Создание организационных, кадровых, материально-технических условий для реализации АООП.
- Поиск дополнительных ресурсов, если требуется.
- Организация мониторинга эффективности деятельности по программе (ЦПМПК, ППк — диагностика, внешние эксперты).
Учителя, педагоги доп. образования, воспитатели.
- Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы.
- Формирование запроса к администрации и специалистам.
- Проведение текущей и итоговой педагогической диагностики освоения обучающимся с ОВЗ АООП.
Специалисты службы ППС.
- Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
- Курация взаимодействия с родителями.
- Оказание методической помощи и психолого-педагогической поддержки всем участникам образовательного процесса.
- Осуществление текущей и итоговой диагностики динамики развития обучающихся с ОВЗ.
При подготовке материала использовались источники:
https://ligaedu.ru/stati/adaptirovannye-obrazovatelnye-programmy-dlya-chego-nuzhny-i-kak-ih-realizovat/
https://ligaedu.ru/stati/adaptirovannaya-obrazovatelnaya-programma-dlya-detej-s-ovz/
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/10/24/osobennosti-sostavleniya-aoop-dlya-detey-s-ovz