Программа гармония для начальной школы что это
Рассказываем об интересной, но противоречивой развивающей программе начальной школы, изучаем отзывы, разбираем её достоинства и недостатки.
Время чтения:
Основные сведения
Идейным вдохновителем программы «Гармония» стала доктор педагогических наук Наталья Истомина, принимавшая участие в разработке системы Занкова и много лет работавшая по ней. В основе «Гармонии» лежит идея развивающего обучения. Над этим УМК (учебно-методический комплекс. — прим. ред.) работали заслуженные практикующие педагоги, доктора и кандидаты педагогических наук. Двумя главными отличиями программы от аналогов разработчики называют:
- Целостность. Программа призвана объединить подходы традиционных и развивающих систем обучения, сочетать достижения советского образования с инновациями, чтобы выстроить максимально гармоничный рабочий процесс. На практике это выражается в нестандартном подходе к освоению некоторых тем и использованию на уроках возможностей мультимедиа.
- Гуманизм. Ориентация на личность ребёнка, а не на условного ученика как единицу системы образования. Используя гуманные методы и применяя личностный подход, программа учит детей человечности.
Программа «Гармония» разрабатывалась под ФГОС-2009. В редакцию федерального стандарта 2016 года она не вошла, преподавание по ней в государственных школах не ведётся с 2021 года. При этом учиться по «Гармонии» не запрещается в частных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования и на семейной форме обучения.
В состав учебно-методического комплекса программы «Гармония» входят следующие курсы:
Русский язык. Букварь. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина.
Русский язык. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.
Литературное чтение. Автор: О. В. Кубасова.
Математика. Автор: Н. Б. Истомина.
Французский язык. Авторы: В. Г. Владимирова, Е. Я. Григорьева.
Информатика и ИКТ. Авторы: Н. К. Нателаури, С. С. Маранин.
Окружающий мир. Авторы: О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин.
Изобразительное искусство. Авторы: Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев.
Музыка. Авторы: М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева.
Основы религиозных культур и светской этики. Авторы: Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц.
Технология. Автор: Н. М. Конышева.
Физическая культура. Авторы: Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин.
По всем предметам разработаны рабочие тетради, электронные пособия и методические рекомендации для учителей и родителей.
Особенности программы
Создатели УМК «Гармония» выделяют следующие цели своей программы:
- Развитие логики. Научить ребёнка анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению, нахождению аналогий, дедукции и индукции. На формирование этих навыков направлены курсы многих предметов — от математики до окружающего мира.
Как и другие развивающие программы, «Гармония» уделяет большое внимание работе в малых группах. Учитель делит класс на команды, равномерно распределяя «слабых» и «сильных» учеников, и даёт им общее задание, в процессе выполнения которого каждая группа может прийти к собственному выводу. На уроках педагог регулярно предлагает ребятам поразмышлять, как можно применять полученные знания.
Главным показателем успеха в учебной программе «Гармония» является портфолио школьника. В него включают все работы, которые ребёнок сделал в ходе уроков, на дополнительных занятиях и в качестве самостоятельной работы. Также портфолио содержит промежуточные и итоговые результаты успеваемости: таблицы оценок, наблюдения учителя, школьного психолога и все сведения, характеризующие внеурочную деятельность ученика. Портфолио даёт педагогу и родителям ребёнка представление о его интересах, сильных и слабых сторонах и позволяет использовать эту информацию для поддержания учебной мотивации.
Кому подходит программа
Для обучения по программе «Гармония» детей нужно подготовить: как минимум они должны уметь читать и считать в пределах десяти.
Детям, которым пока трудно формулировать свои мысли и участвовать в дискуссиях, а также стеснительным ребятам, боящимся высказывать своё мнение, такое обучение может не подойти.
Плюсы и минусы программы
Многие родители отмечают сильный курс литературного чтения с удачно подобранными произведениями.
Довольно серьёзный минус: французский язык в качестве единственного иностранного. Это существенно ограничивает применимость программы.
В Сети можно найти много эмоциональных отзывов родителей о программе «Гармония», и большинство из них содержат критику. Хотя в каждом учебнике есть прямые обращения к родителям, разъясняющие особенности программы и предостерегающие от ошибок, многие инновационные подходы вызывают у них замешательство.
«Введение в 1-м классе транскрипции напрочь спутало в голове звуки и буквы, пишем “йожик”, “йаблаки” и “качаюца”, ранее читающий и пишущий ребёнок к 3-му классу стал абсолютно безграмотным…»
«По математике очень странный инновационный счёт до 9, в результате у ребёнка проблема с переходом через десяток».
«С трудом пришлось переучивать основные понятия русского языка про части речи и орфограммы».
Такие комментарии позволяют сделать вывод, что УМК «Гармония» требует особенно аккуратной и внимательной работы учителя, наличие развитой логики у учеников и критического мышления у родителей.
Автор текста: Никита Погодин
Изображение: Ray Dak Lam / Dribbble
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Программа «Гармония»
Программа «Гармония» для начальной школы представляет собой единый учебно-методический комплекс по 12 дисциплинам.
В 2016 году программа «Гармония» была исключена из перечня рекомендованных. Обучение по ней может проводиться до 2021 года.
Цель и основные принципы программы «Гармония»
Программа базируется на 2 главных принципах:
- развивающая система обучения;
- гуманизация обучения, т.е. создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Главными задачами программы являются:
- обучение методам самостоятельного решения задач, включая работу с синтезом и аналогиями;
- развитие индуктивного и дедуктивного мышления;
- формирование практических навыков исследования;
- установление межпредметных связей и связей знаний с личным опытом учащихся.
Особенности программы и УМК
При работе по программе «Гармония» ведется динамическое оценивание успехов школьника. Все выполненные работы ученика собираются в портфолио, характеризующее общий уровень развития.
В состав программы входят 12 учебников по различным дисциплинам, программы, рабочие тетради, методрекомендации, дополнительные обучающие материалы, критерии проверки знаний и оценки работ.
Авторы программы «Гармония»
Концепция программы «Гармония» была предложена доктором педагогических наук Н. Истоминой. Она собрала коллектив авторов, учителей и методистов, работающих в системе развивающего обучения.
Когда возникла программа «Гармония»
Программа «Гармония» в 2009 г. была утверждена Министерством образования РФ. Все учебники, входящие в ее состав, были включены в перечень рекомендуемых на 2010-2011 учебный год. В 2016 году программа была исключена из перечня рекомендованных, однако обучение по ней может проводиться до 2021 г.
Плюсы и минусы программы
К положительным характеристикам программы можно отнести следующие:
- наличие методологической базы и разнообразных, в т.ч. электронных, обучающих материалов;
- использование как традиционных, так и новаторских приемов обучения;
- обучение связано с развитием личности школьника, ученику обеспечивается индивидуальный подход;
- в основе обучения лежит решение проблемных задач, а не просто запоминание и воспроизведение изученного материала.
Среди негативных аспектов можно выделить:
- необходимость предварительной подготовки дошкольника к обучению по программе «Гармония»;
- большое количество теоретического материала, а с другой стороны недостаточная иллюстративность учебников;
- сложность домашних заданий для родительского контроля;
- недостаточное количество времени на разбор заданий высокой трудности, которые предлагаются для самостоятельного решения.
Отзывы учителей, родителей и учеников о программе «Гармония»
Программа неоднозначно воспринимается как родителями и учителями, так и самими учащимися. Учителя, как правило, акцентируют внимание на возможность формирования творческого мышления, но подчеркивают полное отсутствие преемственности со средней школой. В методическом плане наиболее дискуссионным является транскрипционный метод обучения правилам русского языка.
Для родителей непривычен сам подход к обучению: вместо традиционного заучивания от детей требуется понимание, способность критического мышления и навык самостоятельного поиска информации. Многие родители затрудняются с проверкой домашних заданий, так как не понимают сути задания. Нарекания вызывает и чрезвычайная сложность самостоятельного изучения темы при пропуске урока.
Единого мнения о программе у обучающихся по «Гармонии» школьников тоже нет. Оценки варьируются от крайне восторженных до однозначно негативных.
Подготовка к освоению программы
Для успешного освоения программы школьник к началу обучения должен обладать следующими навыками:
- уметь активно общаться для построения успешного диалога с учителем и группой обучения;
- уметь логически мыслить, решать творческие задачи, выдвигать гипотезы и отстаивать свою точку зрения;
- обладать объективным интересом к получению знаний, не связанным с оценочными суждениями.
К сожалению, подготовка дошкольников к обучению по программе «Гармония» полностью ложится на плечи родителей.
Другие статьи по теме
2 комментария
Виктория :
В 2016 году программа «Гармония» была исключена из перечня рекомендованных. Обучение по ней может проводиться до 2021 года. Сейчас 2021 год , почему мой ребенок будет учится по ней все 4 года? Школа 10 г.Владивосток
Булатовская :
Учебники УМК «Гармония» снова вошли в федеральный перечень. Чему мы очень рады. и вновь работаем по данному УМК
Школьный гид
«Гармония» — это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Комплект был создан в 2000г. (научный руководитель — Н.Б.Истомина, доктор педагогических наук, профессор).
УМК «Гармония» включает в себя учебники по следующим учебным предметам:
— Обучение грамоте и чтению (2 линии).
Азбука. Авторы: Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С..
Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е.
— Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
— Литературное чтение. Автор Кубасова О.В..
— Математика. Автор Истомина Н.Б..
— Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Шилин В.Д..
— Технология. Автор Н.М. Конышева.
Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы предметных комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ.
Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.
В настоящее время ведется работа по созданию УМК по английскому языку, изобразительному искусству и музыке.
Таким образом, комплект «Гармония» будет полностью обеспечивать учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план. Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
— целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
— приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
— активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
— соблюдение баланса между интуицией и знанием;
— разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
— опору на опыт ребенка;
— параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
— взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
— единство интеллектуальных и специальных умений;
— создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
В УМК «Гармония» каждая предметная линия изначально разрабатывалась авторами с особым акцентом на формирование у учащихся именно универсальных учебных действий (которые в авторских концепциях и программах первоначально обозначены как общеучебные умения; в соответствии с принятой на этапе их создания терминологией это понятие следует рассматривать как идентичное УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.
Программа Гармония отзывы:
УМК «Гармония» очень распространен в школах. Многие родители довольны результатами. По их мнению программа развивает мышление, логику, грамотность.
Правда математику считают слабоватой. Решение задач начинается только во 2 классе. При решении задач постоянно требуется построение схем, много логических задач. Понятие периметра прямоугольника вводится в конце 2-ой четверти в 3 классе после понятия площади прямоугольника. При этом площадь фигуры изучается в начале 1-ой четверти. А итоговые контрольные работы ориентированы на программу «Школа России».
Наибольшее недовольство родителей вызывают учебники русского языка М.С.Соловейчик, особенно для 1-го класса. Вызывает нарекания отсутствие четких правил (ребенок должен сам логически к ним подойти). Большое внимание уделено фонетике в 1-ом классе. Транскрипции сбивают детей с толку, сказываются на грамотности. Другой особенностью являются поиски «опасных мест при письме», которые выделяются самыми разнообразными способами (черточки, точки), печатание слов с «окошком» вместо «опасных мест» с последующим заполнением этого «окошка». Авторы учебника предлагают детям при диктанте сначала записывать предложение схематически (черточками) с выделением «опасных мест», затем над черточками писать слова слоговыми дугами и только потом записать предложение словами. (Пример диктанта приведен в разделе «Поурочное планирование»). Продолжения в средней школе программа не имеет, поэтому детям необходимо время, чтобы «переключиться» на традиционный подход к изучению русского языка.
Некоторые родители отмечают, что при замене учебника русского языка на другой, программа становится очень даже неплохой.
По материалам сайта: umk-garmoniya.ru
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
При подготовке материала использовались источники:
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/umk-garmoniya-obzor-programmy-nachalnyh-klassov
https://schoolguide.ru/index.php/progs/2.html