Рабочая программа дисциплины и ее структура
Учебная дисциплина — это отрасль знаний, которая преподается или исследуется в образовательном учреждении.
Рабочая программа дисциплины — нормативный документ, определяющий назначение и место учебной дисциплины в системе подготовки обучающихся, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения, условия, необходимые для реализации программы, контроль и оценку результатов освоения.
Структура рабочей программы учреждения дополнительного образования: титульный лист (название программы);пояснительная записка; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.
Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
· титульный лист (название программы);
· содержание тем учебного курса;
· перечень учебно-методического обеспечения;
Приложение — структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.
Пояснительная записка — структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задание, самостоятельная работа и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны исходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В Пояснительной записке должны быть
обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
Содержание тем учебного курса — структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно-тематическом плане.
Учебно-тематический план — структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составляется в виде таблицы.
Перечень учебно-методического обеспечения – структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и дидактический материал.
Список литературы — структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
¾ примерного тематического плана;
6 Структура и содержание рабочей программы дисциплины
6.1 Рабочая программа должна определять роль и значение соответствующей учебной дисциплины в будущей профессиональной деятельности специалиста; основные перспективные направления развития изучаемой науки, отрасли техники или технологии; объем и содержание компетенций (умений и навыков, опыта деятельности), которыми должны овладеть студенты, и инструментария по оценке достижения поставленных целей обучения. Особое внимание следует уделять созданию условий для использования студентами рабочих программ дисциплин на самостоятельных учебных занятиях.
6.2 Содержание и реализация рабочей программы должны удовлетворять следующим требованиям:
— четкое определение места и роли данной дисциплины в формировании компетенций или их элементов, указанных в ООП ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);
— установление и конкретизация на этой основе учебных целей и задач изучения данной дисциплины; своевременное отражение в содержании образования результатов развития науки, техники, культуры и производства, других сфер деятельности человека, связанных с данной учебной дисциплиной;
— последовательная реализация внутри- и межпредметных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана специальности (направления подготовки);
— оптимальное распределение учебного времени по темам курса и видам учебных занятий в зависимости от формы обучения, совершенствование методики проведения занятий с использованием современных технологий обучения и инновационных подходов к решению образовательных проблем;
— улучшение планирования и организации самостоятельных учебных занятий студентов с учетом их бюджета времени, полноценное обеспечение самостоятельной работы с учебной литературой;
— активизация познавательной деятельности обучаемых, развитие их творческих способностей, усиление взаимосвязи учебного и научно-исследовательского процессов;
— учет региональных особенностей рынка труда.
Особый акцент следует сделать на применение в курсе современных информационных технологий.
6.3 Структурными элементами рабочей программы являются:
- титульный лист;
- лист согласования рабочей программы;
- 6.3.1 Титульный лист является первой страницей рабочей программы дисциплины и содержит основные реквизиты:
- факультет (институт);
- кафедра;
- название дисциплины;
- направление подготовки (специальность);
- профиль подготовки (для бакалаврских программ, реализуемых по профилям);
- наименование магистерской программы (для магистерских программ);
- специализация (для специальностей, реализуемых по специализациям);
- квалификация (степень) выпускника (бакалавр, магистр, специалист);
- форма обучения.
6.3.2 Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) основной части рабочей программы с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.
6.4 В целом структура основной части рабочей программы должна содержать следующие разделы:
- цели и задачи освоения дисциплины;
- место дисциплины в структуре ООП ВПО;
- требования к результатам освоения содержания дисциплины;
- а) содержание разделов дисциплины; б) распределение часов; в) темы, выносимые на лекции; г) лабораторные работы; д) практические занятия (семинары);
- образовательные технологии;
- интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях;
- оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
- порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок.
- учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля):
а) основная литература;
б) дополнительная литература;
в) периодические издания;
г) программное обеспечение и интернет-ресурсы;
д) методические указания по видам занятий.
6.5 Для конкретной дисциплины в разделе «Содержание и структура дисциплины» не обязательно наличие всех подразделов, так как с учетом требований ФГОС ВПО и ПрООП ВПО при изучении дисциплины могут быть предусмотрены не все виды работ.
6.6 Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать стандартам, а при их отсутствии должны быть общепринятыми в научной литературе.
6.7 Следует избегать длинных, запутанных предложений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не допускается применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы, применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных аналогов в русском языке.
Рабочая программа дисциплины
(модуля) (The working program of discipline (the module)) нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины (модуля), а также способы контроля результатов ее усвоения, соответствующий требованиям ФГОС ВПО направлений подготовки и учитывающий специфику подготовки студентов по избранному направлению.
Рабочая программа дисциплины
Документ, в стандартной форме описывающий учебный курс со всеми его атрибутами: полное наименование, цели и задачи курса. технологическая карта курса. описание тематического содержания учебного курса, форм обучения и организации учебного процесса. пререквизиты, постреквизиты и ко-реквизиты. тематическое планирование, краткое описание каждого занятия. график выполнения и сдачи заданий по дисциплине. перечень тем и заданий для самостоятельной работы. требования преподавателя (политика и процедуры). критерии оценивания. расписание промежуточных тестов и экзаменов. список литературы. глоссарий. список справочно-информационных и учебно-методических материалов к учебному курсу.
При подготовке материала использовались источники:
https://mydocx.ru/4-18787.html
https://studfile.net/preview/9960304/page:3/
https://didacts.ru/termin/rabochaja-programma-discipliny.html