Пишем программу развития
Как правильно создать главный стратегический документ школы
Управление образовательным учреждением невозможно представить себе без документов, отражающих его основные решения. Стратегическую триаду современной школы формируют образовательная программа, несущая в себе текущие, реализуемые образовательные стратегии; программа развития, в которой дается среднесрочная стратегия школы; и публичный доклад, информирующий общественность о том, насколько удается выполнять свои стратегические планы.
Посмотреть на себя по-новому
Главной в этой триаде документов является программа развития образовательного учреждения.
Это важнейший стратегический документ школы, переходящей (перешедшей) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшей за основу программно-целевую идеологию развития. Программа может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана работы.
Как и другие подобные документы, описываемый нами в обязательном порядке должен содержать аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств их достижения, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение намеченного в установленные сроки, определенность последовательности этих действий, ответственных исполнителей и т.п.
Программы развития также способствуют преодолению неопределенности, упорядочению совместной деятельности и т.д. Заметим, что, поскольку многие из них не содержат таких элементов, они заведомо, по определению, не могут признаваться полноценными.
В то же время имеются достаточно существенные отличия от традиционного плана работы общеобразовательного учреждения. Это связано, прежде всего:
1) со стратегическим характером программы развития, ее преимущественной направленностью на решение наиболее важных, судьбоносных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности школы и школьного сообщества стратегических задач (следует учитывать, что до принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании» и утверждения в нем принципа автономности образовательных учреждений они были отстранены от принятия управленческих решений стратегического характера: их принимали вышестоящие органы, а школы в основном решали задачи тактического и оперативного управления); программы развития при всей желательной детализации предполагаемых действий акцентируют внимание именно на вопросах стратегического значения и на выработке общей стратегии (а уже затем – тактики) их решения;
2) с ярко выраженной инновационной направленностью данного документа (в то время, как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования школы); можно сказать, что программа развития есть стратегический план осуществления основных нововведений в образовательном учреждении;
3) с прогностичностью, направленностью на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование;
4) с опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении;
5) с использованием при разработке этого документа специальной и достаточно жестко структурированной технологии и т.д.
Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно – инструмент, обеспечивающий управление им.
При этом такой документ предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:
1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности ОУ и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (это, в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений школы и ее конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем на данном этапе в свете меняющихся потребностей и задач).
2. Определить желаемое будущее состояние образовательного учреждения, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям школы и социума (важно иметь в виду: речь идет не об идее идеальной школы вообще или некоторого ее типа, а о концепции будущего состояния именно конкретного учебного заведения).
3. Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния школы к желаемому будущему.
Недостатки в решении любой из них или недостаточная связь между их решениями с неизбежностью приводят к существенным дефектам программы и невозможности ее эффективной реализации.
Нельзя не отметить, что даже попытки осуществления всех этих задач в определенной системе (пусть не всегда и не с первого раза удачные) оказываются весьма полезными для управленческого профессионализма организаторов разработки программ и педагогических коллективов – ведь многие из этих вопросов заставляют совершенно по-новому посмотреть на пройденный школой путь, ее нынешнее состояние, желаемое будущее и пути, к нему ведущие.
А сами ли вы написали?
Образовательное учреждение, имеющее опыт выработки программы развития, всегда существенно отличается от школы, его не пережившей. Поэтому мы убеждены, что при всех неизбежных трудностях и издержках выбор в пользу разработки таких документов был сделан верно (более того, часто приходится слышать сожаления практиков, что им не довелось познакомиться с методикой этого процесса хотя бы немного раньше).
Однако наш анализ существующих программ развития показывает, что, к сожалению, наиболее существенные и сущностные их признаки зачастую авторами-разработчиками не понимаются, что ведет к тем негативным последствиям, о которых мы только что упомянули.
Какие отклонения от сути наблюдаются особенно часто?
1. Программа не воспринимается как план работы с присущей ему четкостью, ясностью, конкретностью и определенностью. Продолжается ее смешение с концепцией (которая, действительно, в отличие от описываемого документа не обязательно предполагает наличие конкретного плана действий).
2. Авторы программ торопятся «прописать» частные нововведения, не разрабатывая сначала общего, стратегического замысла осуществления преобразований в школе.
3. Крайне редко разработчикам удается сформулировать ожидаемые требования к завтрашней школе, спрогнозировать перспективный социальный заказ на результаты ее деятельности. А это означает, что программа не становится прогностическим документом.
4. Наряду с инновациями в программах развития часто присутствуют «сюжеты», касающиеся текущего функционирования школы, что в данном случае является избыточной информацией.
5. Значительное число программ не основывается на современном – системном понимании школы как особой разновидности социальной организации. Поэтому изложение в них действий и мероприятий носит бесструктурный и бессистемный, сумбурный характер.
6. Многие разработчики пока усвоили, скорее «букву», чем «дух» программно-целевой идеологии управления развитием, не поняли суть программы как целевой и комплексной.
Возможно, в какой-то мере в наличии этих дефектов понимания и исполнения можно винить и разрабочиков методологии и технологии программного подхода. В то же время, справедливости ради, заметим, что сущностные характеристики программ развития предельно четко разъяснялись уже с самого начала их массовой разработки (1993 г.).
Наличие определенных недостатков в понимании сути и назначения программ развития делает актуальным напоминание о тех важнейших ее свойствах, «выходных характеристиках» как документа, которые в ходе разработки выступают и как критерии самооценки, внутренней экспертизы. Для удобства пользователей приведем эти свойства вместе со способами их обеспечения в матричной форме (таблица).
Требования к программе развития школы и пути их обеспечения
Кейс «Методика разработки программы развития образовательной организации»
Кейс 1. «Методика разработки программы развития образовательной организации». Разработка и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
Вопросы для работы с кейсом.
1.Раскройте сущность понятия «образовательные программы». Перечислите основные задачи образовательных программ. Опишите назначение программы развития образовательной организации.
Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Образовательная программа предназначена для того чтобы:
— информировать участников, что надо сделать, в какой последовательности, т.е. это своеобразная карта движения.
— извещать что произойдет если не сделать работу в намеченный срок.
— сигнализировать о сбоях. Если руководитель не только поставил цель, но и определил промежуточные результаты, которые необходимы для достижения этой цели, он получит возможность обнаруживать угрозы ее достижению, когда своевременно не получен какой-то из промежуточных результатов. Чем больше промежуточных контрольных точек (т.е. чем детальнее программа), тем более чувствительно управление к угрозам.
Программа не самоцель, а средство, позволяющее лучше управлять и иметь меньше неожиданностей. Наличие такой модели дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту, какие действия, кто иногда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Не менее важно, что благодаря программе не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, для достижения какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.
Программу развития образовательного учреждения можно определить как модель инновационной деятельности, направленной на решение проблем развития школы. Назначение программы развития школы как документа, являющегося инструментом стратегического управления, состоит в том, что она должна решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Выявить и зафиксировать достигнутый уровень развития образовательного учреждения как педагогической системы, его место в системе образования, актуальные проблемы дальнейшего развития образовательного учреждения.
2. Построить и описать в виде некоторого концептуального проекта образ желаемого будущего состояния ОУ как целостной системы.
3. Определить стратегию действий по реализации концептуального проекта, то есть установить приоритеты в инновациях.
4. Сформировать план реализации действий, необходимых и достаточных для перевода ОУ из сегодняшнего состояния в желаемое.
2. С ответом, на какие вопросы связано планирование будущего образовательной организации?
Планирование будущего организации представляет собой поиск ответов на четыре основных вопроса:
1. Что представляет собой сегодня организация, каковы ее сильные и слабые стороны?
2. Какой мы хотим видеть организацию в будущем?
3. Какие возможности существуют для реализации цели и что нам может мешать?
4. Какие действия и в какой последовательности мы должны совершить, чтобы достичь цели?
3. В процессе разработки программы развития образовательной организации можно выделить следующие этапы:
— Проблемный анализ состояния образовательной организации
— Формирование концепции будущего образовательной организации
— Разработка стратегии, основных направлений, и задач перехода к новой образовательной организации
— Формирование плана действий
— Экспертиза программы
Поясните, какие проблемы решает разработчик на каждом из выделенных этапов.
Анализ состояния ОУ призван определить исходную базу для разработки путей ее развития. Он должен выделить сильные и слабые стороны школы и ответить на вопрос: что следует изменить, чтобы в будущем школа могла удовлетворять требованиям, которые к ней будут предъявляться. Разработка концепции будущего ОУ — это построение образа того, каким должно будет стать ОУ в результате осуществления программы ее развития, т.е. призвана определить ее желаемое будущее. Развитие школы может осуществляться разными путями, отличающимися тем, какие усилия нужно тратить, чтобы двигаться по ним. Выявить основные из них и выбрать наименее трудоемкий путь — важная задача составителей программы. Ее решение осуществляется в процессе разработки стратегии, основных направлений и задач развития школы. На этом этапе планирования определяются этапы перехода от настоящего к желаемому будущему и оценивается реалистичность разработанной ранее концепции развития ОУ. Поскольку переход к желаемому конечному результату — длительный процесс, то необходимо зафиксировать промежуточные состояния, через которые должна будет проходить программа, т.е. определить цели этапов. Но, поскольку цели последующих этапов будут зависеть от тех конкретных результатов, которые были достигнуты на предыдущих, в начале разработки необходимо конкретизировать лишь цели первого этапа программы. Следующий шаг планирования — это конкретизация действий, которые нужно совершить для реализации цели первого этапа программы и подготовки к осуществлению последующих этапов. Последний шаг планирования — оценка программы и принятие решения о ее запуске.
4. Определите основные задачи Программы развития образовательной организации. Что предполагается выполнить для решения этих основных задач?
Программа развития предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач
Задачи программы развития
Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития.
анализ состояния образовательного учреждения и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе;
• соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для ее развития;
• анализ и оценку достижений и проблем школы.
Информационная справка о школе и аналитико-прогностическом обосновании программы развития.
Описание образа желаемого будущего состояния школы, ее организационной структуры и особенностей функционирования.
Концепция желаемого будущего состояния школы.
Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода
Стратегия и тактика перехода в новое состояние».
Задачи программы развития школы
Основные задачи программы развития школы.
1) Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития.
Решение этой задачи предполагает:
• анализ состояния образовательного учреждения и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого школе;
• соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для ее развития;
• анализ и оценку достижений и проблем школы.
Все перечисленное выше находит свое отражение в информационной справке о школе и аналитико-прогностическом обосновании программы развития.
2) Описание образа желаемого будущего состояния школы, ее организационной структуры и особенностей функционирования.
Решение этой задачи отражается в концепции желаемого будущего состояния школы.
3) Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода.
Решение этой задачи отражается в разделе программы «Стратегия и тактика перехода в новое состояние».
При всей важности каждой из названных задач программы развития еще большее значение имеет их взаимосвязь. Нерешенность любой из них или отсутствие тесной связи между их решениями не позволяет создать действенную и эффективную программу развития школы. Понимание места школы в социуме и прогнозируемого социального заказа создает точку отсчета для анализа достижений и выявления проблем школы. Знание проблем позволяет разумно ограничить и одновременно интенсифицировать поиск инновационных идей развития школы, которые в совокупности составляют концепцию новой школы. Соотнесение этой концепции с существующим положением дел дает основания для выработки конкретных нововведений, стратегии и тактики их осуществления.
Программа развития школы
Разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации входит в компетенцию каждой школы – так прописано в статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Этот стратегический документ определяет пути и основные направления развития школы на определенный период времени. В статье подробнее рассмотрим, что включает в себя программа развития основной школы на 2022-2026 годы в соответствии с ФГОС.
Программа развития школы — 2022. Общая информация
Программа развития школы в 2022 году составлялась с учетом современной государственной политики в образовании и, конечно же, потенциала самого учреждения. Как правило, подготовкой документа занимается рабочая группа. Согласовывать его может начальник управления образования администрации вашего районного муниципального образования, а также председатель Управляющего совета школы. Утверждает документ директор.
Текст Программы должен отражать тенденции развития учреждения, а еще — разработку и реализацию инновационных моделей организации образовательного процесса, которые обеспечивают это развитие, а также социализацию ребят в условиях реализации ФГОС. Задачи, поставленные в документе, касаются не только педагогического состава, но и обучающихся. Мы нашли для вас полезные материалы по теме, включая пример программы развития школы с 2022 по 2026 год.
Скачайте файлы
Пример программы развития школы до 2026 года
Пример программы развития школы до 2026 года
Приказ Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Приказ Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовой базой, на которую следует опираться при составлении программы развития школы, станут:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 1243 (ред. от 24.12.2018) «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации»;
- Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утверждены распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р;
- Письмо Минпросвещения от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях».
Это только часть документов, которые можно и нужно использовать в процессе разработки Программы развития школы (не забудьте о Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 № 544н, в котором утвержден профессиональный стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)», а также про нормы СанПиН).
Рекомендованное содержание документа
Если суммировать методические рекомендации, а также опыт образовательных учреждений, программа развития основной школы на 2022-2026 годы в соответствии с ФГОС, имеет следующее содержание:
1. Паспорт Программы;
2. Сводный план реализации программы развития школы;
Пункт 2 следует разбить на подпункты:
- Анализ результативности и эффективности реализации Программы развития школы за конкретный период (можете взять промежуток с 2016 по 2022 год, к примеру);
- Обоснование необходимости разрешения выявленных противоречий на основе проектного управления;
- Характеристика направлений деятельности школы. Обоснование цели, задач и способов реализации ее Программы развития;
- Стратегии и организационные механизмы реализации направлений Программы (какие специфические стратегии реализации направлений были определены Программой развития);
- План мероприятий по реализации Программы развития на 2022-2026 год, например. Сюда также могут войти: мероприятия на уровне дошкольного образования; план действий по реализации таких направлений, как «Современная школа», «Школа равных возможностей», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Развивающаяся безопасная школа», «Обеспечение перехода на обновленные ФГОС».
3. Управление реализацией Программы развития школы. Пункт включает в себя: функции в рамках управления Программой развития в соответствии с ВСОКО; распределение функций по должностям/организационным структурам; перечень распорядительных документов, которые обеспечивают выполнение каждой функции;
4. Мониторинг и оценка реализации Программы развития вашего учреждения: что проводилось, когда, кто назначен ответственным, какие действия были предприняты, и какой результат получен.
Присоединяйтесь к педагогам «Школы БИТ»!
- Первая аккредитованная онлайн-школа
- Высокий стабильный доход
- Поддержка и обучающий модуль для новых учителей
- Готовая база учеников с 1 по 11 классы
- Профессиональный рост
- Работа из любой точки мира
Для создания «Школы БИТ» мы объединили лучшее от традиционного обучения с новыми технологиями, чтобы сделать привычное школьное образование современным.
При подготовке материала использовались источники:
https://upr.1sept.ru/view_article.php?ID=200902404
https://multiurok.ru/files/keis-metodika-razrabotki-programmy-razvitiia-obraz.html
https://ligaedu.ru/stati/programma-razvitiya-shkolyi/