Программа сипр что это
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1.1. Настоящее Положение определяет цель, структуру, порядок разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося, а также основные права и обязанности участников реализации специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР).
1.2. Положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также руководствуясь действующими законодательными актами в сфере образования, защиты прав детей, локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, образовательной программой учреждения.
1.3. СИПР самостоятельно разрабатывается образовательной организации (далее – ОО) разрабатывается на основании требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.4. Цель СИПР является – установление равного доступа к качественному образованию обучающихся с разными стартовыми возможностями в соответствии с их способностями, возможностями, индивидуальными образовательными потребностями в условиях обучения в образовательной организации; обеспечение специальных условий для реализации соответствующего варианта АООП, учитывающих индивидуальные возможности и особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ посредством выбора оптимального для конкретного ребенка набора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков их освоения. (далее – ОО).
1.5. СИПР составляется на ограниченный период времени (до одного года).
1.6. Управление реализацией СИПР предполагает регулирование и корректировку содержания на основе промежуточного мониторинга. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в СИПР являются результаты промежуточного мониторинга ее реализации.
- Порядок разработки специальной индивидуальной программы развития
2.1. СИПР разрабатывается с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей, обучающихся с ОВЗ, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и/или в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида и утверждается ОО самостоятельно.
2.2. Разработка специальной индивидуальной программы развития включает:
- определение индивидуальных образовательных потребностей через проведение психолого-педагогического обследования и оценки состояния развития ребенка специалистами ППк;
- обсуждение и подготовку проекта СИПР;
- составление индивидуального учебного плана и учебного расписания с учетом норматива объемов учебной нагрузки и ресурсных возможностей;
- определение содержания рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) курсов, предполагаемых результатов достижений;
- информирование родителей (законных представителей) о содержании, предполагаемых результатах достижений, рекомендованном режиме реализации и другой документации СИПР.
2.4. К разработке СИПР привлекаются сотрудники, имеющие необходимую квалификацию.
2.5. СИПР утверждается руководителем ОО при согласовании с родителями (законными представителями).
2.6. Оформление документации при реализации СИПР электронного журнала, журналов посещаемости коррекционно-развивающих курсов и т. п.) осуществляется в установленном порядке.
- Структура и содержание специальной индивидуальной программы развития
3.1. Требования к структуре и содержанию разделов СИПР определены федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.2. СИПР включает в себя следующие разделы:
3.2.1. Титульный лист.
3.2.2. Общие сведения.
3.2.3. Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.
3.2.4. Индивидуальный учебный план (далее – ИУП), который отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.
3.2.5. Содержание и планируемые результаты освоения СИПР: по учебным предметам, коррекционным курссам.
3.2.6. Содержание других программ образования обучающегося:
3.2.6.1. Программа формирования базовых учебных действий;
3.2.6.2. Программа нравственного воспитания;
3.2.6.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
3.2.6.4. Программа внеурочной деятельности обучающегося, которая представляет собой план мероприятий, в которых он принимает участие. При организации внеурочной деятельности обучающихся возможно использование возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта);
3.2.6.5 Программа сотрудничества с семьей.
3.2.7. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
3.2.8. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
3.2.9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
- Особенности реализации специальной индивидуальной программы развития
4.1. Реализация СИПР может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и посредством индивидуального обучения.
4.2. Реализация СИПР осуществляется сотрудниками ОО, имеющими необходимую квалификацию. В реализации СИПР принимают участие родители (законные представители) ребенка.
4.4. В соответствии с индивидуальным учебным планом на каждого обучающегося специалистами составляется индивидуальное расписание, планируется внеурочная деятельность.
4.5. Методы, приемы обучения выбираются каждым специалистом самостоятельно, с учетом особенностей развития ребенка, целей и содержания, включенного в СИПР.
4.6. Оценка освоения СИПР происходит в ходе текущей, промежуточной и итоговой диагностики образовательных достижений и динамики развития ребенка. В конце первого полугодия по итогам мониторинга результатов реализации СИПР в случае необходимости в ее содержание специалистами могут быть внесены изменения.
4.7. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого обучающегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.
- Основные права и обязанности участников реализации специальной индивидуальной программы развития
5.1. Администрация ОО:
- организует процедуру разработки, обсуждения и утверждения СИПР;
- осуществляет контроль выполнения СИПР, производит оценку образовательных достижений освоения программы;
- обеспечивает кадровые, материально-технические, финансовые условия для реализации СИПР.
5.2. Педагогические работники:
- разрабатывают содержание и реализуют СИПР
- разрабатывают оценочные средства мониторинга, контрольно-измерительные материалы;
- обеспечивают сотрудничество с семьей, консультировании родителей (законных представителей) по эффективной реализации СИПР;
- отслеживают динамику образовательных достижений и уровень психофизического развития.
5.3. Родители (законные представители обучающихся):
- формируют образовательный запрос по изменению или расширению специальных образовательных условий;
- оценивают совместно с педагогами и специалистами личностные достижения освоения СИПР;
- обеспечивают посещаемость занятиий в соответствии с индивидуальным расписанием.
СИПР (Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализации. )
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 59.482 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 36 человек из 18 регионов
Курс повышения квалификации
Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении
от 1700 руб. от 850 руб.
Базовая скидка для всех: 40%
Дополнительная скидка: 10% ( только до 22 сентября )
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 59.482 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Каллиграфия. Искусство красивого почерка
от 1700 руб. от 850 руб.
Базовая скидка для всех: 40%
Дополнительная скидка: 10% ( только до 22 сентября )
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 59.482 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 1197 человек из 78 регионов
Созвездия — вордсерч
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Специальная индивидуальная программа развития.
Особенности разработки
и реализации.
2 слайд Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
– это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребёнка.
3 слайд Целью реализации СИПР
является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
4 слайд СИПР включает:
1.Общие сведения о ребенке;
2.Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;
5 слайд 3.Индивидуальный учебный план;
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре;
6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
6 слайд
7.Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
7 слайд 7
Как мы работаем
с пространством школы и класса, комнаты;
с адаптированным учебным и дидактическим материалом, согласно особенностей и возможностей ребёнка;
опираясь на стартовые возможности обучающегося;
опираясь на зону ближайшего развития;
с максимальным включением обучающегося в жизнь класса и школы (по возможности).
8 слайд 8
Пространство класса
Расписание
Повтор на доске
9 слайд Задания по предмету
«Математические представления»
-Группировка предметов по форме;
-Классификация фигур;
-Складывание разрезных картинок по образцу;
-Счёт предметов в пределах 5
10 слайд 10
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.
Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).
11 слайд 11
Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.
Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).
12 слайд 12
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом.
— Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией.
— Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
— Учить выполнить действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку и т.д..
14 слайд
Спасибо за внимание!
Благодарю за внимание!
Спасибо за внимание!
«Специальная индивидуальная программа развития» (СИПР)
рабочая программа на тему
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Специальная индивидуальная программа развития»
«Обучение и воспитание детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития в контексте требований ФГОС»
Исполнитель: Корниенко Ольга Николаевна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Покровская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Юдина М.В.
Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Конституция РФ.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г № 1599 « Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
5. Конвенция о правах ребёнка.
6. Конвенция о правах инвалидов.
7. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Целью реализации адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — обеспечение требований Федерального закона об образовании в РФ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Особые образовательные потребности детей с умеренной умственной отсталостью диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучения и воспитания.
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умеренной умственной отсталостью.
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
- Общие сведения о ребёнке.
Год обучения в : с 01.09.2010г
Ступень обучения: II
Группа (особые потребности) : 2
Заключение ПМПК: Тотальное недоразвитие (умеренное) высших психических функций, аффективно-возбудимый вариант. Недоразвитие речи тяжелой степени. Синдром Дауна. Обучение по АООП для детей с нарушением интеллекта, 2 вариант.
2. Характеристика обучающегося на начало учебного года.
Ребенок посещает образовательную организацию с 01.09.2010 года.
Семья полная, состоит из 4-х человек, проживает в благоустроенном частном доме. Мать – работает в поликлинике. Отец – пенсионер. Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии ребенка.
Мальчик часто болеет соматическими заболеваниями. Основные и прикладные двигательные навыки сформированы. Любит заниматься с ребятами в спортивном зале, повторяет все за детьми. Предположительно, состояние слуха и зрения соответствует норме.
Эмоциональное состояние мальчика устойчивое, но иногда может настойчиво требовать свое. Он выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами. Услышав громкие, резкие звуки, крик, не боится, а старается посмотреть. Это вызывает у него любопытство. Учащийся реагирует на имя, наблюдается понимание обращённой к нему речи. Не всегда реагирует на изменение интонации голоса и запрет.
Учебное поведение частично сформировано. Выполняет действия по образцу при значительной помощи педагога. Ведущая рука – правая. Трудность представляет поддержание правильной позы на занятиях. Обучающийся работает на занятиях 30 минут, проявляет интерес к занятиям. И. понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые речевые инструкции. В спонтанной речи употребляет отдельные слова: «привет», «хорошо», «нормально»; фразы «хочу пить», «как дела?», «пойдем гулять» и др. Речь невнятная, отмечаются нарушения слоговой структуры слов. Знает буквы, читает глобально знакомые слова.
В общении с взрослыми И. выделяет значимого для него. Нравятся совместные игры с детьми. Находясь рядом с ними, предпочитает играть вместе, с удовольствием играет в шариковом бассейне также с взрослыми в тактильные игры.
Навыки самообслуживания частично сформированы. Одевается и раздевается самостоятельно, требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон предметов одежды, застегивании молнии, пуговиц. В туалет не просится, нужно напоминать и предлагать. Постоянно моет руки после посещения туалета.
Обучающийся группирует предметы по цвету, форме, считает до 10, знает цифры и пишет по образцу, различает предметы по величине (большой, маленький). Собирает картинку из 4-х частей. И. различает диких животных и домашних животных, овощи, фрукты. Показывает на себе части тела и лица. Предметы одежды, обуви, мебели различает слабо, допускает многочисленные ошибки.
Ребенок относится к 2 группе. Требуется постоянный присмотр и частичная эпизодическая помощь.
Приоритетное содержание обучения и воспитания:
1. Базовые учебные действия.
2. Коррекционные курсы.
3. Индивидуальный учебный план.
Учебные предметы, коррекционные курсы
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/sipr-specialnaya-individualnaya-programma-razvitiya-osobennosti-razrabotki-i-realizacii-1165607.html
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/12/03/spetsialnaya-individualnaya-programma-razvitiya