«Чтобы быть успешным, нужно быть уникальным» — что стоит знать о дополнительных профилях программ Широкого бакалавриата
Студенты программ Широкий бакалавриат ИОН РАНХиГС могут получить не только основную специализацию, но и освоить дополнительный профиль. Студенты выбирают его в зависимости от того, в какой сфере хотят развиваться. Рассказываем о выборе дополнительной специальности, особенностях обучения и перспективах специалистов, прошедших междисциплинарную подготовку.
Дополнительный профиль — это образовательный трек, состоящий из десяти дисциплин. Начиная с третьего курса, студенты формата Широкий бакалавриат получают компетенции в сферах, не связанных с основным направлением обучения. Это позволяет индивидуализировать образовательный процесс и адаптирует его под запросы рынка труда и интересы самих студентов. Дополнительные дисциплины входят в обязательную часть программы всех направлений Широкого бакалавриата, отказаться от их изучения нельзя.
Разнообразие траекторий: как выбрать дополнительный профиль
Студенты могут выбрать один из 25 дополнительных профилей, каждый из которых является уникальной авторской программой:
- «Языки цивилизаций Востока»;
- «Международная экономика, финансы и инвестиции» (русскоязычный и англоязычный треки);
- «Политическая теория и мировая политика»;
- «Конфликтология и медиация: взаимодействие со сложными людьми и проблемами»;
- «Современные социологические исследования в профессиональной деятельности»;
- «Архитектура города»;
- «Новые исследования современной культуры»;
- «Методы проектирования и управления проектами»;
- «Правовое регулирование предпринимательства и корпоративного управления»;
- «Психология бизнеса»;
- «Цифровые гуманитарные науки. Digital Humanities»;
- «Международное право»;
- «Современный медиатекст»;
- «Основы филантропии и социального предпринимательства»;
- «История массовой культуры»;
- «Продюсирование мультимедийных проектов»;
- «Интегрированные маркетинговые коммуникации»;
- «Современные религиозные процессы в России и мире»;
- «Глобальное сотрудничество и международные проекты (Global cooperation and international project management)»;
- «Событийное предпринимательство»;
- «Маркетинговые коммуникации в цифровой среде»;
- «Современные методы анализа данных»;
- «Спорт: анализ, управление, продвижение;
- Экологическая культура;
- Право и искусство.
Многие начинают задумываться о построении образовательной траектории уже на первом курсе — для них доступна помощь профессиональных тьюторов, которые сопровождают студентов в начале обучения. На более старших курсах можно обратиться к специальному карьерному тьютору, который поможет сформулировать карьерные цели, сориентироваться в общих тенденциях на рынке труда и исходя из этого выбрать дополнительный профиль. Помимо этого можно обратиться к студентам старших курсов или посмотреть видеоролики, записанные авторами-разработчиками. Перед распределением по направлениям студенты получают всю необходимую информацию о дисциплинах и возможностях каждого направления, а также процедуре и сроках выбора дополнительного профиля. Им также даётся время, чтобы оценить свои силы и ожидания в начале учёбы и перевестись на другую программу по необходимости.
Обучение и аттестация
Обучение на программах дополнительного профиля длится полтора года: за это время студенты осваивают необходимую базу в выбранной специализации, приобретают и оттачивают навыки под руководством специалистов.
Программы всех дополнительных профилей разработаны с учетом периода освоения этих дисциплин и запланированными образовательными результатами. Как и в любых других образовательных программах, качественное освоение дополнительного профиля в значительной степени зависит от самого студента, от того, насколько осмысленно он выбрал этот профиль, как сумел встроить его в свои карьерные планы, как добросовестно и регулярно выполняет задания преподавателей и т.д.
Наталья Красовская, начальник Отдела индивидуализации образования ИОН РАНХиГС
Дополнительный профиль не только не мешает, но даже дополняет основную специальность: междисциплинарные навыки позволяют получать более глобальное представление о проблемах и подходах к их решению, дают широкий инструментарий для сбора и анализа данных, планирования и реализации проектов на стыке дисциплин. Например, если студент учится на основном профиле «Медиажурналистика», то, взяв дополнительный профиль «Экономика», сможет уже начиная с третьего курса строить свою будущую карьеру в аналитических медиа по экономике, а его сокурсник с дополнительным профилем «Политическая теория и мировая политика» — в политологически ориентированных медиа. Ещё из преимуществ отметим, что в расписании выделен отдельный день, посвящённый дисциплинам дополнительного профиля. Это позволяет совмещать обучение на двух направлениях и усваивать материал в полной мере.
По окончании обучения студенты выполняют итоговую работу, аналогичную ВКР на основном профиле. Этот проект суммирует и наглядно демонстрирует полученный на программе опыт. Работа над итоговым проектом начинается с самых первых недель и идет в течение всего учебного периода. Она включает в себя применение теоретических и практических знания, которые студенты получили и учились применять на протяжении всего обучения. Учащиеся, которые проявляют активность на занятиях, соблюдают дедлайны и внимательно изучают материал курса, справляются с этой аттестацией без проблем и успешно защищают свои проекты. Оценка обязательно будет зафиксирована. Согласно нормам федерального законодательства по окончании программы Широкого бакалавриата в дипломе будет указано название основного профиля, а дисциплины дополнительного профиля со всеми оценками будут перечислены в приложении к диплому как неотъемлемая и обязательная часть образовательной программы. Таким образом у каждого студента будет официальное подтверждение наличия не одной, а двух специализаций.
Новые возможности и проекты: как студенты реализуют знания на практике
Для расширения возможностей студентов, программы дополнительных специализаций предлагают работу с реальными кейсами, лекции приглашённых экспертов, походы на производство и другие интересные форматы, которые руководитель каждой программы подбирает с учётом специфики и содержания своего профиля. Студенты посещают музеи и выставки в рамках «Новых исследованиях современного искусства», делают реальные проекты с участием экспертов в «Методах проектирования и управления проектами», пишут и публикуют в известных медиа лонгриды на «Современном медиатексте», разрабатывают проекты по обустройству реальной городской среды на «Архитектуре города», проводят реальные социологические исследования на «Современных социологические исследованиях» и оцифровывают памятники архитектуры и артефакты на «Digital Humanities.
Преимущества дополнительного профиля
В основе программ Широкого бакалавриата лежит идея о необходимости разностороннего развития и гибкости учащихся, готовности к изменениям. Переход от монопрофильных программ к более универсальным — это та тенденция в образовании, которую мы наблюдаем и к которой готовим наших студентов. Каждый из двух профилей подготовки расширяет и дополняет другой, позволяя молодому специалисту реагировать на меняющиеся запросы рынка труда. Самостоятельный выбор направления даёт возможность выстраивать именно ту образовательную траекторию, которая приведёт выпускников Широкого бакалавриата к желаемым позициям.
Осваивая программу дополнительной специализации, студенты получают не только знания в новой для себя сфере, но и компетенции: умение гибко ориентироваться в новом материале, работать над индивидуальными и командными проектами, находить решения в разных ситуациях. Каждое направление предполагает получение как мягких, так и жестких навыков, на которые сегодня обращают внимание работодатели. Всё это обеспечивает уверенный старт на любом профессиональном пути, который выбирают наши студенты.
Чтобы быть успешным, нужно быть уникальным. Дополнительный профиль как раз позволяет студенту стать специалистом с навыками из разных сфер
Специалист широкого профиля: кто это и какие отличия от узкого специалиста?
Специалист широкого профиля — это такой специалист, который обладает множеством навыков, задействованных в своей профессии, этакий специалист-многостаночник. Возможно , в некоторых специальностях обязательно быть специалистом широкого профиля, чтобы быть конкурентоспособным и оставаться на плаву. В программировании специалист широкого профиля не обладает какими-то явными преимуществами или недостатками перед специалистом узкого профиля.
Иногда у программистов бывают периоды застоя, когда по своей специальности пока нет работы или есть работа, но на ней нет никаких перспектив. В такие моменты программисты задумываютс я о б изучении дополнительного языка или вообще ново го направлени я , чтобы стать специалистом широкого профиля, или наоборот , «глубже» зарыться в свою специальность . У этой дилеммы нет единого решения, поэтому давайте разбираться вместе, что лучше.
Специалист широкого и узкого профиля
Давайте разберем несколько профессиональных ситуаций и посмотрим на них глазами разных специалистов. Нужно сразу условит ь ся, что специалист широкого профиля просто физически не способен будет знать досконально все свои специализаци и т ак , как специалист узкого профиля знает «свою единственную».
Когда нужно искать работу
С одной стороны , специалист широкого профиля тут должен пользоваться преимуществом, так как в его резюме будет указан десяток технологий, а это значит, что у него больше шансов найти работу по разным направлениям. Но это палк а о дв ух конц ах . С одной стороны , это так, но с другой стороны, опытный работодатель знает, что специалист не способен знать 1 0 ( цифра условная) языков программирования на высоком уровне. Какие-то он знает лучше, а какие-то он знает хуже или вообще изучил менее года назад.
При этом специалист узкого профиля со знанием 1-3 языков программирования и всех косвенных инструментов будет «смотреться» намного надежнее в своей специализации и привлекательнее для работодателя.
Но тут в игру вступает фактор геолокации. Потому что в небольших городах специалисту широкого профиля легче найти работу. Узкопрофильному специалисту это будет сложно сделать, поэтому ему нужно будет стремит ь ся в большие города или за границу, где узкопрофильный подход ценится во всех профессиях лучше , чем широкопрофильный.
Карьерный рост
Узкая специализация — это значит , что специалист очень хорошо знает узкий набор инструментов, которыми он пользуется. Такие знания неизбежно ведут к тому, что подобного специалиста ждет повышение до уровня «ти мл ид». И это рано или поздно произойдет.
Специалисту широкого профил я в ряд ли будет грозить позиция ти мл ида, если в команде есть узкий специалист. Но зато широкопрофильный профессионал способен затыкать дыры «за себя и за этого парня», а это значит, что ему можно доверить больше менеджерских обязанностей и дать ему возможность пойти дальше и контролировать разноплановые команды, а возможно , и поднять до позиции DevOps. Тут уж как повезет с вышестоящим руководством, насколько правильно они расценят широкие знания.
Зарплата
Тут у узкого специалиста ест ь явное преимущество. Если он действительно специалист должного уровня, то ему достаточно сложно найти замену, а это значит, что его постараются удержать в том числе и высокой зарплатой. Хорошего узкого специалиста постоянно пытаются переманить конкуренты, поэтому работодатель будет держаться за него.
При этом зарплата широкопрофильного будет напрямую зависеть от его должности. Если он будет работать как программист какого-то языка, то он вряд ли будет претендовать на зарплату узкого специалиста. Ну а если он будет занимать менеджерские должности и управлять несколькими разноплановыми командами и проектами, то тут совсем другое дело.
Отношения в коллективе
Обычно в коллективе уважают тех людей, которые действительно хорошо разбираются в своей профессии. Тут совершенно неважно, кто это будет: специалист широкого профиля или узкого. А также очень многое зависит от окружающего коллектива. Иногда специалисты, которые знают многое и по разным направлениям , больше бесят коллег своими знаниями, чем те, кто знает только свою специальность на уровне « Б ог».
Заключение
Невозможно сразу решить , кто лучше: специалист широкого профиля или специалист узкого профиля . Если смотреть на программирование шире, то нужно быть специалистом узкого профиля, но с разносторонними знаниями, чтобы иметь понимание , что вообще твори тс я в программировании. Но самое главное — всегда нужно быть готовы м что-то выучить или сменить профессиональное направление , ведь только так возможно оставаться востребованным на рынке программирования.
Мы будем очень благодарны
если под понравившемся материалом Вы нажмёте одну из кнопок социальных сетей и поделитесь с друзьями.
Программа широкого профиля что это
21 сентября 2023 Регистрация Войти
6 октября 2023
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
16 октября 2023
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2011 г. N 12-532 «О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования»
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2011 г. N 12-532 «О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования»
3 июня 2011
Департамент профессионального образования разъясняет, что решением Коллегии Минобрнауки России от 25 января 2011 года (протокол N ПК-2вн) вузам дано право самостоятельно устанавливать профили основных образовательных программ (ООП) бакалавриата и специализации ООП подготовки специалистов, если в структуре соответствующих ФГОС ВПО профили (специализации) не определены.
В настоящее время Департамент профессионального образования осуществляет процедуру внесения соответствующих изменений в пункт 7.1 всех ФГОС по направлениям подготовки (специальностям) для программ бакалавриата и программ подготовки специалиста, а также в пункт 1 и пункт 2 Письма Департамента государственной политики в сфере образования от 13 мая 2010 года N 03-956.
Порядок реализации вузами профилей (специализаций) ООП бакалавриата (подготовки специалиста) приведен в приложении.
Порядок формирования реестра профилей и специализаций ООП ВПО, правила учета профилей (специализаций) в государственной образовательной статистике, порядок мониторинга качества реализации вузами профилей (специализаций) и взаимодействия вузов в рамках государственно-общественных объединений будет доведен до вузов до 1 июня 2011 года.
Директор Департамента профессионального образования | Т.М. Давыденко |
Приложение
к письму Министерства
образования и науки РФ
от 31 марта 2011 г. N 12-532
О порядке реализации вузами профилей (специализаций) основных образовательных программ бакалавриата (подготовки специалиста)
1. Общие положения
1.1. Профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) являются частью направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования, в рамках которого (которой) они реализуются, и предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности.
1.2. Профиль (специализация) отражает направленность основной образовательной программы (далее — ООП) высшего учебного заведения на конкретный вид, объект и(или) задачи профессиональной деятельности, определенные федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) или самостоятельно установленным высшим учебным заведением образовательным стандартом.
Профили (специализации) по наименованию и содержательному наполнению должны развивать наименование и содержание соответствующего направления (специальности). Наименование профиля (специализации) не должно совпадать с наименованием других направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.
1.3. Вузы самостоятельно устанавливают правила распределения (в отдельных случаях — зачисления) студентов по профилям (специализациям) подготовки.
1.4. Профили (специализации) ООП указываются в приложении к диплому о высшем профессиональном образовании.
2. Порядок установления и классификации профилей (специализаций).
Структура и содержание профилей (специализаций)
2.1. Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает профиль (специализацию) ООП бакалавриата (подготовки специалиста) или выбирает его из списка профилей, рекомендованных примерной основной образовательной программой по соответствующему направлению подготовки (специальности), если профили (специализации) ООП по этому направлению подготовки (специальности) не определены во ФГОС ВПО.
Если по направлению подготовки (специальности) имеются две и более примерных основных образовательных программ, вузы могут ориентироваться на перечень профилей (специализаций), представленных в данных примерных ООП.
Вузы могут разработать основные образовательные программы и без указания профиля подготовки, специализации (программы широкого профиля).
2.2. Если профили (специализации) ООП установлены во ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), вуз должен выбирать профили (специализации) из указанных во ФГОС. Введение новых профилей (специализаций) в этом случае осуществляется через процедуру внесения изменений во ФГОС ВПО.
Вузы, получившие право реализации ООП на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (ОС) при разработке ОС и ООП по направлениям подготовки (специальностям), для которых профили (специализации) определены во ФГОС ВПО, имеют право самостоятельно устанавливать профили (специализации) ООП бакалавриата (подготовки специалистов).
2.3. Если перечень компетенций выпускника для профильной (специализированной) части ООП определен во ФГОС, вуз должен обеспечить студенту освоение этих компетенций в соответствии с профилем (специализацией) подготовки. Если во ФГОС перечень профильных (специализированных) компетенций не определен, вуз определяет перечень этих компетенций самостоятельно или в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программы.
2.4. Структура и содержание профильной (специализированной) подготовки формируются высшим учебным заведением самостоятельно или в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программы на основе требований к структуре ООП, установленных ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности), в рамках которого реализуется профиль (специализация).
2.5. Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых высшими учебными заведениями, в котором устанавливаются правила классификации и кодификации профилей подготовки (специальностей) для учета их в государственной образовательной статистике.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2011 г. N 12-532 «О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования»
Текст письма опубликован в журнале «Администратор образования», 2011 г., N 10
Обзор документа
Вузам предоставлено право самостоятельно устанавливать профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) бакалавриата (подготовки специалиста), если они не определены в структуре соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Определен порядок реализации вузами названных профилей (специализаций).
Профили (специализации) ООП являются частью направления подготовки (специальности) ВПО, в рамках которого (которой) они реализуются. Они предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков.
Профиль (специализация) отражает направленность ООП вуза на конкретный вид, объект и (или) задачи профессиональной деятельности, определенные ФГОС ВПО или самостоятельно установленным вузом образовательным стандартом.
Вузы могут разработать ООП и без указания профиля подготовки, специализации (программы широкого профиля).
Вуз может самостоятельном определить перечень компетенций выпускника для профильной (специализированной) части ОПП, если во ФГОС он не установлен.
Структура и содержание профильной (специализированной) подготовки формируются вузом самостоятельно на основе требований к структуре ООП, установленных ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности).
Вуз для решения названных задач может обратиться и к примерной ООП.
Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых вузами. В нем устанавливаются правила их классификации и кодификации для учета в государственной образовательной статистике.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
При подготовке материала использовались источники:
https://ion.ranepa.ru/news/chtoby-byt-uspeshnym-nuzhno-byt-unikalnym-chto-stoit-znat-o-dopolnitelnykh-profilyakh-programm-shiro/
https://codernet.ru/articles/drugoe/speczialist_shirokogo_profilya_kto_eto_i_kakie_otlichiya_ot_uzkogo_speczialista/
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071389/