Система Занкова
Леонид Владимирович Занков (1901-1977) прошел путь от учителя сельской школы до профессора, доктора педагогических наук, академика. Его педагогические взгляды формировались под влиянием выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Оба ученых занимались исследованиями в сфере дефектологии – науки, изучающей особенности развития и образования детей с врожденными физическими и психическими недостатками.
Начиная с 1957 года и до конца жизни Л. В. Занков вместе с сотрудниками его лаборатории исследовал влияние процесса обучения на общее развитие младших школьников. Разработанная им методика первоначально применялась в одной из московских школ, но в дальнейшем распространилась по всей стране.
С 1995-1996 учебного года она была введена как вариативная государственная система начального образования наряду с традиционной системой обучения и системой развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Что такое система Занкова
Одним из основных положений системы Л. В. Занкова является отсутствие главных и второстепенных предметов в начальном образовании. Все школьные предметы важны для общего развития ребенка. Именно общее развитие школьника стоит здесь на первом месте, оно формирует ядро личности. После того как это ядро сформировано, можно переходить к специализации в учебном процессе.
Для системы Занкова присуще богатое содержание образования, направленное на развитие многообразных видов деятельности учащихся. Ребенок рассматривается в единстве его познавательных, эмоциональных, волевых, нравственных и эстетических способностей.
Задача начального образования, по Занкову, – дать учащимся общую картину мира. Отдельные школьные предметы выделяют фрагменты единой картины мира, поэтому дают ограниченную информацию. В методике Л. В. Занкова определяющую роль играют межпредметные связи, когда на уроке по одному предмету рассматриваются вопросы из других учебных курсов.
Развитие личности ребенка на уроках Занкова было связано с индивидуальным подходом к каждому ученику. Воздействие учителя направлялось не на весь класс в целом, а на каждого ребенка в отдельности. Такой личностно-ориентированный подход требовал от педагога серьезной подготовки, но развивал индивидуальность каждого школьника.
Полезные факты о системе Занкова
От сложного – к простому | Учитель не дает на уроке готовую информацию, а ставит вопрос, который кажется ученикам сложным. В дальнейшем они совместно ищут ответ. |
Дискуссии на уроке | Приветствуется совместное обсуждение и отстаивание собственной позиции. Если ученик ошибся, он сам должен изменить свое мнение в результате дискуссии. |
В первом классе оценки не ставят | Чтобы избежать стресса у детей, только пришедших в школу, Занков не рекомендовал ставить в первом классе оценки. |
Целостная картина мира | В учебниках Занкова часто используются связи между разными предметами. Например, для решения математической задачи могут применяться знания из арифметики, геометрии и логики. |
Объяснить способ обучения | Главное – не просто обучить ребенка решению конкретной задачи, а выяснить сам способ обучения и решения. |
Требования к учителю | Фигура учителя в системе Занкова играет определяющую роль. Педагог должен пользоваться безусловным авторитетом в классе, быть внимательным, чутким, уметь развивать сильные стороны каждого ученика. |
Роль внеклассной работы | В методике Занкова уделяется повышенное внимание внеклассным занятиям: походам в театры, библиотеки, музеи, прогулкам на свежем воздухе, выездам на природу. |
Методика обучения Л. В. Занкова была разработана для начальной школы. Особое внимание здесь уделяется интеллектуальному развитию учащихся. Это накладывает свой отпечаток на все содержание системы Занкова.
1 класс
В 1-4 классах система обучения Л. В. Занкова используется на следующих предметах: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. По каждому предмету есть учебник, рабочая тетрадь и методические материалы, помогающие учителю вести урок в соответствие с методикой Занкова.
Так, при изучении русского используются два учебника: «Азбука» и «Русский язык». К каждому учебнику прилагается рабочая тетрадь, тетрадь по письму, тетрадь по чтению, методические рекомендации к курсу.
Учитель широко использует межпредметные связи. Например, одно из заданий по математике звучит так: «Желтая груша больше зеленой, а коричневая больше красной, но меньше зеленой. Раскрась груши».
2 класс
Второклассники продолжают изучать те же предметы, что и в первом классе. Уровень сложности несколько увеличивается. О какой-либо специализации здесь речь еще не идет. Главное, чтобы ребенок в процессе изучения каждого отдельного предмета видел всю картину в целом. Большое внимание уделяется формированию понятий, которые будут необходимы для дальнейшего образования. Используются разные формы обучения: классные и внеклассные, групповые, индивидуальные и фронтальные.
Система Занкова предполагает также использование тестовых материалов. К примеру, при изучении литературы младшим школьникам предлагаются следующие тестовые задания:
- Кто автор стихотворения «Картина»? (1. Марина Цветаева. 2. Нина Орлова, 3. Ирина Пивоварова).
- Что такое олицетворение? (1. перенос свойств одушевленных предметов на неодушевленные предметы, 2. образное определение предмета, 3. сопоставление двух предметов, явлений).
Как видно, вопросы достаточно сложные.
3 класс
В третьем классе учебный материал становится еще более сложным, что требует от учащихся достаточно большого напряжения. Например, по окружающему миру сформулированы такие вопросы:
- Для растений степи характерны: (А. стелющиеся корни, мясистые стебли, листья-колючки, Б. длинные корни, крупные растения, В. корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья).
- Почему монголо-татарское иго смогло покорить Русь? (дайте собственный ответ).
Кроме общеобязательных предметов программа Занкова включает в себя также факультативные курсы «Экономика для младших школьников» и «Я – гражданин России». Эти предметы должны помочь детям разобраться на своем уровне в сложных проблемах экономики и политики. Приоритетной задачей является также патриотическое воспитание младших школьников.
4 класс
У четвероклассников сохраняется такой же быстрый темп обучения с ориентацией на формирование у школьников интеллектуальной культуры. В соответствие с методикой Л. В. Занкова дети к окончанию начальной школы уже должны иметь целостное представление об окружающем мире, владеть навыками интеллектуального труда, быть полностью готовыми к обучению в 5-6 классе, как по традиционной системе, так и по системе развивающего обучения.
Вот пример задания по русскому языку. Оно состоит из обязательной и дополнительной частей. В обязательной ученикам нужно вставить подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени: «Среди непроходимых болот и нетронутых лесов_____река Пелым. Причудливо_____и_____река по тайге. В темном зеркале воды_____небо, лес. Северные исполины кедры стеной_____над рекой».
В дополнительной части предлагается сделать морфологический разбор слов и составить предложения с заданными условиями – например, с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в будущем времени, во втором лице, в единственном числе.
Развивающая система Занкова: в чём суть, за что критикуют и почему исключили из школы
При выборе начальной школы родителям стоит учитывать не только её близость, рейтинг, отзывы знакомых, но и то, по какой системе будет учиться первоклассник. Систем обучения для младших школьников много. Расскажем про одну из самых противоречивых — программу Л. В. Занкова.
1. Кто такой Л. В. Занков?
Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошёл путь от учителя в сельской школе до руководителя лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Большое влияние на его взгляды и разработанную позднее дидактическую систему оказал Лев Выготский. Несмотря на разницу в возрасте всего в пять лет, Выготский стал научным руководителем Занкова, и они работали вместе до самой смерти Выготского в 1934 году.
Оба занимались исследованиями в области дефектологии и во многом заложили её основы. Их интерес сходился в области изучения возможностей обучения детей, в том числе с особенностями развития.
Лев Выготский считал, что обучение занимает в развитии ребёнка ведущую роль. Занков стал первым, кто экспериментально доказал правоту своего учителя и друга — его исследование показало, что метод обучения влияет не только на количество полученных знаний, но и на психологию ученика.
С 1957 года в течение 20 лет Занков и сотрудники его лаборатории изучали, как построение учёбы влияет на общее развитие младших школьников. Первые три года методика применялась в единственном классе в школе № 172 в Москве, но в итоге в эксперименте поучаствовали более тысячи классов из сёл и городов, многие учителя сами интересовались исследованиями Занкова.
2. В чем суть его системы?
По итогам многолетнего эксперимента определились основные принципы, на которых строится система Занкова. Её цель — достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника. Наверное, главная её особенность — высокий уровень трудности обучения вместе с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка.
Занкову претила идея «формирования» личности, навязываемая традиционной советской системой обучения. Поэтому его программа призвана развить индивидуальные способности каждого в классе, а не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться среднего арифметического в успеваемости.
Среди других особенностей: много теории, осознание процесса учёбы и быстрый темп. На практике ученики делают задания, в которых сочетается сразу несколько задач (например, логика и математика). Много дискуссий, экспериментов.
Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными
Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти сам до правильного ответа, «добыть» новое знание. В программе есть ещё занятия на природе, походы в театр и музей.
3. Как она применялась в России?
Казалось бы, кто не захочет внедрить такую прекрасную систему, где ученик расценивается как самостоятельная личность, разносторонне развивается и периодически занимается в парке?
Но после смерти Занкова эксперимент свернули, а лабораторию расформировали. После распада СССР вновь заговорили о системе Занкова, в 1993 году появился Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. Через три года программу признали одной из государственных развивающих образовательных систем вместе с программой Эльконина-Давыдова.
Читайте также:
«На звание второго папы не претендую»: каково это — работать учителем в начальных классах (если ты мужчина)
В принятом в 2009 году федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования прямо утверждается принцип, который перекликается с идеями Занкова: «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». При жизни Занкова программа ограничивалась только начальной школой, поэтому задачей для нового поколения «занковцев» стала разработка учебных материалов для 5-9 классов. К 2010 году создали учебники для 5–6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению.
4. В чём плюсы системы Занкова?
Среди несомненных плюсов многие родители называют общую высокую успеваемость детей, которые учатся по программе Занкова. Если судить по отзывам, то после 4 класса они знают гораздо больше тех, кто учился по стандартным программам, легко осваивают материал 5-6 классов. Такие школьники более самостоятельные, творчески мыслят, часто сохраняют высокую успеваемость до конца школы и поступают в хорошие вузы.
Конечно, во многом это становится заслугой преподавателя, который создаёт дружескую и свободную атмосферу в классе, где всегда есть место для дискуссии.
Весь первый год школьникам не ставят оценки, чтобы не сбить их индивидуальный курс развития, не смутить и не занизить мнение о самих себе
Учитель активно задействует «зону ближайшего развития» (термин Льва Выготского) ребёнка — то есть ту область, где знания и умения находятся в зачаточном состоянии, и ребёнок ещё не может постичь их сам, зато легко освоит с помощью взрослого.
5. Так, а за что её критикуют?
Высокие требования к преподавателям, которые учат детей по программе Занкова, могут стать и серьёзным минусом. Если формально следовать учебникам, система не принесёт ожидаемых результатов. Инициативность, уважительное отношение к детям, готовность смотреть на обучение под особым углом и психологическая подкованность — без таких качеств учителя невозможно преподавание по программе Занкова.
Большинство родителей жалуются на огромный объём домашних заданий и проектов, которые в первые годы выполняются всей семьёй. Многие задачи, особенно по математике, где в системе Занкова соседствует сразу алгебра и геометрия, кажутся необычными и сильно не похожи на то, что предлагают учебники стандартных программ.
При этом повторению материала отведено минимум места, потому что Леонид Занков был уверен, что однообразные задания быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому дети, которые часто болеют, могут легко отстать от класса, пропустив всего неделю.
6. Что происходит с системой Занкова сегодня?
По статистике научно-методического центра имени Л. В. Занкова, к 2014 году количество классов, где занимаются по программе Занкова, в регионах составляло от 15 до 40% от общего числа, а в Москве — около 30%.
Всё изменилось, когда в 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию (в России их выпускает единственное издательство — самарский издательский дом «Фёдорова»).
Соответствующим ФГОС было признано только пособие по изобразительному искусству. Учителя-занковцы подавали петицию для пересмотра, но пока министерство не реагирует на их обращения. В некоторых школах учителя по своей инициативе продолжают учить детей по программе Занкова. Но их мало, потому что школы предпочитают не рисковать и останавливаются на рекомендованных программах.
7. Так стоит ли на неё соглашаться?
Как мы уже упоминали, основной залог успеха системы Занкова — в учителе. Если все ваши знакомые наперебой хвалят преподавателя начальных классов, а он поклонник Занкова, то определённо стоит записаться к нему. Если всеми любимый учитель преподаёт по любой другой программе, то выбор, скорее всего, будет в его пользу.
Но вдруг вам повезло настолько, что все учителя младших классов в вашей школе хороши как на подбор, а работают по разным системам. Что делать в таком случае?
Лучше всего трезво оценить возможности ребёнка (и свои). Если ваш ребёнок всё делает в замедленном темпе, а вы работаете полный день и не планируете посвящать вечера урокам, то стоит выбрать одну из стандартных программ или даже Эльконина-Давыдова, которая не предполагает большого объёма домашней работы.
Если ваш ребёнок рвётся в школу, любознателен, быстро соображает, а вы не против порешать лишний раз задачки по математике или по-другому взглянуть на процесс обучения, то почему бы не выбрать Занкова. Никогда не знаешь, когда рекомендации министерства образования снова изменятся.
Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)
При подготовке материала использовались источники:
https://www.kp.ru/edu/shkola/sistema-zankova/
https://mel.fm/ucheba/shkola/2386459-zankov_system