Рабочая программа для обучающихся начальной школы «Русский язык, как иностранный».
Программы по русскому языку 1-4 классы. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2011 г.
(2 часа в неделю /1 класс – 66 часов в учебном году; 2-4 класс – 68 часов в учебном году)
Программу составила Привалова Наталья Фроловна
г. Нижневартовск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся школ является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием), которые испытывают трудности на начальном этапе обучения. Рабочая программа по курсу «Русский язык как иностранный» имеет целью оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении.
Рабочая программа по курсу «Русский язык как иностранный» составлена в соответствии с образовательной программой начального общего образования и следующими нормативными правовыми документами:
· Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266 – 1. Последнее обновление: 27.12.2009 г.
· Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (принят государственной Думой 21 июня 2002 года, одобрен Советом федераций 10 июля 2002 года).
· Приказом Департамента образования о работе групп по изучению русского языка как иностранного.
· Положением образовательного учреждения «О рабочей программе педагога».
Рабочая программа ориентирована на использование методических пособий для учителя:
· Власова Н.С. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в не русскоязычной семье. Екатеринбург, УрГУ им. А. М. Горького, 2008.
· Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд. испр. и доп. М.: Рус. яз. Курсы, 2002.
· Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский в упражнениях. М.,Изд. «Прогресс», 1969.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 66 часов – 1 класс и 68 часов – 2-4 класс.
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последнее десятилетие миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.
Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медиков, социальных педагогов. Наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии у двуязычных детей препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной помощи педагогов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа по изучению русского языка как иностранного рассчитана на двуязычных учащихся 1 – 4 классов и имеет
целью оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении.
Основные задачи курса:
· обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
· формирование навыков словообразования и словоизменения;
· обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
· формирование связной речи;
· развитие фонематического восприятия;
· развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;
· формирование навыков общения на русском языке;
· воспитание толерантности и взаимоуважения в условиях межнационального общения.
Специфика курса состоит в том, что решение задач происходит с учётом принципов изучения русского языка как иностранного. Этому способствует логика построения курса, его содержание, приёмы и методы обучения.
В содержании программы реализован ведущий для данной категории детей принцип коммуникативной направленности обучения неродному языку. Структура программного материала предусматривает последовательное усложнение грамматических форм речи, постепенное накопление словаря и соответствующие лексико-грамматическому материалу игры – диалоги.
Программа предполагает погружение иноязычных детей в русскоязычную среду, обучение общению на русском языке в типовых ситуацияхи включает в себя два раздела, определяющие изучаемые грамматические и лексические темы. Такая структура позволяет реализовывать лексико-грамматический подход к материалу, который является основным при изучении русского языка как иностранного и способствует расширению словарного запаса при одновременной работе над различными грамматическими категориями. На итоговых занятиях в 3 – 4 классах программой предусмотрено использование методики расширения «семантических полей» слов.
Основной формой организации работы в рамках данной программы является занятие, на котором предполагается использование игровых методик, групповых форм работы, взаимообучения. Для формирования навыков письменной речи наряду с объяснительными диктантами запланировано проведение различных видов работ: орфографических минуток, словарных, зрительных и предупредительных диктантов, письмо по памяти. Программой предусмотрены и виды работ по развитию связной речи и навыков говорения. Разнообразие видов работ способствует мотивации к обучению, предотвращает утомление, способствует развитию орфографической зоркости.
В ходе реализации программы осуществляются межпредметные связи непосредственно с уроками русского языка, с уроками литературного чтения, окружающего мира.
Основными критериями оценки эффективности курса являются следующие показатели: успешность в усвоении школьной программы (особенно по русскому языку), отзывы педагогов и родителей.
Программа «Русский как иностранный для дошкольников»
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Программа «Русский язык как иностранный РКИ», Таблицы экспертной оценки. Критерии выставления экспертных оценок.
Данная программа успешно использовалась для обучения детей слабо вдадеющих русским языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 388.5 КБ |
| 102 КБ |
| 154.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЛОГОС»
Принята на педагогическом совете
модули «Семейный клуб «Непоседы»
«Русский язык как иностранный для дошкольников»
Педагог: Войтик Ирина Валентиновна
Срок реализации программы – 2 года.
Возраст учащихся: 3-6 лет;
Программа «Русский язык как иностранный для дошкольников» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы обусловлена большим количеством мигрантов из ближнего зарубежья не говорящих, или слабо говорящих по-русски.
Новизна программы: обучение русскому языку с использованием игровых технологий и прикладного творчества.
Цель: социальная адаптация детей не говорящих, или слабо говорящих, по-русски через подготовку к обучению в творческих коллективах Центра детского творчества.
- развитие навыков социальной коммуникации в условиях ограниченного владения русским языком.
- воспитание у ребёнка интереса и уважения к культуре, традициям, обычаям русского народа;
- обогащение содержания жизни детей мигрантов, расширение их кругозора;
- обучение русскому языку;
- развитие интереса к изучению русского языка, культуры, традиций.
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие познавательной активности, воображения, творческих способностей.
Программа состоит из 2-х модулей, каждый из которых рассчитан на 1 год обучения. В зависимости от показанных результатов обучения за год, ребёнок может продолжить обучение по данной программе, по модулю соответствующему его возрасту, или может быть принят в творческие коллектива центра наравне с русскоговорящими детьми. Ввиду того, что каждый год частично изменяются стихи, песни, мультфильмы, изделия, изготавливаемые на прикладном занятии, и того, что одним из основных принципов изучения русского языка как иностранного (РКИ) является повторение лексического материала, дети могут повторно проходить обучение по программе любого модуля, соответствующего их возрасту.
Важнейшей практической задачей обучения детей мигрантов младшего дошкольного возраста является развитие мотивации к изучению русского языка.
Языковой материал, за исключением категорий род, число, одушевлённость/неодушевлённость, даётся в виде отдельных речевых моделей, этикетных выражений и фраз в соответствии с коммуникативными задачами и запланированными темами занятия. Темы занятий охватывают только те сферы, которые интересны детям дошкольного возраста, бытовую, игровую, повседневную, окружающий мир. Во втором модуле вводятся темы связанные с предстоящим обучением в школе.
Все этапы одного занятия связаны определённой лексической темой.
Интерес к занятию обеспечивается за счет введения сказочных персонажей, ярких, красочных элементов, игровых моментов, сюрпризов, радостных и весёлых событий, поощрений, использования музыкальных инструментов.
Для снижения утомляемости вводится чередование видов деятельности.
На каждом занятии дети занимаются прикладным творчеством.
Особенностью каждого занятия является индивидуальный подход к каждому учащемуся, поэтому не желательно превышать наполняемость группы в 8 человек, а для проведения игр желательно присутствие не менее 6 человек. С учётом того, что часть детей, по различным причинам, может отсутствовать на отдельных занятиях, допускается набирать в группу до 10 детей. Таким образом, рекомендуемая наполняемость группы 6-10 детей.
Обучающиеся по данной программе наравне с русскоговорящими детьми участвуют во всех культурно-досуговых и образовательных мероприятиях проводимых в центре для детей соответствующего возраста, посещают выставки работ детей и педагогов, проводимых в центре, участвуют в выставках, таких как, «Первые шаги», «Мастерим всей семьёй» и им подобным. С целью знакомства и последующего выбора интересующего их вида деятельности, по согласованию с руководителями творческих объединений центра, дети посещают показательные занятия учебных групп центра и мероприятия формата «Дети детям».
Первый модуль программы «Русский язык как иностранный для дошкольников — «Семейный клуб «Непоседы».
Возраст детей 3-4 года. В зависимости от уровня владения русским языком, психологических особенностей ребёнка, его физического развития, допускается присутствие на занятиях детей 2 летнего и, даже, более младшего возраста при условии, что они не мешают проведению занятия, проявляют интерес к занятию, принимают участие в занятии при помощи сопровождающего взрослого. Их присутствие оправдано, во-первых, тем, что дети младшего дошкольного возраста усваивают второй язык теми же способами и теми же участками головного мозга что и родной, то есть для них очень важно слышать русскую речь, произносимую с правильными интонациями, ударением, произношением; во-вторых, тем, что значительно повышается их мотивация к изучению русского языка.
- Интегрированное занятие, включающее различные виды деятельности.
- Клубные дни (проведение праздников).
Форма проведения занятий :
Семейный клуб – занятие детей вместе с родителями, непосредственное участие родителей во всех видах деятельности на занятии.
Тип группы: постоянный.
Периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся с сентября по май с периодичностью 2 раза в неделю, каждое продолжительностью 1 астрономический час, итого 2 часа в неделю, всего 76 часов в год.
Структура комплексного занятия продолжительностью 1 час.
( примерная продолжительность видов деятельности)
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/rabochaya-programma-dlya-obuchayuschihsya-nachalnoy-shkoli-russkiy-yazik-kak-inostranniy-560898.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/01/13/programma-russkiy-kak-inostrannyy-dlya-doshkolnikov