Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция)
В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.
Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
- Статья 2. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии
- Статья 3. Понятие политической партии и ее структура
- Статья 4. Законодательство Российской Федерации о политических партиях
- Статья 5. Территориальная сфера деятельности политической партии
- Статья 6. Наименование политической партии
- Статья 7. Символика политической партии
- Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий
- Статья 9. Ограничения на создание и деятельность политических партий
- Статья 10. Государство и политические партии
- Статья 11. Способы создания политической партии
- Статья 12. Организационный комитет
- Статья 13. Деятельность организационного комитета
- Статья 14. Учредительный съезд политической партии
- Статья 15. Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений
- Статья 16. Документы, представляемые для государственной регистрации политической партии
- Статья 17. Утратила силу
- Статья 18. Документы, представляемые для государственной регистрации регионального отделения политической партии
- Статья 19. Сведения о зарегистрированных политических партиях
- Статья 20. Основания для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и отказа в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения
- Статья 21. Устав политической партии
- Статья 22. Программа политической партии
- Статья 23. Членство в политической партии
- Статья 24. Руководящие органы политической партии и ее региональных отделений
- Статья 25. Порядок принятия устава, программы политической партии и других важных решений
- Статья 26. Права политической партии
- Статья 26.1. Утратила силу
- Статья 26.2. Участие политических партий, не представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или в законодательном органе субъекта Российской Федерации, в пленарных заседаниях этих органов
- Статья 26.3. Предложения политической партии о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
- Статья 27. Обязанности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений
- Статья 28. Имущество политической партии
- Статья 29. Денежные средства политической партии
- Статья 30. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям
- Статья 31. Хозяйственная деятельность политической партии
- Статья 32. Виды государственной поддержки политических партий
- Статья 33. Средства федерального бюджета, выделяемые политическим партиям
- Статья 34. Финансовая отчетность политической партии
- Статья 35. Проверка соблюдения требований к учету и расходованию средств политических партий
- Статья 36. Участие политических партий в выборах и референдумах
- Статья 37. Признание политической партии участвующей в выборах
- Статья 38. Контроль за деятельностью политических партий
- Статья 39. Приостановление деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
- Статья 40. Последствия приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
- Статья 41. Ликвидация политической партии
- Статья 42. Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии
- Статья 43. Обжалование решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
- Статья 44. Реорганизация политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения
- Статья 45. Последствия ликвидации и реорганизации политической партии
- Статья 46. Вступление в силу настоящего Федерального закона
- Статья 47. Преобразование общероссийских политических общественных объединений и статус межрегиональных, региональных и местных политических общественных объединений
- Статья 48. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 22. Программа политической партии
1. Политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач. 2. Изменения и дополнения, вносимые в программу политической партии, в течение месяца после их внесения представляются в федеральный уполномоченный орган для сведения. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
Статья 23. Членство в политической партии
1. Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. 2. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными. 3. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии. 4. Члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом. 5. Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности политической партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии. 6. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии — по месту постоянного или преимущественного проживания. 7. Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового. 8. Членство гражданина Российской Федерации в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ. 9. Члены политической партии не связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений. 10. Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 24. Руководящие органы политической партии и ее региональных отделений
1. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии. 2. Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии. 3. Избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет. (в ред. Федерального закона от 02.04.2012 N 28-ФЗ) 4. Избрание руководящих органов региональных отделений политической партии должно осуществляться не реже одного раза в пять лет. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 02.04.2012 N 28-ФЗ) 5. Уставом политической партии должна предусматриваться ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений. (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 75-ФЗ)
27.Программы политических партий
Политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач.
Во время избирательного процесса любой участник претендует на обладание программой — определенным набором идей, проектов — по которой избиратели могут судить о его возможной дальнейшей деятельности, о том, стоит ли голосовать за данную кандидатуру или партию. Программа политической партии является составляющим элементом политического дискурса наряду с другими типами текста, функционирующими в его рамках: листовкой, текстом предвыборной речи, биографией политика, уставом партии, текстами политической рекламы и т.д. Однако именно партийная программа рассматривается как один из основных документов в политическом дискурсе. Программа политической партии — это официальный документ, заявляющий намерения и идейные взгляды партии, ее дальнейшие действия в случае победы на выборах в отношении управления государством в различных отраслях , краткое изложение основных положений, требований и целей деятельности политической партии, вырабатываемое на политическом съезде и являющимся обязательством перед избирателями.
Основными требованиями к предвыборным программам являются:
— отображение актуальных проблем и интересов общества;
— определение пути и инструментария в решении этих интересов и потребностей;
— выдвижение плана развития общества, предусматривающего работу над его реализацией;
— предложение вариантов формирования и использования реального бюджета.
Таким образом, посредством предвыборных программ партии заявляют о своих социально-политических приоритетах, высказывают представление о путях решения актуальных проблем общества и государства, проведения экономических, политических и социальных реформ, способствующих развитию государства. В них полностью или частично отражены направления политической и социальной деятельности партий на современном этапе.
Комплекс вопросов, которые могут затрагиваться в программах политических партий:
— повышение жизненного уровня населения (социальная сфера в целом);
— потребности модернизации института государства и качественное повышение его эффективности;
— защита свобод и прав граждан.
— сохранение темпов экономического развития
— вопросы нац. Безопасности
Можно констатировать, что во всех программах политических партий вопросы развития политической, экономической и социальной сфер выступают в качестве главных блоков, проблемам правового и духовно-культурного развития уделяется гораздо меньше внимания.
Одна из основных функций предвыборных программ заключается в том, чтобы привлечь на сторону партии как можно больше сторонников, потенциальных избирателей, а также отмежеваться от конкурирующих программ кандидатов и агитировать за себя, подчеркивая собственные преимущества. Таким образом, фактор адресата в тексте партийной программы складывается из взаимодействия субъектных перспектив потенциального читателя и политического оппонента, представителя конкурирующей партии. Соответственно, ориентируясь, прежде всего именно, на голоса избирателей, практически все политические партии создают свои программные документы, имея в виду подсознательное обращение к избирателю — индивидуальному или коллективному
Еще одна, не менее важная, функция партийной программы состоит в том, чтобы отождествлять партийную политическую силу с ожиданиями народа, а себя — с партией или блоком и их целями, идентифицировать себя как сторонника данного субъекта выборов. Видимо поэтому система наиболее значимых для избирателей социально-политических проблем одинакова в программных документах различных политических сил. Анализ текстов партийных программ показывает, что большинство номинантов главных ценностей совпадает, что «дает возможность максимальному количеству адресатов идентифицировать их как собственные»
На роли главных ценностей выдвигаются человек, семья, свобода, справедливость, общество.
В предвыборных программах политические партии декларируют множество целей и задач, которые должны быть осуществлены в будущем, но глобальная цель всегда одна. Современные предвыборные программы привлекают к себе внимание прежде всего сходством задекларированных принципов (экономического роста, процветания, возрождения, восстановление былого величия и т.д.
Подобные обещания носят пропагандистский характер, их выполнение представляется маловероятным в отведенный законодательством срок пребывания на выборных должностях.
Партии, с одной стороны, предлагают «конкретные» планы на краткосрочную, среднесрочную и отдаленную перспективу
С другой стороны, в программах практически не прослеживаются механизмы реализации «конкретных» планов и задач. Политические партии, по сути, занимаются только констатацией проблем, не предлагая пути их решения.
В целом, в предвыборной популистской риторике отражены интересы самых разнообразных политических партий, блоков и движений. Однако несмотря на разницу идеологий и политических пристрастий, программные обещания строятся примерно одинаково, обнаруживая больше сходств, чем различий. К характерным чертам предвыборных документов можно отнести единообразие, популизм, декларативность, отсутствие конкретики, многозначность интерпретации событий минувших лет, доминирование негативного представления настоящего момента действительности либо его элиминация из триады «прошлое — настоящее — будущее».
Таким образом, программные документы оказываются набором достаточно общих принципов (политико-экономических и морально ценностных), которые отображают основные проблемы государства и общеизвестные ожидания населения относительно позитивных преобразований в будущем страны, то есть, по сути, являются обычным демагогичным продуктом «избирательных технологий».
28. Партийные финансы
По Закону «О политических партиях» денежные средства партий складываются из членских взносов, если они предусмотрены уставом партии, поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, её региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности и поступлений от гражданско-правовых сделок. Ещё один источник финансирования – жертвователи – юридические и физические лица. Для партий, набравших на федеральных выборах определённый процент голосов, предусмотрено государственное финансирование. Партия вправе непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность, но возможна она только в специально оговорённых формах. Это информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей и задач, изготовление и продажа сувенирной продукции с партийной символикой и наименованием, продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества. И естественно, как в любом общественном объединении, прибыль не распределяется между членами партии, а поступает на уставные нужды.
При подготовке материала использовались источники:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/
https://studfile.net/preview/3800988/page:11/
https://studfile.net/preview/4049223/page:15/