Виртуальные тренажеры: классификация и особенности
В современности в любой сфере всё чаще обучение проводится посредством виртуальных имитационных тренажеров. В данной статье обобщен личный многолетний опыт в сфере их разработки и продвижения. Встречал различные классификации тренажеров. Для лучшего понимания специфики применения тренажеров, с точки зрения целей их создания и продвижения привожу собственную классификацию.
Все тренажеры можно классифицировать в зависимости от квалификации сотрудников для которых они разрабатываются. Первая группа тренажеров — для новичков — людей которые впервые сталкиваются с предметом обучения. Например, начальный инструктаж или привлечение молодежи в профессию. В этом случае основной задачей является первичное ознакомление человека с темой обучения и формирование базовых, начальных знаний и навыков для их дальнейшего совершенствования на практике или на тренажерах для профессионалов. К этой группе относятся практически все обучающие курсы для офисных сотрудников, различные виртуальные тренажеры сварщика, маляра, повара, курсы оказания первой помощи, эвакуация при пожаре и др.
Вторая группа тренажеров — тренажеры для профессионалов — оттачивает уже имеющиеся навыки или удерживает на необходимом уровне знания, которые были бы забыты со временем без обучения на данных тренажерах. Здесь основной задачей не является обучить каким-то навыкам — главным является путем регулярных, вплоть до ежемесячных повторений, заучить или напомнить уже обученным специалистам профессиональную специфику, которая не применяется ежедневно для того, чтобы знания оставались актуальными на всем протяжении рабочей деятельности. К данной группе относятся тренажеры для тренировки сценариев поведения в аварийных ситуациях для пилотов, операторов сложных технологических установок и цепочек производств. В данных тренажерах применяются самые сложные технологические решения, такие как самые дорогие экраны, проекционное оборудование и комплексы для точного позиционирования, 3D моделирование в кинематографическом качестве с разрешением 4K, 8К , математическое моделирование сложных физических процессов протекающих в технологическом оборудовании в реальном времени, в связи с чем данная группа тренажеров самая дорогостоящая и по сути является на сегодняшний день вершиной “тренажеростроения”. В связи со сложностью изготовления и поддержки в актуальном состоянии данные тренажеры способны создать преимущественно узкоспециализированные на данном направлении обучения компании.
Следует отметить, что требования к тренажерам высказывает сам заказчик. Если в случае с крупными компаниями их службами наработан опыт заказа требуемых тренажеров (и даже в этом случае недобросовестные поставщики исходя из недостаточной детализации технического задания пытаются демпинговать и поставить недотягивающие по характеристикам комплексы), то у средних и малых компаний опыта таких заказов нет, как нет и его у регулярно возникающих в различных отраслях у крупных заказчиков запросов на создание обучающего тренажера под конкретную задачу. В связи с чем, заказы для подрядчиков создаются в лучшем случае копированием тендерной документации крупных компаний, в худшем — кратким описанием целей и задач тренажера, в связи с чем недобросовестные поставщики передавая несоответствующий потребностям клиента продукт убеждают его, что так технически и должно быть, тем самым разрушают рынок и дискредитируют остальных производителей. В связи с чем, при заказе виртуального тренажера, для средних и малых предприятий, а также при отсутствии на предприятии опыта реализации виртуальных обучающих проектов целесообразно привлечь эксперта в этой области для экономии средств в дальнейшем на финансирование фактически ненужных предприятию обучающих программ или оборудования. Что более опасно, в данном случае существует возможность обучения неправильным навыкам, которые могут причинить ущерб как предприятию так и самому обучаемому.
Исходя из практики, каждый проект достаточно индивидуален и зависит от потребностей конкретного заказчика (за исключением типовых “коробочных продуктов”, например, тренажер сварщика и покраски автомобиля). Поэтому важно подобрать те технические решения которые лучше способствуют выполнению конкретных обучающих задач, а не те, на которых специализируется конкретный производитель тренажеров.
Технические способы реализации виртуальных тренажеров также различаются. В зависимости от задач для обучения используются персональные компьютеры, технологии дополненной (AR) или виртуальной (VR) реальности, мобильные устройства или программно-аппаратные комплексы (имитация реального оборудования с использованием технических средств), для формирования мышечной памяти используются устройства захвата движений (“виртуальные перчатки”, среди производителей которых есть несколько российских компаний). Можете потренироваться в классификации тренажеров на примере любого производителя.
Следует отметить, что первоначальная волна “хайпа” по внедрению тренажеров немного спадает и принимающие решения лица в компаниях справедливо задаются вопросом эффективности их внедрения. Вопросы эти небезосновательны так как крупные компании уже несколько десятков лет тренируют своих диспетчеров по управлению аварийноопасными производствами на тренажерах, в их бизнес-моделях с рисками многомиллиардных убытков по причине неверных действий сотрудника в экстренной ситуации выгода очевидна и стоимость тренажера ничтожна относительно возможного ущерба при его неприменении. Однако для среднего и особенно малого бизнеса вопрос внедрения виртуальных тренажеров далеко не очевиден экономически.
Именно перед этими категориями заказчиков стоит вопрос экономической эффективности данных образовательных решений. Здесь, как и в случае с выбором технического решения целесообразно привлечь специалиста по структурированию проекта до его начала, для принятия обоснованного решения в его необходимости.
Рынок виртуальных тренажеров еще недостаточно структурирован, есть потенциал его роста и, уверен, мы в ближайшее время увидим на нем новых ярких игроков.
- Образование
- Виртуальные тренажеры
- AR
- vr
- moodle
- обучение
- обучение онлайн
- обучение без учителя
- тренажер vr
- тренажерная подготовка
Обзор клавиатурных тренажеров онлайн
С недавнего времени в Интернете стало появляться все больше сайтов, на которых можно потренировать свои навыки владения клавиатурой. Я решил сделать небольшую подборку этих сайтов и их сравнительных анализ. Все написанное ниже — мое собственное мнение, которое может не совпадать с Вашим :).
Немного о себе:
Набирать быстро и правильно мне просто необходимо по роду деятельности (разработка и программирование БД).
Обучался 10-пальцевому слепому методу печати по программе «Соло на клавиатуре». Сейчас скорость набора 350-400 симв./мин.
Ну, не будем тратить время и перейдем к сайтам:
Набираем.Ру
Проект Владимира Шахиджаняна, автора «Соло на клавиатуре». Предлагается поучаствовать в соревнованиях скорости набора, правильности набора и даже эрудиции. Все тексты на сайте хорошо подобраны, интересные и познавательные.
Есть возможность получить как бумажный сертификат (стоимость — 100 рублей + доставка), так и электронный (повесить на сайт). Также на сайте есть неплохая подборка тематических флеш-игр.
Поддерживаются языки: русский, английский и немецкий.
Адрес сайта: www.nabiraem.ru
Клавогонки.Ру
Основная фишка проекта — тренировка набора проходит в виде игры с другими онлайн-игроками в виде гонки :). У Вас есть автомобиль, старт и финиш — чем быстрее Вы вводите текст (есть несколько режимов игры), тем быстрее Ваш автомобиль двигается. Тот, кто первым придет к финишу — победил. Чем быстрее Вы набираете, тем «круче» выглядит Ваш автомобиль:
Также можно «прокачать» свой авто, выбрав понравившийся цвет или цветовую раскраску (раскраска платная).
- Обычный — случайная цитата из книги, которую нужно набрать на время.
- Абракадабра — текст генерируется случайным образом на основе словаря.
- Яндекс.Рефераты — текст генерируется из службы Яндекс.Рефераты, которая умеет составлять случайные связные тексты из реальных слов..
- Безошибочный — нельзя допускать ошибок. При опечатке игрок дисквалифицируется и результат не засчитывается. Это позволяет тренировать умение набирать точно и без ошибок.
- Марафон — выигрывает тот, кто наберет большее количество текста за 5 минут. Время всегда фиксировано, текст заведомо больше, чем возможно набрать за отведенное время.
- Буквы — в качестве текста предлагается случайная последовательность букв. В отличие от режима «Абракадабра», морфологическая структура русского языка не сохраняется.
- Цифры — текст составляется из цифр, пробелов и десятичной запятой.
- Спринт — текст для набора фиксирован в течение дня, таким образом можно тренироваться набирать заученные тексты.
- По словарю — игроки могут создавать собственные словари, которые можно использовать в качестве текстов. При старте игры текст создается из перемешанных случайном образом строк (именно строк, не слов) из словаря.
Поддерживаются языки: только русский.
Адрес сайта: www.klavogonki.ru
Все10.Ру
Самый молодой проект из представленных в этом обзоре. В отличии от остальных участников, упор сделан на обучении: здесь есть теоретические материалы по посадке, положению рук и движению пальцев, а также практические занятия. Занятия в целом напоминают программу «Соло на клавиатуре» — схема обучения также состоит из уроков, по окончанию которых дается статистика.
Есть возможность пройти экзамен и получить сертификат, который можно распечать, сохранить или повесить на сайт.
Поддерживаются языки: русский, английский.
Адрес сайта: www.vse10.ru
Итоги
Подведем итоги.
Если Вы не знакомы с методом 10-пальцевой печати, рекомендую набраться знаний на сайте Все10.Ру.
Если Вам нужно потренироваться и закрепить полученные знания, советую сайт «Клавогонки» — получите большое удовольствие.
А если Вам нужно документальное подтверждение Ваших умений (бумажный сертификат), тогда Вам просто необходимо пройти экзамены на «Набираем.Ру».
P.S. Советую прикупить эргономичную клавиатуру (например, эту) — с ней значительно удобнее набирать текст слепым 10-пальцевым способом (и запястья отдыхают).
- клавиатурные тренажеры
- соло на клавиатуре
- Шахиджанян
- Владимир Шахиджанян
- Набираем.Ру
- Клавогонки
- слепой десятипальцевый набор
- слепая печать
- все 10
- все10
Как выбрать онлайн-тренажер для образования
Мы попросили рассказать о своем опыте использования онлайн-тренажеров подписчиков Педсовета. По результатам исследования педагоги отметили, что большинством детей (46,1 процента) такая форма обучения воспринимается с удовольствием. Разбираемся, какие преимущества и недостатки есть у существующих проектов.
Что такое онлайн-тренажер
Онлайн-тренажер — программа в интернет, которая позволяет обучаться в самостоятельном режиме или под руководством учителя или тьютора. Изучать можно те или иные области знаний, отрабатывать практические навыки. Есть варианты даже тренировать когнитивные способности мозга.
Онлайн-тренажер представляет собой набор сервисов: базу знаний, тесты, симуляции, игры. Часто онлайн-тренажеры выполнены в виде социальной сети, где пользователи объединены в группы и соревнуются между собой, набирая очки за правильно выполненные задания.
Самое главное преимущество использования тренажеров, по мнению опрошенной аудитории, это быстрая обработка материалов и экономия времени (так считают четверть респондентов). Тренажеры действительно удобны тем, что помогают легко производить оценку знаний и навыков, а также вести учет прогресса. К ним можно возвращаться даже через длительные промежутки времени и повторять уже пройденное на новом уровне.
В отличие от учебников, которые обычно ограничены по объему материала, онлайн-тренажеры не только включают большой справочный материал, но и чаще актуализируются, над их совершенствованием работает целая команда методистов. 18 процентов опрошенных подтвердили, что это прекрасный дополнительный материал к школьной программе.
Какие преимущества онлайн-тренажеров вы можете назвать?
Какие недостатки есть у онлайн-тренажеров
Оказалось, что самая большая проблема с использования онлайн-тренажеров техническая. Большинство опрошенных жалуются на отсутствие хорошего Интернета и достаточного количества компьютеров в образовательной организации. Поэтому педагоги часто используют онлайн-тренажеры в качестве домашнего задания и самостоятельной работы на мобильных телефонах.
Больше четверти опрошенных жалуются также, что у онлайн-тренажеров бесплатной бывает ограниченная функциональность, а всю полноту возможностей можно получить только за подписку. Тем не менее, у программ обычно существует тестовый период, когда можно оценить ее возможности и как они позволяют экономить личное время, которое тоже стоит денег.
Пользователи называли в качестве своих любимых онлайн-тренажеров и бесплатные программы, но при этом отмечали, что не всегда бывает высокое качество заданий, а также отсутствует методическая поддержка.
Какие недостатки есть у онлайн-тренажеров?
Существующие онлайн-тренажеры в целом устраивают педагогов, но, тем менее, в результатах нашего исследования есть и рекомендации. Участники просят разработчиков о следующих усовершенствованиях: сделать тренажеры для дошкольников, дополнительного образования, коррекции. При этом для детей более младшего возраста использовать более яркий дизайн и анимацию. Учителя также предлагают предусмотреть оффлайн-режим, когда можно тренироваться без интернета. Многим не хватает тренажера для подготовки к ВПР, а наиболее творческим педагогам — возможности самим придумывать задания.
Первый раз в ЯКласс
Одним из наиболее часто упоминавшихся в исследовании онлайн-тренажеров был “ЯКласс”, который знают 23,6 процента опрошенных. Поэтому тем, кто еще не знаком с этой программой, рассказываем о возможностях лидера нашего неформального рейтинга.
“ЯКласс” помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашку в электронном виде с автоматической проверкой с учетом конкретного учебника. При этом с помощью запатентованной технологии “Genexis” для каждого учащегося создаются уникальные варианты заданий, что исключает списывание. На тренажере можно не только осваивать школьную программу, но и готовиться к годовым контрольным и государственным экзаменам.
Обучение в “ЯКлассе” идет в буквальном смысле на собственных ошибках. Ошибки помогают выявить проблемные и непроработанные темы для педагога и собственные пробелы для ученика. Хороший стимул для самообразования, особенно, когда видишь, как осваивают программу другие. В “ЯКласс” ученики и школы борются за призовые баллы, чтобы попасть в “ТОП”, и рейтинг обновляется ежесекундно.
За прогрессом детей могут следить и родители. Таким образом можно не на словах, а в виде конкретных графиков продемонстрировать независимую оценку успеваемости ребёнка. Вместо укорительных слов и взглядов достаточно будет дать папам и мамам доступ к отчетам по освоению предмета.
У сайта “ЯКласс” — функциональный дизайн, удобная регистрация, в том числе через социальные сети и электронные журналы, а также интеграция с другими образовательными ресурсами — 1С и Интернет-урок. Подключиться может педагог-активист, а может и целая школа, тогда сервис дополнительно обучит всех педагогов и сертифицирует их по ИКТ-грамотности.
Об исследовании
Исследование проводилось в течение месяца с 15 октября. В нем приняло участие 297 человек. Из них работают в школах — 69 процентов, в среднем профессиональном образовании — 10 процентов, в дополнительном образовании — 7 процентов
Большая часть участников исследования — педагоги в возрасте от 30 до 50 лет — 53 процента, более старший возраст участников составил 35 процентов, самой маленькой группой оказались участники в возрасте от 22 до 30 лет.
Участники представляли 32 региона России.
При подготовке материала использовались источники:
https://habr.com/ru/sandbox/197556/
https://habr.com/ru/articles/61059/
https://pedsovet.org/article/kak-vybrat-onlajn-trenazer-dla-obrazovania