...

Программа триз что это такое

Что такое ТРИЗ?

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – это методология, возникшая в 1956 г. в СССР, которая представляет собой набор эвристик (более 30 методов, алгоритмов и процедур), способствующих продуктивному творческому мышлению и созданию ранее неизвестного. Автор и создатель теории – Г.С. Альтшуллер.

Идея в основе методологии

Творчество, как создание нового, – это не удел избранных, особенно талантливых людей, находящихся на фронтире научного знания (например, Дмитрий Менделеев, Альберт Эйнштейн и др.). Оно доступно каждому.

Статистически теория базировалась на анализе ~40000 патентов, по результатам которого были сформулированы общие закономерности, а также выявлены отдельные факторы и параметры, которые не всегда осознанно учитывались талантливыми изобретателями в процессе поиска решений нерешаемых до них человечеством задач.

Логика выполнения проектов с ТРИЗ

Поиск креативных решений с применением ТРИЗ, как правило, переживает следующие основные этапы:

  1. Анализ ситуации «как есть»;
  2. Моделирование ситуации «как должно быть» (как хочет заказчик);
  3. Конструирование решения, удовлетворяющего Заказчика.

При этом первоначально анализ проводится в контекстном, часто специфическом языке отрасли. Затем, при помощи специальных приемов реальная, контекстная ситуация описывается в общетехнических терминах. Это позволяет найти решение задачи в максимально обширном поле поиска решений – во всем мире (не только в «своей», но и в любых других отраслях). После чего абстрактно найденное общетехническое решение «возвращается» на исходный контекст, применяется к конкретной ситуации и инженерно дорабатывается.

«Секрет успеха» ТРИЗ

Инструменты ТРИЗ позволяют найти нестандартные решения длительное время не разрешенных проблем за счет:

  • встроенного механизма снятия психологической инерции;
  • поиска решения задачи вне зависимости от специфики отрасли в едином массиве человеческих знаний;
  • переформулирования и (или) замены задач, исходно поставленных Заказчиком, на объективно необходимые к решению для достижения цели.

Философия ТРИЗ

  1. Все инструменты ТРИЗ исходят из идеи о том, что человек на протяжении своей истории создает себе технику (технические системы) – средство облегчения участия в какой-либо деятельности для получения желаемого результата. Соответственно, к технике относятся не только объекты инженерно-технического творчества, но и товары, услуги, технологические и бизнес-процессы.

Конечная цель создания технических систем – получить желаемый результат, а именно – функцию, ради которой системы создаются. В пределе, человеку от системы нужна только её функция (например, переместиться из точки «А» в точку «Б»), но не сама техническая система (автомобиль), ее эксплуатация, ремонт и утилизация.

Следовательно, чем меньше человек отвлекается на хозяйствование созданными им системами, тем они идеальнее. Идеальная техника занимает минимум времени, пространства и затрат на поддержание своего существование.

  • При этом технические системы «не стоят на месте» и развиваются по вполне конкретным статистическим закономерностям (законам развития). Исследование уровня развития конкретной технической системы позволяет спрогнозировать дальнейший этап развития и спроектировать сам переход – разработать новый объект инженерного творчества, товар, услугу, процесс.
  • Переход от текущей технической системы, в свою очередь, возможен только через выход из «зоны комфорта» – выявление и устранение противоречий.

Идеализация (1), Закономерности развития (2) и Противоречия (3), таким образом, составляют основу философии ТРИЗ.

Кому рекомендована ТРИЗ

Сотрудникам разных уровней на предприятиях можно рекомендовать разные наборы инструментов ТРИЗ.

Например, топ-менеджмент работает с инструментами фокусировки на миссии, продукте, отношениях системы с надсистемой. Менеджеры среднего звена находятся в середине иерархии управления и должны адекватно доносить ценности руководства до линейного персонала, обладать возможностью «посмотреть» на бизнес-процессы компании, выявить наиболее узкие места в них и сформулировать указания по их устранению, на языке доступном лоу-менеджерам. Сотрудники линейного уровня традиционно работают с инструментами, способными промоделировать поведение системы в привязке к конкретным объектам в локальных зонах.

Форматы и продолжительность применения ТРИЗ также различны и зависят от содержания исходной задачи, требований и ограничений заказчика и владельцев процессов.

ТРИЗ сегодня

Инструменты ТРИЗ используются в отраслях экономики и служат:

  • комплексному анализу бизнес-процессов и продуктов (товаров, услуг);
  • выявлению проблем, постановке локальных задач и формулировке приоритетных направлений изменения бизнес-систем;
  • моделированию решений проблем через оптимизацию, реинжиниринг или создание новых технологических процессов и продуктов;
  • подготовке технических заданий для дальнейшей конструкторской или инженерной проработки найденных решений.

Методология активно применяется в десятках стран мира в формах консалтинга, имплантации специалистов в R&D-подразделения компаний, обучения на всех ступенях школьного и ВУЗ-овского образования. В отдельных странах рекомендована к применению малому и среднему бизнесу на государственном уровне.

Самое многочисленное и старейшее профессиональное сообщество разработчиков, методологов и практиков ТРИЗ собрано Международной Ассоциацией ТРИЗ (МА ТРИЗ, Knoxville, TN USA).

Что такое система ТРИЗ и как она учит детей смекалке и мыслить самостоятельно

Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся (а лучше бы ещё чаще). И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.

Как появилась ТРИЗ-педагогика

Система появилась в середине XX века, и поначалу она даже не была связана с педагогикой. В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.

За это время она обзавелась новыми алгоритмами, и уже к началу 80-х её стали брать за основу методики преподавания в экспериментальных классах и школах. Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Альтшуллер выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много. Метод проб и ошибок — ненадёжный и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует отличный результат. Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов, то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.

ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи. Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с малышом можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности, то есть примерно с 2,5-3 лет.

Методы ТРИЗ

В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов:

  • метод мозгового штурма,
  • синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
  • морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
  • метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.

Эксперты уверяют: для того, чтобы заниматься с ребёнком в семье по этой методике, никакого специального образования не нужно. Достаточно просто разделять основные принципы ТРИЗ-педагогики и подходить к задаче творчески, сохраняя любопытство и допуская возможность любых, пусть и не самых стандартных решений.

Стать ТРИЗ-педагогом можно и без педагогического образования: сертификаты выдаются после курса обучения, которое проводит международная ассоциация «Образование для новой эры». При этом организация предупреждает о том, что не выдаёт сертификаты государственного образца России и не может гарантировать, что они будут учитываться при приёме на работу.

Пример из жизни

Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задачи. Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы, мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы. Решение порой не лежит на поверхности, но чем больше смелкки мы проявим в процессе, тем сильнее будет удовлетворение от результата.

То же самое происходит с детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает и необходимость в оценке. Дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.

Сюжеты для ТРИЗ-задач повсюду: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко? Чем раскатать тесто, если дома нет скалки? Как приготовить пирог, когда кончилась мука и почти не осталось сахара? Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детсад или школу.

Особенно актуальны становятся методы ТРИЗ сегодня, когда каждый день мы вынуждены пропускать через себя гигабайты разнородной информации. Умение ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное — то, чему мы можем научиться сами и научить наших детей. Как утверждают некоторые современные исследователи, именно эти навыки будут востребованы и нужны для жизни уже в самое ближайшее время.

Метод Поллианны

Да-да, ту самую восторженную девочку из книги Элинор Портер можно назвать родоначальницей ТРИЗ-подхода. Ведь для того, чтобы находить в любой неприятной ситуации повод для радости, нужны смекалка и воображение.

С утра идёт дождь, и долгожданная прогулка откладывается? Это печально, но есть и свои плюсы: можно остаться дома, позвать друзей и поиграть в настольные игры! Сломался карандаш и нет точилки? Да, теперь им не порисуешь, но можно достать краски, которые давно ждут своего часа на полке! Ежедневная игра в «хорошо-плохо» может стать отличной тренировкой в развитии стрессоустойчивости и позитивного взгляда на мир. Кроме того, она знакомит детей с понятием «противоречие», учит выстраивать логические цепочки и находить причинно-следственные связи.

Игр с элементами ТРИЗ очень много, и всё, что потребуется — немного фантазии и готовность отбросить условности. Например, в игре «Маша-растеряша» ведущий каждый раз не может найти предмет, который ему очень нужен именно в этих обстоятельствах: надо порезать хлеб, но нет ножа; хочется пить, но воды в чайнике не осталось; есть желание порисовать, но кончилась бумага. В каждой ситуации дети предлагают своё решение, и за самый оригинальный ответ ведущий выдаёт участнику значок или наклейку. Побеждает тот, кто к концу игры наберёт больше всего наклеек.

Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают не только люди, путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства эффективны и в космосе, но усваиваются организмом несколько иначе, чем на воде, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями. Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели специальный пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена.

Что ещё можно почитать про ТРИЗ

1. Михаил и Зоя Шустерман «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребёнке творца» — интерпретация всем известной сказки, которую можно и нужно не просто читать, но и анализировать текст, попутно прорешивая задачи на смекалку и сообразительность.

2. Юрий Тамберг «Как научить ребёнка думать» — книга для родителей о том, как развить и поддержать детскую любознательность и почему творческое развитие важно так же, как воля и дисциплина.

3. Геннадий Иванов «Денис-изобретатель» – пятиклассник Денис решает изобретательские задачи: например, как поймать улетевший воздушный шарик или сделать так, чтобы окно закрылось само, когда начнётся дождь. Книга помогает формировать у детей образное и системное мышление.

4. Владимир Богат «Большие открытия маленького львёнка» — всю книгу львёнок сталкивается с разными задачами, которые помогает ему решить находчивая черепаха. Вместе с ними дети придумают, как достать кокос с высокой пальмы, где укрыться от дождя в пустыне и как перебраться с одного берега реки на другой, когда нет лодки.

5. Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» — сказки, к которым нужно самим придумать, чем они закончатся.

6. Анатолий Гин «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» — книга для родителей, в которой собраны основные методы и приёмы ТРИЗ-педагогики, а в конце можно найти задачи для детей.

Фото: Shutterstock (Everett Collection)

ТРИЗ-педагогика: 5 вопросов об изобретательстве и развитии творческого мышления

Существует популярная точка зрения, что троечники более успешны в жизни, чем отличники. Невысокого мнения о последних был и создатель ТРИЗ Генрих Альтшуллер. Он считал, что школьные задачи не имеют отношения к реальности. Разбираемся, в чём особенности его теории и почему её так любят некоторые родители.

1. Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Её придумал советский писатель и инженер Генрих Альтшуллер (1926-1998). Он мечтал сделать изобретательство наукой, поэтому проанализировал более 40 тысяч патентов и вывел законы, по которым развивается техническая мысль.

Например, такой: «Каждое изобретение — это разрешение противоречия». Отверстие в пододеяльнике должно быть маленьким, чтобы одеяло не выпадало. Но оно должно быть большим, чтобы одеяло было удобно заправлять. Или — стол должен быть большим, чтобы за ним помещалось много людей, но должен быть маленьким, чтобы не занимать всю кухню. Обычно мы выбираем компромисс, нечто среднее. Изобретатель видит противоречие и устраняет его. Так появляется складной стол или пододеяльник на пуговицах.

2. Зачем её изучать?

Альтшуллер считал, что метод проб и ошибок никуда не годится. Учёные годами перебирают варианты и ждут удачи или озарения. В то время как школьники, обученные правилам изобретательства, могут сходу решать сложные технические задачи.

ТРИЗ-педагогика учит решать творческие задачи, используя разработки Альтшуллера. В обычных школьных заданиях всё просто. Есть алгоритм, условия, правильный ответ. Но в жизни всё по-другому: одни данные лишние, других не хватает, решение неизвестно, а правильных ответов может быть несколько. В нестандартной ситуации бывшие отличники впадают в ступор.

В СССР тризовцев считали сектантами от науки. В начале 1970-х инженерные школы открывали по всей стране, но через несколько лет проект свернули. Тем не менее, Альтшуллер и его ученики продолжали работать над теорией и проводили семинары для всех желающих.

В 90-е годы теорией заинтересовались за границей. В 1999 году возникла Международная ассоциация ТРИЗ. В неё входят организации из России, США, Франции, Японии, Израиля. Методики ТРИЗ используют NASA, Boeing, Samsung, General Electric.

3. Чем занимается ТРИЗ-педагогика?

Чтобы научить детей не бояться и действовать, нужно постоянно решать с ними необычные, сложные, неоднозначные задачи. Их ещё называют «открытыми задачами». ТРИЗ-педагог Анатолий Гин приводит такой пример. Урок физики, тема — электростатическая индукция. Как только учитель объявит тему, часть класса сразу заскучает и начнёт отвлекаться.

Поэтому учитель рисует на доске холм, дерево, корову: «Корова пасётся на холме. Погода дождливая, тучи, гром и молния. После очередного удара корова падает замертво. Что произошло?». Дети выдвигают гипотезы, класс их обсуждает. А потом учитель говорит: «Сегодня мы будем изучать электромагнитную индукцию. Тот, кто первым догадается, как она связана со смертью коровы, получит пять».

Такие задания можно найти и придумать для каждого школьного предмета. Обычные задачи с условиями тоже нужны, чтобы закреплять знания. Но без тренировки мышления они бесполезны — голова набита фактами, но делать с ними нечего. Сейчас ТРИЗ не преподают как основной предмет. В некоторых школах работают кружки: есть программы и для начальной школы, и для старшеклассников. Методы ТРИЗ используют учителя разных предметов — от химии до ИЗО.

Попробуйте решить задачи

Задача № 1. В какую сторону едет автобус?

Ответ. Двери на невидимой стороне, значит, автобус едет влево. Ответ верен для стран с правосторонним движением.

Задача № 2. Вы хотите послать любимой посылку с бриллиантовым колье. При этом единственный способ — воспользоваться почтой. Можно повесить на посылку любой количество замков. Допустим, открыть замок без ключа никто не может, как и вскрыть посылку. Но вы ни при каких обстоятельствах не хотите рисковать и посылать по почте ключи. Как вам быть абсолютно уверенным, что ваша любимая получит подарок (и сможет открыть посылку)?

Ответ. Получив посылку без ключа, девушка не сможет открыть её, но сможет закрыть её на свой замок и вернуть. Получив посылку с двумя замками, мужчина снимает свой замок и возвращает её девушке. В результате девушка получает бриллианты, а ключи никуда не пересылаются.

Задача № 3. В одном из музыкальных произведений, которое было посвящено животным, Сен-Санс решил изобразить черепаху. Вроде бы для этого необходима медленная музыка. Ведь нельзя же изобразить черепаху при помощи быстрой музыки. Но это обычный подход. А композитору необходимо показать свой оригинальный почерк. То есть Сен-Санс должен был изобразить черепаху при помощи медленной музыки (всё-таки это черепаха), и в то же время должен был быть оригинальным. Что сделал Сен-Санс?

Ответ. Композитор взял за основу подчёркнуто быстрый и легко узнаваемый танец «Канкан» и замедлил его темп. Тем самым он ещё больше подчеркнул медлительность черепахи по сравнению с обычной медленной музыкой.

4. Кому и когда нужно изучать ТРИЗ?

Трудности возникают каждый день у всех: ключи теряются, телефон садится в руках, последний автобус уходит без нас. Люди, увлечённые ТРИЗ, видят в этом задачу. Они формулируют цель, держат в голове противоречия и идеальный конечный результат, ищут ресурсы — то, что помогает решить проблему без лишних затрат. Чем больше человек знает, тем больше видит ресурсов вокруг себя.

Классическая ТРИЗ рассчитана на инженеров, которым надо решать творческие задачи. Для детей она не подходит, но может заинтересовать старших школьников.

Читайте также:

Вальдорф, Реджио, Монтессори и Жохова: что это за педагогики и в чём их смысл

А вот развитием мышления по ТРИЗ можно заниматься хоть с рождения. Обращать внимание ребёнка на проблемы, объяснять, как можно с ними справиться, позже — вместе искать способы решения. С детьми 3-4 лет можно играть в относительные понятия: «Пять минут это много или мало? Когда много, а когда мало? А десять конфет?». И вместе придумывать варианты. С 5-7 лет можно пробовать решать открытые задачи из книг, знакомить с инструментами ТРИЗ.

5. Где этому можно научиться?

Единственный способ научиться — это самому постоянно решать задачи. Тут как с автомобилем, пока не сядешь за руль, не научишься. Инструменты для решения нестандартных задач есть в бесплатном курсе Точилка для ума. Идеи для занятий с детьми — в курсе Воспитание креативности в семье.

Можно брать открытые задачи из книг. Например, из «Сказок-изобреталок от кота Потряскина» Анатолия Гина. Или из книги Дмитрий Чернышева «Чем заняться вечером с семьёй на даче без интернета».

Что ещё почитать про ТРИЗ

1. Михаил и Зоя Шустерман «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребёнке творца» — интерпретация известной сказки, которую нужно анализировать и попутно решать задачи на смекалку и сообразительность.

2. Юрий Тамберг «Как научить ребёнка думать» — книга для родителей о том, как развить детскую любознательность и почему творческое развитие не менее важно, чем воля и дисциплина.

3. Геннадий Иванов «Денис-изобретатель» — пятиклассник Денис решает изобретательские задачи: например, как поймать улетевший воздушный шарик или сделать так, чтобы окно закрылось само, когда начнётся дождь.

4. Владимир Богат «Большие открытия маленького львёнка» — вместе со львом и черепахой дети думают, как достать кокос с высокой пальмы, где укрыться от дождя в пустыне и как перебраться с одного берега реки на другой, когда нет лодки.

5. Анатолий Гин «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» — книга для родителей, в которой собраны основные методы и приёмы ТРИЗ-педагогики, а в конце есть задачи для детей.

При подготовке материала использовались источники:
https://habr.com/ru/articles/659939/
https://mel.fm/vospitaniye/sovety/9506213-triz
https://mel.fm/vospitaniye/sovety/654198-triz_pedagogy

Оцените статью