...

Школьная программа гармония что это такое

Школьный гид

Образовательная система «Гармония» — это учебно-методический комплект (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы.

Образовательная система «Гармония» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254):

— Русский язык.
Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.
Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
— Литературное чтение. Автор: Кубасова О.В..
— Математика. Автор: Истомина Н.Б.
Информатика (2-4 классы). Авторы: Нателаури Н.К., Маранин С.С.
— Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д.
— Технология. Автор: Конышева Н.М.
— Музыка. Авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.
— Изобразительное искусство. Авторы: Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.

Ранее в систему также входили УМК «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса Ворожейкиной Н.И., Заяц Д.В., УМК «Физическая культура» Тарнопольской Р.И., Мишина Б.И. и УМК «Французский язык» (2-4 классы) Владимировой В.Г., Григорьевой Е.Я.

УМК «Гармония» выпускает издательство «Просвещение». Изначально учебные пособия выпускало издательство «Ассоциация XXI век», с 2019 года основным владельцем которого являлось ООО «Бином. Лаборатория знаний». Правообладателем согласно перечню является АО «Издательство «Просвещение».

Учебники программы «Гармония» являются методическим средством, позволяющим реализ овать современные требования к содержанию и организации образования младших школьников и тем самым обеспечить достижение предусмотренных ФГОС результатов начального образования – личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития, а также в специальных областях знания, лежащих в основе учебных дисциплин, накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.

Поэтому одной из главных задач авторов программы «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные ус­ловия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В УМК «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необхо­димым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Рассматривая учебные книги, входящие в УМК (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы программы «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
— целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
— приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
— активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
— соблюдение баланса между интуицией и знанием;
— разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
— опору на опыт ребенка;
— параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
— взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
— единство интеллектуальных и специальных умений;
— создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.

В состав учебно-методических комплектов по всем предметам учебного плана входят: программа, учебники, учебные тетради к ним, методические пособия, электронные образовательные ресурсы, пособия для оценки достижения планируемых результатов образования.

На сайте образовательной системы «Гармония» размещены «Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония»», методическая помощь и электронное сопровождение к урокам. Методические рекомендации к образовательной системе Гармония можно скачать с сайта издательства «Бином. Лаборатория знаний».

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Школьная программа гармония что это такое

Рассказываем об интересной, но противоречивой развивающей программе начальной школы, изучаем отзывы, разбираем её достоинства и недостатки.

Время чтения:

Основные сведения

Идейным вдохновителем программы «Гармония» стала доктор педагогических наук Наталья Истомина, принимавшая участие в разработке системы Занкова и много лет работавшая по ней. В основе «Гармонии» лежит идея развивающего обучения. Над этим УМК (учебно-методический комплекс. — прим. ред.) работали заслуженные практикующие педагоги, доктора и кандидаты педагогических наук. Двумя главными отличиями программы от аналогов разработчики называют:

  • Целостность. Программа призвана объединить подходы традиционных и развивающих систем обучения, сочетать достижения советского образования с инновациями, чтобы выстроить максимально гармоничный рабочий процесс. На практике это выражается в нестандартном подходе к освоению некоторых тем и использованию на уроках возможностей мультимедиа.
  • Гуманизм. Ориентация на личность ребёнка, а не на условного ученика как единицу системы образования. Используя гуманные методы и применяя личностный подход, программа учит детей человечности.

Программа «Гармония» разрабатывалась под ФГОС-2009. В редакцию федерального стандарта 2016 года она не вошла, преподавание по ней в государственных школах не ведётся с 2021 года. При этом учиться по «Гармонии» не запрещается в частных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования и на семейной форме обучения.

В состав учебно-методического комплекса программы «Гармония» входят следующие курсы:

Русский язык. Букварь. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина.

Русский язык. Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.

Литературное чтение. Автор: О. В. Кубасова.

Математика. Автор: Н. Б. Истомина.

Французский язык. Авторы: В. Г. Владимирова, Е. Я. Григорьева.

Информатика и ИКТ. Авторы: Н. К. Нателаури, С. С. Маранин.

Окружающий мир. Авторы: О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин.

Изобразительное искусство. Авторы: Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев.

Музыка. Авторы: М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева.

Основы религиозных культур и светской этики. Авторы: Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц.

Технология. Автор: Н. М. Конышева.

Физическая культура. Авторы: Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин.

По всем предметам разработаны рабочие тетради, электронные пособия и методические рекомендации для учителей и родителей.

Особенности программы

Создатели УМК «Гармония» выделяют следующие цели своей программы:

    Развитие логики. Научить ребёнка анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению, нахождению аналогий, дедукции и индукции. На формирование этих навыков направлены курсы многих предметов — от математики до окружающего мира.

Как и другие развивающие программы, «Гармония» уделяет большое внимание работе в малых группах. Учитель делит класс на команды, равномерно распределяя «слабых» и «сильных» учеников, и даёт им общее задание, в процессе выполнения которого каждая группа может прийти к собственному выводу. На уроках педагог регулярно предлагает ребятам поразмышлять, как можно применять полученные знания.

Главным показателем успеха в учебной программе «Гармония» является портфолио школьника. В него включают все работы, которые ребёнок сделал в ходе уроков, на дополнительных занятиях и в качестве самостоятельной работы. Также портфолио содержит промежуточные и итоговые результаты успеваемости: таблицы оценок, наблюдения учителя, школьного психолога и все сведения, характеризующие внеурочную деятельность ученика. Портфолио даёт педагогу и родителям ребёнка представление о его интересах, сильных и слабых сторонах и позволяет использовать эту информацию для поддержания учебной мотивации.

Кому подходит программа

Для обучения по программе «Гармония» детей нужно подготовить: как минимум они должны уметь читать и считать в пределах десяти.

Детям, которым пока трудно формулировать свои мысли и участвовать в дискуссиях, а также стеснительным ребятам, боящимся высказывать своё мнение, такое обучение может не подойти.

Плюсы и минусы программы

Многие родители отмечают сильный курс литературного чтения с удачно подобранными произведениями.

Довольно серьёзный минус: французский язык в качестве единственного иностранного. Это существенно ограничивает применимость программы.

В Сети можно найти много эмоциональных отзывов родителей о программе «Гармония», и большинство из них содержат критику. Хотя в каждом учебнике есть прямые обращения к родителям, разъясняющие особенности программы и предостерегающие от ошибок, многие инновационные подходы вызывают у них замешательство.

«Введение в 1-м классе транскрипции напрочь спутало в голове звуки и буквы, пишем “йожик”, “йаблаки” и “качаюца”, ранее читающий и пишущий ребёнок к 3-му классу стал абсолютно безграмотным…»

«По математике очень странный инновационный счёт до 9, в результате у ребёнка проблема с переходом через десяток».

«С трудом пришлось переучивать основные понятия русского языка про части речи и орфограммы».

Такие комментарии позволяют сделать вывод, что УМК «Гармония» требует особенно аккуратной и внимательной работы учителя, наличие развитой логики у учеников и критического мышления у родителей.

Автор текста: Никита Погодин
Изображение: Ray Dak Lam / Dribbble

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе

Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Программа «Гармония»

Программа «Гармония» для начальной школы представляет собой единый учебно-методический комплекс по 12 дисциплинам.

Программа Гармония

В 2016 году программа «Гармония» была исключена из перечня рекомендованных. Обучение по ней может проводиться до 2021 года.

Цель и основные принципы программы «Гармония»

Программа базируется на 2 главных принципах:

  • развивающая система обучения;
  • гуманизация обучения, т.е. создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

Главными задачами программы являются:

  • обучение методам самостоятельного решения задач, включая работу с синтезом и аналогиями;
  • развитие индуктивного и дедуктивного мышления;
  • формирование практических навыков исследования;
  • установление межпредметных связей и связей знаний с личным опытом учащихся.

Особенности программы и УМК

При работе по программе «Гармония» ведется динамическое оценивание успехов школьника. Все выполненные работы ученика собираются в портфолио, характеризующее общий уровень развития.

В состав программы входят 12 учебников по различным дисциплинам, программы, рабочие тетради, методрекомендации, дополнительные обучающие материалы, критерии проверки знаний и оценки работ.

Авторы программы «Гармония»

Концепция программы «Гармония» была предложена доктором педагогических наук Н. Истоминой. Она собрала коллектив авторов, учителей и методистов, работающих в системе развивающего обучения.

Истомина Наталья Борисовна

Когда возникла программа «Гармония»

Программа «Гармония» в 2009 г. была утверждена Министерством образования РФ. Все учебники, входящие в ее состав, были включены в перечень рекомендуемых на 2010-2011 учебный год. В 2016 году программа была исключена из перечня рекомендованных, однако обучение по ней может проводиться до 2021 г.

Плюсы и минусы программы

К положительным характеристикам программы можно отнести следующие:

  • наличие методологической базы и разнообразных, в т.ч. электронных, обучающих материалов;
  • использование как традиционных, так и новаторских приемов обучения;
  • обучение связано с развитием личности школьника, ученику обеспечивается индивидуальный подход;
  • в основе обучения лежит решение проблемных задач, а не просто запоминание и воспроизведение изученного материала.

Среди негативных аспектов можно выделить:

  • необходимость предварительной подготовки дошкольника к обучению по программе «Гармония»;
  • большое количество теоретического материала, а с другой стороны недостаточная иллюстративность учебников;
  • сложность домашних заданий для родительского контроля;
  • недостаточное количество времени на разбор заданий высокой трудности, которые предлагаются для самостоятельного решения.

Отзывы учителей, родителей и учеников о программе «Гармония»

Программа неоднозначно воспринимается как родителями и учителями, так и самими учащимися. Учителя, как правило, акцентируют внимание на возможность формирования творческого мышления, но подчеркивают полное отсутствие преемственности со средней школой. В методическом плане наиболее дискуссионным является транскрипционный метод обучения правилам русского языка.

Для родителей непривычен сам подход к обучению: вместо традиционного заучивания от детей требуется понимание, способность критического мышления и навык самостоятельного поиска информации. Многие родители затрудняются с проверкой домашних заданий, так как не понимают сути задания. Нарекания вызывает и чрезвычайная сложность самостоятельного изучения темы при пропуске урока.

Единого мнения о программе у обучающихся по «Гармонии» школьников тоже нет. Оценки варьируются от крайне восторженных до однозначно негативных.

Подготовка к освоению программы

Для успешного освоения программы школьник к началу обучения должен обладать следующими навыками:

  • уметь активно общаться для построения успешного диалога с учителем и группой обучения;
  • уметь логически мыслить, решать творческие задачи, выдвигать гипотезы и отстаивать свою точку зрения;
  • обладать объективным интересом к получению знаний, не связанным с оценочными суждениями.

К сожалению, подготовка дошкольников к обучению по программе «Гармония» полностью ложится на плечи родителей.

Другие статьи по теме

2 комментария

Виктория :

В 2016 году программа «Гармония» была исключена из перечня рекомендованных. Обучение по ней может проводиться до 2021 года. Сейчас 2021 год , почему мой ребенок будет учится по ней все 4 года? Школа 10 г.Владивосток

Булатовская :

Учебники УМК «Гармония» снова вошли в федеральный перечень. Чему мы очень рады. и вновь работаем по данному УМК

При подготовке материала использовались источники:
https://schoolguide.ru/index.php/progs/garmony-fgos.html
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/umk-garmoniya-obzor-programmy-nachalnyh-klassov

Программа «Гармония»

Оцените статью