Разработка программы ПЭК
Производственный экологический контроль призван решить проблему неблагоприятного влияния предприятия на окружающую среду. Он подразумевает постоянный мониторинг уровня загрязняющих веществ и отходов и позволяет вести хозяйственную деятельность, не нарушая закон. Благодаря ПЭК возможно прогнозировать изменения экологической ситуации и вырабатывать стратегии по охране среды.
Задачи программы производственного экологического контроля:
- Соблюдение требований законодательства;
- Оценка влияния производства на экологическую обстановку;
- Прогноз изменений окружающей среды;
- Учет количества отходов предприятия и объема загрязняющих веществ;
- Соблюдение нормативов по отходам и выбросам;
- Планирование природоохранной деятельности.
Кому нужна программа ПЭК
Программа производственного экологического контроля служит для соблюдения требований законов РФ по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Благодаря ПЭК можно не только избежать санкций Росприроднадзора, но и предотвратить аварийные ситуации на предприятии.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ на производственных и перерабатывающих предприятиях, которые относятся к 1 , 2 и 3 категории по опасному воздействию на окружающую среду, должна работать программа производственного экологического контроля.
Риск загрязнения окружающей среды существует для таких производственных систем как:
- очистка газов, сточных вод;
- хранение и переработка твердых отходов;
- склады для хранения сырья и готовой продукции;
- цеха, как источники вредных выбросов в сточные воды и атмосферу.
Загрязненные земельные участки, санитарные зоны также нуждаются в системном экологическом контроле.
ПЭК действует бессрочно .
Если производство было модернизировано, поменялась технология, оборудование или сырье, и в результате изменились характер и объем загрязняющих веществ больше, чем на 10%, то в течение 60 дней должна произойти корректировка и повторное утверждение ПЭК.
Этапы разработки и согласования программы ПЭК
Предприятия 1 класса опасности обязаны получать КЭР – комплексное экологическое разрешение. В него включена согласованная программа экологического контроля. Субъекты 2 и 3-го класса разрабатывают и утверждают собственную программу ПЭК без участия надзора, учитывая законодательство и специфику производства. План мероприятий должен быть выполнимым. Экологический контроль на производстве – задача руководителя или специальных служб предприятия.
После разработки программа ПЭК приказом утверждается в организации, а затем представляется в органы экологического контроля.
Записи о проведении экологических мероприятий на производстве, результаты контрольных измерений и тестов сохраняются в специальных журналах. На основании этой документации формируется ежегодный отчет для контролирующих организаций. Его нужно представить в Росприроднадзор до 25 марта следующего года.
Р азработать и утвердить программу ПЭК без участия опытных экологов , знающих все требования и тонкости природоохранного законодательства, может оказаться затруднительно .
Программа ПЭК не требует согласования с Росприроднадзором. Это декларация о том, что организация проводит природоохранные мероприятия на производстве. Но отчет об экологическом мониторинге является обязательным, он должен подаваться ежегодно. Форма и содержание документа соответствуют требованиям Приказов №74 и №261 Минприроды РФ.
В отчете предполагается 7 разделов.
- Вводная часть — это сведения об организации, реквизиты, коды, свидетельство о регистрации, данные о правах собственности или договор аренды. Здесь же наименование надзорного органа, данные ответственного за проведение ПЭК и дата утверждения программы.
- Результаты контроля в области охраны воздушной среды. В разделе должна быть информация обо всех выбросах загрязняющих веществ в атмосферу. Результаты замеров, ПДК, план мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды.
- Тема раздела – мониторинг водных ресурсов. Должна быть представлена информация о заключенных договорах водопользования, о водоотведении, об эффективности очистных сооружений. Отчет о контроле расхода воды, об объемах и химическом составе сбросов. Информация о приборах учета и сроках поверки. Обязательно указывается контролирующая организация и даты проверки сбросов.
- Инвентаризация отходов. В раздел включены данные об отходах производственной и хозяйственной деятельности, о местах хранения отходов, порядке обезвреживания и утилизации.
- Структура экологического контроля на предприятии: ответственность подразделений, п олномочия, права и обязанности руководителей и сотрудников, сведения о квалификации.
- Информация о лабораториях, которые проводят измерения. Необходимо сообщить наименования, адреса и данные об аккредитации.
- Основная часть отчета, которая посвящена методам исследований. В ней должны быть описаны способы отбора проб выбросов, сбросов и твердых отходов, периодичность контроля, а также алгоритмы измерений концентраций исследуемых веществ. Желательно, чтобы в разделе были нормативные экологические документы и стандарты предприятия, на основании которых проводятся контрольные мероприятия. Раздел содержит результаты контроля стационарных источников загрязнения и описание изменения окружающей среды. Экологический контроль выбросов в атмосферу, мониторинг водных ресурсов и инвентаризация производственных отходов описываются в отдельных подразделах.
Общая структура документа должна быть сохранена, но при составлении отчета всегда учитывается специфика конкретного производства.
Основания для разработки
В 2002 году вышел Федеральный закон «Об охране окружающей среды», ФЗ №7. Все, что относится к ПЭК, изложено в статье 67 этого документа.
Обосновано введение программы мониторинга, определены цели мероприятия и организации, для которых разработка и внедрение ПЭК является обязательным. Указана необходимость отчета о технологиях, применяемом оборудовании, топливе и сырье, и фактическом количестве отходов производства и вредных веществ.
С 2019 года предприятия, на которых есть объекты 1 класса опасности, должны использовать программу ПЭК, дополненную системой автоматического контроля и техническими средствами передачи информации.
Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 определяет регламент программы ПЭК и сроки сдачи отчета.
С 2019 года форма отчета определяется Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261, образец отчета дан в приложении к приказу. Информация по каждому пункту программы представляется в виде таблицы.
Возможные штрафные санкции
Если в ходе проверки выяснится, что на предприятии не работает программа экологического контроля, это будет расценено как нарушение законодательства. По статье 8.1 Административного кодекса от 30.12.2001 №195 ФЗ несоблюдение экологических требований может привести к получению предупреждения или штрафа до 100 000 рублей.
О тсутствие документов ПЭК на производстве 1-3 класса опасности, неполная или недостоверная информация в отчете или несвоевременная подача на проверку может оказаться поводом для штрафа на сумму от 20 000 до 80 000 рублей по статье 8.5 КоАП.
Если организация нарушает природоохранное законодательство, помимо штрафных санкций есть риск остановки производства на срок до трех месяцев по итогам проверки.
Чтобы избежать ошибок, представив неполную информацию в отчете, стоит обратиться к специалистам в области экологического законодательства.
- Геодезия
- Геология
- Экология
- Геологические изыскания для строительства коттеджа, частного дома
- Геология участка под строительство многоэтажного дома
- Геологические изыскания линейных объектов
- Топографическая съемка
- Вынос границ участка в натуру
- Геодезические работы в строительстве
- Геология для строительства промышленных объектов (зданий)
- Радиационно-экологические исследования
- Санитарные химические исследования
- Санитарно-бактериологические исследования
- Газогеохимические исследования
- Исследование и оценка физических воздействий
- Поиск подземных коммуникаций
- Инженерно-геологические изыскания для водопровода
- Геологическая экспертиза
- Геологические изыскания для газопровода
- Инженерные изыскания для строительства дорог
- Разработка проекта ПДВ
- Разработка проекта СЗЗ
- Разработка проекта ПНООЛР
- Разработка программы ПЭК для предприятий
- Разработка перечня мероприятий охраны окружающей среды
- Разработка проекта ДВОС
- Разработка проекта ОВОС
- Инженерно-гидрометеорологические изыскания
Программа ПЭК – Производственный экологический контроль
ЭкоПромЦентр выполняет инструментальные замеры на источниках выбросов загрязняющих веществ в рамках программы ПЭК. Проводим исследования на базе собственной лаборатории «УМЭко» с широкой аккредитацией, в том числе и на выполнение испытаний промышленных выбросов. Аттестат Росаккредитации №РОСС RU.0001.519093.
- Основная информация: Что такое ПЭК
- Кому нужна программа ПЭК
- Разработка программы ПЭК
- Содержание программы ПЭК
- Сроки и форма отчета
- Стоимость разработки ПЭК
- Штрафы за отсутствие программы ПЭК
- Новые требования к программе ПЭК 2022
Основная информация: Что такое ПЭК
В первую очередь давайте рассмотрим то, что такое программа ПЭК и для чего нужен производственный экологический контроль. Производственный экологический контроль (ПЭК) – это система мер управления опасными выбросами, сбросами и отходами на предприятии, а также их инвентаризацией и т.д.
Основная цель программы ПЭК заключается в предотвращении возможных или уже имеющихся нарушений природоохранного законодательства. Все предприятия и другие объекты должны соблюдать нормы, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, законодательством подчеркивается, что программа ПЭК предприятия должна действовать на постоянной основе.
Кому нужна программа ПЭК
- Системы очистки сточных вод и очистки отходящих газов;
- Склады хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- Источники образования производственных отходов (цеха и мастерские);
- Источники выбросов загрязняющих веществ (передвижные и стационарные);
- Источники сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и канализации;
- Загрязненные земельные участки и водные объекты;
- Зоны особой санитарной защиты.
Разработка программы ПЭК
- ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7;
- ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96;
- ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89;
- «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74 (ред. от 24.04.2020);
- Приказ Минприроды РФ от 18 февраля 2022 года № 109.
Программа производственного экологического контроля утверждается самим хоз. субъектом без участия государственных органов. Исключение только для владельцев объектов 1 категории, так как для них согласованная программа ПЭК входит в комплексное экологическое разрешение (КЭР). Программа производственного экологического контроля в 2021 году состоит из 7 основных разделов. Рекомендуем к ознакомлению состав программы ПЭК.
1 раздел: Общие положения В данный раздел входит основная информация и сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду, наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет о программе ПЭК, информация об ответственном за подготовку отчета и результатах, а также дата утверждения программы ПЭК.
2 раздел: Сведения об инвентаризации выбросов ЗВ и их источников Указываются сведения об инвентаризации выбросов ЗВ, все необходимые показатели массы выбросов и сроки проведения самой инвентаризации.
3 раздел: Сведения об инвентаризации сбросов ЗВ и их источников В разделе перечисляются сведения о заключенных договорах водопользования и полученных решениях о предоставлении водного объекта в пользование, показатели массы и объема сбросов, а также информация об учете сточных вод и источников их образования, об имеющихся очистных сооружениях, о сроках проведения учета сточных вод.
4 раздел: Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения Данный раздел содержит сведения об образующихся отходах (ФККО), о том где размещаются отходы (ГРОРО), об инвентаризации объектов размещения, а также указываются сроки проведения инвентаризации отходов.
5 раздел: Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК Краткий раздел: наименование и полномочия подразделений, число сотрудников и информация об их правах и обязанностях.
6 раздел: Сведения о собственных или привлекаемых аккредитованных испытательных лабораториях и центрах Обязательно указывается основная информация о таких лабораториях и центрах, реквизиты аттестатов аккредитации.
7 раздел: Сведения о периодичности и методах ПЭК Содержит 3 подраздела, в которых указываются план-графики, перечни нормативных документов, информация о мероприятиях ПЭК и сроки. Более подробно с разделами можно ознакомиться в Приказе Минприроды РФ от 18 февраля 2022 года № 109.
Программа ПЭК: Сроки и форма отчета
Отчет по программе ПЭК подается ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. С формой отчета вы можете ознакомиться в Приказе Минприроды РФ № 261. Отметим, что данный отчет не нужно предварительно согласовывать.
Программа ПЭК: Стоимость разработки
Стоимость разработки программы ПЭК составляет от 30 000 рублей. Итоговая стоимость во многом зависит от того, для какого предприятия она разрабатывается. Если точнее – чем больше площадок у предприятия, тем меньше удельно будет стоимость разработки. Бывали и такие случаи, когда программа ПЭК для некоторых производств обходилась в 100 000 рублей.
Штрафы за отсутствие программы ПЭК
Отсутствие экологической документации – вопрос решаемый, но наказуемый. Рано или поздно предприятие могут оштрафовать согласно закону. Так, статья 8.5 КоАП РФ подтверждает следующее: административные штрафы накладываются на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 500 до 80 000 рублей. Кроме того, за несоблюдение экологического законодательства налагается предупреждение, либо также административные штрафы в размере от 1000 до 100 000 рублей.
Новые требования к программе ПЭК 2022
До 1 сентября 2022 года требования к программе ПЭК определялись Приказом Минприроды №74. Однако, документ утратил силу. На смену ему пришел новый Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109, он будет действовать 6 лет.
Важно отметить, что если программа ПЭК утверждена до 1 сентября 2022 года, то действовать она будет до ее корректировки. Случаи, при которых требуется корректировка программы ПЭК, предусмотрены Приказом Минприроды № 109 в пункте 3.
- Изменение технологических процессов на объекте ОНВ;
- Замена технологического оборудования, сырья, из-за которых меняются и характеристики выбросов в атмосферный воздух;
- Изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%;
- Новые требования к программе ПЭК 2022 года практически ничем не отличаются от прежних (утверждённых приказом № 74).
Не откладывайте подготовку нужной экологической документации, обратитесь к команде специалистов ЭкоПромЦентр прямо сейчас.
Получить бесплатную консультацию по телефону: +7 (812) 425-61-45, либо в один клик!
Новый приказ по производственному экологическому контролю
Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) производится на каждом предприятии, на котором есть объекты, оказывающие негативное воздействие (далее — объект ОНВ) и относящиеся к I—III категориям (IV категория от этой обязанности освобождена), это указано в ст. 67 Закона № 7-ФЗ[1]. Там же говорится, что для таких предприятий обязательно составление программы ПЭК, следование данной программе и затем предоставление отчета о ПЭК в качестве подтверждения проведения ПЭК.
Программа ПЭК содержит сведения:
• об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
• инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
• инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
• о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
• собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;
• периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Система автоматического контроля
Помимо этого, для объектов I категории, подпадающих под критерии Распоряжения Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р[2], программа ПЭК дополнительно должна включать программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля. Такой программой определяются стационарные источники и показатели выбросов и (или) сбросов, подлежащие автоматическому контролю; места и сроки установки автоматических средств измерения и учета, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов в государственный реестр объектов ОНВ; состав и форма передаваемой информации.
Правовое регулирование
Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262.
Такая система контроля должна быть создана на объекте в срок не более четырех лет с момента получения комплексного экологического разрешения либо в иной срок с учетом реализации мероприятий по реконструкции источников выбросов, предусмотренных программой повышения экологической эффективности. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов установлены Постановлением Правительства от 13.05.2019 № 263.
Создание такой системы автоматического контроля — дорогостоящий и долгий процесс, поэтому сейчас для объектов, которые обязаны ее создавать, введена отсрочка в связи с экономической ситуацией. В соответствии с Законом № 71-ФЗ[3], для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории и получивших комплексное экологическое разрешение до 01.09.2022, срок создания системы автоматического контроля, установленный п. 9 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, продлевается на два года.
ПЭК по выбросам и сбросам обязательно проводится в отношении так называемых маркерных веществ — загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте ОНВ.
Правовое регулирование
Требования к содержанию программы ПЭК, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК на сегодняшний день определяются Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (далее — Требования № 74).
Представление отчета о проведении ПЭК
В Требованиях № 74 утверждены требования к программе ПЭК и сроки представления отчета: 25 марта года, следующего за отчетным годом.
Отчет по ПЭК, согласно закону, должен включать информацию:
• о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
• фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
• состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений;
• об обращении с отходами производства и потребления.
Отчеты о проведении ПЭК сдают в Росприроднадзор или иной уполномоченный орган (если предприятие подведомственно ФСБ[4] — то туда и идет отчет[5]) по форме, определенной Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (в ред. от 23.06.2020; далее — Приказ № 261). Методические рекомендации по ее заполнению содержатся в Приказе Минприроды России от 16.10.2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Новые требования к программе ПЭК
Как сказано выше, сейчас программа ПЭК составляется по Требованиям № 74. Но недавно был принят Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Требования № 109) — вместо Требований № 74.
Сравним действующие и новые требования и посмотрим, насколько Требования № 109 решают накопившиеся проблемные вопросы в отношении составления и проведения ПЭК.
Примеры недоработанности Требований № 74
На первый взгляд, программа ПЭК не содержит особых сложностей в составлении, но, начав ее разрабатывать в соответствии с Требованиями № 74, любой специалист поймет, что в них есть много подводных камней.
При этом ответов на возникающие вопросы по составлению нет, и получить их не удастся, т.к. программа не проходит согласование в государственных органах, следовательно, никакого контроля за правильностью программы не проводится, пока на предприятие не придет проверка, которая зафиксирует несоответствие программы требованиям нормативных правовых актов. Помимо этого, недоработанность Требований № 74 очевидна при составлении отчета по ПЭК по форме Приказа № 261. Приведем несколько примеров.
1. Отчет по проведению ПЭК состоит из восьми табличных форм в трех разделах. Раздел 2 «Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха» включает четыре таблицы. Согласно Требованиям № 74 раздел, касающийся охраны атмосферного воздуха, содержит:
[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).
[2] Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 № 428-р «Об утверждении видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
[3] Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[4] Федеральная служба безопасности.
[5] См. Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»».
М.В. Ламихова, инженер отдела охраны окружающей среды Саратовского филиала ООО «Газпром проектирование»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.
Узнать больше:
При подготовке материала использовались источники:
https://glavgp.ru/uslugi/ekologiya/programma-pek
https://ecopromcentr.ru/blog/programma-pehk/
https://www.profiz.ru/eco/6_2022/novyj_pek/