...

Программа прикладного бакалавриата что это

Что такое прикладной бакалавриат?

Президент России Владимир Путин поручил кабинету министров рассмотреть до 30 июня 2020 года вопрос о введении в российских вузах программ прикладного бакалавриата. Его суть заключается в сочетании программ среднего и высшего профессионального образования .

Ранее, 28 марта 2020 года, по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию президент утвердил перечень из 35 поручений правительству. Одно из них касалось введения образовательных программ прикладного бакалавриата по отдельным специальностям и направлениям подготовки и возможности реализации таких программ отдельными профессиональными образовательными организациями.

Вопрос-ответ

Согласно приказу Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», в системе высшего образования присутствуют три уровня: бакалавриат, магистратура и специалитет. Бакалавриат при этом делится на академический и прикладной. Такое разделение появилось в России в 2009 году в качестве эксперимента. 9 августа 2009 года вышло постановление правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

С 2010 года студенты некоторых российских вузов могли осваивать ряд профессий по программам прикладного бакалавриата. Участники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, организованного Минобрнауки России с целью тестирования образовательных программ, взаимодействия учебных заведений и работодателей, а также повышения качества профессионального образования. Однако в марте 2018 года в своем приказе № 1061 Минобрнауки утвердило список специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, которую получают выпускники вузов. Из него были исключены формулировки «академический» и «прикладной бакалавр » . Таким образом, сегодня понятие прикладного бакалавриата на уровне законодательства не закреплено.

Что такое прикладной бакалавриат?

Такая форма обучения предусматривает получение выпускниками полного набора знаний и навыков, позволяющих без какого-либо дополнительного обучения приступить к работе на производстве. Во время учебы студенты занимаются производственной практикой, дополнительные стажировки им не нужны. Предполагается, что не менее половины всего обучения студенты проходят практику, включая лабораторные работы, опыты и эксперименты, а также мастер-классы на производстве.

Вопрос-ответ

После окончания учебы выпускник получает не только исчерпывающий набор знаний, но и навыки, необходимые для того, чтобы сразу приступить к работе по специальности. Тем, кто прошел обучение по программе прикладного бакалавриата, выдают диплом бакалавра: документ государственного образца о среднем профессиональном образовании и (или) документ государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Согласно экспериментальной программе прикладного бакалавриата, при поступлении в магистратуру прикладной бакалавр сначала должен был отработать определенный стаж по специальности.

Чем прикладной бакалавриат отличается от академического?

Программа академического бакалавриата предусматривает получение студентами теоретических знаний в конкретной области профессиональной деятельности. Такой классический вариант высшего образования ориентирован на теоретические знания и подготовку выпускников к научно-исследовательской деятельности, а не к практике. Выбирая при поступлении любую из программ академического бакалавриата, абитуриент может продолжить учебу по специальности и получить степень магистра без какой-либо отработки. Все основные навыки выпускник сможет получить уже на работе.

Прикладной бакалавриат — прогресс неостановим. Но о нём все равно можно будет забыть

Намедни (в конце прошлого года) мы отметили десятилетний юбилей весьма интересного, весьма предсказуемого в текущих реалиях, и по моему мнению, давно востребованного, события, связанного с началом проведения эксперимента в системе высшего профессионального образования облаченного в форму постановления правительства РФ, а затем и в виде приказа от 16 октября 2009 года о реализации которого можно ознакомиться по ссылке: Приказ о постановлении «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования»

image

Тема достаточно старая, и на удивление, мало упоминаемая сейчас (об этом еще поговорим), поэтому наберусь мужества напомнить вам о данном «старовведении», ответив на вопрос: Что же такое прикладной бакалавриат? Согласно той самой реформе, было принято разделение бакалавриата на академический и прикладной.

Их основная разница состоит в том, что первые получают «традиционное» высшее образование, а вторые – обучаются практическим навыкам и имеют более узкую направленность. Подразумевалось (безо всех указаний), что в глазах работодателей «прикладники» чаще всего ценятся более высоко, так как, по сути, они те же «академики» (теоретики), но уже подготовленные к профессиональной деятельности. Подразумевается возможность схемы целевого набора, когда работодатели готовят заказ на определенных специалистов в ВУЗ/ССУЗ, а затем совместно с ним участвуют в учебном процессе, предоставляя студентам собственное производство как место для отработки полученных знаний. После завершения обучения, студенты имеют возможность продолжить работу на этом предприятии на законных основаниях. Поэтому такие выпускники всегда трудоустроены и имеют больше шансов для карьерного роста.

Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации. Кто такой, например, филолог или философ, непонятно – в дипломе должны содержаться еще какие-то уточняющие квалификации. Поэтому прикладной бакалавриат, с нашей точки зрения, – это всего лишь бакалаврская программа, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная, практико-ориентированная выводит на четкую квалификацию.

Например, сегодня филологу, чтобы стать секретарем-референтом (невероятная должность из девятнадцатого века, живущая и по сей день), нужно идти на курсы, а можно будет получить эту квалификацию в вузе, причем бесплатно, если человек учится на бюджетном месте. И те люди, которые поняли, что они не совсем филологи, то есть не писатели, не критики, что они не хотят рисковать на рынке труда, этой возможностью воспользуются. Если человек оканчивает филологический факультет, он пишет без ошибок, владеет иностранными языками, может легко поговорить на разные темы. Но если вдобавок к этому он знает делопроизводство, владеет компьютером и другими предметами, связанными с обеспечением деятельности руководителя, если соответствующую практику прошел, то он легко может работать референтом при серьезном боссе. В этом смысл прикладного бакалавриата.И это очень востребовано на рынке труда, потому что раньше секретарей-референтов готовили в ПТУ, в профессиональном колледже, высшего образования у них не было. А сегодня, если мы опросим руководителей, нужен ли им секретарь референт со средним образованием, все хором ответят: нет, только с высшим! А в нынешнем высшем образовании такой подготовки не предусмотрено.

Такими словами описывал общую специфику прикладного бакалавриата руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) Владимир Блинов еще пять-семь лет назад.

То есть, по сути, выпускники, проходящие программу прикладного бакалавриата по ряду направлений (укрупненных групп) получают все тот же диплом бакалавра, когда образовательные курсы заканчиваются. Он подтверждает, что гражданином получено среднее, либо высшее профессиональное образование. В классическом академическом бакалавриате действуют те же правила по окончании. Но в чем тогда подразумевается конкретные преимущества данного бакалавриата, который проводят в пятидесяти ВУЗах РФ?

Такие направления разрабатываются, чтобы решать такие значимые задачи:

  1. Ликвидация разрыва между рабочими и интеллектуальными должностями
  2. Помощь выпускникам с трудоустройством
  3. Уменьшение риска, связанного с вхождением на рынок труда
  4. Снижение издержек работодателей по доучиванию специалистов на собственные средства
  5. Больше внимания на практику
  6. Новые образовательные программы с дальнейшими перспективами
  7. Диплом выдаётся после защиты проекта и сдачи выпускных экзаменов.

Но что же мешает внедрить повсеместно прикладной бакалавриат до сих пор? Не забываем, что по сути он применим и в системе среднего профессионального образования и может конкретно его поддержать. Объясняется это очень просто — существуют формализации реформирования среднего профессионального образования, в которых наиболее интеллектуально-емкие направления обучения (например, все понятная нам всем на Хабре группа 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника») могут получить ряд привилегий, обзаведясь следующим сценарием проф. обучения:

Например: поступление в колледж после 9ого класса на специальность 09.02.01 «Компьютерные сети и комплексы» с нормативным сроком обучения в 4 года с присвоением квалификации «техник по компьютерным системам» с последующим получением высшего образования в виду потери престижности среднего проф. образования по не очень внятным причинам. Однако, в связи с недавними изменениями в системе высшего профессионального образования, выпускнику колледжа становится не так легко поступить в ВУЗ по специальности. Во-первых, постоянно ужесточаются требования к вступительным испытаниям, ожидается навязчивое замещение ЕГЭ, во-вторых о поступлении на «3-ий курс нормативной формы обучения ОКУ Бакалавр», как это было раньше, можно забыть. Казалось бы — наш случай: перенаправлять проф.ориентированных молодых людей на продолжение относительно узконаправленного (профильного) обучения в рамках прикладного бакалавриата. Например, в рамках еще двух лет обучения. В итоге студент получит 6-летний цикл базового обучения, и сможет дать фору (при должном уровне прилежности) выпускникам академического бакалавриата, в котором лишь два-два с половиной года обучения связано с спецификой специальности.

К тому же, даже в обход данной схемы, никому не помешает уточнение квалификации, что подразумевает как СПО (среднее профессиональное образование), так и прикладной бакалавриат в ВПО. Четко прописанное и регламентированное название полученной квалификации, как это было со специалитетом, дополнительно завершает проф.ориентацию готового выпускника. Чтоб не было зазорно говорить традиционное «бакалавр по информационным системам и технологиям», а писать «инженер по распределенным системам»/«инженер баз данных и баз знаний»/ «инженер системотехник». Магистратуру в таком случае трогать не стоит — там все абсолютно логично, совершенно иной уровень.

Честно говоря — я так и не понимаю, почему за десять лет данная методология обучения и проф.ориентации не снискала должной популярности и находится в состоянии недооформленной жизни. Я долго искал новый материал по этому поводу — однако какой-либо внятности по этому поводу продемонстрировать не могу. Один сумбур. Очень напоминает всю эту кашу с проф. образованием наших IT-специалистов, которые по итогу (как и я, собственно говоря), не очень понимают свое профессиональное предназначение, в виду непродуманности ряда очевидно элементарных вещей. Неужели за десять лет нельзя было дать внятную формализацию, объяснив ее будущим абитуриентам? Я узнал о прикладном бакалавриате, когда на него поступил, т.е буквально пару недель назад. Причем, даже не в РФ. Не путайте прикладной бакалавриат с прикладной математикой или химией… Это не одно и тоже, что тоже путает.

А ведь посудите сами, ведь есть же острая нужда не только в рамках определения дифференциации во внутреннем делении (своем, особом) между теми же Сomputer science/ и даже Сomputer arts (пускай будет так, хоть и это неправильно). Профилей подготовки по укрупненной группе 09.00.00 более ста: здесь и 3D-моделлирование, и специализированные компьютерные системы (по отраслям) и встроенные системы) и тому подобное

Но, в лучшем случае профиль будет отражен на бумаге (на дипломе) и выражен одним-двумя междисциплинарными модулями, а другое дело дать весь вариативный компонент по выбору студента/учебного заведения (а это приличная часть нагрузки) на конкретный профиль работы.
Недостаточно сделать двенадцать лабораторных по С++, чтоб разбираться в нем, и недостаточно знать в теории компоненты 1С для бизнеса. Этому нужно посвящать семестры.

И ведь черт побери, это выгодно — и ССУЗы спасти, и ребятам выпускникам дать поработать с актуальными инструментами вдоволь, и обозначать правовую сторону вопросу не эфемерным статусом «бакалавра», а и внятной квалификацией (опять же повторюсь).

В чем же проблема, кто может объяснить? Хорошая же идея, хоть и сыровата несмотря на возраст. Довольно простая в своем смысле. Адаптивная как пластилин. Надеюсь, что прогресс неостановим. Работать всё равно ничего не будет… Дню памяти Ильи Сегайловича посвящается.

Прикладной и академический бакалавриат — чем отличаются

Прикладной и академический бакалавриат - чем отличаются

Получение высшего образования несет две главные цели: освоение навыков научно-исследовательской деятельности с целью дальнейшего продолжения учебы магистратуре и изучение максимального количества профессиональных компетенций для успешной реализации в работе по специальности. Для выбора оптимальной формы обучения необходимо пониматься различия прикладного и академического бакалавриата и ознакомиться с преимуществами каждой образовательной программы. Перед поступлением необхоимо понять разницу двух форм.

Что такое прикладной бакалавриат

  • Расширенный объем производственной практики;
  • Семинарские занятия на клинических кафедрах и в трудовых мастерских;
  • Использование симуляторов для отработки практических навыков;
  • После окончания обучения дополнительная стажировка по специальности не требуется;
  • Выпускники получают конкурентное преимущество при трудоустройстве на практические должности;
  • Студенты получают предложения о работе от компаний-партнеров вуза, знакомых с особенностями образовательной программы.

После сдачи итоговой аттестации и защиты дипломного проекта выпускники получают диплом бакалавра государственного образца без присвоения академической степени.

Что такое академический бакалавриат

Классический вариант получения высшего профессионального образования, объединяющий глубокое освоение теоретического и практического материала. Наряду с изучением ключевых дисциплин студенты погружаются в особенности научно-исследовательской деятельности, учатся проводить экспериментальные работы, писать научные статьи и анализировать полученные данные с практической интерпретацией результатов и вынесением предложений по их практическому применению.

Основная цель – преподавание базовых профессиональных знаний, необходимых для дальнейшего поступления в магистратуру.

Отличие академического бакалавриата:

  • Подготовка научных сотрудников;
  • Углубление в научно-исследовательскую деятельность теоретико-методического характера;
  • Четырехлетнее обучение продолжается двухгодичной магистратурой без необходимости прерывания получения высшего образования на накопление стажа;
  • Получение конкурентного преимущества при трудоустройстве на должность научных сотрудников НИИ и компаний-разработчиков.

Выпускникам присваивается академическая степень бакалавра.

Направления подготовки

Правила поступления на бакалавриат одинаковые для всех абитуриентов, вне зависимости от выбора формы получения начальной ступени высшего профессионального образования.

Зачисление организовано на конкурсной основе по сумме баллов за ЕГЭ. Проходные значения зависят от выбранной специальности и устанавливаются вузов, ориентируясь на уровень подготовки абитуриентов предыдущего года

Для поступления на ряд направлений требуется прохождение дополнительного отбора в формате:

  • Устного собеседования или письменного экзамена по ключевым дисциплинам;
  • Конкурса портфолио;
  • Кастинговых просмотров музыкального, хореографического и актерского таланта;
  • Сдачи спортивных нормативов.

На протяжении первых семестров разделения на академический и прикладной бакалавриат не предусмотрено. Такой формат построения образовательной программы позволяет студентам понять специфику будущей профессиональной деятельности и определиться с желаемыми направлениями профреализации.

Классический бакалавриат предусматривает обучение по всем программам, так как строится на использование стандартных учебных модулей.

Обучаться на прикладном формате можно по направлениям:

  • Прикладная информатика в экономике;
  • Архитектурное проектирование;
  • Управление проектами;
  • Разработка, сопровождение и обеспечение безопасности информационных сетей;
  • Отраслевой менеджмент;
  • Веб-разработка;
  • Интернет-маркетинг;
  • Веб-дизайн;
  • Разработка интернет-приложений;
  • IT-менеджмент в бизнесе;
  • Разработка компьютерных игр, дополненной и виртуальной реальности;
  • Кадровый менеджмент;
  • Маркетинг.

Программы реализуются на базе специализированных, ведомственных и многопрофильных университетов.

Различия форм бакалавриата

Для реализации программы прикладного бакалавриата вузы объединяются с колледжами и другими ссуз, обладающими большим материально-техническим обеспечением для обучения студентов практическим компетенциям.

Основные различия в формах получения диплома бакалавра:

  1. В вариативной части образовательных программ по ФГОС на прикладной форме больше подготовки к производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности, на академической – к научно-исследовательской и аналитической.
  2. Студенты прикладного бакалавриата дополнительно проходят обучение экспертно-оценочной и контролирующей деятельности.
  3. Цель классического формата высшего образования – выпуск профессионалов, готовых к исследовательской деятельности теоретического и методического характера, прикладного – подготовка экспертов в области решения технологических задач в определенных социально-экономических сферах.
  4. Доля практического обучения по прикладной программе 60 з. ед., по классической – 10 з. ед.
  5. Прикладной бакалавриат реализуется в очном и очно-заочном формате, академический – в очном, заочном и очно-заочном.

Общий объем образовательных программ (240 зачетных единиц) и срок обучения студентов (4 года) одинаковый. Ограничения для выпускников в плане поступления в магистратуру не предусмотрены.

Преимущества и недостатки

Плюсы разделения и трансформации образовательных программ:

  • Подготовка выпускников с расширенным владением практическими компетенциями или навыками исследовательской работы, проведения эксперимента и анализа;
  • Формирование конкурентных преимуществ при трудоустройстве на конкретные должности;
  • Погружение в специальность;
  • Обучение в реальных производственных условиях;
  • Целенаправленность освоения дисциплин.
  • Сложность выбора формата после прохождения первых семестров;
  • Ошибки в принятии решения о форме бакалавриата и невозможность смены направления на старших курсах;

Разделение бакалавриата связанно с тенденциями эволюции профессиональной подготовки, возникновением комплексных профессией, требующих объединения обучения по двум и более направлениям, снижением спроса на научных сотрудников и желанием студентов освоить максимум практических компетенций за время получения высшего образования.

Адреса поступления:

г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпуса Г, Ж

При подготовке материала использовались источники:
https://aif.ru/society/education/chto_takoe_prikladnoy_bakalavriat
https://habr.com/ru/articles/518904/
https://synergy.ru/about/education_articles/vyishka/razlichiya_prikladnogo_i_akademicheskogo_bakalavriata

Оцените статью