...

Программа развития образовательной организации это что

Программа развития образовательной организации это что

Об утверждении требований к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2021 г. № 2547

МОСКВА

Об утверждении требований к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования

В соответствии с частью 41 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые требования к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2021 г. № 2547

ТРЕБОВАНИЯ к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования

1. Программа развития образовательной организации высшего образования (далее соответственно — программа развития, образовательная организация) должна содержать следующие разделы:

а) общие положения — содержит краткую характеристику образовательной организации, включая ее филиальную сеть, описание ключевых результатов развития образовательной организации, ориентированных на развитие высшего образования, науки, технологий на региональном, национальном и международном уровнях;

б) стратегия развития образовательной организации — содержит описание миссии, стратегической цели, целевой модели развития образовательной организации и задач по достижению указанной целевой модели, мероприятий по участию в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации, вклада образовательной организации в достижение национальных целей развития и реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, а также цифровой трансформации процессов (образовательных, научно-исследовательских процессов, управления имущественным комплексом, администрирования) , в том числе на основе технологий искусственного интеллекта;

в) мероприятия по достижению целевой модели развития образовательной организации. Политика образовательной организации по основным направлениям ее деятельности — содержит описание мероприятий программы развития, представляющих собой систему проектов и действий, обеспечивающих решение образовательной организацией задач по развитию образовательной, научной, инновационной и международной деятельности, развитию человеческого капитала, инфраструктуры и цифрового развития для достижения целевой модели развития образовательной организации и включающих все существующие в образовательной организации программы и проекты, содержащие мероприятия по ее развитию;

г) управление реализацией программы развития — содержит общую информацию о структуре управления программой развития, требованиях к организации и осуществлению внутреннего и внешнего контроля при реализации программы развития, критерии оценки эффективности реализации программы развития.

2. Программа развития должна содержать следующие приложения:

а) целевые показатели (индикаторы) реализации программы развития и их значение;

б) план мероприятий по реализации программы развития;

в) объемы и источники финансового обеспечения мероприятий по реализации программы развития;

г) проекты и программы, реализуемые образовательной организацией, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Пишем программу развития

Как правильно создать главный стратегический документ школы

Управление образовательным учреждением невозможно представить себе без документов, отражающих его основные решения. Стратегическую триаду современной школы формируют образовательная программа, несущая в себе текущие, реализуемые образовательные стратегии; программа развития, в которой дается среднесрочная стратегия школы; и публичный доклад, информирующий общественность о том, насколько удается выполнять свои стратегические планы.

Посмотреть на себя по-новому

Главной в этой триаде документов является программа развития образовательного учреждения.

Это важнейший стратегический документ школы, переходящей (перешедшей) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшей за основу программно-целевую идеологию развития. Программа может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана работы.

Как и другие подобные документы, описываемый нами в обязательном порядке должен содержать аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств их достижения, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение намеченного в установленные сроки, определенность последовательности этих действий, ответственных исполнителей и т.п.

Программы развития также способствуют преодолению неопределенности, упорядочению совместной деятельности и т.д. Заметим, что, поскольку многие из них не содержат таких элементов, они заведомо, по определению, не могут признаваться полноценными.

В то же время имеются достаточно существенные отличия от традиционного плана работы общеобразовательного учреждения. Это связано, прежде всего:

1) со стратегическим характером программы развития, ее преимущественной направленностью на решение наиболее важных, судьбоносных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности школы и школьного сообщества стратегических задач (следует учитывать, что до принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании» и утверждения в нем принципа автономности образовательных учреждений они были отстранены от принятия управленческих решений стратегического характера: их принимали вышестоящие органы, а школы в основном решали задачи тактического и оперативного управления); программы развития при всей желательной детализации предполагаемых действий акцентируют внимание именно на вопросах стратегического значения и на выработке общей стратегии (а уже затем – тактики) их решения;
2) с ярко выраженной инновационной направленностью данного документа (в то время, как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования школы); можно сказать, что программа развития есть стратегический план осуществления основных нововведений в образовательном учреждении;
3) с прогностичностью, направленностью на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование;
4) с опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;
5) с использованием при разработке этого документа специальной и достаточно жестко структурированной технологии и т.д.

Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно – инструмент, обеспечивающий управление им.

При этом такой документ предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:

1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности ОУ и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (это, в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений школы и ее конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем на данном этапе в свете меняющихся потребностей и задач).
2. Определить желаемое будущее состояние образовательного учреждения, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям школы и социума (важно иметь в виду: речь идет не об идее идеальной школы вообще или некоторого ее типа, а о концепции будущего состояния именно конкретного учебного заведения).
3. Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния школы к желаемому будущему.

Недостатки в решении любой из них или недостаточная связь между их решениями с неизбежностью приводят к существенным дефектам программы и невозможности ее эффективной реализации.

Нельзя не отметить, что даже попытки осуществления всех этих задач в определенной системе (пусть не всегда и не с первого раза удачные) оказываются весьма полезными для управленческого профессионализма организаторов разработки программ и педагогических коллективов – ведь многие из этих вопросов заставляют совершенно по-новому посмотреть на пройденный школой путь, ее нынешнее состояние, желаемое будущее и пути, к нему ведущие.

А сами ли вы написали?

Образовательное учреждение, имеющее опыт выработки программы развития, всегда существенно отличается от школы, его не пережившей. Поэтому мы убеждены, что при всех неизбежных трудностях и издержках выбор в пользу разработки таких документов был сделан верно (более того, часто приходится слышать сожаления практиков, что им не довелось познакомиться с методикой этого процесса хотя бы немного раньше).

Однако наш анализ существующих программ развития показывает, что, к сожалению, наиболее существенные и сущностные их признаки зачастую авторами-разработчиками не понимаются, что ведет к тем негативным последствиям, о которых мы только что упомянули.

Какие отклонения от сути наблюдаются особенно часто?

1. Программа не воспринимается как план работы с присущей ему четкостью, ясностью, конкретностью и определенностью. Продолжается ее смешение с концепцией (которая, действительно, в отличие от описываемого документа не обязательно предполагает наличие конкретного плана действий).
2. Авторы программ торопятся «прописать» частные нововведения, не разрабатывая сначала общего, стратегического замысла осуществления преобразований в школе.
3. Крайне редко разработчикам удается сформулировать ожидаемые требования к завтрашней школе, спрогнозировать перспективный социальный заказ на результаты ее деятельности. А это означает, что программа не становится прогностическим документом.
4. Наряду с инновациями в программах развития часто присутствуют «сюжеты», касающиеся текущего функционирования школы, что в данном случае является избыточной информацией.
5. Значительное число программ не основывается на современном – системном понимании школы как особой разновидности социальной организации. Поэтому изложение в них действий и мероприятий носит бесструктурный и бессистемный, сумбурный характер.
6. Многие разработчики пока усвоили, скорее «букву», чем «дух» программно-целевой идеологии управления развитием, не поняли суть программы как целевой и комплексной.

Возможно, в какой-то мере в наличии этих дефектов понимания и исполнения можно винить и разрабочиков методологии и технологии программного подхода. В то же время, справедливости ради, заметим, что сущностные характеристики программ развития предельно четко разъяснялись уже с самого начала их массовой разработки (1993 г.).

Наличие определенных недостатков в понимании сути и назначения программ развития делает актуальным напоминание о тех важнейших ее свойствах, «выходных характеристиках» как документа, которые в ходе разработки выступают и как критерии самооценки, внутренней экспертизы. Для удобства пользователей приведем эти свойства вместе со способами их обеспечения в матричной форме (таблица).

Требования к программе развития школы и пути их обеспечения

При подготовке материала использовались источники:
http://government.ru/docs/all/138729/
https://upr.1sept.ru/view_article.php?ID=200902404

Оцените статью