Проектирование программы профессионального самообразования преподавателя
Любые изменения, происходящие в стране, бесспорно, затрагивают и образовательный процесс. Модернизируются не только рабочие программы, учебники, технологии, методы и приемы, серьезно изменяются подходы и отношение к образованию у студентов, родителей, общества в целом. Становятся иными приоритетные цели образования. Задача педагога не только обеспечить грамотное преподавание дисциплин, но и подготовить нового гражданина к самостоятельной жизни. Введение профессиональных стандартов в образовательный процесс требует от педагога постоянного профессионального роста. Как же добиться успехов в своей работе? Курсы повышения квалификации, переподготовка, взаимопосещение уроков, семинары, практикумы – важные составляющие развития преподавателя. Тем не менее, практика показывает, что наиболее мотивированным способом наращивания профессионального потенциала преподавателя является самообразование.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Познавательная деятельность преподавателя осуществляется в соответствии с потребностями, возникающими на основе противоречий, планируется, управляется и контролируется самим человеком.
Педагогу необходимо в течение всей своей практики углубленно заниматься совершенствованием не только профессиональных, но и личностных качеств, как того требуют вызовы общества, образовательные потребности студентов и, наконец, конкуренция. Таким образом, самообразование преподавателя должно находиться в определенной системе с применением различных технологий, форм, методов и приемов, источников информации. Самообразование реализуется как одна из наиболее ярких потребностей личности в интеллектуальной сфере занятости в различных видах неформального и информального образования.
При рассмотрении задач и содержания работы по самообразованию надо брать за основу структуру методической компетентности преподавателей, предложенную М.М. Заболотной – зам. директора института по ОМП ПО в статье «Методическая компетентность как составляющая профессионализма преподавателей».
Существуют общепринятые направления самообразования:
— профессиональное (преподаваемая дисциплина, профессиональный модуль);
— психолого-педагогическое (ориентированное на студентов, родителей, работодателей);
— психологическое (имидж, ораторское искусство, лидерские качества и др.);
— методическое (использование инновационных педагогических технологий, интерактивных форм, методов и приемов обучения);
— историческое (влияние истории на современность);
— информационно-компьютерные технологии (умение находить нужную информацию, перерабатывать, анализировать и обобщать).
Все направления самообразования можно разделить на индивидуальные и коллективные педагогические формы завершенных способов осуществления поэтапного самообразования.
Личностная (индивидуальная) самообразовательная деятельность – это педагогическая категория, выделяющая механизмы самоопределения преподавателя, предполагающая его профессиональный рост.
Каждому педагогу необходимо выстроить программу индивидуального самообразования, выбрать этапы и способы собственного развития, для чего рекомендуется придерживаться предлагаемой инструкции:
1) обозначить круг педагогических проблем, решение которых станет необходимым для качественного преобразования профессиональной деятельности;
2) выбрать индивидуальный маршрут изменения педагогической практики;
3) знакомиться с педагогической литературой по выбранным проблемам;
4) развить компетенции, направленные на решение социально-значимых образовательных задач;
5) определить критерии продуктивности индивидуально-личностной деятельности;
6) реализовать продукт индивидуальной деятельности в собственной педагогической практике.
Системность процесса личностного самообразования можно расценивать как способ повышения квалификации преподавателя. Но нельзя забывать, что индивидуально-личностное самообразование будет наиболее продуктивным только при наличии самообразования коллективного.
Коллективная самообразовательная деятельность – это направленный процесс суммарной интеграции личностного самообразования, ориентированный на решение социально-значимых образовательных задач. Можно выделить следующие формы коллективной самообразовательной деятельности педагогов.
1. Творческая лаборатория индивидуального и коллективного самообразования организуется для решения актуальных педагогических проблем, например, проведения диагностики профессиональной компетентности педагога с целью определения и преодоления проблемных зон профессиональной деятельности, определения факторов оптимизации педагогической деятельности педагога, преодоления коммуникативного барьера между преподавателем и студентом и др. Предполагается, что содержание деятельности творческой лаборатории проходит через три основных этапа:
на подготовительном этапе происходит теоретическая подготовка членов творческой лаборатории, то есть изучается научно-методическая литература, анализируются материалы передового педагогического опыта, лучших практик по выбранной проблеме как описанных в различных источниках информации, так и наработанных в собственном коллективе;
на основном этапе определяются оптимальные пути решения конкретной проблемы, создается модель решения поставленной проблемы на основе изученного опыта
заключительный этап состоит в коллективной подготовке рекомендаций по практическому использованию разработанной модели.
Можно выделить направления работы творческих лабораторий, куда включаются технологии педагогической деятельности, работа по формированию компетенции преподавателя, вопросы возрастной психологии, разработка методической оснащенности программы или ее раздела, создание учебных пособий, методических рекомендаций и т.п.
2. Творческая группа преподавателей-предметников, объединенных решением конкретной педагогической задачи. В ходе деятельности творческой группы разрабатываются рекомендации по преодолению проблемных зон в теоретических знаниях преподавателя, например, навыков составления проекта урока-эссе, проведения самоанализа урока, организации рефлексивной деятельности студентов в конце урока и т.п. Продуктивность творческой группы зависит от проявления деятельностной инициативы каждого ее члена. Данная форма коллективного самообразования позволяет привлечь максимальное количество педагогов к работе над профессиональной проблемой.
3. Семинар как способ реализации самообразовательной деятельности ориентирован, в первую очередь, на сообщение необходимых теоретических знаний по организации интерактивных способов профессионального самообразования, способствующих формированию продуктивных профессиональных качеств педагога. Как и работу творческой лаборатории, проведение семинара можно организовать в несколько этапов:
По завершении работы над темой самообразования педагог представляет свой опыт. Формы представления могут быть различными:
- Выступление (отчет) на заседаниях педагогического совета, методического объединения, методического совета;
- Теоретический, методический и практический семинары;
- Практикум;
- Тренинг;
- Мастер-класс;
- Открытый урок.
Заместитель директора техникума по УВР совместно с руководителем ШМО ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- Доклада;
- Реферата;
- Статьи в журнале;
- Программы;
- Дидактического материала;
- Методического пособия;
- Научно-методической разработки.
Подготовленный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. По решению методического совета материал или определенная его часть может быть размещена на сайте техникума.
Для оценки результативности самообразовательной деятельности можно использовать следующие параметры:
— уровень владения способами ведения самостоятельного научно-методического поиска;
— уровень владения методикой научно-педагогического исследования;
— уровень владения экспериментальной деятельностью;
— уровень владения способами распространения, обобщения, анализа передового педагогического опыта;
— участие в формировании творческой и социо-культурной среды;
— уровень предметных достижений студентов (участие в олимпиадах, конкурсах, семинарах и т.д.)
Представленные параметры необходимо описать в соответствии с планом:
- Сущность опыта.
- Сфера применения (определенные этапы урока, внеурочная деятельность, воспитательная работа, взаимодействие с родителями, семинары, практикумы и т.д.).
- Новизна, индивидуальность, преемственность.
- Результативность.
- Трудности осуществления, способы их преодоления.
Таким образом, профессиональные качества педагога формируются путем усвоения новых знаний, конкретных умений, приобретаемых в процессе самообразовательной деятельности.
Самообразование: как воспитателю оставаться в курсе тенденций развития педагогики
Самообразование педагога ДОУ преследует две главные цели:
- совершенствование собственных методик воспитания и обучения;
- создание условий для гармоничного и всестороннего развития детей в группе.
Воспитатель, который стремится развиваться, не просто заботится о детях. Он анализирует возрастные особенности группы, выявляет проблемы, внедряет на практике новейшие педагогические разработки, организуя учебно-воспитательный процесс с учетом развития технологий и требований общества.
Есть множество форм самообразования педагога ДОУ:
- анализ своей работы и ее результатов;
- изучение специализированной литературы — нормативных документов, научных публикаций, методических указаний, профессиональных журналов;
- освоение новаторских методик, новых педагогических программ в области ДОУ;
- изучение и систематизация опыта специалистов ДОУ, в т.ч. опыта своих коллег;
- личное самосовершенствование;
- участие в тренингах, вебинарах, мастер-классах, семинарах с последующим анализом;
- повышение квалификации на курсах;
- разработка собственных программ, методических и дидактических материалов;
- сотрудничество с родителями — организация совместных кружков, круглых столов и т.д.
- Не останавливайтесь на какой-то одной форме самообразования — комбинируйте их, чтобы добиться по-настоящему вдохновляющих результатов.
Как выбрать тему для самообразования
Педагог ДОУ сам выбирает тему, в которой будет совершенствоваться. Главное — получить конкретный результат, который повысит качество воспитательно-образовательного процесса.
Важный критерий выбора темы — проблемы в группе, с которой вы работаете. Кроме того, если вас беспокоит недостаток опыта или знаний в определенной области, вы можете заполнить пробелы благодаря самообразованию.
Есть и другие критерии, которые влияют на выбор темы:
- особенности вашего опыта работы;
- личная тяга к определенным идеям, желание творческого развития в конкретном направлении;
- повестка дня — что интересует родителей, детей, коллег, руководство в вашем дошкольном учреждении;
- актуальность темы, ее соответствие требованиям современного общества;
- доступность — и у вас, и у детского сада, в котором вы работаете, должны быть ресурсы на реализацию программы;
- измеряемость и конкретность — по теме можно поставить определенные задачи и решить их в поставленные сроки.
Как педагогу ДОУ выстроить работу по самообразованию
Готовим детей к школе по ФГОС ДО
Курс для воспитателей и методистов ДОУ
Процесс самообучения воспитателя детского сада можно разбить на три этапа:
- Подготовка и планирование.
- Освоение теории и практика.
- Отчет и анализ.
Август — сентябрь: подготовка
На этом этапе воспитатель составляет годовой план по самообразованию, список научно-методической литературы, знакомится с работами других педагогов — иными словами, погружается в учебную деятельность.
- Рекомендуем завести методическую папку для полезных статей, конспектов, отчетов с мероприятий и других материалов по теме вашего исследования, чтобы они всегда были под рукой.
Как составить план по самообразованию
Воспитатель выбирает тему. В пояснительной записке аргументирует ее актуальность, конкретизирует проблематику, формулирует цели и задачи исследования. Подбирает источники, определяет формы работы.
Обычно план составляется на год, но вы можете выбрать целый комплекс тем и рассматривать их из года в год в зависимости от актуальности, обеспечивая тем самым принцип непрерывности и раскрывая темы широко и подробно.
На титульном листе укажите:
- название документа,
- ФИО,
- должность,
- номер группы,
- название дошкольного учреждения,
- тему.
Сам план работы целесообразно представить в виде таблицы, где расписать:
- сроки реализации,
- форму мероприятий,
- темы занятий,
- содержание,
- оборудование,
- форму отчета,
- ожидаемые результаты и т.д.
Сентябрь — апрель: освоение теории и практика
Воспитатель изучает научные, методические, дидактические материалы, конспектирует статьи, составляет обзоры и картотеки методов и приемов.
Строите карьеру и мечтаете о повышении?
Курсы для педагогов ДОУ
На основе полученных знаний проектирует собственную программу и методики и внедряет свои педагогические разработки в практическую деятельность.
- Всю проделанную работу также фиксируйте в методической папке. Не забудьте добавить в нее сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации и участии в вебинарах.
Конец учебного года: отчет и анализ
Финальный этап — отчет и анализ. Воспитатель оценивает результаты реализации плана, систематизирует полученные опыт и знания, делает выводы.
Формы отчета по самообразованию
Отчет по теме можно представить в следующих формах:
- фото- и видеоотчеты для ознакомления родителей, коллег или руководства;
- открытое занятие — дважды в год: в начале и в конце учебного года;
- мастер-класс — эта форма позволяет наглядно продемонстрировать не только результаты, но и методы и приемы работы, а также передать профессиональный опыт;
- выступления на совещаниях, конференциях, педагогических советах предполагают анализ проделанной работы и ее результатов;
- публикации в СМИ, интернете, печатных изданиях;
- участие в конкурсах и т.д.
- Эти формы отчетности можно использовать и на других этапах, если есть необходимость и/или желание самого педагога.
Как выбрать тему самообразования по ФГОС
Самообразование педагога ДОУ затрагивает не только его интересы, но и интересы группы. Тема должна быть направлена на развитие дошкольников и учитывать их культуру, образовательные потребности, возраст и т.д.
- Проще всего ориентироваться на ФГОС ДО — так тема вашего исследования будет коррелировать с государственными нормами, кроме того, не придется беспокоиться о ее актуальности.
Согласно ФГОС дошкольник должен развиваться в следующих направлениях:
- Социально-коммуникативное развитие — адаптация ребенка в обществе, становление коммуникативных процессов и взаимодействия со сверстниками и родителями и т.д.
Примерные темы для самообразования воспитателя:
- Игра как средство общения дошкольников.
- Развитие коммуникативных способностей у детей старшей группы.
- Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольника.
- Социализация дошкольников младшей группы через сюжетно-ролевую игру.
- Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
- Познавательное развитие — развитие у ребенка когнитивных способностей, любознательности и интереса к окружающему миру, формирование первичных представлений о себе, природе, семье, других людях и т.д.
Темы этого направления:
- Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей.
- Практика геймификации учебного процесса.
- Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
- Духовно-нравственное воспитание детей.
- Технология проектной деятельности в ДОУ.
- Формирование культурных ценностей через русские народные сказки.
Вебинар по геймификации
Как сделать занятия с детьми незабываемыми
- Речевое развитие — становление речи ребенка, воспитание культуры речи, знакомство с литературой.
Примерные темы:
- Развитие речи у детей через пальчиковые игры.
- Развитие речи через уроки риторики и речевой этикет.
- Сказкотерапия как инструмент становления речи дошкольника.
- Всестороннее развитие детей через знакомство с художественной литературой.
- Художественно-эстетическое развитие — развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства, формирование интереса к творчеству.
Список примерных тем:
- Художественно-эстетическое воспитание посредством дидактических игр.
- Использование разнообразных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
- Театр как инструмент развития ценностно-смыслового восприятия.
- Развитие творческих способностей дошкольников через создание аппликаций.
- Физическое развитие — получение опыта двигательной деятельности, улучшение физических качеств.
Примерные темы:
- Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
- Методика формирования правильной осанки у дошкольников.
- Подвижные игры как инструмент развития физических способностей у дошкольников.
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Здоровьесберегающие технологии.
Корректируйте темы в зависимости от вашего опыта или возраста группы, с которой вы работаете.
Программа самообразования учителя
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности учителя в самореализации путем непрерывного самообразования. Основываясь на программу самообразования учителя П.С. Кудешова составлена настоящая программа.
журнал «Практика административной работы в школе» №3 2011 г.
Просмотр содержимого документа
«Программа самообразования учителя»
Программа самообразования учителя
- Информационная справка об учителе
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Решение этой непростой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, которая должна ориентироваться не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитанников. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя. Самообразование – средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе самооценке своей деятельности – важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Становление профессионализма – процесс длительный. На протяжении всей своей педагогической деятельности учителю приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, совершенствовать свою методическую базу. Достижение высокого уровня педагогического мастерства, педагогической культуры возможно только в результате упорного труда. Однако этот процесс должен носить не стихийный и не ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления.
Знание и понимание основных нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъекта РФ по организации системы образования
Знание и активное использование современных педагогических технологий
Знание и активное использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки
Знание и внедрение в практику работы передового педагогического опыта
Использование в работе основ научной организации труда, возможностей компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий
Активное участие в опытно-экспериментальной работе
Удовлетворенность собственной деятельностью
Готовность к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию
- Самоанализ;
- Педагогическое самонаблюдение;
- Анкетирование учителей, учащихся и их родителей;
- Собеседование с администрацией, учителями, коллегами, учащимися, родителями;
- Управление реализацией программы
- Разрабатывает программу и вносит в нее необходимые коррективы;
- Определяет содержание и формы самообразования;
- Обеспечивает своевременное исполнение программных мероприятий;
- Несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы;
- Проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
При подготовке материала использовались источники:
https://multiurok.ru/blog/proektirovanie-programmy-professionalnogo-samoobrazovaniia-prepodavatelia.html
https://school.kontur.ru/publications/2467
https://multiurok.ru/files/proghramma-samoobrazovaniia-uchitielia-1.html