Коррекционно-развивающее обучение (КРО)
— форма дифференциации образования в общеобразовательной школе для оказания помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школьной жизни. Наиболее эффективно реализуется при создании специальных классов КРО, входящих в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений, относящихся к VII виду, — для детей с разными формами задержки психического развития (ЗПР). КРО обеспечивает взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений педагогической деятельности.
В процессе КРО специалисты психолого-медико-педагогического консилиума школьного ведут динамическое наблюдение за достижениями каждого ребёнка, что позволяет решать вопрос о переводе учащихся из классов КРО на массовые формы обучения после окончания 1-2-го классов или начальной школы.
Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана. Вводятся дополнительные предметы (ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика и др.), которые обеспечивают максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, повышают двигательную активность, корригируют эмоциональный тонус, формируют осн. этапы учебной деятельности (в т.ч. ориентировочный, самоконтроля и самооценки), улучшают мотивацию познавательной деятельности. Фронтальное КРО, осуществляемое учителем на уроках, позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне образовательного стандарта начальной школы. Проверка и оценка работы учащихся проводится по вариативным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VII вида) и классов КРО (1996, 2000).
Коррекционные занятия могут иметь как общеразвивающие цели (повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики), так и предметную направленность (подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов и др.). Значительное место занимают также логопедические занятия для детей с нарушениями речи (см. Логопедия).
Взаимодействие дошкольных и школьных образовательных учреждений, Психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), центров психолого-социальной помощи и других позволяет без увеличения сроков пребывания ребёнка в школе выбирать оптимальный путь для его обучения и коррекции нарушений развития. Решающую роль имеет раннее выявление, диагностика и профилактика возникновения школьных проблем.
(Бим-Бад Б.М. «Педагогический энциклопедический словарь». М., 2002 г., 128-129)
См. также Коррекция, Логопедия, Специальные образовательные учреждения
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .
1.5 Принципы, содержание, формы коррекционно-развивающего образовательного процесса
Коррекционно-развивающее образование (КРО) как новое направление в развитии педагогической практики.
Назначение и основные задачи коррекционно-развивающего образования. Общепедагогические принципы коррекционно-развивающего образования, их характеристика. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего образования. Коррекционно-развивающая программа, её структура и место в системе содержания образования.
Классы компенсирующего обучения педагогической поддержки-дифференцированные формы коррекционно-развивающей практики.
Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения. Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребёнка. Формы коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической практике.
Внеурочная деятельность в системе коррекционно-развивающей работы с детьми риска. Коррекционный потенциал физкультурно-оздоровительной, трудовой. художественной, эстетической, познавательной внеурочной деятельности.
Основные понятия: классы компенсирующего обучения, коррекционно-развивающее образование, психолого-педагогические основы организации коррекционно-развивающего образования.
Ведущие идеи:
Создание специальных классов коррекционно-развивающего образования позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в физическом и нервно-психическом здоровье.
На основании принципов развивающего обучения разрабатываются конкретные методики, педагогические технологии.
1.5.Коррекционно-развивающееся образование (кро) в современной педагогической практике
1. Организационно-педагогические основы создания классов КРО
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – это форма образования дифференциации, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации педагогического процесса, но более эффективна при создании классов КРО, которые позволяют обеспечивать оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья.
Именно в таких классах возможно взаимодействие:
— социально – трудового направления работы с детьми.
Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов – классы компенсирующего обучения и классы выравнивания.
В школьной практике имеют место и другие формы дифференцированного обучения: классы педагогической поддержки (первично создаются в первом звене школы (5-9 классы), классы адаптации, классы здоровья и др.
КРО строится на основных положениях Концепции КРО, разработанной Институтом коррекционной педагогики.
Классы выравнивания создаются на начальной ступени обучения для обучения детей с ЗПР, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, эмоциональная неустойчивость.
Классы компенсирующего обучения создаются в общеобразовательных школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель – создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях образовательного учреждения. В классы компенсирующего обучения принимаются дети группы риска.
Создание специальных классов КРО позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в психическом здоровье.
Охране и укреплению здоровья учащихся этих классов отводится особая роль.
Необходимым является динамические наблюдения за продвижениями каждого ребенка. Наблюдения проводятся специалистами школьного психолого-педагогического консилиума.
Результаты наблюдений обсуждаются 1 раз в четверть на малых педсоветах или консилиумах.
При изучении школьников учитываются показатели:
- Физического состояния и развития ребенка: особенности слуха и зрения, координация движений, работоспособность.
- особенности и уровень познавательных процессов: особенности внимания, памяти, мышления, речи, познавательные интересы, любознательность.
- отношение к учебной деятельности: мотивация, уровень усвоения учебной деятельности.
- особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально-волевая зрелость, воля, настроение, самооценка, отношение со сверстниками и взрослыми, поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.
- особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, сформированность навыков чтения, письма, счета.
Особенности процесса обучения в классах КРО (коррекционно-развивающего обучения)
Коррекционно-развивающее обучение(КРО) – это построение учебно-воспитательного процесса, ориентированного на исправление различных дефектов развития детей и создание условий для полноценного развития ребенка с различными отклонениями.
Такое обучение, специфично, прежде всего тем, что оно охватывает учащихся с разными дефектами развития. Оно помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка с отклонениями, посредством применения механизма компенсации. В этой связи КРО характеризуется специфичными целями и задачами, содержанием и методами реализации.
Специфичность целей и задач КРО
Коррекционное обучение, как и обычное, ориентировано на освоение учащимися содержания образовательной программы. Особенно здесь то, что образовательная программа необычная, а коррекционная. Она учитывает определенные отклонения в развитии и предлагает использование нестандартных методов обучения.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Коррекционное обучение нацелено на повышение уровня общего развития учащегося и ликвидацию пробелов в его знаниях и навыках, вызванных той или иной патологией развития. Специфичными задачами коррекционного обучения являются следующие:
- Развитие познавательной сферы учащихся;
- Активизация интеллектуальных процессов организма и рост уровня их развития;
- Формирование навыков нормальной учебной деятельности учащихся;
- Устранение дефектов развития разного рода, посредством использования методов эмоционально-личностного развития и социального становления;
- Социальная адаптация и развитие основ социального взаимодействия;
- Развитие навыков трудовой деятельности ребенка с отклонением в развитии.
У детей с отклонениями в развитии необходимо развить их эмоциональную сферу и познавательные процессы, чтобы создать условия для их нормального обучения. Достижение данных целей и задач требует включения в КРО большого количества дисциплин эстетической направленности – изобразительное искусство, музыка, ритмика. Они активизируют эмоциональную сферу ребенка и оказывают активное воздействие на психическую сферу личности.
«Особенности процесса обучения в классах КРО (коррекционно-развивающего обучения)»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Особенности организации коррекционного обучения
Построение коррекционного педагогического процесса имеет определенную специфику. Она обусловлена особенностями данного обучения в целом, спецификой его целевого назначения, задач и методов организации обучения и воспитания.
Педагогический процесс коррекционно-развивающего типа имеет ряд специфических черт. К ним относятся:
- Содержание образовательной программы содержит аспекты, ориентированные на восполнение пробелов в знаниях учащихся;
- Обучение реализуется посредством постепенного усложнения учебного материала. Учащиеся подготавливаются к восприятию более сложной и объемной учебной информации на каждом этапе коррекционного обучения;
- Обеспечение в образовательном процессе оптимальных условий для раскрытия потенциала ребенка с наличием определенного дефекта развития;
- Коррекция всех сторон личности учащегося и устранение недостатков его развития, оказывающих отрицательное воздействие на восприятие и освоение учебной информации;
- Применение методов и технологий коррекционно-развивающего обучения;
- Опора на социальное развитие ребенка и функционирование его психических процессов при разработке индивидуального коррекционного маршрута обучения;
- Обучение учащихся в малых коллективах. Классы коррекционного обучения включают по 10-12 детей.
Коррекционно-развивающее обучение выстраивается на основании проведения предварительной диагностики развития ребенка, которая помогает определить оптимальные направления его развития и методы коррекции, имеющегося дефекта, а также, создать условия для полноценного развития личности ребенка с отклонением в развитии.
Система работы в классах КРО
Система обучения в классах коррекционного типа имеется свои отличительные черты. Они заключаются в следующем:
- Длительность урока составляет 20 минут.
- Работа на уроке реализуется в малых группах – по три-четыре человека или носит индивидуальный характер. Работа с классом целиком, несмотря на небольшое количество его учащихся, никогда не осуществляется.
- Используются задания умеренной трудности. Они не должны вызывать перенапряжение ребенка и приводить к усталости.
- Применение специальной системы оценок учащихся. Детям не ставят отметки в виде баллов за успехи в обучении. Применяется система поощрений, в виде звезд, наклеек, фишек. Они даются за каждое успешно выполненное задание.
- Построение урока в игровой форме. В силу задержки развития детей актуально использование игровых методов обучения. Они мотивируют к познанию.
- Медленный темп обучения с постоянными повторами изученного материала.
- Опора на те анализаторы учащихся, которые сохранены и нормально функционируют.
- Разделение урока на части и операции малого объема и длительности.
- Представление материала в наглядной форме.
- Связь содержания урока и изучаемого материала с практической жизнедеятельностью учащихся.
- Активизация речевой работы учащегося на уроках. Развитию речи уделяется особое внимание на уроках КРО. Необходимо расширять словарный запас учащегося и формировать основы связной речи.
Система коррекционно-развивающего обучения не предполагает достижения каких-то конкретных результатов по его реализации. Она, только, позволяет создать условия для личностного роста ребенка и его развития. Коррекционный педагогический процесс позволяет расширить адаптивные возможности ребенка, способствует его социальному развитию и активности в разных сферах и направлениях деятельности.
На уроках КРО требуется построение специфического взаимодействия между педагогом и учащимися. Независимо от степени отклонений в развитии, ребенок признается полноценным субъектом образовательного процесса. Взаимодействие выстраивается в форме диалога.
Кроме того, коррекционно-развивающее обучение является творческим процессом. Оно требует применения педагогом нестандартных форм и методов обучения. Личностный рост учащегося обусловлен творческим подходом педагога к его развитию.
При подготовке материала использовались источники:
https://pedagogical_dictionary.academic.ru/1572/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%9A%D0%A0%D0%9E)
https://studfile.net/preview/2237739/page:7/
https://spravochnick.ru/pedagogika/osobennosti_processa_obucheniya_v_klassah_kro_korrekcionno-razvivayuschego_obucheniya/