...

Сценарная программа что это

Сценарная программа что это

Сценарные программы по своему предназначению в основном делятся на два типа:

1 Для форматирования сценария;
2 Для построения сюжета и разработки персонажей.

Самые известные в России проги первой категории — Final Draft, Movie Magic Screenwriter, Page 2 Stage, Sophocles, Celtx. Второй — Dramatica Pro, Blockbuster, Collaborator, Character Pro, StoryView.

Коротко расскажу о своём небольшом опыте работы с некоторыми из этих программ. Заодно подскажу, где можно скачать их, а также другие сценарные модули и шаблоны.

Начну с программ второго типа. Пользовался Dramatica Pro и StoryView. Первая показалось сложной, вторая — попроще. Больше ничем особенным не запомнились, т.е. для меня они были совершенно бесполезны.

Да, наверное, они помогают новичкам выстроить определённую схему в работе, действовать по заданному алгоритму в написании сценария или книги, дают полезные подсказки, раскладывают всё по полочкам: от персонажей до сюжета. Однако и я (как многие другие сценаристы и литераторы) делаю всё то же самое, только без компьютера. Да и не нуждаюсь я в этих подсказках (которые можно найти в любом учебнике по драматургии и сценарному мастерству за меньшие деньги). Кроме того, мне неинтересно сидеть перед компом и кропотливо записывать в клеточки имена героев, их характеры, взаимоотношения, расписывать по другим клеточкам сюжетные линии и поворотные точки. Зачем тратить время, когда я всё могу набросать на бумаге? Конечно, все те клеточки помогают структурировать информацию и даже слегка облегчают её переваривание, но вот только написать действительно стоящий сценарий или книгу они вряд ли помогут. Ради любопытства можно скачать демо-версии этих программ, но покупать их я бы не рекомендовал. Впрочем, решайте сами.

Несколько лет назад Джон Труби (John Truby) предлагал на своём сайте скачать пробную версию программы «Blockbuster». В комплект входила сама прога, справочник и «путеводитель» по программе. Кажется, Труби отказался от идеи предоставления демо-версий, т.к. потенциальному покупателю достаточно было просмотреть «демку», прочесть необходимую информацию и отказаться от покупки. Зато до сих пор на сайте есть возможность пробежаться по этой программе. Я бы тоже не рекомендовал тратить деньги на «Blockbuster». Впрочем, как и на любую другую программу этой категории.

Теперь вернёмся к софту первого типа. Он представляется мне более практичным вложением денег. (Хотя и необязательным). Обычно пишу свои «русские сценарии» в MS Word. Привык. Да и Final Draft и Movie Magic Screenwriter не совсем корректно работают с кириллицей. Final Draft так вообще превращает все слова на русском в вопросительные знаки. Хотя, возможно, у меня просто устаревшие версии данных программ. Сценарии на английском языке также набираю в Word. Затем, на стадии редактирования, перевожу текст в Final Draft.

Final Draft и Movie Magic Screenwriter Version 6 я приобрёл года три назад в одном «молле». Кстати говоря, тогда же заодно купил Dramatica Pro и StoryView. Зачем. Всегда теплится надежда, что вот купишь новую книгу (программу), а потом если и не напишешь великий сценарий, то хотя бы станешь чуть умнее, чем есть на самом деле.

Насколько мне известно, Final Draft является самой популярной и продаваемой программой для форматирования сценариев. Следом за ней с некоторым отставанием идёт Movie Magic Screenwriter. Могу ошибаться, но мне кажется, что у Movie Magic Screenwriterесть некий ореол «элитности». Если большинство сценаристов пользуется Final Draft, а ты предпочитаешь Movie Magic Screenwriter, то это значит, что ты не такой как все. Оригинальный, независимый, идущий своим путём. Повторю, это лишь моё субъективное ощущение.

Сам я Movie Magic Screenwriter не пользуюсь. Ничего не могу сказать плохого. Отличный софт, но всё же Final Draft 7 (сейчас уже выпущена 8 версия ) мне приглянулся больше. На мой взгляд, он несколько проще в использовании да и интерфейс вроде бы симпатичнее. Так что выбор между этими двумя программами, скорее всего, чисто вкусовой. Я привык к Final Draft, поэтому делаю свой выбор в пользу этой проги.

На мой взгляд, если вы пишите сценарии на русском, то ни Final Draft, ни Movie Magic Screenwriter не очень-то и нужны. (Какой смысл тратить деньги на то, что вряд ли понадобится?) Если же всё-таки решите их приобрести, сравните цены производителей с ценами на Amazon.com. Как правило, на Амазоне дешевле. Хотя не уверен, что они доставляют софт в страны СНГ.

Однако зачем платить за то, что можно получить бесплатно? Нет, я не призываю пользоваться пиратским софтом, просто есть другие программы, которые делают всё то же самое, причём не стоят для потребителя ни копейки.

Несколько лет назад в Сети за не самые малые деньги продавалась программка Page 2 Stage Сейчас она выложена её создателями совершенно бесплатно. Скачать Page 2 Stage можно здесь Программа поддерживает русский язык, что очень приятно. (Не забудьте использовать для активации Username: WindwardReports.com и Password: XSSZLcYZuWSXRhNXQOM).

Знаю, что некоторые сценаристы пользуются другой бесплатной программой, поддерживающей русский язык, а именно — Celtx Ничего не могу сказать, ни разу не пользовался. Но чаще всего слышал о ней только положительные отзывы.

Помню также, что в своё время скачивал ещё одну прогу для форматирования сценариев, Sophocles Screenwriting Software. Одной из отличительных особенностей «Софокла» было то, что эта небольшая программка давала возможность определить приблизительную продолжительность сцен и самого сценария по времени. Все знают, что одна страница сценария примерно соответствует одной минуте фильма, но авторы «Софокла» пошли чуть дальше и стали это время отмерять. Правда, не уверен, что их параметры отличались особой точность. Сейчас, кажется, компания уже не поддерживает свой продукт. Но его всё ещё можно скачать на некоторых сайтах. Я нашёл, как минимум, три сайта, правда, ничего с них не скачивал. Если не ошибаюсь, они предлагают demo версии «Софокла»: 1 2 3

Ещё одна бесплатная прога, правда, не знаю, поддерживает ли кириллицу, Cinergy Script Editor Скачать можно после того, как заполните бланк регистрации Производители предупреждают: для корректной работы нужно отрегулировать установки.

Пара ссылок на бесплатные сайты, позволяющие писать сценарий «on-line»:

Zhura Необходимо будет зарегистрироваться. Да и не знаю, поддерживает ли этот сайт русский язык.

Следующий ресурс, Plotcom, открывается на ломаном русском. Зато бесплатно.

Рекомендую заглянуть в ЖЖ psyberia Интересный блог. Кроме огромного количества полезных книг, можно скачать некоторые из вышеупомянутых программ. Также загляните на ещё один российский ресурс. На другом, уже англоязычном сайте, dmoz размещена куча ссылок на различные сценарные программы. Возможно, подберёте для себя что-нибудь интересное.

Кроме программ для форматирования сценариев, существуют различные, по большей части — бесплатные, модули и шаблоны для Word. Причём интересно то, что при огромном выборе софта, некоторые голливудские сценаристы пишут свои сценарии именно в майкрософтовском текстовом процессоре.

В России многие пользуются модулем «Писарь». Я им не пользуюсь, поскольку мне он представляется недоработанным. Не знаю, как сейчас, но раньше (при переносе диалога со страницы на страницу) имя персонажа могло остаться на одной странице, а диалог на другой. Этим грешат многие шаблоны, в том числе и американские. Хотя данный недостаток легко исправляется правильной настройкой стилей MS Word. И всё же моё мнение о «Писаре» в целом положительное.

Англоязычный Интернет предлагает большую возможность выбора сценарных шаблонов. Приведу некоторые из них. Можете скачать, затем подстроить их под себя. Обратите внимание, чтобы в шаблоне присутствовала нумерация страниц, а также проверьте, чтобы в параметрах размер бумаги был А4. (В США используется формат «letter»). Ну и, конечно, убедитесь, чтобы на странице не было колонтитулов.

На сайте Би-би-си можно скачать модуль Script Smart, который используют сценаристы Британской радиовещательной корпорации(BBC).

Сайт Writing Academy предлагает следующий шаблон.

На страничке Keith Loh размещён «прародитель»предыдущего модуля.

ScreenPro — не совсем бесплатный, но попробовать стоит.

На сайте Microsoft также можно найти несколько шаблонов. Приведу парочку. Первый вроде как более надёжный. Только будьте осторожны. Во время скачивания с сайта Miscosoft, Word автоматически выстраивается под эти шаблоны. Вдруг они вам не подойдут или в процессоре появятся нежеланные изменения .

Напоследок загляните на страничку «Википедии» и в справочник (на английском языке) по сценарному формату Scriptwriting Secrets. Ну и, конечно, ознакомьтесь с текстом Ольги Смирновой «Формат разметки сценария». Очень полезный ресурс.

Кстати, какими программами пользуетесь Вы? Что можете порекомендовать и почему?

Tags:

  • final draft,
  • movie magic screenwriter,
  • screenplay templates,
  • Сценарные программы и шаблоны,
  • сценарные программы

СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЕВ

Выпущено более 70 версий программы. Обновления выходят каждый месяц.

5 Платформ

Существуют версии для операционных систем: Windows, Mac OS X, Linux, iOS и Android.

КИТ Сценарист — это программа для создания киносценариев, которая ориентирована на международные стандарты в области кинопроизводства. Программа является полнофункциональной студией для создания историй начиная от рождения идеи и до передачи сценария в производство.

Разработка

Материалы проекта всегда под рукой

Данный раздел программы создан для того, чтобы вы могли собирать все необходимые материалы по проекту в одном месте. В нём вы можете сохранить основную информацию о сценарии, такую как его название, логлайн, синопсис, а также заполнить титульную страницу сценария.

Здесь же вы можете управлять списками персонажей и локаций. Создавать новых, добавлять им описания, фотографии, переименовывать и упорядочивать.

А ещё, в этом же разделе вы можете хранить разнообразные материалы (текстовые документы, изображения, ссылки на веб-страницы и ментальные карты) связанные с вашим проектом, организуя их удобным для себя образом.

Research

Карточки

Создайте идеальную структуру истории

Corkboard

Модуль карточек позволит вам взглянуть на сценарий в виде карточек разложенных на доске, предоставляя таким образом наглядый способ для работы со структурой. Вы можете разложить карточки на доске последовательно, или столбцами.

Раскрашивайте их, делайте пометки, группируйте и раскладывайте по актам, а все изменения мгновенно отобразятся в тексте сценария и наоборот.

А если вам надоело сидеть за компьютером, вы можете распечатать карточки на листах бумаги и поработать с аналоговой версией своей истории.

Сценарий

Творите не беспокоясь о формальностях

Редактор сценария позволит вам думать только о самой истории. Всю работу по форматированию текста в соответствии с мировыми стандартами он возьмёт на себя.

Всего две кнопки Tab и Enter значительно ускорят вашу продуктивность при помощи алгоритма быстрой смены формата абзаца. А если вам не понравится стандартный алгоритм, вы сможете настроить программу так, как будет удобно именно вам.

Также модуль включает в себя навигатор по сценарию, что значительно упрощает навигацию по тексту. Умеет работать с заметками, осуществлять поиск по тексту и вообще будет незаметным помощником во всех вопросах работы с текстом сценария.

И да, больше никаких танцев с бубном для работы с текстом на русском, украинском, белорусском, казахском, китайском, на иврите, на любом языке в мире. Пишите на родном языке, сохраняйте и загружайте на нём же. Просто. Прямо сразу после установки. И не надо ничего настраивать.

Script

Статистика

Получайте детальную информацию о сценарии на лету

Statistics

В процессе работы вы можете сразу же видеть из скольки символов, слов и страниц состоит ваша история, а также приблизительную длительность истории и её отдельных сцен. Программой поддерживается три системы хронометража: постраничный, посимвольный и гибкий, так что вы сможете настроить его подсчёт максимально подходящим именно вам способом.

Модуль статистики предоставляет возможность получить подробные отчёты по сценарию, а также посмотреть графики активности персонажей по всему сценарию и динамику сцен, чтобы ни одна мелочь не ускользнула от вас.

При необходимости, вы можете сохранить отчёты и отправить их продюссеру или в производственную компанию.

Дружелюбный

Маленькие удобства для вашего комфорта

Иcпользуйте тёмную или светлую тему в зависимости от ваших предпочтений и времени дня, когда вы работаете. Тёмная подойдёт для работы в тёмных помещениях, вечером или ночью, а светлая будет удобна для работы при достаточном количестве света.

Подготовить сценарий к публикации — два клика. Программа умеет экспортировать сценарий форматах DOCX, PDF, FDX и Fountain. Расширенные настройки экспорта позволят вам автоматически проставить номера сцен, страниц, сформировать титульный лист и скорректировать текст на разрывах страниц.

Достаньте с полки свой запылившийся сценарий, который вы давно хотели закончить и импортируйте его в программу. Программа автоматически определит форматирование каждого блока, и через две минуты вы уже сможете работать над ним, не тратя время на изнурительное форматирование. Импорт поддерживает форматы DOCX, ODT, FDX, Fountain, Trelby и Celtx.

А если хотите остаться с текстом наедине — включайте полноэкранный режим и отдайтесь полёту своей фантазии.

Dark theme

Пишите классные сценарии

Используйте профессиональные инструменты для этого

А если вы думаете, что овладеть программой очень сложно, спешим сообщить, что это не так. Многие пользователи отмечают, что освоение программы не заняло больше пары часов благодаря тому, что у неё очень интуитивный интерфейс. Ну а для того, чтобы ещё сильнее смягчить вход в оружейную комнату сценариста, мы подготовили для вас справочные материалы.

Сценаристы о программе

Вы можете поделиться своими пожеланиями, каким должен быть идеальный софт для сценариста, поучаствовать в обсуждении функционала программы с другими сценаристами, или сообщить об обнаруженных вами ошибках в работе программы. Для автора программы очень важно знать мнение конечных пользователей – т.е. вас, начинающих и опытных сценаристов. Оставлять свои советы и пожелания к программе вы можете на странице программы в facebook, вконтакте, форуме сценаристов, сайте кинодраматург, форуме сценарного цеха или через форму обратной связи.

На самом деле, каждый раз боюсь, что вот уже все, лучше сделать прогу нереально, можно только испортить. Выходит новое обновление, и прога становится лучше. И не понимаешь, как вообще жил без новоявленной функции)

Орхан Самедов

Прекрасный пример импортозамещения: первая профессиональная программа для сценаристов, созданная в России. работая в западных программах, я постоянно сталкивался с теми или иными неудобствами. «Сценарист» привлекает простотой, надежностью и обратной связью с разработчиком. думаю, что расширение возможностей программы сделает её профессиональным стандартом.

Алексей Алешковский

Перешел на КИТ Сценарист с Celtx и очень доволен. Из главных достоинств программы хочу отметить гибкость настроек форматирования, возможность масштабирования отображения текста на мониторе и, конечно, то, что КИТ Сценарист — разработка отечественная, стало быть, все пожелания русскоязычных пользователей будут услышаны и поняты 🙂

Игорь Ткаченко

Большое спасибо Вам, за создание программы «КИТ Сценарист». Пользуюсь ей уже около года, радости мой нет предела. В программе есть все необходимое для создания полноценного сценария и в тоже время, как и все гениальное, программа проста и «интуитивно понятна». Еще раз спасибо, начинаю новый сценарий с новой версии.

Борис Дементьев

Дмитрий, добрый день! Что называется — не могу молчать. После восторженных отзывов в СЦ решила опробовать ваше творение. Ну что сказать. Охренительно! Очень удобно всё. Вы большой молодец. Спасибо вам огромное. Сценарий летит, как на крыльях. Просто сижу и думаю — надо написать отзыв, а-то нехорошо как-то получается — пользоваться нахаляву и даже слова доброго не сказать)))

Аник

Мне кажется очень важно, что каждый пользователь может вносить предложения по удобству и функциональности программы, тем самым «настраивая» её как бы под себя. И, что самое главное, разработчик к этим предложениям прислушивается и по мере возможностей и времени (и своих планов в отношении программы) их реализовывает. Ни в одной сценарной программе нет такой оперативной связи с разработчиком.

Сергей Голубев

Выберите версию программы для загрузки

КИТ Сценарист для настольных компьютеров является открытым программным обеспечением, что подразумевает бесплатное распространение и возможность свободного использования пользователями по всему миру.

Мобильные же версии программы распространяются на платной основе. С подробностями вы можете ознакомиться на странице сервисы.

Мы сейчас и мы в будущем

С каждым днём, с каждым обновлением мы стараемся быть лучше. Все идеи и мысли, все пожелания и замечания фиксируются, проходят жёсткий контроль и выносятся для реализации. Если у вас есть предложения по улучшению, фантастические идеи, или просто замечания, то незамедлительно сообщайте о них! Давайте вместе создадим лучший инструмент для сценаристов.

Остались вопросы?

Если у вас появились какие-либо вопросы, или требуются уточнения, то смело пишите нам.

Пишите нам, если хотите обсудить программу, предложить улучшения, похвалить программу или даже поругать.

С предложениями о сотрудничестве, о желании поучаствовать в жизни проекта, об идеях перспективных проектов так или иначе связанных с кино — пишите нам немедленно!

Сценарная программа что это

LiveJournal

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

О сценарном ремесле, фильмах и кинематографе в целом.

Сценарная программа Contour

  • Mar. 24th, 2011 at 5:25 AM

Собирался заказать на «Амазоне» новый сценарный учебник My Story Can Beat Up Your Story американского сценариста Джеффри Алана Шехтера (Jeffrey Alan Schechter) и случайно наткнулся на программу Contour, которую Шехтер разработал совместно с компанией Mariner Software.

Contour («Контур»), также как и Save The Cat! 2.0 является программой для разработки сюжета. Иными словами, софт помогает создать структуру сценария на основе сюжетных точек по системе Джеффри Шехтера. Данная система весьма схожа с подходом Блейка Снайдера, поскольку основа каждой из них — линейная структура сценария, состоящая из трёх актов.

Главные положения структуры Шехтера можно найти в справочнике Contour User Guide. Ищём в верхней командной строке «Help», щёлкаем по ней левой клавишей мыши, появляется подменю, где Contour User Guide будет первым в столбце. К сожалению, справочник и сама программа доступны только на английском языке.

Если английский не проблема, то программа может стать для начинающего сценариста вполне информативным и практичным ресурсом. Кроме кратких сведений о трёхактной структуре сценария, удобной навигации и возможности поменять оболочку (skin), в зачёт «Контура» можно записать разбор структур 17 популярных голливудских картин, таких как «Кинг-Конг», «Лжец, лжец», «Семь», «Звёздные войны», «Транcформеры» и др.

Выбрав из списка в левом углу фильм и двигая ползунок по линейке от «Questions» до «Act III», можно узнать основную информацию, относящуюся к структуре сценария интересующий картины.

Возьмём, к примеру, фильм «Кинг-Конг» («King Kong»). Поставив ползунок на «Questions», читаем ответы на следующие вопросы:

Who is the main character? (Кто главный герой?)

What is the main character trying to accomplish? (Что главный герой пытается предпринять?)

Энн пытается стать актрисой и защитить Кинг-Конга

Who is trying to stop the main character? (Кто пытается остановить героя?)

Карл Денхэм, затем — военные

What happens if the main character fails? (Что произойдёт, если герой потерпит неудачу?)

Энн не станет знаменитой актрисой и, вероятно, погибнет, также как и Кинг-Конг

Далее двигаем курсор к «Архитипам» (Archetypes). Узнаём, что в первом акте (согласно системе Шехтера) главный герой в той или иной степени становится человеком, лишённым поддержки и опоры. По авторской терминологии — сиротой (orphan). В первой части второго акта герой становится странником, бродягой (wanderer), пытающимся найти ответ на основной драматический вопрос сценария. Во второй части второго акта — воином (warrior), нашедшим ответ на основной вопрос, а в третьем акте — мучеником (martyr), готовым, отвечая на основной драматический вопрос, пожертвовать жизнью ради достижения поставленной цели.

Для героини «Кинг-Конга» вышеописанное можно представить следующим образом:

Акт I «Сирота»

Энн — талантливая актриса, мечтающая о славе. Актриса лишается поддержки отца после закрытия эстрадного шоу.

Act II «Скиталец»

В составе съёмочной группы актриса плывёт на далёкий остров, встречает Кинг-Конга и пытается найти с ним «общий язык».

Act II, вторая часть. «Воин»

После того как Кинг-Конг пойман, Энн пытается его спасти.

Act III «Мученик»

Рискуя жизнью, Энн забирается на Эмпайр-стейт-билдинг и как живой щит пытается прикрыть Кинг-Конга от атакующих его самолётов-истребителей.

Двигаем ползунок по линейке далее, натыкаемся на «Формулу» (Formula). Как я понимаю, это логлайн сценария. В правом верхнем окошке программы можно найти теорию, поясняющую из чего состоит логлайн или формула сценария:

Когда ТИП ПЕРСОНАЖА хочет/делает/ имеет/получает A, он получает/делает/пытается/узнаёт B, только для того, чтобы выяснить С, поэтому он должен совершить D.

A — стадия «сироты»

B — «скитальца»

D — «мученика»

Для фильма «Кинг-Конг» формула сценария (по Шехтеру) будет звучать примерно так:

Талантливая эстрадная актриса, потерявшая работу («сирота»), неожиданно получает предложение сняться в кино, после чего отправляется вместе со съёмочной группой на загадочный остров («скиталец»), гдё её похищает гигантская горилла; будучи спасённой, девушка влюбляется в гориллу и теперь, вернувшись на родину, актриса должна спасти гориллу («воин»), неистовствующую среди небоскрёбов Нью-Йорка («мученик»).

Чуть сдвинув курсор, находим в «Формуле» основной драматический вопрос, а также 12 сюжетных точек или поворотов сюжета, из которых состоит трёхактная структура сценария по Шехтеру (для 108-страничного сценария). Эти же точки можно легко найти другим путём, щёлкнув мышью по кнопке «Guide», расположенной в правом нижнем углу:

страницы с 1 по 6: I Donʼt Get No Respect

6 — 12: You Know What Your Trouble Is?

12 — 17: Calls And Busy Signals

17 — 28: Through The Looking Glass

28 — 35: Kick The Dog

35 — 45: Which Way Is Up?

45 — 55: When Life Gives You Lemons.

55 — 65: . Make Lemonade

65 — 75: Inside The Whale

75 — 85: Death & Rebirth

85 — 95: Whatʼs The Worst That Can Happen?

95 — 105: Good Guy Vs. Bad Guy Over Stakes

Двигая курсор ещё дальше, в основной центральной колонке узнаём, какие основные события происходят в каждом акте сценария. В двух крайних правых колонках программы приводится теория, относящаяся к каждой конкретной сюжетной точке.

Разобравшись с примерами, сценаристу предлагается составить структуру собственного сценария. Для этого нужно открыть в меню «File» — «New Screenplay» или же щёлкнуть левой клавишей мыши по строчке «My Great Movie», расположенной в левой колонке с разбором популярных голливудских фильмов.

Более подробно узнать о подходе Шехтера можно скачав демо-версию программы, срок действия которой ограничен 30 днями. Полноценная версия на «Амазоне» стоит около $40. Программа продаётся как под Windows, так и под Mac.

Найти и скачать демонстрационную версию Contour можно на сайте разработчика программы Mariner Software.

Если сравнивать “Контур“ с Save The Cat! 2.0, то первая программа мне представляется более продуманной, информативной и что не менее важно — более доступной по цене (в два раза дешевле, чем Save The Cat! 2.0).

Стоит ли её покупать? На ваше усмотрение. Книгу Шехтера My Story Can Beat Up Your Story я заказал, а от покупки программы воздержусь. Программа понравилась, но всё дело в привычке. Не люблю вводить данные в подсказанные компьютером строчки, столбики и окошки. Привык записывать структуру сценария по старинке, с карандашом и бумагой.

Всем удачи и творческих успехов!

Tags:

При подготовке материала использовались источники:
https://new-storyteller.livejournal.com/10438.html
https://kitscenarist.ru/
https://new-storyteller.livejournal.com/31952.html

Оцените статью