Понятие мультимедиа технологии. Классификация и области применения мультимедиа приложений.
Слово «мультимедиа» прочно вошло в наш лексикон, и без него уже трудно представить современный компьютерный мир.
Пожалуй, наиболее точная формулировка принадлежит одному из пионеров мультимедиа в нашей стране Сергею Новосельцеву:
«Мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum – много и media, medium – средоточие, средства) – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и анимацией), организованными в виде единой информационной среды».
Термин возник в промежутке 1966-1973 гг.
Как видим, мультимедиа объединяет несколько типов разнородных данных (текст, звук, видео, графическое изображение и анимацию) в единое целое. И это понятие само по себе имеет три лица.
Во-первых, мультимедиа – как идея, т. е. новый подход к хранению информации различного типа в единой цифровой форме.
Во-вторых, мультимедиа – как оборудование для обработки и хранения информации, без него мультимедиа-идею реализовать невозможно.
В-третьих, мультимедиа — это программное обеспечение, позволяющее объединить четыре элемента информации в законченное мультимедиа-приложение.
Мультимедиа технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики.
Мультимедиа технологии имеют целью создание продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления».
(Данное определение сформулировано в 1988 г. крупнейшей Европейской Комиссией, занимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий.
Интерактивность – свойство реагировать на действия пользователей, в том числе и управлять пользователем.
Предпосылки появления:
— прогресс в развитии ПЭВМ: резко возросшие объем памяти, быстродействие, графические возможности, характеристики внешней памяти;
— достижения в области видеотехники, лазерных дисков – аналоговых и CD-ROM, а также их массовое внедрение;
— разработка методов быстрого и эффективного сжатия и развертки данных.
1945 г. – концепция организации памяти «MEMEX», Ваннивер Буш, США
Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию организации памяти «МЕМЕХ», предложенную еще в 1945 г. американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфавиту и т. п.). Эта идея нашла свое выражение и компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста (система работы с комбинациями текстовых материалов), а затем и гипермедиа (система, работающая с комбинацией графики, звука, видео и анимации), и, наконец, в мультимедиа, соединившей в себе обе эти системы.
Этапы развития мультимедиа
— 1984 г. – разработка и распространение графического интерфейса пользователя. HyperCard 1.0, была первой мультимедийной программой;
— 1988 г. – появляются CD-ROM, позволяющие хранить большой объем информации;
— 1991 г. – разработан стандарт Quick Time;
— 1994 г. – введен стандарт MPEG 1 и 2 форматов. Появились новые компакт-диски, позволяющие записывать на порядок больший объем информации, чем первое поколение.
Первый коммерчески успешный продукт
— Билл Гейтс, «National Art Gallery London».
Однако всплеск интереса в конце 80-х годов XX в. к применению мультимедиа технологии в гуманитарной области (и, в частности, в историко-культурной) связан, несомненно, с именем американского компьютерщика-бизнесмена Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и успешной реализации на практике мультимедийного продукта на основе служебной музейной инвентарной базы данных с использованием в нем всех возможных «сред»: изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы («National Art Gallery London»).
Именно этот продукт аккумулировал в себе три основные принципа мультимедиа:
− представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред;
− наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенной в содержании продукта информации);
− художественный дизайн интерфейса и средств навигации.
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:
− возможность хранения большого объема самой разной информации на одном носителе;
− возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения;
(Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов)
− возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;
− возможность выделения в сопровождающем текстовом или другом визуальном материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
− возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
− возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т. д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;
− возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т. д.;
− возможность подключения к глобальной сети Internet;
− возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и звуковыми редакторами, картографической информацией);
− возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);
− возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;
− возможность автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителягида» по продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»), включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
− возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.
Итак, мультимедийный продукт – наиболее эффективная форма подачи информации в среде компьютерных информационных технологий.
Он позволяет собрать воедино огромные и разрозненные объемы информации, дает возможность с помощью интерактивного взаимодействия выбирать интересующие в данный момент информационные блоки, значительно повышая эффективность восприятия информации.
Основные отличительные черты:
— интеграция многообразных видов информации;
— интерактивный режим общения с пользователем;
— параллельная передача информации;
— возможность работать с большими объемами информации;
— работа в режиме реального времени;
— эффективное управление процессом переработки информации;
— возможность создавать собственные мультимедийные продукты;
Мультимедиа приложения: где используются и для чего?
Мультимедиа приложение – это высокотехнологичный инструмент, который используется в различных сферах деятельности. Преимущество мультимедиа технологий заключаются в том, что они совмещают в себе все виды передачи информации, что способствует максимальному воздействию на аудиторию.
Сегодня области применения мультимедиа приложений достаточно обширны. Такие технологии используются практически во везде: образование, медицина, реклама, презентации, искусство, культура, бизнес, промышленность и т.д. Преимущество мультимедиа – возможность передавать информацию не только с помощью текста, а использовать графику, звук, анимацию.
Что такое мультимедиа?
Мультимедиа – это содержание либо данные, предоставляемые одновременно в различных формах: видеоряд, звук, компьютерная анимация. К примеру, 4D-кино и презентация – это яркий пример мультимедиа объектов, где применяются такие средства, как графика, звук и анимация. Благодаря этому, зрители ощущают запахи, ветер, легкую вибрацию и даже движение кресел.
Основные компоненты мультимедиа:
- Видео.
- Аудио.
- Текст.
- Анимация.
- Изображения.
- Гипермедиа.
По принципу взаимодействия с пользователем мультимедиа классифицируется на две группы: линейную и нелинейную.
Какие технологии используют в мультимедиа?
Мультимедиа включает в себя не только подачу контента, но и разные технологии, основа которых подразумевает программные и аппаратные средства, а также элементы. К аппаратным технологиям, используемым для разработки мультимедиа, относятся средства передачи, записи/звукозаписи, звуковоспроизведения, визуализации, обработки изображения, а также готовые девайсы.
Программные средства включают web-приложения, софт, ПО, в которых создается либо потребляется мультимедиа. К таким средствам относятся различные программы (3D-моделирования, видеомонтажа), игры, обучающие курсы и т.д.
В данное время достаточно сложно найти автоматизированные обучающие системы, позволяющие создавать мультимедийное приложение. Получить современную профессию «Разработчик веб и мультимедийных приложений» можно в КБК, где готовят высококлассных специалистов, востребованных в IT- компаниях и web-студиях.
Примеры мультимедиа приложений
Виды мультимедиа приложений:
- Игры, анимационные ролики.
- Презентации.
- Аудио и видео приложения.
- Мультимедиа галереи и т.д.
Существует много инструментов, позволяющих производить качественный мультимедийный продукт. Обучаясь в бизнес-колледже, можно освоить разные средства разработки, позволяющие создавать функциональные мультимедиа приложения.
В каких сферах используют мультимедийные приложения?
Сегодня приложение мультимедиа может использоваться в различных сферах, среди которых:
- Образование и медицина.
- Искусство и культура.
- Техника и промышленность.
- Реклама, бизнес и т.д.
Задачи приложения в сфере образования построены на создании учебных курсов, повышающих эффективность процесса обучения. В отрасли техники и промышленности мультимедиа используют для презентаций. В рекламе компаний, товаров и услуг – для узнаваемости на рынке. Значение для медицинской сферы особенно велики, ведь доктора, к примеру, имеют уникальную возможность повышать свою квалификацию онлайн.
Рассматривая каждую из отраслей, стоит отметить, что активней всего мультимедиа применяют именно для привлечения клиентов или покупателей. Разработчики программных обеспечений учитывают сферы деятельности и постановки задач. Благодаря этому, поставленные цели достигаются максимально эффективно, и информация доходит до целевой аудитории.
IT-специальности в колледже
Как создают мультимедийные приложения
Есть два способа создавать мультимедиа приложения: изучить средства разработки самостоятельно, что может занять неопределенное количество времени, либо пройти обучение разработке приложений в учебном заведении. В КБК можно получить одну из самых востребованных профессий «Разработчик веб и мультимедийных приложений».
Высокая классификация позволит сочетать в работе технические и дизайнерские навыки, программирование, изменение приложений и web-сайтов. Эффективно объединять все виды интерактивных средств: графическое изображение, текст, анимацию, видео и звук, поддерживать контакт со специалистами в сфере информационной безопасности.
В чем разница между веб и мультимедиа приложениями?
Разработка мобильных и веб приложений значительно отличается и на этапе написания кода, и на этапе создания UX/ UI-дизайна. Мультимедиа приложение – это, по сути, программа, которая устанавливается на смартфон/планшет или другое устройство, а web-приложение – сайт, предлагающий взаимодействие с пользователем.
2. Классификация мультимедиа приложений
Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.
Мультимедиа – комбинация текста, графических изображений, звука, анимации и видеоэлементов.
Согласно представленным выше определениям, мультимедиа можно классифицировать с разных точек зрения:
− на основе поддержки взаимодействия;
− на основе использования различных мультимедийных телекоммуникационных технологий.
3. Области применения мультимедиа приложений
Области применения:
− Обучение с использованием компьютерных технологий (научно-просветительская или образовательная сфера);
− Видеоэнциклопедии, интерактивные путеводители, тренажеры, ситуационно-ролевые игры и др.;
− Информационная и рекламная служба;
− Популяризаторская и развлекательная сферы;
− Развлечения, игры, системы виртуальной реальности;
− Презентационная сфера (витринная реклама), СМИ;
(станция мультимедиа становится незаменимым авторским инструментом в кино и видеоискусстве. Автор фильма за экраном такой настольной системы собирает, «аранжирует», создает произведения из заранее подготовленных – нарисованных, отснятых, записанных и т. п. – фрагментов);
− Промышленность и техника (сенсорные экраны);
− В научно-исследовательской области – это электронные архивы и библиотеки
(для документирования коллекций источников и экспонатов, их каталогизации и научного описания, для создания «страховых копий», автоматизации поиска и хранения, для хранения данных о местонахождении источников для хранения справочной информации, для обеспечения доступа к внемузейным базам данных, для организации работы ученых не с самими документами, а с их электронными копиями и т. д.).
− Медицина: базы знаний, методики операций, каталоги лекарств и т. п.
− Искусственный интеллект – внедрение элементов искусственного интеллекта в системе мультимедиа.
(Они обладают способностью «чувствовать» среду общения, адаптироваться к ней и оптимизировать процесс общения с пользователем: они подстраиваются под читателей, анализируют круг их интересов, помнят вопросы, вызывающие затруднения и могут сами предложить дополнительную или разъясняющую информацию.)
− Системы распознавания речи, понимающие естественный язык, еще более расширяют диапазон взаимодействия с компьютером.
Сферы применения мультимедиа
— 1986 г. – первый опыт использования – создание мультимедийной энциклопедии Grolier
— сокращение времени обучения на ≈ 30%
— возможность онлайнового тестирования
Виды мультимедиа в образовании:
— системы онлайнового тестирования и оценки знаний учащихся
— системы изучения иностранных языков
Бизнес и менеджмент
— компьютерные тренажеры, для выработки навыков в различных профессиях;
— презентации информации для акционеров, руководства и коллег;
— компьютерная имитация испытаний различных готовых продуктов и др.
Мультимедиа в информационном обеспечении
— переводчики и т.п.
Другие сферы применения:
— в искусстве и творчестве
— в архивном деле
— в системах искусственного интеллекта
— в математических и научных исследованиях
Классификация мультимедиа продуктов
Основная тенденция – рост доли онлайновой продукции, особенно среди мобильных пользователей
Мультимедиа можно разделить на две основные группы: онлайновые средства и офлайновые приложения.
Онлайновые продукты можно получить через телефонные сети, кабельные или широкополосные сети, называемые «информационными супермагистралями», например Интернет.
Офлайновый мультимедийный контент не передается непосредственно через сети, а предварительно записывается. Иначе говоря, он содержится на физическом носителе типа дискеты или компакт-диска.
Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное.
Самым ярким и распространенным примером линейного мультимедиа является кино. Главным отличием линейных мультимедийных технологий является то, что в данном случае человек, который пользуется ими, никаким образом не может повлиять на ход событий. Также в качестве примера можно рассматривать и любую презентацию, записанную на определенный источник.
Нелинейное мультимедиа имеет ряд существенных преимуществ. Прежде всего, нужно выделить то, что благодаря нелинейному мультимедиа у человека появилась возможность активно влиять на ход происходящих событий. Самым ярким примером нелинейных мультимедийных технологий являются компьютерные игры, а также разнообразная обучающая литература, в которой человека предоставляется выбор различных действий.
Принцип действия нелинейного мультимедиа заключается в том, что человек, использующий нелинейные мультимедийные технологии, может напрямую учувствовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных.
Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью».
Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/17171435/
https://student39.ru/blog/obrazovanie/multimedia-prilozheniya-gde-ispolzuyutsya-i-dlya-chego/
https://studfile.net/preview/17171435/page:2/