...

Программа пэк экология что это

Новые требования к Программе экологического контроля (ПЭК)

С 1 сентября 2022 года Программа производственного экологического контроля (программа ПЭК) разрабатывается в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 18.02.2022 № 109. Напомним, что она должна быть у ИП и юрлиц, которые эксплуатируют объекты НВОС I-III категорий.

Программа ПЭК разрабатывается и утверждается для каждого объекта негативного воздействия на окружающую среду. Она подлежит корректировке в течение 60 рабочих дней, если установленные объемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ изменились более чем на 10 % из-за изменений в технологии или применяемых сырье, материалах, оборудовании.

Программа ПЭК по Приказу № 109 должна содержать:

  1. Общие положения. В разделе указываются сведения о владельце объекта НВОС и уполномоченном органе, в который сдается регулярная отчетность по ПЭК.
  2. Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников. Здесь приводятся показатели суммарной массы выбросов по каждому ЗВ, по каждому источнику и по объекту НВОС в целом.
  3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников. В разделе указывают данные по каждому источнику и суммарно по объекту; приводят перечень заключенных договоров водопользования, решениях о предоставление в пользование водного объекта.
  4. Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения. Раздел содержит информацию по всем отходам по ФККО, которые образуются в деятельности предприятия.
  5. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК.
  6. Информацию о собственных или привлекаемых аккредитованных испытательных лабораториях.
  7. Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. Отдельно указываются данные по отходам, охране воздуха, водным объектам. Приводятся планы-графики контроля и перечни необходимых мероприятий.

Отчётность ПЭК формируется и сдается ежегодно, до 25 марта.

Программы, разработанные и утвержденные до 1 сентября 2022 года, действуют, пока не потребуется их корректировка по Приказу № 109. То есть природопользователи продолжают спокойно их применять, пока объемы выбросов или сбросов не изменятся более чем на 10 %.

Приказ Минприроды от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» вступил в силу 1 сентября 2022 года и будет действовать 6 лет до 1 сентября 2028 года.

Новый приказ заменил приказ Минприроды № 74 , отменив его действие. При этом основные нововведения касаются учета выбросов от передвижных источников.

Корректировка НПА

Проведена корректировка нормативных правовых актов, на которые ссылается новый приказ.

Приказ Минприроды от 08.07.2009 № 205 (о ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и дренажных вод, их качества) заменен на приказ Минприроды от 09.11.2020 № 903, утверждающий новый Порядок.

В связи с корректировкой нормативных правовых актов изменились и требования к содержанию программы ПЭК, в частности подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов».

Ранее пункт подраздела «Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» разрабатывался в соответствии с отмененным приказом № 205. Согласно новому приказу № 109 этот подраздел называется «Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод», как предусмотрено приказом № 903.

Содержание плана-графика контроля стационарных источников выбросов

Приказ № 74 содержит требования, что в план-график не нужно включать источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия. Данный пункт вызывал множество споров, что именно считать границей предприятия, и позволял различно трактовать эту фразу.

Приказ № 109 устанавливает более точную трактовку, поскольку в нем «граница предприятия» заменена на «границу земельного участка объекта».

Также новый приказ однозначно определяет случаи расчетного метода контроля стационарных источников:

  • отсутствие аккредитованных методик измерений загрязняющих веществ;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов;
  • выбросы источника по данным последней инвентаризации формируют приземные концентрации на границе территории объекта менее 0,1 ед. ПДК.

Из приказа № 109 однозначно понятна ошибочность включения исследований измерений качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ. В соответствии с ним план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предусматривается только для объектов из перечня, предусмотренного пунктом 3 статьи 23 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Содержание подраздела «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»

Новый приказ урегулировал вопрос периодичности отбора и анализа проб сточных вод для объектов Ι-ΙΙΙ категорий НВОС.

Категория НВОС объекта Периодичность измерений Периодичность измерений по показателю токсичности
Ι-ΙΙ категории не менее 1 раза в месяц не менее 1 раза в квартал
ΙΙΙ категория не менее 1 раза в квартал не менее 1 раза в квартал

Также вводятся требование отбора проб в фоновом и контрольных створах и периодичность проверки работы очистных сооружений.

Проверка работы очистных сооружений осуществляется не реже 2-х раз в год.

Место подачи отчета о ПЭК

В раздел «Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» включен абзац о том, что юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ), представляют Отчет в ФСБ.

В данном случае юридические лица подают отчет на бумажном носителе с учетом требований законодательства РФ об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством РФ к информации ограниченного доступа.

Учет даты подачи отчета о ПЭК

Впервые приказ № 109 установил требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК», разграничив подачу непосредственно в уполномоченный орган, письменную отправку и подачу в электронном виде:

  • если бумажный отчет подан в Росприроднадзор, ФСБ или уполномоченный орган субъекта РФ, то дата подачи — это дата на штампе-отметке о принятии отчета;
  • если отчет направлен почтовым отправлением, датой подачи считается дата почтового отправления;
  • если отчет подан в электронном виде, за дату подачи принимается дата размещения отчета в Личном кабинете природопользователя, или же дата размещения в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • При представлении Отчета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, дополнительное его представление на бумажном носителе не требуется.

Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Программа ПЭК – Производственный экологический контроль

Стоимость разработки проекта ПНООЛР

В первую очередь давайте рассмотрим то, что такое программа ПЭК и для чего нужен производственный экологический контроль. Производственный экологический контроль (ПЭК) – это система мер управления опасными выбросами, сбросами и отходами на предприятии, а также их инвентаризацией и т.д.
Основная цель программы ПЭК заключается в предотвращении возможных или уже имеющихся нарушений природоохранного законодательства. Все предприятия и другие объекты должны соблюдать нормы, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, законодательством подчеркивается, что программа ПЭК предприятия должна действовать на постоянной основе.

Кому нужна программа ПЭК

  • Системы очистки сточных вод и очистки отходящих газов;
  • Склады хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • Источники образования производственных отходов (цеха и мастерские);
  • Источники выбросов загрязняющих веществ (передвижные и стационарные);
  • Источники сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и канализации;
  • Загрязненные земельные участки и водные объекты;
  • Зоны особой санитарной защиты.

Разработка программы ПЭК

  • ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7;
  • ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96;
  • ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89;
  • «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74 (ред. от 24.04.2020);
  • Приказ Минприроды РФ от 18 февраля 2022 года № 109.

Программа производственного экологического контроля утверждается самим хоз. субъектом без участия государственных органов. Исключение только для владельцев объектов 1 категории, так как для них согласованная программа ПЭК входит в комплексное экологическое разрешение (КЭР). Программа производственного экологического контроля в 2021 году состоит из 7 основных разделов. Рекомендуем к ознакомлению состав программы ПЭК.

1 раздел: Общие положения В данный раздел входит основная информация и сведения об объекте негативного воздействия на окружающую среду, наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет о программе ПЭК, информация об ответственном за подготовку отчета и результатах, а также дата утверждения программы ПЭК.

2 раздел: Сведения об инвентаризации выбросов ЗВ и их источников Указываются сведения об инвентаризации выбросов ЗВ, все необходимые показатели массы выбросов и сроки проведения самой инвентаризации.

3 раздел: Сведения об инвентаризации сбросов ЗВ и их источников В разделе перечисляются сведения о заключенных договорах водопользования и полученных решениях о предоставлении водного объекта в пользование, показатели массы и объема сбросов, а также информация об учете сточных вод и источников их образования, об имеющихся очистных сооружениях, о сроках проведения учета сточных вод.

4 раздел: Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения Данный раздел содержит сведения об образующихся отходах (ФККО), о том где размещаются отходы (ГРОРО), об инвентаризации объектов размещения, а также указываются сроки проведения инвентаризации отходов.

5 раздел: Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК Краткий раздел: наименование и полномочия подразделений, число сотрудников и информация об их правах и обязанностях.

6 раздел: Сведения о собственных или привлекаемых аккредитованных испытательных лабораториях и центрах Обязательно указывается основная информация о таких лабораториях и центрах, реквизиты аттестатов аккредитации.

7 раздел: Сведения о периодичности и методах ПЭК Содержит 3 подраздела, в которых указываются план-графики, перечни нормативных документов, информация о мероприятиях ПЭК и сроки. Более подробно с разделами можно ознакомиться в Приказе Минприроды РФ от 18 февраля 2022 года № 109.

Программа ПЭК: Сроки и форма отчета

Отчет по программе ПЭК подается ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. С формой отчета вы можете ознакомиться в Приказе Минприроды РФ № 261. Отметим, что данный отчет не нужно предварительно согласовывать.

Программа ПЭК: Стоимость разработки

Стоимость разработки программы ПЭК составляет от 30 000 рублей. Итоговая стоимость во многом зависит от того, для какого предприятия она разрабатывается. Если точнее – чем больше площадок у предприятия, тем меньше удельно будет стоимость разработки. Бывали и такие случаи, когда программа ПЭК для некоторых производств обходилась в 100 000 рублей.

Штрафы за отсутствие программы ПЭК

Отсутствие экологической документации – вопрос решаемый, но наказуемый. Рано или поздно предприятие могут оштрафовать согласно закону. Так, статья 8.5 КоАП РФ подтверждает следующее: административные штрафы накладываются на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 500 до 80 000 рублей. Кроме того, за несоблюдение экологического законодательства налагается предупреждение, либо также административные штрафы в размере от 1000 до 100 000 рублей.

Новые требования к программе ПЭК 2022

До 1 сентября 2022 года требования к программе ПЭК определялись Приказом Минприроды №74. Однако, документ утратил силу. На смену ему пришел новый Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109, он будет действовать 6 лет.

Важно отметить, что если программа ПЭК утверждена до 1 сентября 2022 года, то действовать она будет до ее корректировки. Случаи, при которых требуется корректировка программы ПЭК, предусмотрены Приказом Минприроды № 109 в пункте 3.

  • Изменение технологических процессов на объекте ОНВ;
  • Замена технологического оборудования, сырья, из-за которых меняются и характеристики выбросов в атмосферный воздух;
  • Изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%;
  • Новые требования к программе ПЭК 2022 года практически ничем не отличаются от прежних (утверждённых приказом № 74).

Не откладывайте подготовку нужной экологической документации, обратитесь к команде специалистов ЭкоПромЦентр прямо сейчас.

Получить бесплатную консультацию по телефону: +7 (812) 425-61-45, либо в один клик!

Программа производственного экологического контроля — ПЭК

Стоимость разработки проекта ПНООЛР

Производственный экологический контроль — процесс, позволяющий управлять опасными выбросами, сбросами и отходами на предприятии.

  • Общие сведения об объекте: название предприятия, другие реквизиты. Также в этом разделе указывается орган, куда направляются отчеты, и дата, когда программа ПЭК была утверждена;
  • Инвентаризация выбросов. Если есть готовые данные в проекте ПДВ (о предельно допустимых выбросах) — указываются они, если нет — придется разрабатывать;
  • Инвентаризация сбросов. Также можно взять из проекта НДС (о нормах допустимых сбросов), если нет — нужно их установить и утвердить;
  • Инвентаризация отходов. Раздел описывает, какие отходы возникают в ходе производственной деятельности, где размещаются на хранение и как проходит утилизация на полигонах ТБО;
  • Должностные лица, подразделения. Раздел содержит информацию о сотрудниках, руководителях подразделений, ответственных на площадке за ведение ПЭК. В разделе также указывается, кем утверждается программа производственного экологического контроля;
  • Лаборатории, привлекаемые для испытаний. Это могут быть собственные подразделения или сторонние организации, аккредитованные в соответствии с федеральным законодательством РФ и другими нормативными документами;
  • Периодичность контроля. Описывает частоту процедур контроля за выбросами, сбросами и отходами. Здесь же указываются методы, которыми предполагается осуществлять оценки и измерения, перечисляются места отбора проб. Составляются план-графики проведения инвентаризаций и исследований.

Образец программы ПЭК

Предлагаем ознакомиться с образцом программы ПЭК, которую разработали специалисты ЭкоПромЦентра.

Разработать и утвердить программу ПЭК может сам хозяйствующий субъект. Но ее содержание должно соответствовать требованиям Приказа Минприроды № 109. Разработать такой документ, не имея в штате экологов с опытом работы, крайне сложно. Сведения, содержащиеся в разделах об инвентаризации отходов, выбросов и сбросов, о периодичности их инвентаризации и исследования, должны опираться на требования экологического законодательства. Поэтому чаще всего составление программы ПЭК доверяют профильным экологическим организациям.

На каких предприятиях организация производственного экологического контроля обязательна

Федеральный закон 7-ФЗ предписывает осуществление и проведение, виды производственного экологического контроля на объектах, относящихся к 1-3 классам опасности. Этот порядок прописан в статье 67. Под категориями опасности понимаются установленные в 116-ФЗ градации экологически опасных объектов. Если на предприятии действует несколько производственных площадок, программа составляется для каждой из них отдельно.

Срок действия производственного экологического контроля не имеет ограничения. Но может заканчиваться в связи с прекращением деятельности. Например, при завершении строительства. Основанием для повторного утверждения документа может стать модернизация производства, внедрение более экологически безопасных технологий.

Есть ли штрафы за отсутствие программы ПЭК

  • Для граждан размер штрафа составляет 500-1000 рублей;
  • Для должностных лиц — до 6 тысяч рублей;
  • Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до 80 тысяч.
  • Гражданам — до 2 тысяч рублей;
  • Должностным лицам — до 5 тысяч рублей;
  • Юридическим лицам — до 100 тысяч рублей.

Обязательная отчетность по осуществлению процедур ПЭК

С помощью отчетов утвержденной в Приказе 261 от 14 июня 2018 года формы Минприроды РФ контролирует выполнение процедур, предписанных утвержденной программой ПЭК. Составляется и предоставляется он ежегодно.

Срок сдачи определен в приказе 109 Минприроды РФ — до 25 марта года, следующего за отчетным. Подписать его можно обычной подписью или электронной. Предоставляется заполненная форма по месту фактического нахождения производства. Т.е. в территориальное отделение Росприроднадзора. Одна копия отправляется в бумажном и электронном виде контролирующему органу. Вторую предприятие оставляет у себя и хранит вместе с остальной экологической документацией для последующего предъявления при проверке.

Отчет не требует обязательного согласования в контролирующих органах. По сути это декларация выполненных организацией процедур экологического характера. На крупных предприятиях он обычно готовится штатными экологами и утверждается руководителем. Но эту работу также можно доверить и сторонней организации. Это позволит разгрузить своих специалистов и гарантированно выполнить требования по его составлению.

Требования к программе ПЭК

  • Сведения об организации. Если объект относится к первому классу опасности, указываются используемые на нем технологии. Перечисляются лаборатории, чьи исследования использовались в ходе экологического контроля;
  • Результаты по охране атмосферного воздуха. Какие стационарные источники выбросов были под регулярным контролем, нарушали ли пробы с них нормативы ПДВ. Сведения о проведение замеров в контрольных точках ПДК;
  • Результаты по охране водных ресурсов. Какой объем воды был изъят, сколько стоков было сброшено. Обязательно указываются сведения о контролирующей организации и дате направления в нее результатов проверки качества сбросов. Сообщаются результаты контроля за эффективностью работы очистных сооружений;
  • Результаты по обращению с опасными отходами. Представляет собой перечисление отправленных организацией писем с отчетами о результатах мониторинга. В строках таблицы указываются номера, даты и наименования территориальных отделений Росприроднадзора, получивших эти письма.

Почему разработку ПЭК лучше доверить сторонней организации

Больше шанс выполнить все требования законодательства

Специалисты экологических организаций, специализирующихся на такой работе, находятся в курсе новых положений, законов и поправок, вступивших в силу недавно. При обнаружении недостающих данных: проектов ПДВ, НДС и прочее, наши сотрудники расскажут, как их можно рассчитать, измерить и утвердить.

Предсказуемые сроки

У сотрудников ЭкоПромЦентра большой опыт согласования документов в контролирующих органах. Это во многих случаях позволяет ускорить прохождение утверждения документации, снижает количество замечаний. Время важно, если программа производственного экологического контроля утверждается для новой площадки, которую нужно ввести в эксплуатацию как можно быстрее.

Получение рекомендаций по экологической эффективности

При подготовке программы ПЭК для предприятий наши сотрудники могут сделать ряд рекомендаций, позволяющий оптимизировать процедуры контроля. В некоторых случаях это позволяет снизить трудоемкость операций, разгрузить специалистов экологической службы организации, повысить точность измерений. Такая оптимизация положительно воспринимается при проверке контролирующими органами.

Разгрузка своих экологов

Собственные сотрудники экологической службы загружены текущей деятельностью. Разработка ПЭК — это дополнительная нагрузка для них. Так легко допустить ошибку, которая может грозить получением штрафа.

Узнать сроки и стоимость разработки ПЭК можно по телефону ЭкоПромЦентра — +7 (812) 425-61-45, или в один клик! Мы работаем в Санкт-Петербурге и по всей России.

При подготовке материала использовались источники:
https://ecolife.group/zakonodatelstvo/novye-trebovaniya-k-programme-ekologicheskogo-kontrolya-pek/
https://ecopromcentr.ru/blog/programma-pehk/
https://ecopromcentr.ru/blog/programma-proizvodstvennogo-ekologicheskogo-kontrolya/

Оцените статью