Обобщение опыта по теме «Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкльного образования»
В условиях модернизации современной системы образования возникла потребность в обновлении содержания и достижения нового качества образовательных услуг.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы увидели в установлении прочных связей с социумом.
В связи с этим возникла идея на базе нашей дошкольной образовательной организации разработать и апробировать сетевую форму реализации основной образовательной программы дошкольного образования с использованием ресурсов детского сада и ресурсов организаций — партнеров.
Для более успешного введения инновации в образовательный процесс из представителей организаций — участников сетевой формы бал создан координационный совет, осуществляющий руководство за деятельностью всех участников, так же была разработана модель управления инновацией, состоящая из 4 взаимосвязанных уровней, наделенных определенными функциональными обязанностями.
Благодаря тому, что наш детский сад находится в благоприятном социально-культурном окружении, у нас сложилась эффективная система взаимодействия.
Новый подход к реализации основной образовательной программы дошкольного образования с использованием сетевой формы структурировал ранее существующую систему взаимодействия образовательной организации с социумом и вывел ее на новый более качественный уровень, поскольку раннее существующая система взаимодействия не отвечала требованиям ФГОС ДО. Проанализировав содержание образовательной программы по всем областям, мы отметили темы, которые требуют дополнительных ресурсов и на основании этого составили планы взаимодействия с социальными партнерами.
В реализацию программы на основании сетевых договоров о сотрудничестве включились учреждения образования, культуры, дополнительного образования и учреждения по обеспечению безопасности.
Образовательное пространство организации расширилось за счет привлечения ресурсов организаций – участников сетевой формы: помещения социальных объектов, оборудование, а самое главное высококвалифицированные кадры (библиотекари, педагоги школы и учреждений дополнительного образования, сотрудники ГИБДД, пожарной части и т.д)
Таким образом, образовательная программа вышла за рамки детского сада и ее реализация частично переместилась в социальные объекты.
Все участники сетевой формы объединились работой над совместными проектами, где у каждого своя очень важная социальная функция.
Взаимодействие с Вохомской средней общеобразовательной школой осуществлялось педагогами подготовительной к школе группы и другими специалистами ОО в рамках проекта «Будущий первоклассник» с целью организации работы по преемственности детского сада и школы, педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
Для решения поставленных задач организованы экскурсии, взаимопосещения уроков и непосредственно образовательной деятельности, совместные акции, спортивные праздники. Педагоги начальных классов провели ряд бесед с родителями будущих первоклассников, с целью ознакомления с требованиями, предъявляемыми к ученику 1 класса, о периоде адаптации детей к обучению в школе.
В поисках сходства и различия между главными для нас документами: ФГОС дошкольного и начального общего образования, был организован круглый стол. Педагоги приняли участие в деловой игре, которая помогла ответить на волнующие каждого вопросы.
Сотрудничество с учреждениями по обеспечению безопасности способствовало формированию социальных навыков и норм безопасного поведения детей в различных ситуациях.
В ходе проекта «Безопасное детство» воспитанники и их родители приняли участие в мероприятиях, организованных ГИБДД и пожарной частью: акция «Умный пешеход», практикум «Правила перевозки детей», выставка творческих работ «Опасная Пожар-птица», экскурсии в пожарную часть.
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, мы установили тесные связи с Районной детской библиотекой. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки, педагогов ОО, родителей позволило добиться эффективного педагогического результата: увеличилось количество читающих семей. Дети и родители приняли активное участие в конкурсах «Маленькие чтецы», в выставке рисунков «По сказочным тропам», акции «Книжка-малышка» и др. Каждое мероприятие в библиотеке – это масса положительных эмоций, новые знания и желание прийти сюда вновь.
Формирование патриотических чувств – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Для этого участниками сетевой формы разработан и реализован проект «Родной свой край люби и знай». Каждая организация внесла свой вклад в воспитание будущих патриотов. Сотрудники Краеведческого музея организовали выставки и фотовыставки по теме «Люблю тебя, мой край родной», познакомили детей с народным костюмом Вохомского края, историей возникновения села, известными людьми. В результате проекта была выпущена газета «Милый сердцу уголок».
Задачи художественно-эстетического развития дошкольников успешно реализовались в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, декоративно – прикладному искусству, развивая представления о различных жанрах искусства, формируя эстетический вкус. Детская школа искусств, Районный дом культуры, Дом детского творчества — это особый мир, где ребенок приобщается к большому искусству. Проект «Ступеньки творчества» позволил детям и их родителям принять участие в фестивале народных игр «Ты катись, катись колечко», различных театрализованных представлениях и концертах, серии мастер – классов «Школа Самоделкина», конкурсе «Муз-мажор», экскурсии «Достопримечательности родного края», а так же посетить выставку картин «Природа родного края глазами художников».
В ходе инновационной деятельности мы достигли следующих результатов:
— разработали методические рекомендации по теме «Сетевая форма реализации основной образовательной программы дошкольного образования».
— выпустили газету «Педагогические идеи»;
— выпустили брошюру «Познавательное развитие дошкольников посредством сетевой формы реализации основной образовательной программы дошкольного образования».
Своим опытом мы охотно делимся с коллегами района и области. Ряд мероприятий состоялся на базе нашей дошкольной образовательной организации, в апреле текущего года мы представили свои наработки на межрегиональном открытом образовательном форуме под названием «Вместе в будущее», а так же педагоги систематически делятся опытом в сети Интернет и на страницах районной газеты «Вохомская правда»
В любой деятельности есть свои плюсы и минусы. Главным недостатком использования сетевой формы реализации образовательной программы является то, что в ней не могут принять полноценного участия дети младшего дошкольного возраста, а на старших дошкольников новый подход имеет огромное положительное влияние:
— во-первых, все задачи, на которые направлен ФГОС ДО в процессе инновационной деятельности нашли свое решение;
— во-вторых, у детей развита познавательная активность;
— сформирована способность адекватно ориентироваться в социальном окружении;
— развиты коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству
— созданы условия для развития творческих способностей
Таким образом, современная дошкольная образовательная организация не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Опыт работы нашей дошкольной образовательной организации показывает, что такая активная позиция делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Сетевая форма реализации образовательных программ дошкольного образования что это
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/obobschenie-opita-po-teme-setevaya-forma-realizacii-osnovnoy-obrazovatelnoy-programmi-doshklnogo-obrazovaniya-1161536.html
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c/