Программа дополнительного образования «Спорт и здоровье»
Образовательная программа “Спорт и здоровье” имеет физкультурно-оздоровительную направленность.
Данная программа актуальна, так как двух занятий физической культуры в неделю недостаточно для полноценного физического развития учащихся. С целью повышения двигательного режима учащихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время. С этой задачей должен справляться спортивный кружок по лыжному спорту. Для полноценного развития детям нужно двигаться, т.е. выполнять определенный двигательный режим (суточный и недельный).
Задача кружка лыжного спорта – выявить и развивать спортивные наклонности у детей среднего школьного возраста (11-15 лет). Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Разнообразие форм и методов спортивно-тренировочных занятий формируют у детей устойчивый интерес к посещению данного кружка.
В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами детей. Это позволяет учитывать специфику основных школ с малой наполняемостью классов. К занятиям в данном кружке допускаются учащиеся в возрасте от 11 лет и старше, прошедшие медицинскую комиссию и допущенные участковым врачом.
Освоение программного материала осуществляется по трем направлениям:
– оздоровительное;
– воспитательное;
– образовательное.
Цели образовательной программы “Спот и здоровье”:
– развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика;
– воспитание бережного отношения к своему здоровью;
– овладение технологиями современных оздоровительных систем, физического воспитания и прикладной физподготовки;
– освоение знаний о физической культуре, её связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой;
– формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физкультурой и спортом.
Для реализации данной цели решается следующие задачи:
Детская группа (11-12 лет):
– прививать устойчивый интерес к занятиям лыжным спортом (лёгкой атлетикой);
– укреплять здоровье учащихся и закаливать их организм;
– всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств;
– овладеть навыками техники движений основных лыжных ходов (отдельных видов легкой атлетики);
– выполнять требования контрольных тестовых заданий и контрольных нормативов.
Подростковая группа (13-15 лет):
– укреплять здоровье учащихся и закаливать их организм;
– всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств;
– развивать физическую работоспособность (выносливость);
– совершенствовать технику основных лыжных ходов (видов легкой атлетики);
– овладеть основами тактики лыжника гонщика;
– овладеть инструкторскими навыками и судейской практикой;
– достигать высоких результатов в лыжном спорте, выполнять разрядные нормативы.
Образовательная программа “Спот и здоровье” составлена мною с учетом психологических и физических особенностей развития детей среднего звена (11-15 лет) и рассчитана на 216 часов при 6 часах занятий в неделю.
Учебно-тренировочный процесс включает в себя три периода:
– легкая атлетика (сентябрь, октябрь)
– лыжный спорт (ноябрь, декабрь)
– лыжный спорт (январь – март)
– легкая атлетика (март – май)
Срок реализации программы – один год.
Основной формой обучения являются групповые, учено-тренировочные занятия.
Наполняемость группы – 15 человек.
Периодичность проведения занятий – 3 раза в неделю по 3 часа (при 6 часах занятий в неделю).
Обучаясь по данной программе, учащиеся должны:
– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
– формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
– требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом (легкой атлетике);
– способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.
– планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту (легкой атлетике);
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
– выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта;
– осуществлять судейство соревнований по лыжам (легкой атлетике);
– оказывать ПМП при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Качество полученных знаний, умений и знаний проверяется через итоговый контроль:
По теории “Основы знаний”: доклады, рефераты, тесты, викторины, беседы, согласно теоретического курса данной программы.
По технике выполнения упражнений:
Контрольные испытания на развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, скорости, выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений).
Контрольные упражнения на владение техникой движений основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений)
Участие в соревнованиях по легкой атлетике школьных, районных, областных (не менее 5 в год).
Участие в соревнованиях по лыжным гонкам школьных, районных, областных (не менее 5 в год).
Учебно-тематический план
1 год обучения
Программа дополнительного образования «Спорт для всех»
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Программа рассчитана на 3 года обучения. Основная аудитория: учащиеся начального и среднего звена. Основные разделы программы: легкая атлетика, гимнастика, игровые виды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 78.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление народного образования г. Мичуринска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Мичуринска Тамбовской области
Принята на заседании Утверждаю:
методического совета Директор МБОУ СОШ №19
от « »_________20___г. __________/Солончева Е.В./
Протокол № ___________ «____»___________20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Возраст обучающихся: 7 – 15 лет
Срок реализации: 3года
Захарова Виктория Родионовна,
учитель физической культуры
г. Мичуринск, 2016
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы «Спорт для всех» — физкультурно-спортивная .
Актуальность, педагогическая целесообразность программы дополнительного образования:
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Человек вынужден строить свою деятельность в непростых условиях, которые можно охарактеризовать рядом неблагоприятных факторов. Неудовлетворительное состояние окружающей среды, жизнь в условиях постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, распространение вредных привычек, изменение направления социально – экономического развития государства, ситуация социальной нестабильности.
Осознавая всю важность физического воспитания подрастающего поколения, в настоящее время одним из стратегических направлений образования в России является проблема сохранения и укрепления здоровья детей нации в целом. Исследования показывают, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Все это говорит о том, что необходимо найти пути и выходы наиболее результативных форм и методов укрепления здоровья подрастающего поколения. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации, воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Программа разработана для желающих заниматься в секции на основе современных научных данных и является отображением единства теории и практики. Программа « Спорт для всех » призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Отличительная особенность: программа «Спорт для всех» дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Программой осуществляется ознакомление с волейболом, баскетболом. Включено большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на улице. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, легкой атлетики, гимнастики и развитию физических способностей. Занятия по программе «Спорт для всех» даёт возможность во внеурочное время углубленно заниматься:
— видами спорта, которые учащиеся осваивают в ограниченном по времени уроке физической культуры;
— учащимся, которые не могут освоить объём двигательных навыков на уроке физической культуры;
— подросткам, у которых наблюдается гиперактивность и проблема организации своего времени.
Адресат программы : заниматься в секции могут учащиеся 1-4 и 5-9 классов, прошедшие медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Объем программы: 113часов в год; 339 часов за 3 года обучения.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 3 года обучения.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу в каждой группе после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
Формы обучения и режим занятий : материал программы предполагает изучение основ спортивных игр: баскетбола, волейбола, а также техники элементов легкой атлетики и гимнастики, и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. Для каждой группы программой предусмотрены теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов при переходе в следующие группы. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала. Форма организации занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Посвящены только одному из компонентов подготовки: техники, тактики или общефизической подготовке.
Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий)
Новизна программы : программа состоит из нескольких модулей, которые повторяют общеобразовательную программу по физической культуре, но при этом позволяют более углубленно освоить виды спорта, включенные в нее и повысить свою общефизическую подготовленность. Упражнения, включенные в программу «Спорт для всех» способствуют подготовке к сдаче норм ВФСК ГТО.
Программа дополнительного образования по общей физической подготовке «Спорт для всех» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Цель программы «Спорт для всех»: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья учащихся.
Цель конкретизирована следующими задачами:
— формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
— обучение основам техники различных видов двигательной деятельности;
— развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
— пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;
— популяризация спортивных игр, легкой атлетики, гимнастики как видов спорта и активного отдыха;
— воспитание моральных и волевых качеств.
1-й год обучения
Наименование раздела, темы
Программа дополнительного образования «Общая физическая подготовка».
ОФП — это способ развития или сохранения физических качеств, то есть внутреннего, физиологического, биохимического уровня. Новизна программы заключается в том, что составлена она в поддержку основной рабочей программы по физической культуре для учащихся 1 классов общеобразовательных учреждений.
Оценить
1897 1
Содержимое разработки
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Муниципальное автономное общеобразовательное
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
«Общая физическая подготовка»
3. Сведения о составителе
Кудряшов Александр Владимирович
4. Сведения о программе
ФЗ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Концепция развития дополнительного образования
(утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4.09.2014 г. №1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам (утвержден Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. Москва «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»
Программа составлена в соответствии с Методическими
совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт
развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»,
письмом управления образования и науки Тамбовской
области от 08.06.2019 №1.06-10/2206,
письмом комитета образования администрации города
Тамбова 14.06.209 №36-30-2610/17, уставом МБУДО ЦДОД
4.4. Уровень содержания
4.5. Область применения
4.7. Год разработки
4.8. Возрастная категория
Блок № 1«Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области физической культуры и спорта по общей физической подготовке (ОФП) разработана для обучающихся 7-8 лет. За основу данной программы взята программа по общей физической подготовке, автором которой является Гинько Нина Николаевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ ДО ДЮСШ г. Курганинска, отличник народного просвещения. Программа составлена в соответствии
Законом РФ «О физической культуре и спорте», в соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326), СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации» от 4 июля 2014 года № 41; обобщения передового опыта работы тренеров с юными спортсменами и других научных исследований.
Направленность-физкультурно-спортивная.
Актуальность программыобусловлена тем, что в процессе изучения у учащихся формируетсяпотребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к ЗОЖ, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической.
Новизна программы состоит в возможности методами физической культуры и спортапредоставить равные права в получении образовательных услуг категорией населения, не вовлечённой в физкультурную деятельность из-за возраста, не имеющих определенной спортивной подготовки
Данная программа разработана с учётом принципов самоактуализации, индивидуализации, доступности и результативности.
Физическое воспитание обучающихся в общеобразовательном учреждении и учреждении дополнительного образования детей представляет собой единую систему, составными частями которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществления ‘физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Программа разработана для желающих заниматься в секции ОФП на основе современных научных данных и практического опыта тренеров и является отображением единства теории и практики. А также на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Отличительной особенностью программы по общей физической подготовке:
отличие от основной образовательной программы, рабочая программа по общей физической подготовке дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и
местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Включено большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на улице.
Адресат программы.Программа предназначена для учащихся1класса общеобразовательныхучреждений, с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.
Формы организации занятий.
Основными формами учебно-тренировочной работы в секции являются: групповые занятия, участие в соревнованиях, теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований), медико-восстановительные мероприятия, культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах.
Формы проведения занятий.
Основными формами проведения занятий являются тренировка и игра.
Сроки реализации:1учебный год
Условия реализации программы:
Условия набора учащихся
занятиям допускаются все учащиеся 1 классов, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний.
Количество учащихся
Численный состав учащихся 15- 20 человек;
Режим занятий:
Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов.
Занятия проходят 4 раз в неделю по 1 ч.
1.2. Цель и задачи программы.
Повышение мотивации учащихся к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта.
Создание условий для развития физических качеств и способностей, укрепления здоровья и формирования у воспитанников потребности в здоровом образе жизни и интереса к физической культуре и спорту.
Создание и укрепление детского коллектива для дальнейших занятий.
Освоить знания о физической культуре и спорте, роли и формировании здорового образа жизни.
Обучить умению использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физической культурой.
Обучить навыкам выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применять их в игровой и соревновательной деятельности.
Развивать двигательную активность за счет направленного воспитания основных физических качеств и физических способностей;
Развивать позитивное отношение к занятиям физической культурой, спортивным играм. Воспитательные:
Воспитать ценностное отношение к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей.
Воспитать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
Воспитать индивидуальные психические черты и особенности в общении й коллективном взаимодействии средствами и методами командно-игровой деятельности;
Воспитать положительное отношение к занятиям физической культурой и желанию продолжить своё физическое совершенство в дальнейшем.
Все эти меры в целом будут способствовать формированию у детей гражданско-патриотического мировоззрения и активной жизненной позиции.
При подготовке материала использовались источники:
https://urok.1sept.ru/articles/538043
https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2017/10/15/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-sport-dlya-vseh
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/397594-programma-dopolnitelnogo-obrazovanija-obschaj