Экспертная система ваал и ее использование при разработке рекламы
Система ВААЛ, работа над которой ведется с 1992 года, позволяет прогнозировать эффект неосознаваемого воздействия текстов на массовую аудиторию, анализировать тексты с точки зрения такого воздействия, составлять тексты с заданным вектором воздействия, выявлять личностно-психологические качества авторов текста, проводить углубленный контент-анализ текстов и делать многое другое.
Области возможного применения
- Составление текстов выступлений с заранее заданными характеристиками воздействия на потенциальную аудиторию.
- Активное формирование эмоционального отношения к политическому деятелю со стороны различных социальных групп.
- Составление эмоционально окрашенных рекламных статей.
- Поиск наиболее удачных названий и торговых марок.
- Психо- и гипнотерапия.
- Неявное психологическое тестирование и экспресс-диагностика.
- Создание легких в усвоении учебных материалов.
- Научные исследования в области психолингвистики и смежных с нею дисциплинах.
- Журналистика и другие сферы деятельности, использующие в качестве инструмента СЛОВО.
- Социологические и социолингвистические исследования.
- Информационные войны.
- Контент-анализ текстов.
- Мониторинг СМИ.
Система позволяет
- Оценивать неосознаваемое эмоциональное воздействие фонетической структуры текстов и отдельных слов на подсознание человека.
- Генерировать слова с заданными фоносемантическими характеристиками.
- Оценивать неосознаваемое эмоциональное воздействие фонетической структуры текстов на подсознание человека.
- Задавать характеристики желаемого воздействия и целенаправленно корректировать тексты по выбранным параметрам в целях достижения необходимого эффекта воздействия.
- Оценивать звуко-цветовые характеристики слов и текстов.
- Производить словарный анализ текстов.
- Осуществлять полноценный контент-анализ текста по большому числу специально составленных встроенных категорий и категорий, задаваемых самим пользователем.
- Производить выделение тем, затрагиваемых в текстах, и осуществлять на основе этого автоматическую категоризацию.
- Производить эмоционально-лексический анализ текстов.
- Настраиваться на различные социальные и профессиональные группы людей, которые могут быть выделены по используемой ими лексике.
- Производить вторичный анализ данных путем их визуализации, факторного и корреляционного анализа.
Реализация
Система реализована в виде набора DLL-библиотек, которые подключаются к наиболее популярному текстовому процессору Word for Windows. Просто в главном меню появляется новый пункт. Такой способ реализации позволяет сохранить для пользователя привычную удобную среду создания документов и максимально облегчает освоение системы ВААЛ.
Организация и обработка текста и текстовой информации
Практически вся печатная продукция, например, газета, информационное письмо, буклет или книга, имеет общие принципы размещения информации и определенную структуру.
Колонки. Разбиение издания на колонки — один из способов привлечь внимание читателя. Рекламные буклеты, журналы или другие издания, содержащие множество статей или других материалов, как правило, оформляются разбиением на несколько колонок. Отчеты, предложения, тексты в учебниках или литературные произведения чаще оформляются в виде одной колонки. Если колонок несколько, то необходимо установить ширину колонок и величину промежутка между ними (межколошшк). При необходимости между колонками текста можно помещать разделительную линейку. В этом случае межколонник следует несколько увеличить.
Линейки. В полосе могут присутствовать отчеркивающие или рамочные полиграфические линейки следующих типов:
- вертикальные разделительные линейки между колонками текста;
- вертикальные линейки в заданном месте полосы;
- линейки под текстом (например, для сносок и примечаний);
- линейки над текстом и др.
Размещениелинииснизуилисверхутекстаназывается отбивкой снизу или сверху. Верхний колонтитул. В одно и то же место в верхней части полосы могут
помещаться текст или элементы оформления, называемые верхним колонтитулом.
Колонтитул, помещенный в верхней части полосы, называется «бегущим заголовком», поскольку он проходит через всю главу.
Нижний колонтитул. В одно и то же место в нижней части полосы могут помещаться текст или элементы оформления, называемые нижним колонтитулом. Обычно ее печатают в нижнем левом углу первой страницы в тетради, т.е. через то число страниц, которое кратно 8. Это необходимо для удобства печати.
Колонцифра. Номер страницы следует включать в состав верхнего или нижнего колонтитула.
Сигнатура. Печатные машины работают таким образом, что количество отпечатываемых страниц кратно 8 (8, 16, 32), и эти числа называются сигнатурами.
Шапка — крупный заголовок в верхней части полосы издания, может быть названием издания, общим заголовком для нескольких статей. Обычно набирается на полный формат полосы крупнокегельными шрифтами.
Основной и подчиненный заголовки. Эти элементы разбивают издание на самостоятельные разделы. Они также дают возможность просматривать текст при поиске наиболее интересных статей или разделов. Для облегчения такого выбора заголовки следует выделять, например, полужирным шрифтом или отделять от основного текста промежутком (отбивкой).
Цитатная вставка. Способом стимулирования интереса читателя к статье является выделение наиболее важных и броских цитат с помощью линеек или кавычек.
Буквица — увеличенная в размере первая буква первой строки текста, используемая как элемент оформления и украшения и подчеркивающая начало всего текста или его подразделов.
Красная строка — отдельная строка текста, расположенная точно по центральной оси формата набора. Обычно в красной строке набирают заголовки, формулы.
Новые информационные технологии. Программа ВААЛ
Применение психологических и лингвистических знаний в компьютерных технологиях стало привычным в последние десятилетия. Такие знания нужны при любой обработке текстовых данных: от создания поисковых систем до необходимости «сжать» текст до резюме.
Предложенный нами анализ текста также нашел применение в информационных технологиях. Выявле-
Глава 4. Психологическое воздействие текста.
ние вербальных признаков эмоционально-смысловой доминанты стало важной составляющей компьютерной психолингвистической системы «Психиатрический анализ текста» — ПАТ, которая проводит психологический контент-анализ текстов, как художественных, так и публицистических или рекламных.
ПАТ выстраивает частотные характеристики текста и проводит факторный анализ на уровне лексики и фразеологии. Новейшие версии учитывают также ряд особенностей синтаксиса. Программа позволяет создать частотный словарь любого исследуемого текста и определить его эмоционально-смысловую доминанту. Распределение лексико-семантических признаков доминант дается в абсолютных (количество слов того или иного класса) и в относительных (% к норме по частотному словарю русского языка) величинах. В результате обработки текста выявляется его эмоционально-смысловая доминанта и соответственно прогнозируется возможное воздействие этого текста.
Данная подсистема (ПАТ) встроена в систему ВААЛ, основным разработчиком которой является В.И. Ша-лак. Главное назначение программы ВААЛ состоит в оценке воздействия слов и русскоязычных текстов на человека.
Современный взгляд на язык предполагает, что речь может быть средством влияния на поведение людей. В эффективном воздействии важны не только и не столько логичность и аргументированность речи, сколько эмоциональность речевого высказывания. Эмоциональное восприятие оперирует простыми категориями «приятие» — «неприятие». При этом самыми важными оказываются каналы воздействия, не контролируемые сознанием. Эти соображения во многом определили необходимость создания системы ВААЛ.
— составлять тексты выступлений или статей, в том
числе рекламных, с заранее заданными характери
стиками воздействия на потенциальную аудиторию;
— формировать эмоциональный имидж политичес
кого деятеля;
Белянин В. Психологическое литературоведение
— находить названия для новых товаров, которые бу
дут иметь эмоциональный отклик у потребителей;
— проводить психиатрический анализ текстов;
— усиливать речевое воздействие в психо- и гипно
терапии.
В целом с помощью ВААЛ можно усилить воздействие любых рекламных, учебных, пропагандистских и публицистических материалов, а также строить психологические портреты авторов текстов и целевых аудиторий.
Применение экспертной системы ВААЛ с 1993 года показало, что она может быть успешно использована для анализа и корректировки воздействия текстов в самых разных областях — от политической риторики и рекламы до образования и художественного творчества.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Программа ваал что это
Блог практических знаний о контент-анализе
Приветствую!
Меня зовут Алексей Рюмин. Вы находитесь на блоге практических знаний в области контент-анализа. Приятного прочтения материала!
Сложность материалов
- Уровень: простой
- Уровень: средний
- Уровень: сложный
Предложения и пожелания
Если у Вас есть предложения по новым публикациям на блоге или по уже опубликованным — буду рад их получить ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ
Отличный софт для контент-анализа
Нужен ли курс о Dedoose? Что такое Dedoose? ПОДРОБНЕЕ ТУТ
Ваши учебные проекты
Проконсультирую по практической части курсовых, дипломных и диссертационных работ, выполняемой методом контент-анализа.. Окажу помощь написании практической части курсовых, дипломных и диссертационных работ. По вопросам сотрудничества пишите через форму обратной связи.
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/8723449/page:19/
https://studopedia.ru/11_147354_novie-informatsionnie-tehnologii-programma-vaal.html
Фоносемантический контент-анализ текстов и слов: программа ВААЛ-мини