Программа как документ, определяющий содержание учебного курса
Программа учебной дисциплины документ, в котором определены цели, задачи преподавания учебного предмета, раскрыто его содержание и обозначены результаты обучения в виде сформулированных требований. Федеральным государственным стандартом второго поколения вводятся примерные программы учебных дисциплин.
Примерная программа по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (второго поколения). В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет обязательную часть учебного курса, за пределами которого остается возможность выбора авторами учебников и учителями дополнительных частей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников, также учителя могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определения его последовательности в курсе, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и воспитания учащихся.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах начального общего образования.
Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Поэтому в основной и старшей школе учащиеся, овладевая элементами научного знания, приобретают познавательные, коммуникативные, ценносгно-ориенгацион- ные и другие виды деятельности.
Важно иметь в виду, что УУД формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и, соответственно, определенные учебные действия. Поэтому формирование умения учиться, что определяется по уровню владения учеником УУД, представляет собой результат работы школы в целом, а не какого-либо одного учебного предмета.
Достижения, которых должны достичь учащиеся, в примерной программе обозначены как на уровне требований личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, так и на уровне учебных действий. Специальное выделение уровня учебных действий позволяет использовать в работе систему В. П. Беспалько для определения уровня сформированное™ знаний, важными основаниями которой служат уровни сложности и самостоятельности в действиях обучаемых. Их, как известно, пять:
- 1) уровень узнавания объекта изучения;
- 2) уровень его устного или письменного воспроизведения;
- 3) уровень самостоятельного применения знаний об изучаемом в известной методической ситуации;
- 4) уровень самостоятельного применения знаний об изучаемом объекте в новой методической ситуации;
- 5) уровень творческого использования знания об изученном объекте.
Использование этой системы приближает учебные действия, выделенные в примерной программе, к методическому решению их достижения.
Примерная программа но химии состоит из четырех разделов.
1. Пояснительная записка, в которой уточняются общие цели химического образования, его содержание с присущими ему особенностями в формировании знаний и умений, общие и специальные виды и способы деятельности.
Цели изучения химии в основной школе в примерной программе определены следующим образом:
«1) Формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- 2) Формирование у обучаемого целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
- 3) Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни [1] .
Как можно видеть, цели изучения химии представлены в виде развернутого описания личностных метапредметных и предметных результатов деятельности.
Предметные результаты обозначены но сферам человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
- 2. Основное содержание курса представляет собой первую ступень конкретизации положений Фундаментального ядра содержания общего образования. При отборе содержания учитывалось, что обьем химических знаний, представленный в Фундаментальном ядре, осваивается школьниками не только в основной, но и в средней (полной) школе. Основу примерной программы составляет та часть Фундаментального ядра содержания общего образования, которая может быть осознанно освоена в каждом звене школы. Сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, не получившие отражения в примерной программе для основной школы, включены в примерную программу по химии для средней (полной) школы.
- 3. Примерное тематическое планирование (план изучения учебного материала) — следующая ступень конкретизации содержания образования по химии. Основная функция примерного тематического планирования, организационно-гшани- рующая, предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся. «Разработка примерного тематического планирования проводилась на основе следующих положений:
- а) ни на одном этапе общего образования перед образовательными учреждениями не стоит задача профессиональной подготовки обучающихся, следовательно, содержание обучения химии должно иметь общекультурный, а не профессиональный характер. Это означает, что учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, повседневной жизни и практической деятельности;
- б) возможность изменения структуры содержания, его объема, а также расширения, изменения числа часов, что является необходимым условием для разработки рабочих программ, которые могут использоваться в учебных заведениях разной специализации;
- в) строг ое следование основополагающим дидактическим принципам научности и доступности;
- г) учет психологических особенностей формирования понятий. Самые сложные понятия школьною курса химии формируются на основе непосредственного наблюдения предметов, явлений или их непосредственных ощущений. Логика формирования понятий определяет лог ику построения курса химии для основной школы’ 4 ».
- [1] Примерные программы основного общего образования. Химия. — М.: Просвещение, 2010. — С. 8.
Федеральная рабочая программа по химии ФОП по ФГОС 2023-2024 учебный год
Федеральная рабочая программа ФОП по химии для 8, 9, 10, 11 класса по новым обновлённым ФГОС ООО СОО базовый и углубленный уровень на 2023-2024 учебный год с сайта edsoo с календарным-тематическим и поурочным планированием КТП по учебнику.
О рабочей программе
Федеральная рабочая программа для 8-9 классов по химии
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый уровень) (предметная область «Естественно-научные предметы») включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по химии, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения химии, характеристику психологических предпосылок к её изучению обучающимися, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по химии включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе федеральной рабочей программы воспитания и с учётом концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации. Программа по химии разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Программа по химии даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование по разделам и темам программы по химии, определяет количественные и качественные характеристики содержания, рекомендуемую последовательность изучения химии с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы на уровне основного общего образования, а также требований к результатам обучения химии на уровне целей изучения предмета и основных видов учебно-познавательной деятельности обучающегося по освоению учебного содержания.
Общее число часов, рекомендованных для изучения химии, – 136 часов: в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета, установленная примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью.
Федеральная рабочая программа для 10-11 классов по химии
Программа по химии на уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, и основных положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 — р.) Основу подходов к разработке программы по химии, к определению общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия» для 10–11 классов на базовом уровне составили концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников.
В соответствии с данными положениями программа по химии (базовый уровень) на уровне среднего общего образования: устанавливает обязательное (инвариантное) предметное содержание, определяет количественные и качественные его характеристики на каждом этапе изучения предмета, предусматривает принципы структурирования содержания и распределения его по классам, основным разделам и темам курса;
В соответствии с общими целями и принципами среднего общего образования содержание предмета «Химия» (10–11 классы, базовый уровень изучения) ориентировано преимущественно на общекультурную подготовку обучающихся, необходимую им для выработки мировоззренческих ориентиров, успешного включения в жизнь социума, продолжения образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы – «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
Смотрите также на сайте:
Share the post «Федеральная рабочая программа по химии ФОП по ФГОС 2023-2024 учебный год»
Химия
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, химической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Успешность изучения учебного предмета связана с овладением основными понятиями химии, научными фактами, законами, теориями, применением полученных знаний при решении практических задач.
В соответствии с ФГОС СОО химия может изучаться на базовом и углубленном уровнях.
Изучение химии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.
Содержание базового курса позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: зависимость свойств веществ от состава и строения; обусловленность применения веществ их свойствами; материальное единство неорганических и органических веществ; возрастающая роль химии в создании новых лекарств и материалов, в экономии сырья, охране окружающей среды.
Изучение химии на углубленном уровне предполагает полное освоение базового курса и включает расширение предметных результатов и содержания, ориентированное на подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний; умение применять полученные знания для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации; умение систематизировать и обобщать полученные знания. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с получением, применением и переработкой веществ.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.
Примерная программа учебного предмета «Химия» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не определяет количество часов на изучение учебного предмета и классы, в которых предмет может изучаться. Курсивом в примерных учебных программах выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым обучающиеся «получат возможность научиться».
Примерная программа учитывает возможность получения знаний в том числе через практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня работы, которые считает наиболее целесообразными, с учетом необходимости достижения предметных результатов.
При подготовке материала использовались источники:
https://ozlib.com/821970/himiya/programma_dokument_opredelyayuschiy_soderzhanie_uchebnogo_kursaФедеральная рабочая программа по химии ФОП по ФГОС 2023-2024 учебный год
https://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-srednego-obshchego-obrazovaniia/ii/ii.2/khimiia_1/