Виды программ дополнительного образования
Запросы общества ставят перед современной системой образования задачу подготовки подрастающего поколения не только с определенным объемом знаний, но и умением договариваться, сотрудничать, работать в коллективе. Формирование ключевых компетенций посредством стандартов задача системы образования на всех ее ступенях.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость, т.е. соблюдение требований, позволяющих учитывать разный уровень развития обучающихся и разную степень освоения ими содержания программы.
Содержание разноуровневой программы должно быть организовано по принципу дифференциации в соответствии с определенными уровнями сложности: «стартовым», «базовым» и «продвинутым».
Каждый уровень – это образовательный модуль, предполагающий использование и реализацию определенных форм организации учебного материала и приобретение конкретных знаний, умений и навыков.
Образовательный модуль – «стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации учебного процесса, минимальную сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование начальных знаний.
Образовательный модуль – «базовый уровень» предполагает освоение специализированных программ, изучение основ, умения применять полученные знания и комбинировать их при выполнении творческих проектов.
Образовательный модуль – «продвинутый уровень» предполагает помимо углубленного изучения специализированных программ «базового уровня», доступ к начальным профессиональным знаниям.
Разноуровневая программа ориентирует на выбор определенных профессий.
Особенностью разноуровневой программы является доступность освоения детьми любого модуля.
Сроки реализации образовательных модулей программы определяются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и «уровнями» сложности программного материала.
Разноуровнева программа, имеющая систему разных уровней сложности, должна иметь и соответствующие им достижения участников программы, а также критерии, на основании которых ведется индивидуальное оценивание достижений обучающихся.
Разноуровневая программа предусматривает участие детей и подростков в обсуждении процесса и совместном анализе результатов деятельности, как группы, так и каждого в отдельности, с целью формирования адекватной самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать свое мнение, суждение. Участие в выставках, конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских проектах способствует повышению самооценки и интереса учащихся к выбранному виду деятельности.
Каждому участнику программы предоставляется право на стартовый доступ к любому из «уровней», которое реализуется через организацию условий и процедур оценки начальной степени готовности к освоению содержания заявленного участником «уровня»: на «стартовый» — без вступительных испытаний; на «базовый» и «продвинутый» — по результатам входной диагностики по тестам (экзаменам), итоговой аттестации за предшествующий заявленному «уровень» сложности освоения программы.
Разноуровневые дополнительные общеразвивающие программы – это наше будущее!
Разноуровневая общеобразовательная программа – современный тренд дополнительного образования
Запросы информационного общества ставят перед современной системой образования задачу подготовки подрастающего поколения не только с определенным объемом знаний, но и умением ориентироваться в информационных потоках, выделяя и сохраняя самое необходимое (значимое), а также умением находить недостающую информацию за определенные сроки. Актуально и формирование коммуникабельности – умение договариваться, сотрудничать, работать в коллективе. Формирование ключевых компетенций посредством стандартов (в дополнительном образовании программ) задача системы образования на всех ее ступенях.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость, т.е. соблюдение требований, позволяющих учитывать разный уровень развития учащихся и разную степень освоения ими содержания.
Все это определило одну из проблем содержания современного образования: как развить познавательные, интеллектуальные, творческие способности детей средствами IT-технологий в условиях учреждения дополнительного образования?
Результатом поиска ответа на данный вопрос и явилась разноуровневая программа «IT-технологии», разработанная в техническом отделе «Центра внешкольной работы» Авиастроительного района г. Казани педагогом дополнительного образования Бобровой Г.Г. в соавторстве с заведующей отделом Морозовой Г.Н.
Содержание программы организовано по принципу дифференциации в соответствии с определенными уровнями сложности: «стартовым», «базовым» и «продвинутым». Каждый уровень – это образовательный модуль, предполагающий использование и реализацию определенных форм организации учебного материала и приобретение конкретных знаний, умений и навыков. Образовательный модуль «Мир информатики» («стартовый уровень») предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование начальных знаний в области информатики и информационно-коммуникационных технологий. Образовательный модуль «Компьютерный дизайн» («базовый уровень») предполагает освоение специализированных программ, изучение основ языка программирования html, формирование умения применять полученные знания и комбинировать их при выполнении творческих проектов. Образовательный модуль «Web-дизайн» («продвинутый уровень») предполагает помимо углубленного изучения специализированных программ «базового уровня», доступ к начальным профессиональным знаниям в области IT-технологий, формирование и развитие основных навыков проектирования, конструирования, отладки разрабатываемых учащимися творческих компьютерных продуктов.
Программа ориентирует учащихся на выбор определенных профессий, таких как IT-специалист, web-программист, front-end разработчик, а также на смежные специальности дизайнера, контент-менеджера, интернет-маркетолога, руководителя проектов.
Особенностью программы является доступность освоения любого модуля для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей.
Сроки реализации образовательных модулей программы «IT-технологии» определяются в соответствии с возрастными особенностями учащихся и «уровнями» сложности программного материала.
К отличительным особенностям относится также включение характеристик «групп влияния» (стейкхолдеров) программы, заинтересованных в результатах ее реализации. К их числу отнесены дети школьного возраста, обучающиеся в объединении «IT-технологии», их родители, администрация образовательного учреждения, государственные и негосударственные организации. Впервые разработана собственная матрица разноуровневой программы, описывающая систему разных уровней сложности и соответствующие им достижения участников программы, а также критерии, на основании которых ведется индивидуальное оценивание достижений учащихся.
Программа предусматривает участие детей и подростков в обсуждении процесса и совместном анализе результатов деятельности, как группы, так и каждого в отдельности, с целью формирования адекватной самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать свое мнение и суждение. Участие в выставках, конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских проектах способствует повышению самооценки и интереса учащихся к выбранному виду деятельности.
В программе предусмотрены следующие формы итогового контроля освоения содержания: на «базовом» и «стартовом» уровнях – итоговое тестирование, на «продвинутом» – защита творческого проекта. По результатам итоговой аттестации выпускники объединения «IT-технологии» получают свидетельства о дополнительном образовании с учетом соответствующего «уровня» освоенности содержания программы («стартовый», «базовый» или «продвинутый»). Каждому участнику программы предоставляется право на стартовый доступ к любому из «уровней», которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной степени готовности к освоению содержания заявленного участником «уровня»: на «стартовый» — без вступительных испытаний; на «базовый» и «продвинутый» — по результатам входной диагностики уровня их информированности и эрудиции в области IT-технологий по тестам итоговой аттестации за предшествующий заявленному «уровень» сложности освоения программы.
Программа рекомендована к внедрению в практику работы педагогов дополнительного образования г. Казани и Республики Татарстан и размещена в навигаторе по дополнительным общеобразовательным программам на информационном портале федерального уровня с региональным и муниципальным сегментами. Авторы программы «IT-технологии» награждены Дипломом победителя Республиканского конкурса дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в номинации «Лучшая разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа технической направленности», прошедшем на базе «Республиканского центра внешкольной работы» в июне 2017 года.
О результативности реализации программы свидетельствуют наиболее яркие достижения учащихся в 2017/18 учебном году:
— первое место в 19-ой Всероссийской олимпиаде научно-исследовательских проектов детей и молодежи «Созвездие -2018»; три первых места, одно второе и одно третье места на республиканском этапе Всероссийской олимпиады;
— два первых места на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских проектов детей старшего школьного возраста, проходившим в формате научно-практической конференции «Инженер — профессия будущего» на базе КНИТУ-КАИ, заняли учащиеся объединения « IT -технологии» младшего школьного возраста (4 класс);
— одно второе место и два третьих на Всероссийском конкурсе медиа творчества и программирования среди обучающихся «24 bit »;
— первое, второе и третье места в городском конкурсе проектов по информационным технологиям «Я — гражданин России» и многие другие.
Опыт проектирования и реализации программы обобщен и опубликован в печати; транслировался на образовательных стажировках для педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования РТ, при выполнении конкурсных заданий в рамках участия в районном и городском этапах конкурса «Учитель года города Казани — 2018» в номинации «Педагог дополнительного образования», а также на курсах повышения квалификации в рамках участия в Летней профессиональной школе региональных модельных центров Поволжского федерального округа 04 июля 2018 г.
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/vidy-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-4665559.html
https://infourok.ru/raznourovnevaya-obscheobrazovatelnaya-programma-sovremenniy-trend-dopolnitelnogo-obrazovaniya-3508358.html