Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическая поддержка психического развития ребенка.
Причины создания.
Причиной создания программы индивидуального сопровождения стало психолого – педагогическое заключение по результатам обследования когнитивной и эмоционально – личностной сферы ребёнка.
Дата рождения: 14.04.2014г.
Возраст на момент обследования: 4 года.
Внешний вид
Внешний вид опрятный, телосложение нормальное, контактен.
Эмоциональные реакции и характер общения со взрослым в процессе обследования
и в процессе наблюдения за особенностями поведения.
Включается в работу быстро, темп медленный, проявляет заинтересованность при выполнении заданий, но интерес не стойкий и быстро проходящий. Часто отвлекается на посторонние предметы, отмечаются колебания работоспособности на фоне утомления. Основные данные о себе: имя, фамилию, отчество, пол, свой возраст, дату рождения, домашний адрес – знает частично. Недостаточно сформированы временные и пространственные представления, представления об окружающем.
Мелкая моторика слабо развита.
Ведущая рука – правая .
Артикуляционная моторика не развита в соответствии с возрастной нормой. Звукопроизношение нарушено.
Познавательное развитие
Внимание непроизвольное, недостаточно устойчивое.
Медленно запоминает, быстро забывает. Уровень развития произвольной вербальной памяти снижен.
Объём знаний об окружающем мире недостаточен. Наглядно-действенное мышление соответствует возрасту. Осуществляет простейшие классификации, испытывает сложности в подборе обобщающих понятий.
Речевое развитие
Звукопроизношение нарушено. Предложения не всегда строит грамматически правильно.
Воображение
Воспроизводящее и творческое воображение развито на среднем уровне.
Сформированность элементов трудовой деятельности и навыков самообслуживания
Сформированы согласно возрасту.
Рекомендации
Ребёнку рекомендовано пройти курс коррекционно – развивающих занятий, направленных на развитие познавательных психических процессов
3. Цель и задачи индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
Цель – повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени.
Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.
Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память.
Учить пользоваться планом групповой комнаты, соотносить реальные предметы с их заместителями; устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Стимулировать речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук, развивать художественно-графические навыки.
Воспитывать аккуратность, доброжелательность.
Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:
Восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному предмету – величине, цвету; выделять высоту, длину и ширину.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать сказку по заданной теме.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти, при выполнении каких-либо действий, несложное условие.
Психодиагностическая работа педагога-психолога ДОУ в средних группах выявляет детей, нуждающихся в коррекции и развитии познавательной сферы.
Срок реализации: октябрь-апрель 2018-2019г.
Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основе программы, разработанной В.Л. Шарохиной. Программа состоит из 28 занятий (1 раз в неделю, смотреть календарно-тематическое планирование) продолжительностью 20-25 минут, которые проводятся индивидуально. Количество игр в занятии можно варьировать.
Структура занятий.
В начале занятия ребенка необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность. Для этого педагог-психолог может использовать следующие игровые упражнения: «Шалтай-болтай», «Ха-ха-ха! «Хе-хе-хе!», «Снеговик», «На пляже» и т.д. Заканчивают занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и ребёнком.
Формы подведения итогов реализации программы: психолого – педагогическое заключение о развитии познавательной сферы.
Критерии оценки выполнения программы.
Проведена первичная психологическая диагностика в октябре, повторное психологическое обследование будет проведено в мае.
В результате реализации программы предполагается, что проведённый курс занятий поможет ребенку улучшить развитие познавательных психических процессов.
Программа индивидуального сопровождения ребенка что это
Если что-то не получается — например, не хватает мотивации, непонятно, какой профиль выбрать или в каком направлении двигаться, — это нормально. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» функционирует отдел персонального сопровождения, где работают специалисты, готовые помочь ребёнку и родителям.
Время чтения:
В «Фоксфорде» специалисты сопровождения в школе работают в команде. Ребёнок может обсудить успеваемость с наставником, уточнить организационные моменты у классного руководителя, выявить сильные стороны с тьютором, проработать тревоги и опасения с психологом. Мы подробно расскажем о каждой должности.
Кто такой наставник и чем он занимается
Персональный наставник помогает организовать день ребёнка и учит эффективно учиться. Он обеспечивает индивидуальное сопровождение ученика и подбирается по вашим запросам.
Вот лишь некоторые функции наставника:
- организация, тайм-менеджмент, эффективная коммуникация;
- обучение техникам конспектирования и запоминания;
- еженедельное общение с ребёнком по видеосвязи;
- информирование об аттестациях, олимпиадах.
Часто отношения ученика и наставника перетекают в тёплые и дружеские. Многие наставники — недавние выпускники и студенты старших курсов вузов, и они не понаслышке знают, как дисциплинировать себя и справиться со стрессом во время контрольных или государственных экзаменов. Наставник — это не только персональное сопровождение, но и старший товарищ, опора, поддержка.
Чек-лист: нужен ли вам наставник
Вот несколько ситуаций, когда наставник придёт на помощь:
- ребёнку не хватает мотивации регулярно уделять время учёбе,
- у ребёнка трудности с дисциплиной и самоорганизацией,
- ребёнку сложно запоминать информацию,
- ребёнку не хватает дружеской поддержки и товарищеского плеча.
Узнали себя? Наставник поможет! Замотивирует ребёнка, поможет с самоорганизацией, будет следить за учебным процессом, подбадривать и делиться своим опытом.
Кто такой классный руководитель и чем он занимается
Это вариант для более самостоятельных ребят, которым требуется только организационная поддержка. Классный руководитель помогает родителям контролировать успеваемость и поддерживает общение в группах детей.
Классные руководители обеспечивают групповое сопровождение учеников — если наставник занимается с каждым ребёнком индивидуально, то здесь работа происходит в группах.
Программа сопровождения школьников с классным руководителем подразумевает общение с детьми и родителями в чатах, мониторинг успеваемость, ведение параллели классов.
Чек-лист: нужен ли вам классный руководитель
Вот несколько ситуаций, когда классный руководитель поможет ребёнку:
- у ребёнка достаточно мотивации и самодисциплины, требуется лишь помощь в организационных и технических моментах;
- ребёнок не испытывает потребности в общении с близким старшим товарищем, но вы хотите, чтобы учебный процесс не пускался на самотёк;
- нет потребности в пристальном индивидуальном отслеживании успеваемости — достаточно получать общие групповые отчёты.
Похоже на ваш случай? Классный руководитель обеспечит организацию учебного процесса во всей параллели, будет мониторить успеваемость и отвечать на вопросы.
Кто такой тьютор и чем он занимается
У тьютора особая миссия. Он исследует интересы ребёнка и создаёт индивидуальные образовательные маршруты. Тьютор поможет определиться с будущей специальностью или просто задаст вектор развития.
Основные направления работы тьютора:
- Раскрывает сильные стороны ученика на основе диагностики Skillfolio. Благодаря этому тесту ребёнку проще выбрать профиль обучения и сфокусироваться на нужных предметах.
- Может помочь сформулировать цели и расставить приоритеты, а также консультировать по выбору будущей профессии.
- Учит учиться и поддерживает интерес к обучению. В результате ребёнок начинает самостоятельно искать и обрабатывать информацию, а главное — получает внутренний стимул к развитию.
Чек-лист: нужен ли вам тьютор
Вот примеры ситуаций, когда тьюторское сопровождение детей в школе — подходящий вариант:
- Подросток находится в растерянности, перейдя в старшие классы, не знает, к какой профессии склониться и какие предметы выбрать для экзаменов.
- У ребёнка трудности с самостоятельной работой.
- У ребёнка отсутствует интерес к учёбе, и он воспринимает образование как что-то нудное и скучное.
- Подросток не знает, к каким целям стремиться и куда идти.
Если это ваш случай, тьютор решит проблему — выявит сильные стороны ребёнка, поможет сформулировать цели и проконсультирует по любым вопросам профориентации и развития.
Кто такой психолог и чем он занимается
Ещё один специалист, который работает в рамках персонального сопровождения обучающихся в домашней онлайн-школе «Фоксфорда», — психолог. Ученик и его семья могут получать бесплатные консультации в течение всего учебного года.
Вот некоторые функции психолога домашней онлайн-школы «Фоксфорда»:
- адаптация к онлайн-обучению в домашних условиях;
- преодоление стрессов и сложных ситуаций, связанных с учёбой;
- поддержка учебной мотивации.
Чек-лист: нужен ли вам психолог
Помощь психолога может потребоваться в следующих случаях:
- выгорание от учёбы, эмоциональный упадок или стресс;
- трудности в адаптации к дистанционному обучению;
- травмирующий опыт учёбы в предыдущих местах — буллинг, конфликты.
Психолог — специалист, который проработает с ребёнком любые проблемы и страхи. Обращаться к психологу — важно и нужно, если чувствуете, что не справляетесь сами.
Резюме
Персональное сопровождение детей, а также групповая организационная работа в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обеспечивается целым отделом специалистов. Это наставники, классные руководители, тьюторы и психологи. У каждого из них свои роли и задачи. Специалисты могут работать в тандеме — например, если тьютор видит, что проблема мотивации имеет более глубокие корни и требует детальной проработки, он направит ребёнка к психологу. В «Фоксфорде» помогут с любыми трудностями! Мы всегда рядом.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
При подготовке материала использовались источники:
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/individualnij_obrazovatelnij_marshrut_psihologop_125754.html
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/personalnoe-soprovozhdenie-detej-v-shkole