Изменения в школах с 1 сентября 2023 года
С нового учебного года во всех школах страны вводятся федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), которые заменят прежние рекомендации Минпросвещения.
До сих пор каждая школа могла использовать собственную программу, а каждый учитель — выбирать учебники и трактовать темы по своему усмотрению. Реформа образования 2023 года предполагает, что рабочие программы и учебные пособия будут утверждены на законодательном уровне: для всех школ они станут едиными и обязательными к исполнению.
В перспективе для каждой классной параллели останется только один учебник базового уровня и один для углублённого изучения. При этом ФООП определяет только базовый уровень знаний, меньше которого давать нельзя, но больше — можно. За учителями сохраняется право использовать собственные методики, но делать это можно будет только с учётом требований «золотого стандарта».
В частности это касается порядка изучения тем и предметных результатов в каждый год обучения, чтобы ребёнок при переводе в другую школу не был вынужден устранять пробелы в знаниях, вызванные различиями в программах.
Переход на новый стандарт будет происходить постепенно и завершится к началу 2027/28 учебного года. С 1 сентября 2023 года в начальной школе унифицируют преподавание русского языка, литературного чтения и окружающего мира, а в средней — также русского языка, литературы, истории, обществознания, истории, географии и ОБЖ.
Из перечня обязательных предметов будут исключены экономика, право, астрономия, естествознание, экология и «Россия в мире». В рамках математики кроме алгебры и геометрии появится курс «Вероятность и статистика».
В старших классах сокращена максимальная нагрузка: с 2 590 часов до 2 516. Вне зависимости от учебного профиля общими для всех десяти- и одиннадцатиклассников останутся 13 предметов: русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физкультура и ОБЖ (об изменениях здесь читайте ниже).
Воспитательная работа
В новых образовательных стандартах прописаны не только предметные, но и личностные результаты обучения. Помимо учебной программы, на федеральном уровне также вводятся единая рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.
За их исполнение будет отвечать советник директора по воспитательной работе. В 2022 году эта должность была введена в 45 субъектах РФ, а с 1 сентября 2023 года появится в школах ещё 35 регионов. Советник по воспитанию будет участвовать в разрешении школьных конфликтов и привлекать учеников к участию в проектах детских и молодёжных объединений, устраивать культурные и спортивные мероприятия.
В рамках учебных дисциплин появятся темы, связанные с гражданским и нравственным самосознанием. Например, на обществознании, истории и литературе школьники будут обсуждать вопросы противодействия коррупции.
Еженедельные занятия по профориентации
С 1 сентября 2023 года по четвергам в школах вводятся обязательные занятия по профориентации для учеников с 6-го по 11-й класс. Каждая школа сможет выбрать, сколько часов нужно отвести под эти занятия в течение учебного года: 40, 60 или 80.
Работу со школьниками будут проводить по следующим направлениям:
- профильные классы: с медицинским, космическим, педагогическим и другими уклонами;
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность, например экскурсии на предприятия;
- посещение организаций допобразования по выбору школьников;
- производственная практика в колледжах и на предприятиях с выдачей свидетельств о получении профессии;
- проведение родительских собраний и участие родителей в школьных встречах с представителями разных профессий.
Трудовое воспитание школьников
Ещё одним нововведением в образовании в 2023 году стало закрепление понятия «трудовое воспитание» в законе. Поправки позволяют школам привлекать учеников к общественно-полезному труду без получения официального согласия родителей.
Речь идёт о школьных дежурствах, уборке класса и прилегающей территории, участии в субботниках, оформлении кабинетов к праздничным дням, помощи в школьных библиотеках, музеях и театрах. Закон также позволяет школам привлекать учеников к участию в добровольческих акциях и патриотических инициативах. При этом поручать им работу можно будет строго в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.
Новый учебник истории
Преподавание истории в 10–11-х классах с 1 сентября 2023 года начнётся по новым единым учебникам. Его авторы обещают, что новое пособие будет формировать у школьников целостную картину прошлого России в контексте всей мировой истории. Кроме того, создатели постарались сделать его интересным и познавательным. На страницах будут размещены QR-коды со ссылками на достоверные источники.
В новом учебнике будет значительно расширен блок о Великой Отечественной войне, а раздел новейшей истории пополнят главы о Крымской весне и военной операции на территории Украины.
ФГИС «Моя школа»
С нового учебного года все общеобразовательные организации обяжут использовать только государственные ресурсы для хранения личных данных учеников. Для этого специально разработана федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа». Она объединит электронные дневники и журналы, расписание уроков, библиотеку электронных материалов к урокам, учебные симуляторы, онлайн-курсы и другие сервисы.
В прошлом учебном году «Моя школа» была успешно протестирована в 15 регионах РФ, а с 1 сентября 2023 года её применение станет массовым.
Основы безопасности и защита Родины
Изменения в школьном образовании в 2023 году существенно повлияли на курс ОБЖ. В соответствии с новой Концепцией информационной безопасности детей учебную программу по ОБЖ дополнят модулем о кибербезопасности. Школьников будут учить защищать свои личные данные от злоумышленников, безопасно общаться в социальных сетях, не становиться жертвами шантажа и финансовых махинаций.
Кроме того, в курс ОБЖ для 10–11-х классов в 2023 году войдут элементы начальной военной подготовки. Старшеклассники будут учиться обращаться с автоматическим оружием и ручными гранатами, маршировать и оказывать первую помощь раненым. В 2024/25 учебном году предмет ОБЖ планируется переименовать в «Основы безопасности и защиту Родины» и распространить элементы НВП на другие классные параллели.
Изменения в ОГЭ и ЕГЭ
Несмотря на многочисленные дискуссии в Госдуме по поводу отмены ЕГЭ в этом году, реформа образования 2023 года не предполагает смены формата государственных экзаменов. Однако некоторые изменения в государственной итоговой аттестации в 2023/24 учебном году всё же произойдут:
- Одиннадцатиклассники смогут изменить выбранный ранее уровень ЕГЭ по математике с базового на профильный и наоборот.
- Выпускники прошлых лет смогут изменить или дополнить перечень предметов, выбранных для прохождения ЕГЭ. При этом сдавать экзамены они смогут только в резервные сроки основного периода.
- Срок проверки экзаменационных работ по информатике сократится с четырёх календарных дней до двух.
- Дополнительную дату проведения итогового сочинения (изложения) перенесли на вторую среду апреля (раньше это была первая рабочая среда мая).
Выпускников 9-х классов ждут следующие изменения в ОГЭ:
- Девятиклассникам официально разрешили проходить итоговое собеседование дистанционно. Его дата переносится с первого рабочего понедельника мая на третий понедельник апреля.
- Во время прохождения итогового собеседования участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, шпаргалки и другие средства хранения информации.
- Участники ОГЭ, которые не смогли сдать экзамены по выбранным дисциплинам в сентябре, смогут изменить список предметов в следующем году.
Серебряные медали
Приятные изменения в образовании в 2023 году ждут хорошистов. Выпускники, которые окончат школу без троек, с одной-двумя четвёрками, снова будут получать серебряные медали. Награде вернули официальный статус и присвоили название «За особые успехи в учении» II степени. Как и золотые медали, серебряные будут давать обладателям дополнительные баллы при поступлении. Сколько именно — станет известно к началу учебного года.
Программа обучения школа России что это
В этой статье мы рассмотрим самую популярную школьную программу в России, отметим её сильные и слабые стороны и расскажем о том, как она применяется в домашней онлайн-школе «Фоксфорда».
Время чтения:
Основные сведения
«Школа России» — это учебно-методический комплекс (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, соответствующий требованиям государственных стандартов основной программы начального общего образования.
Научный руководитель проекта — Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.
УМК «Школа России» действует с 2001 года. В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской академии наук и Российской академии образования об эффективности данной системы и соответствии требованиям ФГОС. Все учебники, составляющие завершённые предметные линии УМК «Школа России», получили положительные оценки Российской академии наук и Российской академии образования.
Учебно-методический комплекс «Школа России» состоит из следующих завершённых предметных линий учебников, которые приказом Министерства Просвещения России от 28 декабря 2018 года включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников:
- Русский язык.
Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и другие.
Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. - Литературное чтение.Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие.
- Математика.Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.
- Информатика (3-4 классы).Авторы: Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.
- Окружающий мир.Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
- Изобразительное искусство.Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и другие.
- Музыка.Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
- Технология.Авторы: Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
- Физическая культура.Авторы: Лях В.И., Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д.
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в 4 классе:
ОРКСЭ. Основы православной культуры. Автор: Кураев А.В.
ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Автор: Чимитдоржиев В.Л.
ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и другие.
ОРКСЭ. Основы светской этики. Автор: Шемшурина А.И.
Изучение иностранных языков:
«Английский в фокусе» («Spotlight») 1-4 классы. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В.
«Звёздный английский» («Starlight») 1-4 классы: углублённое изучение. Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.
Английский язык. 2-4 классы. Авторы: Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Хайн Э. и другие.
Английский язык. 2-4 классы: углублённое изучение. Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В.
Немецкий язык. 2-4 классы. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М.
Немецкий язык «Вундеркинды Плюс». 2-4 классы: базовое и углублённое изучение. Авторы: Захарова О.Л., Цойнер К.Р.
«Твой друг французский язык». 2-4 классы. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.
«Французский в перспективе». 2-4 классы: углублённое изучение. Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М.
- Испанский язык. 2-4- классы. Авторы: Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В.
В методический комплекс также входят рабочие и творческие тетради, дидактические материалы, книги для чтения и мультимедийные приложения (презентации, видео, материалы на дисковых носителях и прочее).
Особенности программы
Основные принципы программы:
- обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
- формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
- создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
- ориентирование работы на результат,
- духовно-нравственное развитие учащихся,
- привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
- воспитание бережного отношения к природе,
- формирование целостной картины мира.
Ведущим принципом «Школы России» является применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.
Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России.
Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.
Плюсы и минусы программы
«Школа России», являясь модернизированной версией классической советской школьной программы, унаследовала многие достоинства и недостатки предшествующих УМК.
Среди достоинств программы учителя и родители выделяют:
- комплексное обучение по всем предметам,
- простоту подачи материала,
- сильный курс русского языка и литературы,
- насыщенную и объёмную информацию по окружающему миру,
- невысокую нагрузку на учащихся,
- возможность освоения программы учениками с разной степенью подготовки,
- наибольшую распространённость по России.
При этом «Школу России» часто критикуют за:
- чрезмерную простоту,
- упор на репродуктивность обучения (повторение, копирование),
- малое количество логических заданий,
- упрощённый курс математики,
- хаотичную подачу материала по курсу «окружающий мир».
Однако следует помнить, что данная программа разработана в качестве базы, и при грамотной работе педагога может быть дополнена материалами для углублённого изучения, призванными расширить кругозор учащихся.
Кому подойдёт программа
«Школа России» — это современный вариант классической школьной программы, по которой учились большинство советских и российских детей. Она подходит всем, кто хочет дать своему ребёнку традиционное школьное образование.
Данный УМК рассчитан на детей с любым уровнем подготовки к школе: занятия в первом классе начинаются с обучения счёту и чтению «с нуля».
Благодаря тому, что «Школа России» — наиболее распространённая в нашей стране учебная программа, она подойдёт детям, вынужденным часто переезжать: в каждом городе России есть школы, работающие по этому УМК.
В «Домашней школе Фоксфорда» математика программы «Школа России» (на базе УМК Моро М.И.) представлена в 3–4 классах (первый поток). Русский язык программы «Школа России» представлен в 1–4 классах (все потоки); литературное чтение — в 1–2 классах во всех потоках. Окружающий мир программы «Школа России» представлен в 1–4 классах (1 класс — первый и второй потоки, 2–4 классы — все потоки).
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
О программе «Школа России»
материал по теме
Здесь Вы найдёте информацию о целях программы, научно — методическом комплекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 36 КБ |
| 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Традиционная программа проверена временем, многолетним опытом. Эта та программа, по которой учились вы, уважаемые родители.
В настоящее время она усовершенствована. Сейчас это традиционно – развивающая программа «Школа России», очень богатая по содержанию и методике. Научным руководителем комплекта « Школа России» является кандидат педагогических наук Андрей Анатольевич Плешаков.
Слайд 2. «Школа России» — наиболее известный и востребованный в России комплект для начальной школы, который гарантирует достижение высоких результатов обучения.
Слайд 3. Основная цель программы заключается в развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах.
Слайд 4. В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала.
Комплект охватывает все учебные предметы: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математику, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд, физическую культуру, основы безопасности жизнедеятельности. Сюда входят и такие инновационные предметы для начальной школы, как информатика и иностранный язык. Учебники яркие, красочные, насыщенные заданиями. Все учебники имеют законченные линии с 1 по 4 класс,
Слайд 5. а также развернутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, книг для чтения и других пособий.
Учебно – методический комплект ориентирован, прежде всего, на развитие у детей доброты, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать друг другу. Обучение строится на основе постоянной поддержки творческого начала ученика, поэтому при организации работы предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу.
Слайд 6. Освоение детьми образовательной области «Русский язык» начинается с периода обучения грамоте. Обучение грамоте проводится в 1 классе по русской азбуке под редакцией Горецкого с сентября в течении 6 – 8 месяцев, в зависимости от усвоения материала детьми. Учебник «Русская азбука» отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи.
Слайд 7. На первом самом трудном этапе введено опосредованное чтение рисунков, схем слов и предложений, разгадываются ребусы, загадки, кроссворды. Порядок изучения букв и их звуков учитывает трудности русского языка. Движение идёт от наиболее слышимых к менее слышимым звукам речи, от коротких , простых по слоговому составу слов к более длинным словам. Важнейшим принципом является дифференцированный подход к обучению, который реализуется с помощью заданий разного уровня сложности, направленных на решение одних и тех же учебных задач, в том числе введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для читающих детей.
Обучение чтению заключает в себе важный раздел – внеклассное чтение, целью которого является формирование у младших школьников знания детских книг, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать.
Слайд 8. После изучения азбуки обучение детей чтению призван продолжить курс литературного чтения, который обеспечивается учебником «Родная речь». Программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни. Классические и современные произведения разных жанров помогут привить ребёнку интерес и любовь к художественной книге, развить самостоятельное творческое мышление. В тетради много заданий творческого характера. Продумана система по развитию литературных способностей. Дети сочиняют различного рода тексты, пишут сочинения, отзывы на прочитанные книги, участвуют в инсценировках.
Слайд 9. Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом. Подготовка к письму осуществляется по прописям к «Русской азбуке» Горецкого. Прописи созданы по оригинальной методике, имеющей прочную теоретическую основу и прошедшей апробацию в российских школах. Их отличительной особенностью является то, что они не только грамотно формируют навыки каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах и в разных возрастных группах.
В качестве материала для письма используются интересные стихотворные тексты, загадки, скороговорки, чтобы процесс обучения был интересен детям.
Слайд 10. В прописях предлагается большое количество заданий на поиск закономерностей расположения букв на строке, на объединение слов в группу по определённому признаку, составление предложений из рассыпанных слов и другие.
Слайд 11. Учебник русского языка включает задания творческого характера, занимательные задания. К упражнениям подобраны соответствующие яркие, красочные картинки, что помогает точно воспринять и обдумать задание. Материал учебника преподносится не как истина, а учит детей исследовательской работе. Каждый урок опирается на ранее изученный материал. Используется различный шрифт и цветовые оттенки, что способствует развитию памяти и лучшему усвоению учебного материала.
В печатном пособии «Русский язык. Рабочая тетрадь» даны упражнения для овладения практическими приёмами использования полученных знаний. Эти упражнения разного уровня сложности. «Рабочие тетради» учат планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами. Для выявления и диагностики проблем и возможных затруднений предназначены проверочные работы.
Слайд 12. В учебнике математики содержится большое количество заданий на развитие логического мышления, головоломки, ребусы. Обновлена тематика задач, введён разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей.
Слайд13 . Тетради по математике в 2 частях предназначены для организации самостоятельной работы. Предлагаются задания «Дополни», «Восстанови рисунок», «Найди лишнее». Тетради создают условия для формирования навыков письма цифр и выполнения других математических записей.
Овладение приемами сравнения, анализа, классификации формирует у учащихся универсальные умственные действия, развивает способность к проведению обобщений; облегчает включение детей в учебную деятельность не только на уроках математики, но и при изучении других школьных предметов.
Слайд 14. В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно – поисковый подход. В комплект включены учебник под редакцией Плешакова, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», проверочные тесты.
Слайд 15. Атлас -определитель замечательная книга. Очень помогает ребенку разобраться в окружающем мире. Картинки качественные, по ним действительно можно опознать встреченное растение или насекомое. Большая ценность в том, что книжка действительно «обо всем» . Тут и камни, и растения, и животные с насекомыми.
Слайд 16. Задания в рабочей тетради очень разнообразны: раскрась, вырежи из приложения и склей, нарисуй, разгадай кроссворд, отгадай загадки, пофантазируй, попробуй вылепить. Эти книги создавались не только для работы на уроке, но в большей степени для работы в семье, что является отличительной чертой комплекта.
Слайд 17. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, в научном дневнике как настоящие учёные проводят различные наблюдения и опыты. Дети поставлены в условия, когда самостоятельно могут добывать знания, размышлять, фантазировать, играть. Работаю по данной программе 9 лет. Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда.
Важной особенностью учебников является выделение у них базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющих ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Работа по этим учебникам позволяет ребенку адаптироваться
в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для успешного обучения в школе.
При подготовке материала использовались источники:
https://media.foxford.ru/articles/izmeneniya-v-obrazovanii-2023
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/programma-shkola-rossii
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2012/12/22/o-programme-shkola-rossii