Сотрудничество Формулы-1 и F1 Academy: детали помощи молодым пилотессам, риски, прогнозы
Поклонники автоспорта могли уже позабыть о существовании F1 Academy, но недавно женский гоночный чемпионат напомнил о себе. В конце июля было объявлено, что начиная со следующего года каждая команда Формулы-1 будет обязана взять под опеку по одной гонщице из F1 Academy. Что собой представляет данное нововведение и ради чего оно принималось – попытаемся в этом разобраться.
Что такое F1 Academy
Первый в истории женский гоночный чемпионат появился ещё в 2019 году, однако W Series не просуществовала даже пяти лет. «Формула для девушек» изначально имела достаточно слабую организацию, а также не могла похвастаться высоким интересом со стороны зрителей. Во многом именно эти факторы стали причиной возникших в конце прошлого года финансовых проблем: W Series накопила £ 7,5 млн долгов, из-за чего даже не смогла завершить сезон – этапы в Мексике и США были отменены.
В конце всё того же 2022-го Формула-1 объявила о создании альтернативного женского чемпионата под названием F1 Academy. Само название уже как бы намекает, что эта гоночная серия позиционирует себя как подготовительный чемпионат, после успеха в котором девушки-пилоты должны будут пойти на повышение.
Старт гонки F1 Academy на «Поль Рикаре»
То есть в теории (или в идеале) F1 Academy должна взращивать потенциальных пилотов для «Королевских гонок». Подтверждает эту теорию финансовая помощь со стороны Формулы-1, которая покрывает половину расходов девушек на участие в чемпионате (€ 150 тыс.), а также на участие в серии именитых команд из юниорских серий: «Према», «АРТ», «Карлин», «Кампос» и «МП».
Впрочем, руководству «Королевских гонок» этого показалось мало, и начиная со следующего года они заставят команды Формулы-1 участвовать в судьбе юных гонщиц: гоночные конюшни обяжут взять под свою опеку по одному пилоту из F1 Academy. Оставшиеся без поддержки из Ф-1 девушки (в чемпионате выступают 15 гонщиц), в свою очередь, получат финансирование со стороны партнёров чемпионата, которые на данный момент неизвестны.
Как погибала W Series:
Командам Ф-1 опека над девушками обойдётся в € 300 тыс. в год
Теперь попытаемся разобраться, что же вся эта затея означает для «Королевских гонок». По сути, боссы чемпионата попросту обязали команды Ф-1 включить девушек-пилотов в свои гоночные академии, а также полностью оплачивать их выступление в F1 Academy – крайне спорное и неоднозначное решение сразу по нескольким причинам.
Во-первых, настораживает сам факт, что руководство Ф-1 вмешивается в деятельность команд, обязуя гоночные коллективы принимать в свои юниорские программы пилотов из серии, которую многие даже не рассматривали в качестве площадки, где можно найти потенциальных «академиков». И ладно бы речь шла просто про членство в юниорской академии, но нет – команды Ф-1 обяжут тратить по € 300 тыс. на пилотов, которые им, по сути, не нужны. Да, для «Королевских гонок» сумма не слишком большая, но всё же деньги есть деньги. Тем более что Хельмут Марко не так давно заявил о намерении проредить юниорскую программу «быков». Если даже такой гигант, как «Ред Булл», следит за расходами на молодёжь, то что уж говорить про маленькие команды.
Объявление о поддержке пилотесс командами Формулы-1
Также не будем забывать, что далеко не все формульные коллективы стремятся к взращиванию молодых талантов. У «Хааса», к примеру, вообще нет юниорской академии, программа «Астон Мартин» держится на одном Фелипе Друговиче и его спонсорах, «Макларен» помогает юниорам очень редко и выборочно, а «Заубер» вот-вот перейдёт под контроль «Ауди» — необходимости в поддержке молодых талантов у них нет от слова совсем.
Непонятно также, какую выгоду из всей этой истории извлекут девушки-пилоты. Да, команды Ф-1 будут оплачивать их выступления, но что дальше? Всё-таки F1 Academy позиционирует себя как чемпионат, в котором гонщицы могут подготовить себя для перехода в более конкурентоспособные серии. А будут ли формульные команды спонсировать участие девушек в этих самых сериях, сомнительно. При этом платить надо больше: в Ф-3 м Ф-2 речь уже идёт о миллионах евро.
Кстати, стоит отметить, что аж четыре команды Ф-1 уже могут похвастаться девушками в собственной юниорской академии. В программе «Уильямса» состоит доминатор W Series Джейми Чедвик (ныне выступает в Indy NXT), в «Феррари» – Майя Вег (ФРЕКА). «Заубер» уже обзавёлся пилотессой из F1 Academy (Лена Бюлер), а «Альпин» так вообще включила в свою программу сразу двух девушек: выступающую во всё том же женском первенстве Эбби Пуллинг и пилотессу Формулы-3 Софию Флёрш. И это не считая «Мерседеса», который поддерживает 13-летнюю картингистку Луну Флушу.
Девушкам вполне реально добиться успеха в автоспорте:
Зачем всё это нужно Ф-1? Есть две основные версии
Как вы видите, команды Ф-1 всё же проявляют интерес к гонщицам. Зачем же тогда руководство «Королевских гонок» прибегает к столь агрессивной политике? Прямо об этом никто не скажет, но, возможно, это один из способов по спасению «женской формулы». Не будем забывать, что F1 Academy входит в структуру Формулы-1.
F1 Academy стартовала в этом году, но проект уже столкнулся с определёнными проблемами. Начнём с того, что руководство серии банально не организовало трансляции своего детища. О каком зрительском, а соответственно, и спонсорском, интересе можно говорить, если за гонками чемпионата невозможно следить?
Впрочем, начиная со следующего года трансляции вроде как должны появиться, так как F1 Academy станет серией поддержки Формулы-1. Возможно, именно стремление подобраться поближе к «Королевским гонкам» и является одной из причин проявленной Доменикали инициативы. В какой-то степени это нововведение можно назвать попыткой передать «женской формуле» маленькую частичку внимания от Ф-1. Так уже в F1 Academy будут гоняться не просто малоизвестные гонщицы, а представители команд Формулы-1. Если угодно, это попытка перенести сражение лучших гоночных коллективов мира в новую плоскость – не зря же пилоты в F1 Academy в обязательном порядке получат ливреи команд, которые их поддерживают.
Гонка F1 Academy в Монце
Другая возможная причина внедрения нового правила кроется в финансовой стороне вопроса. В этом году Формула-1 оплачивала половину расходов гонщиц, а начиная со следующего года затраты участниц возьмут на себя уже команды. Таким образом, Королева автоспорта и финансовые обязательства переложила на другие структуры, и с поиском второй половины бюджета гонщицам помогла, пусть и чужими руками.
Принесёт ли какие-то плоды новая инициатива от Ф-1, пока что сказать сложно. Однако некоторые моменты в этой реформе сразу настораживают. Не покидает ощущение, что данная идея не завершится ничем хорошим ни для серии, ни для пилотов, ни для команд. Скорее всего, гоночные конюшни банально будут спонсировать выступления девушек в F1 Academy и в дальнейшем никоим образом не участвовать в их судьбе.
Возможно, куда более эффективной моделью развития женского автоспорта стало бы учреждение призового фонда. Суммарно команды Ф-1 в год будут тратить на гоночную серию для девушек € 3 млн. Не полезнее ли было отдать победителю чемпионата эти деньги, на которые можно было бы продолжить карьеру в условной Формуле-3? Таким образом, каждый год как минимум одна гонщица получала бы путёвку в конкурентную юниорскую серию. Будем надеяться, что когда-нибудь в Ф-1 придут к чему-то подобному.
Сервис Формулы-1 F1 TV в России: первые впечатления от подписки Pro
В России официально заработала стриминговая платформа Формулы-1 F1 TV. Мы оформили подписку и делимся впечатлениями.
История вопроса и цена
Запуск стриминговой платформы — это, пожалуй, главная инициатива новых владельцев Формулы-1 в онлайне. С премиальными форматами трансляции Гран-при много лет назад заигрывал ещё Берни Экклстоун, но тогда стоимость сервиса была слишком высока, а её преимущества перед бесплатной картинкой неочевидны.
Но времена меняются, а с ними и скорость интернета, а потому картинку Формулы-1 получить стало проще и дешевле. Наконец-то ставшая доступной в России подписка Pro на сервис F1 TV стоит 5,99 евро в месяц, либо — 49,99 евро на год.
Материалы по теме
В рамках подписки пользователю доступны прямые трансляции Формулы-1, Формулы-2, Формулы-3 и Суперкубка «Порше» — не только квалификации и гонки, но и тренировочные заезды. Во время трансляции можно переключаться между языками — английским, немецким, французским и другими, но русского среди потоков нет.
Когда гонок нет, к услугам подписчиков — нарезки лучших моментов гонок и записи всех Гран-при (гонки прошлого сезона даже с таймингом и бортовыми камерами!).
Как выглядит трансляция
Во время трансляции пользователю доступны бортовые камеры пилотов, а также «Канал данных» — более подробный тайминг, транслирующийся журналистам в пресс-центрах. На нём нагляднее показаны расположение пилотов на трассе в данный момент, использование DRS, продолжительность отрезков и используемые шины.
Вместе с этим в подписку входит расширенный функционал официального хронометража на сайте чемпионата — становятся доступны вкладки с составом резины, графиком позиций по ходу гонки и детальная информация о погоде.
Задержка в 40 секунд
Трансляция F1 TV не очень дружит с таймингом на сайте. Так, задержка трансляции на стриминговой платформе составляет порядка 40 секунд — настолько же «отстают» события на экране от происходящего в хронометраже. Для сравнения, задержка телевизионной картинки — семь секунд.
С другой стороны, F1 TV позволяет на одном экране включить трансляцию, на другом устройстве — бортовую камеру любимого пилота, а на третьем — внутренний тайминг, и все потоки будут практически идеально синхронизированы. Когда сервис только запускался и ещё не работал в России, было много жалоб от подписчиков на сбои и постоянную буферизацию изображения, но в минувший уик-энд Гран-при 70-летия шёл без каких-либо проблем.
Материалы по теме
Резюме
В качестве дополнения к телевизионной трансляции подписка на F1 TV — избыточная мера. К томУ же получить расширенный тайминг на сайте можно по другому тарифу — Access за 2,99 евро. Но если есть желание смотреть гонки через интернет с комментариями Мартина Брандла и включениями руководителей команд, а также стать сам себе режиссёром или следить только за любимым пилотом, F1 TV — оптимальный выбор.
Кстати, сейчас на сайте платформы есть возможность бесплатно оформить тестовую подписку на семь дней. Правда, требуют привязать банковскую карту, но ничто не мешает потом убрать её данные. Так что думайте.
Новый формат уикенда Формулы-1 с квалификацией для спринта: как это работает
Гран-при Азербайджана в этот уикенд проходит в обновлённом формате. С этого года короткая субботняя гонка никак не связана с главным воскресным заездом, а вместо заключительной тренировки пройдёт дополнительная квалификация — именно она определит расстановку на решётке спринта. Как это всё будет работать — в разборе «Чемпионата».
Как было раньше
Спринты появились в Формуле-1 в 2021 году. Цель нововведения в том, чтобы в каждый из трёх дней уикенда проводились интересные болельщикам сессии: традиционная квалификация перешла на пятницу, а в субботу вместо неё проходила короткая гонка. Результаты этого заезда определяли стартовую решётку воскресного Гран-при, а первые восемь пилотов получали дополнительные очки в зачёт чемпионата.
В таком формате главной проблемой промоутеров и команд стала бессмысленная субботняя тренировка. Дело в том, что после квалификации машины переходят в режим закрытого парка — инженерам запрещено менять настройки вплоть до конца уикенда. В лучшем случае в свободных заездах в субботу можно было собрать больше информации об износе резины, не более того.
Материалы по теме
Смысл спринт-квалификации
Кроме того, спринт превратился в своего рода первый сегмент гонки: пилоты старались лишний раз не рисковать, понимая, что в случае проблем не только потеряют «субботние» очки, но и в воскресенье будут стартовать в самом конце пелотона.
В теории эту проблему можно было бы решить заимствованием из MotoGP — в чемпионате мира по мотогонкам результаты спринта не влияют на решётку основного заезда, и в обеих гонках райдеры стартуют по результатам квалификации.
В Ф-1 пошли иным путём: субботняя тренировка превратилась в квалификацию к спринту (или «шутаут», как официально именуется сессия), а вынесенная на пятницу сессия определяет расстановку в воскресном заезде. Короткая гонка, таким образом, становится практически отдельным от главного Гран-при состязанием — хотя и не совсем.
Формат уикенда со спринтом и двумя квалификациями:
пятница: единственная тренировка и квалификация к воскресной гонке;
суббота: квалификация к короткой гонке и спринт;
воскресенье: традиционный Гран-при.
Чем отличается спринт-квалификация
Новая квалификация будет короче традиционной: продолжительность сегментов будет сокращена до 12, 10 и 8 минут соответственно, а общий хронометраж сессии с учётом перерывов составит 45 минут против обычных 60.
Но ключевое отличие в правилах работы с шинами. Во-первых, в каждом из сегментов гонщикам разрешено использовать лишь по одному комплекту резины — в случае ошибки пилот не сможет сменить шины. Во-вторых, командам предписано в Q1 и Q2 использовать «медиум», а в Q3 — «софт».
Ещё один важный момент в том, что регламент обязывает использовать именно свежий комплект. Ставить на машину шины, на которых пилот уже ездил в тренировке или пятничной квалификации, запрещено.
В спринт-квалификации команды не могут выбирать шины
Фото: Robert Cianflone/Getty Images
Это уже породило коллизию. Дело в том, что количество доступной резины ограничено, а потому командам придётся беречь необходимые комплекты — но не всем. Так, у «Ред Булл» и «Феррари», рассчитывающих высоко стартовать в спринте, нет выбора, а, например, «Альфа Ромео», пилоты которой в Q3 в этом году не были ни разу, могут не беречь мягкую резину и активнее пользоваться «софтом» в пятничной квалификации.
К слову, этот момент не позволяет сказать, что спринт теперь совсем не связан с воскресным Гран-при. Тот же набор шин, который доступен командам на традиционных этапах, необходимо использовать так, чтобы хватило и на две квалификации, и на субботний спринт, и на воскресную гонку.
Материалы по теме
Как повлияет новый формат
Новый формат позволяет проводить за уикенд сразу две квалификации — а эти сессии по-прежнему остаются напряжёнными и захватывающими. Кроме того, в теории у гонщиков должно быть меньше сдерживающих факторов в спринте — стартовая позиция на воскресенье больше не под угрозой.
Тем не менее не факт, что новый формат оживит спринт. В короткой гонке можно заработать не более восьми очков и не факт, что многие захотят рисковать столкновением ради пары лишних баллов. К тому же в случае серьёзной аварии и повреждения двигателя его замена приведёт к нарушению правил, а гонщику придётся стартовать с конца решётки или пит-лейна.
При подготовке материала использовались источники:
https://www.championat.com/auto/article-5194205-sotrudnichestvo-formuly-1-i-f1-academy-detali-pomoschi-molodym-pilotessam-riski-prognozy.html
https://www.championat.com/auto/article-4105067-servis-formuly-1-f1-tv-v-rossii-pervye-vpechatlenija-ot-podpiski-pro.html
https://www.championat.com/auto/article-5084947-novyj-format-uikenda-formuly-1-s-kvalifikaciej-dlya-sprinta-kak-eto-rabotaet.html