Все о системе обучения Эльконина-Давыдова
Система обучения Эльконина-Давыдова: всё, что хотел бы знать родитель
Невероятно, но факт: 87%* родителей недовольны качеством школьного образования. Самые распространенные причины: школа не учит детей нестандартно мыслить и использует устаревшие методики. Сейчас есть возможность выбирать различные формы и системы образования и уходить от традиционных.
Например, такие, где ученик получает знания в деятельностном подходе, во время дискуссий и экспериментов, учится самостоятельно искать, анализировать информацию и решать при помощи нее задачи.
В частных учреждениях школьники могут учиться по системе Эльконина-Давыдова. В статье ответим на все вопросы родителей и познакомим с системой.
- кто создал систему;
- как работает;
- чем отличается от традиционной;
- как проходит обучение;
- какие есть преимущества;
- какие недостатки;
- кому подходит;
- где можно учиться по развивающей системе.
Кто создал систему?
Два советских педагога и психолога.
Даниил Эльконин — член-корреспондент Академии психологических наук, автор работ о психологических аспектах детских игр и их роли в обучении. Основным его детищем стала именно развивающая образовательная система.
Василий Давыдов — ученик Эльконина, профессор, академик и вице-президент Академии педагогических наук СССР.
Как работает?
учитель математики в школе «Классный проект»
«Мы даем умение рассуждать, а не просто сумму знаний. Для нас важно не просто научить читать, а научить думать.»
Пробудить в ребенке желание узнавать новое, учиться, искать информацию и самостоятельно ее анализировать — вот, что делает система на практике.
На занятиях по развивающей системе преподаватель создает ситуацию, где старый способ решения ситуации не работает. Разделяет детей на группы по несколько человек, и просит найти решение. Задает вопросы, но не дает готовых алгоритмов.
Так у детей формируются критическое мышление и навык самостоятельного поиска решений. В ходе обучения у них должны возникать вопросы: «А всегда ли это так? Бывают ли исключения?»
Чем система обучения Эльконина-Давыдова отличается от традиционной?
Собрали 5 основных отличий.
Не дает готовых знаний
Предлагает ребенку выдвигать гипотезы, чтобы самому добраться до этих знаний. Есть научные понятия и данные, которые уже известны. И есть задача, которую нужно решить с их помощью.
Учит работать в группе
В традиционной системе каждый школьник работает в одиночку. В развивающей — вдвоем или в команде.
Оценивает работу без пятибалльной шкалы
В обучении Эльконина-Давыдова не используют пятибалльную шкалу, потому что она не всегда объективна.
учитель математики в школе «Классный проект»
«Там учебный год разделили на четверти и оценивают ребенка в рамках этих отрезков времени. Сначала он ошибался, и ему поставили 3. Потом он все понял и получил 5. А в итоговую ему вывели 4. Почему? Он же все понял.»
Какой-то определенной шкалы быть не может, поскольку ни на одну задачу нет правильного ответа. Любая выдвигаемая учениками версия считается рабочей.
Но оценить работу школьника все же нужно. Только для этого в системе развивающего обучения используют объективные, измеримые критерии. Например, такие:
- правильно ли ребенок использовал формулу/правило;
- аккуратно ли оформил работу;
- уложился ли ученик по времени.
В итоге ребята получают развернутую обратную связь на работу и понимают, что у них получается хорошо, а над чем еще нужно поработать. Перед ними ставится все более и более высокая планка, но всегда в сравнении со своими, а не чужими достижениями.
Создает ловушки, которые нужно найти
В заданиях по системе можно встретить «ловушки». Такие, когда в материалах или формулировке задания ученики находят ошибки.
Распознать «ловушку» — значит научиться критически мыслить, подвергать сомнению любое, даже, казалось бы, правдоподобное высказывание. Ниже привели пример такой «ловушки».
Как проходит обучение Эльконина-Давыдова?
- Преподаватель делит учеников на группы и формулирует задачу. Далее школьники дискутируют, проводят эксперименты, чтобы найти решение.
- В ходе обсуждений учитель задает вопросы, которые помогают школьникам найти ответ.
- Используются сюжетные и ролевые игры во время обсуждений.
- После обсуждения первым свою работу оценивает ученик, а затем — преподаватель.
Есть ли домашние работы?
В развивающей системе обучения нет цели загрузить ребенка домашним заданием.
Задания на самостоятельную отработку все же есть, но даются они именно детям. Родители в процессе выполнения домашних заданий не участвуют. Ребенка учат формулировать запрос на помощь учителя, и если возникают трудности в процессе, то в классе детей учат ставить цели, формулировать вопросы, планировать, искать информацию.
В чем преимущества?
Такой подход к обучению непривычен для многих. Но у него есть очевидные преимущества. В результате дети:
- имеют широкий кругозор, креативное мышление, учатся работать в команде;
- мыслят логически, аргументированно;
- находят решение в нестандартных ситуациях;
- стремятся к знаниям, а не оценкам;
- анализируют не только информацию, но и себя.
Традиционная система тоже дает ребенку эти навыки, но в развивающей среде — в большей степени.
А недостатки?
Обучение по Эльконину-Давыдову проходит в начальных классах. Программа разработана и для следующих ступеней, но в России практически не осталось школ, которые учат по ней после 6 класса. Потому что не хватает учителей, которые бы учили по ней.
Если родители решат, чтобы ребенок далее шел по традиционной программе, то понадобится время на адаптацию.
Отличительно в системе то, что в первом классе дети начинают с истории происхождения чисел и основ строения языка. Ученики дольше двигаются по этим предметам и позже, чем в традиционном обучении, приходят к чтению и счету.
По сути, недостатки субъективны и сводятся к тому, что такой подход в учебе и оценке результатов непривычен для родителей.
Кому подойдет?
Учиться по развивающей системе может любой ребенок. Нет экзаменов, детей не выбирают по умственным способностям. Но важно, чтобы родители понимали основы системы, принимали ее ценности и принципы.
Поэтому лучше заранее познакомиться со школой и преподавателями, узнать больше о системе и иметь верное представление о таком способе обучения. Чтобы принять взвешенное решение: отдавать ребенка в такую школу или нет.
Где учиться по развивающей системе?
В перечне учебников к обучению в государственных школах в текущем учебном году нет пособий, которые используют систему обучения Эльконина-Давыдова. Но по системе обучают в частных образовательных учреждениях.
В школе «Классный Проект» школьники начальных и подготовительных классов учатся по развивающей системе обучения. К нам всегда можно записаться на экскурсию в форме ниже и узнать больше о том, в какой среде и как будет обучаться ваш ребенок.
Мы будем рады открыть исследовательский и аналитический путь к знаниям каждому ребенку!
*по данным опроса образовательной компании MAXIMUM Education
Запишитесь на экскурсию
Расскажем и покажем наш «Классный Проект». Узнаете все о том, как устроена частная школа и развивающее обучение. Нажмите «записаться на экскурсию», мы свяжемся с вами и расскажем все подробности!
Записаться на экскурсию
Система Эльконина-Давыдова
Внештатный автор, специализирующийся на написании материалов о питании, приготовлении еды, создании домашнего уюта и уходе за собой.
Узнайте про наш редакционный процесс
автор статей
Обновлено 19 апр 2022
Развивающая программа для начальных классов, разработанная психологом
Д. Б. Элькониным и педагогом-психологом В.В. Давыдовым, начала широко применяться в школах в 80-х годах прошлого века. В 1996 г. она стала единственной подобной системой, одобренной ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами).
Особенностью данной методики является активное участие ребенка в образовательном процессе, в котором учителю отводится вспомогательная и направляющая роль. Основная форма обучения – дискуссии и исследования. Ребенок на уроке самостоятельно учится ставить цели и задачи, а потом экспериментальным или логическим путем искать ответы.
Рассмотрим другие особенности системы Эльконина-Давыдова, ее цель и задачи, а также достоинства и недостатки.
Цель и задачи методики
Методику Эльконина-Давыдова в системе образования называют прогрессивной. Она предполагает создание на уроке благоприятной психологической среды для обучения и всестороннего развития ребенка.
Основная цель данной системы – научить детей самостоятельно ставить перед собой задачу, искать пути ее решения и анализировать ответы.
Задачи методики Эльконина-Давыдова:
- пробудить в ребенке потребность учиться и самосовершенствоваться;
- вызвать желание получать, а также углублять знания (оно должно стать таким же естественным, как голод или жажда).
Предполагается, что эта потребность должна зародиться в начальной школе и развиваться в средних и старших классах.
Перед педагогами ставится ряд задач.
- Организовать класс в единое учебное пространство, деятельность которого направлена на правильную формулировку вопросов и поиск ответов. Чаще всего дети работают на уроке в парах или группами (по 5-7 человек).
- Способствовать развитию у детей правильной самооценки и самоконтроля. Для этого в методике применяется безоценочная система.
- Изменять методику программы по мере взросления учеников.
- Создавать между собой и детьми равноправные партнерские отношения.
Как проходит обучение
- Разделив школьников на группы, учитель ставит перед классом задачу и предлагает каждой группе найти решение. Основные формы поиска ответа – дискуссия и практические эксперименты.
- Учитель помогает классу с помощью наводящих вопросов. Такой вид диалога помогает школьникам придумывать множество вариантов решения задачи, а затем аргументировано доказывать свой ответ.
- В процессе обсуждения педагог может намеренно ошибаться. Однако ученики должны заметить его ошибку. Это помогает детям развивать критическое мышление и понимать, что любая информация нуждается в проверке.
- На уроках часто используются сюжетные, ролевые или дидактические (предназначенные для обучения) игры, что способствует развитию фантазии и творческого мышления школьников.
- Первым оценивает результат своей работы ребенок (самостоятельно!), затем это делает преподаватель.
- Методика рекомендует свести к минимуму домашние задания, так как предполагается, что все необходимые знания ребенок получает в процессе обучения.
Система оценок
В методике Эльконина- Давыдова нет привычной всем нам системы отметок. В качестве ее альтернативы школьникам предлагается оценочная шкала. Она находится рядом с каждым заданием. Ребенок должен сам оценить свой результат (поставить «крестик»):
- сверху – «знаю хорошо»;
- в середине – «знаю, но могу ошибиться»;
- внизу – «не знаю».
Благодаря оценочной шкале и «крестикам» педагог понимает, на каком уровне находится самооценка ученика. Затем на этой же шкале учитель ставит свой «крестик». В результате ребенок может увидеть, насколько правильно он оценил свою работу.
В системе Эльконина-Давыдова нет неправильных ответов. Любое высказанное предположение является рабочей версией.
Вместо дневников родители могут посмотреть портфолио с работами ребенка, рекомендациями и замечаниями педагога.
Плюсы методики
- Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова, имеют глубокие знания, широкий кругозор, развитое креативное и критическое мышление, а также навыки успешной работы в команде.
- Вместо того чтобы гнаться за высокими оценками, дети стремятся получить новые знания. Они учатся обрабатывать информацию, выделять главное и аргументировать свою точку зрения.
- Школьники не получают готовые знания от учителя, они учатся самостоятельно находить ответы и понимать принципы решения задач.
- У детей, обучающихся по данной системе, лучше развито нестандартное мышление.
- Методика учит школьников анализу информации, самоанализу и самокритике.
- Отсутствие оценок избавляет неокрепшую психику детей от лишнего стресса.
Минусы методики
Несмотря на то, что методику Эльконина-Давыдова называют гениальной, у нее имеются и недостатки.
- Система рассчитана только на начальную школу. Дальше ребенок будет учиться по традиционной программе.
- В первом классе предполагается изучение строения языка и происхождения чисел, что сложно воспринимается ребенком в этом возрасте. Однако знание данных правил, понимание их принципов и т.д. значительно упрощает учебу в дальнейшем.
- При смене школы дети, проходившие обучение по другой программе, тяжело адаптируются к процессу обучения по системе Эльконина-Давыдова.
- Результаты методики во многом зависят от компетентности учителя и его понимания данной системы.
- Отсутствие оценок и дневников негативно воспринимается некоторыми родителями.
Тестирования показали, что методика Эльконина-Давыдова подходит каждому ребенку. Детям нравится такой процесс обучения, и они легко усваивают учебный материал.
Чтобы приступить к обучению по системе Эльконина-Давыдова, не нужно проходить вступительные испытания.
Видео
- Смолярчук И.В. Психологические основы урока в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.\\ Гаудеамус №1,2002.– С.187-189.
- Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, сайт.
- Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, сайт.
При подготовке материала использовались источники:
https://www.baby.ru/wiki/ehlkonin-davydov/