<![CDATA[
Школьная программа занкова это что
Развивающую систему Л.В. Занкова исключили из ФГОС, но она всё равно популярна. Разбираемся почему.
Леонид Владимирович Занков (1901–1977 гг.) — советский психолог-дефектолог, создатель дидактической системы для всестороннего развития личности.
В течение 20 лет, с 1957 по 1977 годы, сотрудники лаборатории Занкова исследовали влияние разных способов обучения на развитие младших школьников. Эксперимент охватывал тысячи школ Советского Союза. На его основании была разработана система развивающего обучения Л.В. Занкова для младших классов.
Принципы системы Занкова
Обучение по системе Занкова направлено на развитие качеств и навыков, близких к современным soft skills. Например, на умение находить и анализировать информацию, общаться в устной и письменной форме, доказывать свою точку зрения, обсуждать сходные и противоположные взгляды, делать самостоятельные выводы.
Обучение по системе Занкова строится на пяти основных принципах:
- Высокий уровень сложности. Учёба должна порождать вопросы, которые ребёнок сможет решить с помощью учителя. Считается, что чем сложнее задания, тем выше исследовательский интерес и шире кругозор учеников.
- Быстрый темп. Леонид Владимирович Занков полагал, что повторение изученного вызывают у детей скуку, поэтому приоритет всегда отдаётся новому материалу.
- Ориентация на самообучение. В ходе учёбы дети сталкиваются с проблемами, которые должны решать самостоятельно. Учитель может лишь направить их к правильному ответу.
- Развитие личностных качеств. Помимо интеллектуального развития, система Занкова призвана развивать креативное мышление и силу воли.
- Индивидуальный подход. Занков выступал против советской стандартизации личности. Его система направлена на развитие индивидуальных особенностей и способностей школьников.
Как проходит обучение по системе Л.В. Занкова
Ведущий принцип — от сложного к простому. Преподаватель не даёт школьникам готовую информацию, а ставит перед ними вопросы. Как правило, эти вопросы кажутся младшеклассникам неразрешимыми. Ответ ребята ищут вместе при помощи обсуждения в классе и наводящих вопросов учителя.
Дискуссии на уроках поощряются — дети могут спорить и отстаивать своё мнение. За ошибку ребёнку ничего не грозит — в первом классе, согласно принципам системы Занкова, оценки не ставят. Главное, чтобы ученик сам осознал ошибку в процессе обсуждения.
Чтобы сформировать у ребёнка целостную картину мира, задания в учебниках Л.В. Занкова часто строятся на стыке нескольких дисциплин. Например, для решения задачи по математике могут потребоваться знания арифметики, геометрии и логики.
Курс «Окружающий мир» открывает связи между природой, культурой и историей общества. Курс литературы тесно переплетается с музыкой и изобразительным искусством.
Учебники системы Занкова призваны не просто научить ребёнка решать конкретные задачи, но и объяснить сам принцип обучения, поэтому каждое упражнение содержит также дополнительные вопросы. Например, «реши задачу другим способом» или «как изменится ответ, если. ».
Важнейшую роль в системе Занкова играет фигура учителя. Он должен пользоваться безусловным авторитетом в классе, быть чутким, внимательным и уметь задействовать сильные стороны каждого ученика.
В системе Занкова большое внимание уделяется внеклассной работе. Программа подразумевает регулярные походы в театры, музеи, библиотеки и даже занятия на открытом воздухе.
Плюсы и минусы системы Л.В. Занкова
В 1996 году система Л.В. Занкова была признана Федеральным государственным стандартом образования (ФГОС). С 1996 по 2014 годы по ней обучалось 13% российских младшеклассников.
За 14 лет применения у дидактической системы Занкова появилось много сторонников среди учителей и родителей. Несмотря на то что в 2014 году систему исключили из рекомендаций ФГОС, некоторые преподаватели продолжают пользоваться программой Занкова. Согласно их отзывам, система Леонида Владимировича имеет ряд весомых преимуществ:
- Высокий уровень подготовки. Дети, прошедшие курс начальной школы по Занкову, отличаются высокой успеваемостью, легко усваивают материал 5–6 классов.
- Развитие логического мышления. Система учит рассуждать, строить гипотезы и находить нестандартные решения.
- Развитие коммуникативных навыков. Постоянно дискутируя, дети учатся формулировать свои мысли и слышать других.
- Творческое развитие. Много заданий на креативное мышление, в гуманитарных курсах приветствуется творческая импровизация.
Однако министерство образования решило отказаться от системы обучения Занкова, и тому есть свои причины:
- Высокая нагрузка. Обучение требует максимальных усилий со стороны учеников.
- Быстрый темп. Даже пропуск одного урока может обернуться серьёзными пробелами в знаниях.
- Высокие требования к преподавателям. Обучение по системе Занкова невозможно без учителя, обладающего подвижным мышлением, развитой эмпатией и способного уделить внимание каждому ученику.
- Сложность домашних заданий. Задачи из учебников Занкова по математике порой становятся вызовом не только для ребёнка, но и для всей семьи.
- Отсутствие преемственности. Программа существует только для начальных классов. В 2000-х годах научно-методический центр имени Занкова начал разработку программы для 5–9 классов, но эта работа не завершена.
Кому подходит система Занкова
Развивающая система Л.В. Занкова даёт школьнику быстрый и мощный старт, учит нестандартно мыслить и самостоятельно находить решения. Она подойдёт сообразительным, любознательным и амбициозным детям.
При этом обучение потребует не только максимальной отдачи от ребёнка, но и вовлечённости родителей. Ведь если в школе к поиску ответа на трудный вопрос ребёнка подталкивает учитель, дома эту задачу придётся выполнять маме и папе.
Поэтому систему Занкова стоит выбирать, если родители готовы вместе с ребёнком поломать голову над домашкой час–другой.
Научно-методический центр Занкова продолжает разработку программы средней школы, а поклонники системы отправляют в Минобрнауки петиции о возвращении ей федерального статуса. Но пока система Занкова исключена из ФГОС, обучение по ней в государственных школах не ведётся. В настоящее время она применяется только в частных школах и преподавателями-энтузиастами на дому.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школеВы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Школьная программа занкова это что
Учебно-методический комплекс Эльконина–Давыдова долгое время была единственной развивающей программой, рекомендованной государством. Даже после исключения из ФГОС эта система остаётся любимой и востребованной в частных школах и на семейном образовании. Разбираемся в её особенностях, преимуществах и недостатках.
Авторы методики
Даниил Борисович Эльконин (1904–1984 гг.) — советский психолог и педагог, автор работ о психологических аспектах детских игр и их роли в обучении. Главным трудом его жизни стала разработка системы развивающего обучения.
Василий Васильевич Давыдов (1930–1998 гг.) — профессор, академик и вице-президент Российской академии образования. Ученик и сподвижник Эльконина, который развил и начал применять идеи Даниила Борисовича.
Теоретические работы Эльконина и экспериментальные исследования Давыдова привели к созданию программы для начальных классов, в которой учёба сочетается с развитием личности.
Цель и задачи системы Эльконина–Давыдова
Цель системы Эльконина–Давыдова — научить детей самостоятельно ставить задачи, определять методы их решения и анализировать результат.
Для достижения этой цели ставится ряд задач:
- Учитель должен сплотить класс, а ученики должны коллективно формулировать цели и искать способы их достижения. Предполагается, что преподаватель не даёт готовых знаний, а лишь отвечает на вопросы, появившиеся у школьников в процессе обсуждения проблемы.
- Педагоги должны уделять внимание формированию и развитию у ребят самооценки и самоконтроля. Для этого используется система оценивания без фиксированных оценок.
- Педагогические методики должны меняться в соответствии с этапами психологического развития учащихся. Иными словами, программа должна «взрослеть» вместе со школьниками.
- Между учителем и учениками должны складываться партнёрские отношения. Взрослый и ребёнок — равноправные участники учебного процесса.
Как проходит обучение по системе Эльконина–Давыдова
Особенность системы Эльконина–Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент.
Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами.
По системе Эльконина–Давыдова неправильных ответов не существует. Любое предположение — «рабочая версия».
В системе Эльконина–Давыдова нет привычной системы оценок. В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. Чаще всего, ученики рисуют шкалу напротив каждого задания и отмечают на ней, насколько точно сформулирован ответ или насколько аккуратно оформлена работа.
Затем преподаватель тоже оценивает работу по выбранной шкале. Считается, что такой метод ученику позволяет понять, насколько хорошо он выполнил задание, а учителю — получить представление о самооценке ребёнка.
Ещё одна особенность программы — «ловушки», когда учитель намеренно ошибается, а ученики должны это заметить и поправить его. Это позволяет формировать у школьников критическое мышление, приучить их к мысли, что любое знание нуждается в проверке.
На уроках часто применяются дидактические, ролевые и другие игры. Обучение через игру помогает детям раскрыть творческие способности и использовать для решения проблем не только знания, но и фантазию.
По программе Эльконина–Давыдова домашние задания сведены к минимуму. Система предполагает, что знания ученики получают в ходе дискуссий в классе, а не за учебниками дома.
Плюсы и минусы обучения по Эльконину–Давыдову
Тестирования показывают, что у детей, прошедших обучение по Эльконину–Давыдову, отлично развит кругозор, память, внимание, креативное мышление, навыки работы в команде и способности к самоанализу. Это, безусловно, преимущество системы.
Но существует и ряд недостатков:
- Новеньким детям бывает сложно влиться в учебный процесс. И наоборот, детям, сменившим систему Эльконина–Давыдова на традиционную программу, например, на «Школу России», трудно перестроиться.
- По замыслу создателей системы, дети должны не зубрить правила, а понимать принципы. Поэтому обучение русскому начинается с основ языкознания, а курс математики — с теории происхождения чисел. Насколько актуальны эти знания в первом классе — спорный вопрос.
- Система Эльконина–Давыдова рассчитана только на начальные классы. Продолжать обучение в средней и старшей школе придётся по другим программам.
- Педагог должен не только владеть методическими приёмами системы, но и буквально мыслить её категориями. От его профессионализма зависит, насколько эффективным будет обучение.
- Отсутствие оценок, беспрекословного авторитета учителя и другие особенности системы вызывают недоумение у некоторых родителей.
Кому подходит обучение по Эльконину–Давыдову
Считается, что учиться по Эльконину–Давыдову может каждый.
На семейном обучении эта программа подойдёт родителям, готовым стать научными коллегами для своего ребёнка. Придётся много дискутировать и следить за тем, чтобы ученик получал не «готовые знания», а находил ответы самостоятельно.
Учебно-методический комплекс системы Эльконина–Давыдова
Учебникам в системе Эльконина–Давыдова отводится далеко не главная роль. Большинство знаний ученики получают, взаимодействуя между собой и с преподавателями.
Учебно-методический комплекс (УМК) системы Эльконина–Давыдова выпускает издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Русский язык
- Букварь (1 класс). Авторы: Репкин В.В, Восторгова Е.В., Левин В.А., Некрасова Т.В.
- Букварь (1 класс). Автор: Тимченко Л.И.
- Букварь (1 класс). Авторы: Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А., Обухова О.Л.
- Русский язык (1–4 классы). Авторы: Репкин В.В., Восторгова Е.В.
- Русский язык (1–4 классы). Авторы: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
Литературное чтение
- Литературное чтение (1–4 классы). Авторы: Матвеева Е.И.
Математика
- Математика (1–4 классы). Автор: Александрова Э.И.
- Математика (1–4 классы). Авторы: Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., О.В. Савельева.
Окружающий мир
- Окружающий мир (1–4 классы). Авторы: Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.
Система Эльконина-Давыдова в «Домашней школе Фоксфорда»
Первое издание учебников появилось в 1991 году. В 1996 году система Эльконина-Давыдова вошла в список рекомендаций ФГОС, и после исключения из него программы Занкова оставалась единственной развивающей программой для начальных классов, одобренной Министерством образования. В сентябре 2022 года ведомство опубликовало новый перечень учебников, допущенных к использованию, и книги по системе Эльконина-Давыдова в него не вошли. Это означает, что школы, имеющие государственную аккредитацию, больше не смогут их использовать.
Выведение УМК системы Эльконина-Давыдова из школьного образования будет происходить поэтапно: ученики, которые уже осваивают программу, смогут продолжать учиться по ней, но применение системы первоклассников прекратится с 1 сентября 2023 года.
Впрочем, это касается только общеобразовательных школ. Исключение из программы Федерального списка рекомендаций вовсе не означает, что она запрещена: систему Эльконина-Давыдова продолжат использовать в учреждениях дополнительного образования, на семейном образовании и в частных учебных заведениях, в том числе, в «Домашней школе Фоксфорда».
В 2023–24 учебном году система Эльконина-Давыдова будет использоваться в двух параллелях:
- в 1-м и 2-м классах — в формате обучения «Стандарт»;
- в 3-м и 4-м классах — в форматах «Стандарт» и «Премиум»
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Система Занкова
Леонид Владимирович Занков (1901-1977) прошел путь от учителя сельской школы до профессора, доктора педагогических наук, академика. Его педагогические взгляды формировались под влиянием выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Оба ученых занимались исследованиями в сфере дефектологии – науки, изучающей особенности развития и образования детей с врожденными физическими и психическими недостатками.
Начиная с 1957 года и до конца жизни Л. В. Занков вместе с сотрудниками его лаборатории исследовал влияние процесса обучения на общее развитие младших школьников. Разработанная им методика первоначально применялась в одной из московских школ, но в дальнейшем распространилась по всей стране.
С 1995-1996 учебного года она была введена как вариативная государственная система начального образования наряду с традиционной системой обучения и системой развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Что такое система Занкова
Одним из основных положений системы Л. В. Занкова является отсутствие главных и второстепенных предметов в начальном образовании. Все школьные предметы важны для общего развития ребенка. Именно общее развитие школьника стоит здесь на первом месте, оно формирует ядро личности. После того как это ядро сформировано, можно переходить к специализации в учебном процессе.
Для системы Занкова присуще богатое содержание образования, направленное на развитие многообразных видов деятельности учащихся. Ребенок рассматривается в единстве его познавательных, эмоциональных, волевых, нравственных и эстетических способностей.
Задача начального образования, по Занкову, – дать учащимся общую картину мира. Отдельные школьные предметы выделяют фрагменты единой картины мира, поэтому дают ограниченную информацию. В методике Л. В. Занкова определяющую роль играют межпредметные связи, когда на уроке по одному предмету рассматриваются вопросы из других учебных курсов.
Развитие личности ребенка на уроках Занкова было связано с индивидуальным подходом к каждому ученику. Воздействие учителя направлялось не на весь класс в целом, а на каждого ребенка в отдельности. Такой личностно-ориентированный подход требовал от педагога серьезной подготовки, но развивал индивидуальность каждого школьника.
Полезные факты о системе Занкова
От сложного – к простому | Учитель не дает на уроке готовую информацию, а ставит вопрос, который кажется ученикам сложным. В дальнейшем они совместно ищут ответ. |
Дискуссии на уроке | Приветствуется совместное обсуждение и отстаивание собственной позиции. Если ученик ошибся, он сам должен изменить свое мнение в результате дискуссии. |
В первом классе оценки не ставят | Чтобы избежать стресса у детей, только пришедших в школу, Занков не рекомендовал ставить в первом классе оценки. |
Целостная картина мира | В учебниках Занкова часто используются связи между разными предметами. Например, для решения математической задачи могут применяться знания из арифметики, геометрии и логики. |
Объяснить способ обучения | Главное – не просто обучить ребенка решению конкретной задачи, а выяснить сам способ обучения и решения. |
Требования к учителю | Фигура учителя в системе Занкова играет определяющую роль. Педагог должен пользоваться безусловным авторитетом в классе, быть внимательным, чутким, уметь развивать сильные стороны каждого ученика. |
Роль внеклассной работы | В методике Занкова уделяется повышенное внимание внеклассным занятиям: походам в театры, библиотеки, музеи, прогулкам на свежем воздухе, выездам на природу. |
Методика обучения Л. В. Занкова была разработана для начальной школы. Особое внимание здесь уделяется интеллектуальному развитию учащихся. Это накладывает свой отпечаток на все содержание системы Занкова.
1 класс
В 1-4 классах система обучения Л. В. Занкова используется на следующих предметах: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. По каждому предмету есть учебник, рабочая тетрадь и методические материалы, помогающие учителю вести урок в соответствие с методикой Занкова.
Так, при изучении русского используются два учебника: «Азбука» и «Русский язык». К каждому учебнику прилагается рабочая тетрадь, тетрадь по письму, тетрадь по чтению, методические рекомендации к курсу.
Учитель широко использует межпредметные связи. Например, одно из заданий по математике звучит так: «Желтая груша больше зеленой, а коричневая больше красной, но меньше зеленой. Раскрась груши».
2 класс
Второклассники продолжают изучать те же предметы, что и в первом классе. Уровень сложности несколько увеличивается. О какой-либо специализации здесь речь еще не идет. Главное, чтобы ребенок в процессе изучения каждого отдельного предмета видел всю картину в целом. Большое внимание уделяется формированию понятий, которые будут необходимы для дальнейшего образования. Используются разные формы обучения: классные и внеклассные, групповые, индивидуальные и фронтальные.
Система Занкова предполагает также использование тестовых материалов. К примеру, при изучении литературы младшим школьникам предлагаются следующие тестовые задания:
- Кто автор стихотворения «Картина»? (1. Марина Цветаева. 2. Нина Орлова, 3. Ирина Пивоварова).
- Что такое олицетворение? (1. перенос свойств одушевленных предметов на неодушевленные предметы, 2. образное определение предмета, 3. сопоставление двух предметов, явлений).
Как видно, вопросы достаточно сложные.
3 класс
В третьем классе учебный материал становится еще более сложным, что требует от учащихся достаточно большого напряжения. Например, по окружающему миру сформулированы такие вопросы:
- Для растений степи характерны: (А. стелющиеся корни, мясистые стебли, листья-колючки, Б. длинные корни, крупные растения, В. корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья).
- Почему монголо-татарское иго смогло покорить Русь? (дайте собственный ответ).
Кроме общеобязательных предметов программа Занкова включает в себя также факультативные курсы «Экономика для младших школьников» и «Я – гражданин России». Эти предметы должны помочь детям разобраться на своем уровне в сложных проблемах экономики и политики. Приоритетной задачей является также патриотическое воспитание младших школьников.
4 класс
У четвероклассников сохраняется такой же быстрый темп обучения с ориентацией на формирование у школьников интеллектуальной культуры. В соответствие с методикой Л. В. Занкова дети к окончанию начальной школы уже должны иметь целостное представление об окружающем мире, владеть навыками интеллектуального труда, быть полностью готовыми к обучению в 5-6 классе, как по традиционной системе, так и по системе развивающего обучения.
Вот пример задания по русскому языку. Оно состоит из обязательной и дополнительной частей. В обязательной ученикам нужно вставить подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени: «Среди непроходимых болот и нетронутых лесов_____река Пелым. Причудливо_____и_____река по тайге. В темном зеркале воды_____небо, лес. Северные исполины кедры стеной_____над рекой».
В дополнительной части предлагается сделать морфологический разбор слов и составить предложения с заданными условиями – например, с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в будущем времени, во втором лице, в единственном числе.
]]>При подготовке материала использовались источники:https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvivayushchaya-didakticheskaya-sistema-zankova
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvivayushchaya-sistema-ehlkonina-davydova
https://www.kp.ru/edu/shkola/sistema-zankova/