...

Программа музейного образования это что

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное образование» (3 класс)
рабочая программа (3 класс) по теме

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) .

Программа внеурочной деятельности «Музейное образование» рассчитана на учащихся 2–4 классов начальнойшколы. Время освоения программы: 104 часа (2 класс —32 часа, 3 класс — 32 часа, 4 класс — 32 часа) в течение учебного года. Данная программа учитывает возможность познакомить детей со школьным музеем и с ведущими музеями страны, в том числе с использованием интернет-ресурсов и компьютерных программ.

В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В современном обществе обнаруживается дефицит нравственности, дефицит культуры. Стоит ли винить современную молодёжь в бездуховности, злости и жестокости? На чьём опыте им учиться, кто может быть для них идеалом? Для необходимого воспитательного воздействия нужен положительный пример, необходимо показать детям, что существует другой мир —

мир, полный духовных нравственных идей, творчества,культуры.

Цель программы — приобщить детей к миру прекрасного, познакомить их с историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества. Музейная педагогика позволяет эффективно влиять на процесс

воспитания учащихся с разных позиций: мотивационно-ценностной, интеллектуальной, деятельностной, эмоциональноволевой.

— совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования;

— создавать условия для приобретения опыта общения с культурноисторическими ценностями музея;

— создавать условия для художественного, эмоционально-ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у де

— создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;

  • создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.

— содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

— расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;

  • приобщить ребёнка к миру искусства;
  • формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);
  • содействовать осознанию детьми значимости деятельности

по сохранению историкокультурного наследия города,

— формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

  • формировать навыки культурного поведения в общественных местах;
  • развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Поисковоисследовательская работа в музее, музейные фонды и работа с ними,

экспозиционновыставочная работа, культурнообразовательная деятельность музея, творческая работа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

—находить и осуществлять отбор нужной информации;

— анализировать источники по заданным критериям;

—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

—находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;

—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

—вести записи при работе с документами.

Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социальнозначимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.

Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путе шествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
  • воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

  • подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
  • участие в различных конкурсах;

проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО_ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Основная учебная литература

Сокольникова Н.М. Программа курса «Изобразитель

ное искусство. 1–4 классы». — М.: АСТ, Астрель.

2. Дополнительная учебная литература

Саплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса «Духовно

нравственная культура народов России». 4 класс». — М.:

Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия

школьников. Сб. научных статей. Выпуск 1 СГПИ, 1996.

Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на

3. Учебное оборудование.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Зам. директора по УВР

«______» ______________ 20____ г.

на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

подпись расшифровка подписи

Программа дополнительного образования по музейной педагогике «Здравствуй, школьный музей!»

Программа дополнительного образования по музейной педагогике “Здравствуй, школьный музей” рассчитана на учащихся 8-9-х классов. Время освоения программы: 72 часа в течение учебного года. Данная программа учитывает возможность создания не только реального, но и виртуального музея, с использованием ресурсов Интренет.

В современных условиях жизни российского общества, переживающего трудности становления правового государства и формирования демократичной рыночной экономики, воспитание подрастающих поколений стало главным социальным и государственным приоритетом. Уже выросло поколение российских граждан, которое отказалось от отживших ценностей “строителей коммунизма”, а новые – “строителей демократии”, еще только формируемые общественным сознанием, не усвоило. Стоит ли винить современную молодежь в бездуховности, злости и жестокости? На чем опыте им учиться, кто может быть для них идеалом? Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен “ключ”, положительный пример конкретных людей, таких же, как они сами, кому можно доверять, кто сталкивался с такими же проблемами и их преодолевал. Таким “ключом” в воспитательной работе школы может стать школьный музей, деятельность которого будет основана на принципах музейной педагогики.

На сегодняшний день еще не разработана реальная методологическая база для такой новой дисциплины, как музейная педагогика, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии. Исследования в данном направлении ведутся в Росси с 90-х годов XX века, опыта пока накоплено недостаточно, так что данная программа призвана расширить методическую копилку музееведения и стать подспорьем в работе педагогов-музееведов и педагогов дополнительного образования. В программу вошло содержание курса введение в музееведение “Здравствуй, школьный музей!”, прочитанного в 2004-2005 году учащимся 9-х классов гимназии № 9. Итоги работы получили высокую оценку как со стороны самих учеников, их родителей, выпускников школы (что нашло отражение в Книге Почетных Гостей музея), так и со стороны администрации гимназии и управления образованием города (работа была отмечена дипломами и благодарственными письмами). Творческая работа учащихся “История одного экспоната” была награждена в 2005 году Дипломом за победу в конкурсе школьных музеев, проводимом в Московской области. В дальнейшем работа по созданию музея была продолжена на базе 21 школы г. Коломны.

Специфика гражданского воспитания учащихся средствами музейной педагогики связана с формированием музейно-визуальной компетентности школьников. Именно она позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении. Гражданское воспитание школьников средствами музейной педагогики позволяет полноценно и эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности.

  • общие закономерности, принципы и подходы к анализу психолого-педагогического развития человека в социокультурной ситуации (Л.С. Выготский, И.Б. Котова, М. Коул, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, К. Левин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, З.И. Рябикина, В.П. Свечников, Е.И. Шиянов, Д. Б. Эльконин и др.);
  • идеи педагогической деятельности на основе синергетического системно-функционального подходов (В.В. Маткин, И.В. Меньшиков, О.В. Санникова, В.В. Сериков, Н.М. Таланчук, В.А. Харитонова и др.);
  • аксиологический, деятельностный и личностный подходы в образовании (Ю.П. Ветров, Б.С. Герушинский, Н.Ю. Ермилов, А.Ю. Клочко, Ю.Н. Клочко, Н.П. Клушина, Ю.А. Лобейко и др.).

Главной целью программы является создание модели формирования гражданственности учащихся на основе музейной коммуникации. Предлагаемая программа стремится через образовательные и воспитательные возможности музейной педагогики познакомить учащихся с особенностями музейной работы, формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать их приобщению к историческому наследию школы, города, Отечества, способствовать профессиональной ориентации учащихся среднего звена для определения будущего профиля обучения в старшей школе.

Исторические знания, полученные ребятами в непосредственном общении с предметным миром прошлых эпох, должны стать для них личностно значимыми, познавательный интерес из эпизодического превратиться в устойчивый.

В ходе реализации программы были поставлены следующие задачи:

Планируемые результаты. Основы научного мировоззрения, заложенные в ходе музейных занятий, позволят ребятам успешно освоить все этапы научно-исследовательской работы:

  • научатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками,
  • освоят приемы внешнего и внутреннего анализа источников,
  • научатся формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою точку зрения,
  • получат навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).

Благодаря работе в музее школьники получат возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы, города и своей страны. Научатся выявлять и фиксировать новые источники по истории школы, применять меры по их сохранению в ходе ежегодного мониторинга состояния материально-технической базы музея. Научатся приемам камеральной обработки материала и освоят ведение музейной документации, правила хранения артефактов. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.

Отличительная черта обучения в музее – неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами.

Результаты изучения данного курса предлагается заносить в сводную ведомость и оценивать по зачетной форме (См. Методическое обеспечение программы. Сводная ведомость контроля и оценки знаний, умений и навыков).

Итогом деятельности учащихся в конце учебного года должна стать творческая работа, тему и форму которой они выбирают самостоятельно. Лучшие работы станут фондом материалов музея или новой экспозицией на сайте школы, продолжив, таким образом, славную историю своего учебного учреждения, насчитывающую в наши дни 57 лет.

Рабочая программа «Музейное образование»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное образование» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образовательной программы МАОУ Гимназии им. А.А. Пушкина, учебного плана 2019 — 2020 учебного года, авторской программы по внеурочной деятельности Т.М. Суховой «Музейное образование» (Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы.учебно-методический комплект «Планета Знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. Авторы-составители: Л.Я.Желтовская и О.Б. Калинина. – Москва: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012 г.), адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжёлым нарушением речи МАОУ «Гимназия имени А. А. Пушкина» АООП НОО ТНР Вариант 5.1, ФГОС НОО для детей с ОВЗ (Приказ №1598), и реализует социальное направление.

В данном классе есть ученик с ТНР. Форма обучения – очная. Специальные учебники не требуются.

Программа рассчитана на 33 часа в год ( 1 час в неделю).

Рабочая программа имеет целью совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования, создавать условия для приобретения опыта общения с культурно-историческими ценностями музея,создавать условия для художественного, эмоционально-ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у детей, создавать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев, создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность. Программа ведется на родном языке – русском.

И способствуют решению следующих задач:

× содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;

× воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

× расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;

× приобщить ребёнка к миру искусства;

× формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);

× содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению историко-культурного наследия города, страны;

× формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

× формировать навыки культурного поведения в общественных местах;

× развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.

Особенностью реализации программы в данном классе является приобщение детей к прекрасному: понимание эстетики, воспитание толерантности к творчеству других людей, народов. Привитие эстетических чувств общения с людьми, с живой и неживой природой. Программа ведется на родном языке – русском.

Особенностью реализации программы для детей с ОВЗ является направленность работы на коррекцию нарушений речи ученика совместно со специалистами (логопед, психолог), применение специальных методов, приёмов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию обходных путей коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью.

Требование к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся научатся:

— работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

— находить и осуществлять отбор нужной информации;

— анализировать источники по заданным критериям;

— высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

— наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

— находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;

— сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени и в другом географическом пространстве;

— выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

— вести записи при работе с документами.

У ученика с ТНР УУД соответствуют образовательной программе по внеурочной деятельности.

У ученика с ОВЗ должны быть сформированы жизненные навыки:

• понимать и принимать учебную задачу;

• использовать различные виды устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

• умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы;

• коммуникативные навыки (вести беседу с одноклассниками, работать в группе).

Для ученика с ТНР содержание предмета соответствует ФГОС НОО.

Введение (3 ч)

О чём рассказывает музей. Роль музеев в жизни человека. Правила поведения юных экскурсантов. Техника безопасности во время экскурсий. Экскурсия в школьный музей гимназии.

Музеи для младших школьников (5 ч)

Игра-путешествие по московским музеям для детей. Виртуальное путешествие по московским музеям для детей. Музей «Волшебный букварь».

Знакомимся с музеями Москвы (4 ч)

«Начинается Москва как известно от Кремля». Виртуальное путешествие по Красной площади, по Кремлю.Виртуальная экскурсия в Музей истории города Москвы.

Художественные музеи (8 ч)

Виртуальная экскурсия по Государственной Третьяковской галерее

Музеи патриотической направленности (4 ч)

Виртуальная экскурсия в Музей обороны Москвы. «Жители г.Бронницы – участники Великой Отечественной войны». Знакомство с экспонатами музея гимназии.

Дома – музеи (2 ч)

Виртуальная экскурсия в «Дом – музей Чуковского».

Музеи экологического направления (3 ч)

Игра – путешествие в «Музей Ледникового периода».

Экскурсии, посвящённые знакомству с профессиями (3 ч)

Виртуальная экскурсия на предприятие. Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии, способность добывать новую информацию из различных источников.

Учебно-тематический план

При подготовке материала использовались источники:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/23/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-muzeynoe
https://urok.1sept.ru/articles/586010
https://infourok.ru/rabochaya-programma-muzejnoe-obrazovanie-4388795.html

Оцените статью