Государственная поддержка импортозамещения
Программы постепенного отказа от иностранной продукции в России запустили более 7 лет назад. Но весной 2022 года, когда часть зарубежных производителей отказалась поставлять товары на отечественный рынок, власти не только актуализировали планы, но и начали обсуждать различные меры поддержки тех компаний, кто захочет занять освободившиеся ниши. Среди вариантов материальной помощи бизнесу — субсидии на импортозамещение производству, гранты, компенсация расходов, льготные займы.
Какие меры поддержки импортозамещающих производств предусмотрены
Понятие импортозамещения включает в себя два аспекта. Первый — замена ввозимой продукции отечественными аналогами. Второй — рост производства российской продукции до объемов, позволяющих экспортировать товары. Из-за ухода иностранных брендов с российского рынка власти сейчас акцентируют внимание на первом аспекте и продумывают, какую оказывать поддержку импортозамещения государству в 2023 году, в каком виде, каким образом, кому. Работа непростая, учитывая, что каждая отрасль нуждается в собственных мерах.
Традиционно, помимо общегосударственных мероприятий, власти на местах утверждают льготы на региональном уровне. Поэтому для получения консультаций о доступных и актуальных грантах, субсидиях и льготах бизнесу следует обращаться в профильные организации и органы власти в субъекте ведения предпринимательской деятельности. К примеру, на сайте Московского инновационного кластера дается подробная информация обо всех мерах поддержки, реализуемых в столице, имеется возможность подать онлайн-заявку и следить за статусом ее рассмотрения.
Если говорить конкретно о видах материальной помощи, то предпринимателям, работающим в областях, нуждающихся в импортозамещающих товарах, предлагают (на федеральном уровне):
- гарантии на реализацию инвестпроектов, на обеспечение кредитов и финансирование;
- субсидии на уплату процентов по кредитам, на возмещение части затрат на выпуск и реализацию товаров;
- специальные гранты на производство импортозамещения и реализацию произведенных товаров;
- софинансирование исследований и разработок.
Что касается нефинансовых мер, то тут традиционно консультирование, оказание юридических и бухгалтерских услуг, онлайн-обучение сотрудников и т. п.
Кто сможет рассчитывать на помощь от государства
Условия для предпринимателей разные, зависят от программы. Возьмем, к примеру, программу «доращивания» технологических компаний под нужды крупных отечественных корпораций, которую реализует Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки инжиниринга и инноваций». Программа предусматривает целевые гранты по импортозамещению в России в 2023 г. в размере от 25 до 250 млн рублей. Заявки принимают до 15 августа. К заявителям предъявляют следующие условия:
- принадлежность к российским компаниям;
- определенная сфера деятельности (соответствие приоритетным технологиям);
- отсутствие задолженностей по обязательным платежам;
- наличие заказчика, заинтересованного в продукте;
- успешный опыт внедрения технологических продуктов;
- годовая выручка — не более 10 000 млн рублей, а за прошлый год — в 4 раза больше запрашиваемой суммы гранта.
Помимо этого, обязательно оценивают возможную выгоду: выручка от реализации новой продукции должна увеличиться не менее чем в 5 раз.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы применять нацрежим по 44-ФЗ без ошибок и нарушений.
А вот другой пример — программа от Фонда развития промышленности «Цифровизация промышленности». Фонд предлагает заем в размере от 20 до 500 млн рублей под 1 или 5 процентов, в зависимости от ситуации, на срок до 5 лет. Деньги дают на внедрение цифровых и технологических решений, оптимизирующих производственные процессы на предприятии. Особенных требований к участникам нет, только общие правила — являться российским ИП или юрлицом, не находиться в процессе ликвидации, не иметь иностранных участников. Но чтобы получить льготный заем, надо вложить в проект не менее 20% собственных средств.
Отметим, что в отдельных случаях меры поддержки рассчитаны исключительно на малый и средний бизнес, поэтому при рассмотрении заявок учитывают, соответствует ли заявитель требованиям к субъектам МСП. Все подробности уточняйте в организации, которая предоставляет помощь бизнесу.
2022-08-04 14:22:37
Поддержка импортозамещения государством в 2022 году масштабная и разнообразная. Но опасайтесь активизировавшихся мошенников, желающих на этом заработать! Перед подписанием любых соглашений и договоров проверяйте контрагентов, убедитесь, что взаимодействуете с настоящим фондом, НКО и организацией, которая официально помогает бизнесу развиваться.
Государственная поддержка импортозамещения: программы, субсидии и инструменты помощи промышленным компаниям
Впервые о необходимости разработки механизма импортозамещения в России заговорили на заре 2000-х гг., когда были созданы крупные государственные корпорации Роснано, Росатом, Ростех и нарастала необходимость разработки стратегии ведения государственной политики, нацеленной на замену импортных товаров аналогами собственного производства. Однако только начиная с 2014 года появляется перечень федеральных программ по государственной поддержке импортозамещения и ряд федеральных законов. В частности Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Подписывайтесь на Telegram-канал!
Первая федеральная программа по государственной поддержке импортозамещения была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №328 (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Разработанная федеральная программа, по сути, определила ключевые цели импортозамещения:
- формирование конкурентоспособного производства;
- создание инноваций и методов использования передовой техники;
- развитие индустрий, выпускающих инновационную продукцию.
При этом в документе четко установлен бюджет, который будет выделяться на реализацию намеченных планов: порядка 330 млрд рублей ежегодно. В период с 2015 по 2021 год в проекты по импортозамещению, по данным Комитета Совета Федерации по экономической политике, было вложено более 3 трлн руб., при этом прямое государственное финансирование составило свыше 500 млрд руб.
К слову, на данный момент порядка 1,5 тысячи проектов, представленных в регламенте, уже прошли через стадию официального запуска. В числе первых из них:
- производства полного цикла по выпуску специальной обуви для работников медицинских отраслей;
- фабрики, занимающиеся разработкой и доставкой до конечных B2B-потребителей конструкционных пластмасс;
- компании, создающие сверхвысокочастотные переключатели для искусственных спутников Земли;
- организации, подготавливающие детали к разнообразным самолетным двигателям (ПД-14 и так далее).
Особое внимание было уделено борьбе с продовольственным эмбарго. Уже сейчас страна перешла на полное самообеспечение, производя в полном объеме мясо, рыбу и зерно.
Механизмы поддержки импортозамещения в 2022 году
Необходимо отметить, что в 2022 году подход к импортозамещению поменялся, что связано с февральскими событиями и введением санкций в отношении России. Так, если еще до марта при запуске проектов осуществлялась оценка их рентабельности, экономически нецелесообразные проекты не принимались к реализации, то с начала весны промышленный пакет направлений был расширен в силу необходимости выпуска отечественной продукции. Особенно это касается машиностроения, станкостроения, фармацевтики и медицины, где была велика доля импорта.
Начиная с весны 2022 года Государственная дума приняла внушительный перечень законопроектов, каждый из которых тем или иным образом направлен на стимулирование внутреннего рынка. К числу конкретных законодательных актов такого формата относятся:
- Установление приоритета отечественного ПО, входящего в особый реестр, при госзакупках.
- Необходимость приобретения российской продукции при организации конкурсных и аукционных процедур.
- Полноформатный запрос на покупку иностранных товаров для определенных секторов промышленности.
- Обязанность заказчиков закупать изделия, произведенные на территории РФ в установленных минимальных долях.
- Внедрение упрощенной схемы взаимодействия с продуктами из сферы медицины и фармацевтики.
В соответствии с Постановлением Правительства № 552 от 31.03.2022, в стране должны быть увеличены всевозможные гранты на создание отечественных аналогов комплектующих, которые ранее поставлялись исключительно из-за рубежа.
В настоящей статье коснемся некоторых наиболее универсальных и популярных сегодня механизмов господдержки.
Субсидирование НИОКР
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 введены базовые инструменты поддержки НИОКР. Речь идет о выделении дополнительных средств (субсидий) для компенсации части затрат организаций на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям.
На такое субсидирование в 2022 году было выделено 15 млрд руб., 6 млрд из которых – на технологии производства сжиженного природного газа, мало- и среднетоннажную химию. Государство сегодня заинтересовано в так называемых быстрых проектах НИОКР, реализация которых предусматривается в течение полугода-года, а на выходе – конкретный готовый технологический продукт, способный конкурировать с зарубежной продукцией. В текущем году с помощью данного инструмента было поддержано более сотни проектов.
Для того, чтобы получить субсидии на НИОКР, необходимо ориентироваться на перечень видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. № 3143-р. Данный перечень на текущий день содержит более 750 видов современных технологий, предлагаемых для внедрения инвестору, и регулярно обновляется. Только за 2022 год данный перечень увеличился более, чем на 130 позиций.
В соответствии с п.5 и 16 Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 максимальный срок предоставления субсидии составляет 3 года, а заявленный объем реализации инновационной продукции в денежном выражении за весь срок реализации проекта должен составлять не менее 5 размеров запрашиваемой субсидии. Таким образом, минимальный срок реализации проекта – это период, по результатам которого совокупный объем реализации инновационной продукции составит не менее 5 размеров суммы субсидии.
Согласно вышеуказанному постановлению, субсидии предоставляются на компенсацию части затрат в размере до 70% на НИОКР, но не более предельного размера субсидии, устанавливаемого Минпромторгом дополнительно. Это могут быть расходы на:
- оплату труда работников;
- подготовку и закупку исследовательского, испытательного, контрольно-измерительного и вспомогательного оборудования и комплектующих к нему;
- накладные расходы (не более 100% суммы расходов на оплату труда работников, непосредственно занятых реализацией проекта);
- оплату работ (услуг) организаций, привлекаемых для выполнения научно-исследовательских работ;
- аренду необходимых для выполнения научно-исследовательских работ зданий, сооружений, технологического оборудования и оснастки;
- содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств, непосредственно связанных с выполнением научно-исследовательских работ;
- государственную регистрацию в Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках выполнения научно-исследовательских работ;
- производство опытной партии продукции и ее тестирование, сертификацию и (или) регистрацию, а также на испытание;
- приобретение изделий сравнения.
По итогам завершения инновационного проекта и выполнения плана мероприятий организация, с которой заключено соглашение о предоставлении субсидии, не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения выполнения плана мероприятий представляет в Минпромторг отчет о достижении результата предоставления субсидии. В случае непредставления организацией отчета об исполнении плана мероприятий более 6 месяцев после дня завершения выполнения плана мероприятий указанное соглашение расторгается в одностороннем порядке Минпромторгом с требованием к организации о возврате предоставленной организации суммы субсидии с уплатой штрафа.
Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931 определен также механизм государственной поддержки — компенсация части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с НИОКР, для внешних рынков.
Таблица 1. Ключевые моменты Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931
Компенсация части затрат, связанных с видом деятельности
Проведение НИОКР в целях создания новой продукции
Омологация существующей продукции
Распределение лимитов бюджетных обязательств
При подготовке материала использовались источники:
https://ppt.ru/art/podderzhka/gosudarstvennaya-podderzhka-importozameshcheniya
https://delprof.ru/press-center/open-analytics/gosudarstvennaya-podderzhka-importozameshcheniya-programmy-subsidii-i-instrumenty-pomoshchi-promyshl/