...

Программа смэв что это

СМЭВ. Для чего коммерческие компании используют «главную цифровую электричку страны»

СМЭВ — защищенная государственная информационная система, которая позволяет ее участникам обмениваться различными данными и электронными документами для оказания госуслуг. Участники рынка госуслуг называют СМЭВ «цифровой электричкой» или «главным транспортом страны».

139 показов
193 открытия

Я Анна Назарова, заместитель директора департамента банковского ПО в R-Style Softlab, расскажу о рынке коммерческих подключений к СМЭВ и о том, для чего подключается к СМЭВ бизнес-сегмент.

По оценке аналитиков Gartner, гиперавтоматизация являлась одной из самых перспективных технологий 2022 года. Она обеспечивает ускоренный рост и повышение устойчивости бизнеса за счет быстрой идентификации, проверки и автоматизации как можно большего числа процессов.

Тренд на обмен электронными данными между государством и бизнесом усиливается, и создание единой цифровой среды для участников рынка становится новой реальностью.

Ежедневно через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) проходит более 200 млн обменов цепочками конвертов, а прирост трафика ежегодно увеличивается на 50%. На данный момент к СМЭВ подключено 7,5 тыс. информационных систем, которые активно обмениваются информацией. Между тем, скорость обмена составляет, в среднем, 2 сек. Сейчас в СМЭВ зарегистрировано 2500 единиц сведений: различных типов информации, которыми могут обмениваться между собой участники взаимодействия.

Действительно, СМЭВ позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. Это основная и главная функция Системы. Но наряду с ним активно развивается и коммерческий сегмент подключений: количество негосударственных организаций, желающих получить доступ к данным в рамках электронного правительства, неуклонно растет.

Ежегодно к СМЭВ подключается более тысячи новых участников, ежедневно через нее проходит более ста миллионов защищенных юридически значимых транзакций. В подключении к системе нуждаются банки, финансовые организации, страховые компании и медицинские структуры. Предпосылками такого роста является увеличение числа ведомств, к которым становится возможно подключиться, и количества сведений, запрашиваемых через них.

Чтобы получить доступ к СМЭВ, коммерческой организации необходимо пройти несколько этапов. Наиболее длительным является первый этап получения доступа, когда компании необходимо зарегистрироваться в качестве участника информационного взаимодействия, подтвердить правовые обоснования для подключения и оформить заявку по форме в ситуационном центре. Далее организации следует настроить подключение к закрытому сегменту СМЭВ, организовав защищенный канал связи. После прохождения этих ступеней компания подходит к заключительному этапу регистрации в Системе, который занимает буквально «два клика».

Рынок коммерческих подключений к СМЭВ растет с каждым годом. Поясню: под рынком СМЭВ подразумевается рынок адаптеров и дополнительных услуг интеграции, подключения к СМЭВ, сервис и поддержка.

В 2022 году объем рынка коммерческих подключений к СМЭВ составил 5,7 млрд рублей и 2023 году этот сектор будет только расти.

В тоже время в государственном сегменте подключений наблюдается обратная динамика: так как большинство госорганизаций уже присоединились к СМЭВ, количество подключений в этом сегменте заметно снизилось.

Для чего используют СМЭВ коммерческие организации?

Для передачи сведений, являющихся обязательными, а также для получения необходимой в работе информации.

Перечислю самые востребованные виды сведений в 1-м квартале 2023 года, которые передают в СМЭВ коммерческие компании.

Банки используют СМЭВ, в первую очередь, для передачи транспортных контейнеров с документами с обязательными сведениями, формируемыми кредитными организациями для передачи в ФНС России. Также в топ-10 запросов входят такие виды сервисных подключений, как проверка действительности паспортов для банков, предоставление необходимой для уплаты информации, запросы должностных лиц в ФССП России и ответы на них, прием информации об уплате (информации о распоряжении плательщика), выписки из ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти, выгрузка реестра получателей платежей за ЖКУ, сведения о наличии действующих решений о приостановке операций по счетам налогоплательщика, проверка действительности паспорта по серии и номеру, выписки из ЕГРИП по запросам органов власти.

Основные запросы в СМЭВ от страховых компаний следующие: предоставление сведений из ЕГР ЗАГС по запросу сведений о смерти; запрос согласий на получение данных организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в ЕСИА; открытые сведения из ЕГРИП по запросам органов государственной власти и организаций, зарегистрированных в СМЭВ.

Здесь необходимо уточнить, что возможности страховых компаний ограничены, поэтому они подключаются ко многим сведениям, используя собственные удостоверяющие центры или аффилированные кредитные организации.

Микрофинансовые организации (МФО), которых в России по состоянию на апрель 2023 год насчитывалось 1 104, также активно используют СМЭВ. Так, с января 2023 года по требованию регулятора МФО при оформлении онлайн-микрозаймов обязаны проверять личность заемщика по пяти определенным параметрам. Для облегчения проверки действительности документов МФО используют подключение к СМЭВ.

Как видно из статистики, коммерческие компании используют подключения к СМЭВ не только для передачи обязательных сведений, но и для получения информации, которая поможет улучшить ведение бизнеса.

Программа смэв что это

Материалы «СМЭВ 3»

Поиск в разделе

Коротко о СМЭВ 3

Подключение к СМЭВ3

Особенности транспортной системы СМЭВ3

Методические рекомендации (версия 3.5.0.16)

1. Общие сведения

2. Сведения транзакционные и справочные

3. Метаданные и ЛК УВ

4. Проектирование протокола обмена (вида сведений)

5. Использование СМЭВ

6. Использование электронной подписи

7. Пересылка вложений с использованием файлового хранилища

8. Возврат статусных сообщений

9. Использование системы генерации кодов транзакции

10. Использование push-нотификаций

11. Использование клиентской библиотеки и набора «TOOLSET»

12. Использование Адаптера СМЭВ3.Х

Приложение А. АЛГОРИТМ трансформации XML

Приложение Б. Результат трансформации urn://smev-gov-ru/xmldsig/transform

Приложение В. Профиль формата PKCS#7, которому должны удовлетворять подписи вложенных файлов

Приложение Г. Образцовая реализация трансформации

Приложение Д. Сценарии тестирования алгоритма нормализации XML

Приложение Е. Перечень ошибок, возвращаемых транспортной подсистемой СМЭВ

Приложение Ж. Формирование видов сведений с включением справочников

Приложение З. Описание набора «toolset»

Приложение И. Термины и сокращения

Приложение К. История изменений

Приложение Л. Заявка на публикацию справочника ЕСНСИ для проведения контроля ссылочной целостности передаваемых справочных данных

Приложение М. Схемы единого сервиса СМЭВ3.Х

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Внедрение СМЭВ — беспрецедентный интеграционный проект в России. Если раньше для получения услуги гражданам необходимо было обойти несколько учреждений и множество кабинетов, чтобы собрать все справки и документы, то сейчас все намного проще. За счет организации работы электронного правительства, получение любой услуги становится минутным делом. Все благодаря тому, что теперь существует система, в которой в автоматическом режиме происходит быстрый обмен информацией между независимыми ведомствами.

В этой статье рассказываем про устройство СМЭВ, как работает система и какие инструменты интеграции нужно использоваться, чтобы подключиться к сервису.

Что такое СМЭВ: основные определения и понятия

СМЭВ — система общегосударственного масштаба для быстрого поиска информации во всех инстанциях, подключенных к сервису. Цель внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия — улучшить качество обслуживания населения в государственных учреждениях, упростить и ускорить обработку запросов, подключить отдельные ведомства к единой базе данных.

СМЭВ постоянно расширяется, так как все больше организаций присоединяются к системе. Благодаря системе обеспечивается доступ к электронным сервисам, быстро передаются данные об истории электронных сообщений во время оказания услуг.

Система упрощает и ускоряет обмен данными в электронном виде, а значит, гражданам не нужно часами простаивать в очереди, чтобы получить ответ на простой запрос. Благодаря СМЭВ реализуется принцип «единого окна». Человек обращается за услугой в одно из профильных ведомств, а специалисты собирают необходимые данные через систему межведомственного электронного взаимодействия. Никакой бумажной волокиты, потраченного времени и испорченных нервов.

Законодательная база

По закону № 210 муниципальные/федеральные/государственные органы, предоставляющие услуги населению, при обращении граждан не должны запрашивать у них дополнительные документы, которые можно получить через систему в других инстанциях.

Для исполнения этого закона и реализации принципа «одного окна» ведомства самостоятельно осуществляют взаимодействия через СМЭВ — инстанции могут быстро обменяться документами и всей информацией, которая может потребоваться при оказании услуг. Такой подход ускоряет удобен для обеих сторон — ускоряет и упрощает предоставление услуги, гарантирует конфиденциальность и сохранность данных.

Также межведомственное взаимодействие регламентируется постановлениями РФ № 697 и № 1222.

Функционал СМЭВ и обеспечение

Система межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает мгновенный обмен электронными сообщениями и поддерживает передачу запросов, а также документов, обработанных в информационных системах.

  • Требуется разработать электронные интерфейсы и сервисы, которые можно использовать при подключении к единой системы. Здесь есть два пути — можно обратиться к разработчику используемой инфосистемы, чтобы доработать сервисы и интерфейсы, а можно упростить задачу и использовать готовое решение. Об одном из таких продуктов расскажем далее в этой статье.
  • Второе правило, которое нужно учесть, заключается в том, что оператору узла системы нужно будет предоставить доступ к электронному сервису для регистрации и внесения компании в реестр. Потребуется паспорт электронного сервиса. Также организация должна обеспечить доступность сервера, что необходимо для успешной приемки.
  • Необходимо организовать защищенный канал связи между, по которому будет передаваться информация от инфосистемы организации в СМЭВ и обратно.

Для быстрого и эффективного подключения предлагаем использовать готовое решение от «КСК. Технологии». Дальше рассказываем о продукте и его преимуществах.

Интеграция СМЭВ

Интегрировать информационные системы в рамках СМЭВ необходимо в соответствии с техническими требованиями, утвержденными приказом № 190.

Чтобы организация могла стать членом СМЭВ, необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Оформить заявку на присоединение к регламенту, а также заявку на регистрацию.
  2. Доработать собственную информационную систему. Возможно потребуется разработать электронные сервисы/интерфейсы для взаимодействия СМЭВ. В этом вопросе необходимо отталкиваться от требований оператора узла и следовать методическим рекомендациям.
  3. Задействовать мероприятия для защищенности канал связи между используемой в организации системой и непосредственно СМЭВ. При подаче заявки важно проконтролировать доступность сервиса.
  4. Подготовить типовое описание формата сервиса, отправить оператору узла паспорт электронного сервиса. Эти документы необходимы для инициирования процесса регистрации.
  5. Получить разрешение на предоставление доступа к сервису.

Чтобы пройти процесс интеграции быстро и избежать типичных ошибок, рекомендуем использовать готовое решение для быстрого внедрения сервиса межведомственного электронного взаимодействия.

Узайте больше о возможностях КСК.Шлюз

Простое ваимодействие множества разнородных информационных систем

  • Единый протокол интеграции
  • Гарантированная доставка сообщений
  • Более 1000 готовых адаптеров
  • Мониторинг цепочек взаимодействия
  • Совместимость с технологиями СМЭВ 2 и СМЭВ 3

Решение для интеграции

«КСК. Шлюз СМЭВ 3» — готовое решение для взаимодействия информационных систем клиента с единой системой межведомственного электронного взаимодействия. Продукт помогает реализовать такие задачи, как установка системы и подготовка пакета документов для регистрации в СМЭВ, установка видов сведений и вызовов видов сведений. Также Шлюз поддерживает интеграцию с ведомственными информационными системами и предоставляет алгоритм для обучения сотрудников.

Архитектура продукта состоит из таких элементов:

  • Модули ядра, поддерживающие работу внутренних механизмов шлюза.
  • Адаптеры для преобразования информационной части сообщения из одного формата в другой или, так называемые, модули-трансформеры.
  • Сервер приложений для размещений модулей.
  • Внутренняя СУБД для хранения сообщений.

Продукт разработан российской компанией на открытом ПО, соответствует требованиям импортозамещения. Эксперты «КСК ТЕХНОЛОГИИ» готовы проконсультировать и помочь с интеграцией, а также обучением сотрудников. Помимо «КСК. Шлюз» компания предлагает и другие отраслевые решения, например, «КСК. СИУМВВ» для межведомственного взаимодействия, «КСК. Реестр услуг» и другие.

Автор: Морозова Татьяна

При подготовке материала использовались источники:
https://vc.ru/money/737904-smev-dlya-chego-kommercheskie-kompanii-ispolzuyut-glavnuyu-cifrovuyu-elektrichku-strany
https://info.gosuslugi.ru/sections/%D1%81%D0%BC%D1%8D%D0%B2/
https://www.kck.ru/solutions/smev

Оцените статью