АВА-терапия, Или как наладить связь с особенным ребенком
Врач-кибернетик, биофизик, к.м.н. по фармакологии, автор медицинского патента, медицинский журналист.
Узнайте про наш редакционный процесс
фармаколог | Обновлено 25 мрт 2022
Практикующий психолог и арт-терапевт. Психодиагност и когнитивно-поведенческий терапевт. Эксперт по созданию и проведению тренингов.
Узнайте про наш экспертный совет
ABA – сокращение от английского названия современной поведенческой теории, лежащей в основе метода («Applied Behavior Analysis»). По-русски это звучит так: «прикладной поведенческий анализ». Однако именно название АВА-терапия прочно прижилось в нашей стране.
АВА-терапия – это система руководства поведением ребенка, направленная на выработку бытовых и социальных навыков. Коррекционная методика улучшает социальные, коммуникативные и учебные навыки ребенка с помощью стратегий подкрепления правильного поведения.
Расскажем, как работают методы АВА-терапии, с чего ее следует начинать и в чем польза такого лечения детей с аутизмом.
Чем отличается ребенок с аутизмом от ребенка без психических расстройств
Нормотипичный (без аутизма) ребенок учится самым простым жизненным вещам, а именно:
- умению понимать слово «нельзя»;
- различным инструкциям;
- формированию навыков туалета;
- опрятности и т.д.
Он старается выполнять это хорошо, чтобы получить поощрение от окружающих его людей и не получить порицание. Например, начал есть кашу ложкой, и мама хвалит: «Молодец!». Облился соком – «Ай-ай-яй!».
У ребенка с аутистическим расстройством отсутствует желание коммуницировать с другими людьми и получать от них обратную связь в отношении своих действий, поэтому навыки не развиваются.
Как работают методы АВА-терапии
ABA-терапия обычно рассматривается как «золотой стандарт» лечения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) или другими нарушениями развития.
Методы АВА-терапии работают подобно вышеописанным жизненным ситуациям для нормотипичных детей. Система обучения построена на принципе «выполняй то, что тебе говорят, и получишь награду». АВА-коммуникация с ребенком при этом постоянно форсируется и акцентируется.
Многие эксперты и родители являются сторонниками ABA, потому что она успешно помогает людям с аутизмом научиться бытовым навыкам и стандартам поведения в обществе. Другие считают, что эта методика слишком жесткая и заставляет детей соответствовать представлениям других людей о «нормальном» поведении.
АВА-терапия может быть использована и для лечения таких заболеваний, как:
- расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ;
- деменция;
- нарушения пищевого поведения;
- панические расстройства и фобии;
- пограничные расстройства личности (гнев, агрессия).
С чего начать АВА-терапию
Нужно понимать, что единой методики терапии не существует. Программа создается индивидуально, в зависимости от существующих у каждого ребенка навыков и умений.
Консультация и оценка
1. Первичная диагностика ребенка.
2. Сбор информации у родителей.
3. Тестирование ребенка с помощью методик abbls-r (Assessment of Basic Language and Learning Skills – Revised) и/или vb-mapp (Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program). Обе методики оценивают:
- речевое развитие ребенка;
- способность понимать и воспринимать направленную к нему речь;
- способность понимать картинки;
- навыки общения и взаимодействия с другими людьми;
- навыки игры;
- академические навыки;
- навыки самопомощи;
- преграды для обучения.
Разработка плана
План должен соответствовать уникальным потребностям ребенка и включать конкретные цели лечения, а именно:
- уменьшение проблемного или вредного поведения (например, истерика или самоповреждение);
- увеличение или улучшение коммуникативных и других жизненных навыков.
Вмешательства
Конкретный вид ABA-терапии может зависеть от возраста ребенка, его проблем и других факторов. Это может быть:
- раннее интенсивное поведенческое вмешательство;
- дискретное пробное обучение;
- обучение опорным навыкам;
- денверская модель раннего вмешательства.
Денверская модель раннего вмешательства – широко применяемая в мире и показавшая высокую результативность комплексная методика помощи детям с аутизмом и РАС.
Методики в рамках ABA-терапии постоянно совершенствуются.
Постоянная оценка результатов
В ходе терапии ABA-специалист адаптирует подход к ребенку, основываясь на том, какие стратегии работают, а какие – нет. Составляется подробный план и описание, как будет вестись работа над определенным навыком. При необходимости план корректируется.
Польза ABA-терапии
Эффективно проходящая ABA-терапия способствует тому, что ребенок:
- проявляет больший интерес к окружающим его людям;
- более эффективно общается с другими людьми;
- учится просить то, что ему нужно четко и конкретно (игрушку или еду);
- лучше концентрирует внимание при обучении;
- уменьшает или прекращает самоповреждающее поведение;
- сокращает количество истерик и/или вспышек гнева.
Видео
- Чемпорова М. Р. Формирование бытовых навыков у аутичного ребенка. \\ StudNet. 2021;4(6):1499-1504.
- Dillenburger K., Keenan M. None of the As in ABA stand for autism: Dispelling the myths. \\ Journal of Intellectual & Developmental Disability. 2009$34:2: 193-195.
- Тимченко Е.С., Слепцова Л.В. Ава-терапия в подготовке дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в общеобразовательной школе. \\ Проблемы современного педагогического образования. 2020;(69-4):266-269.
- Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор). \\ Современные технологии в медицине. 2020;12 (2):111-120.
24 марта 2022 16:00 | Отредактировано: 25 марта 2022 11:26
* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!
ABA‑терапия (метод прикладного анализа поведения)
На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).
АВА‑терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, «покажи, как ты. «, местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди программ более высокого уровня — «Скажи, что будет, если. » (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть».
В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.
В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.
Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной — от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.
Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит «измерения» (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения («вмешательство»).
Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор — специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.
AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми — в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).
Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА — 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе — шесть часов в неделю, максимальное — 40.
Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.
Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.
Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.
При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
При подготовке материала использовались источники:
https://www.baby.ru/wiki/ava-terapiya/
https://ria.ru/20120910/747164443.html