...

Шоу программа что это

Глава 2. Организация и проведение шоу-программы.

2.1 Шоу-программа как вид комплексной культурно-досуговой программы.

Шоу-программа в контексте социально-культурной деятельности как научной дисциплины является одним из видов комплексных культурно-досуговых программ. Реализация шоу-программы заключается в проведении шоу-мероприятия – яркого, красочного, запоминающегося действа. Как правило, в его проведении, а иногда и в подготовке, принимают участиезрители. Поэтому важно, чтобы всю сценарную канву шоу знал только его главный организатор, а остальным были известны детали лишь отдельных фрагментов. Можно даже не оговаривать заранее с участниками время и последовательность их выхода, а вызывать прямо со сцены, тогда большинство из них будет в «боевой готовности» на протяжении всего шоу. Таким образом создается атмосфера загадочности задолго до начала шоу-мероприятия, и многие номера останутся сюрпризами для большинства.

Характерной особенностью проведения шоу-мероприятия является корреляция временных периодов шоу и психологии публики.

Шоу-программа является одним из самых сильных катализаторов положительных эмоций при проведении массовых культурных мероприятий. Эмоции и умелое взаимодействие с залом часто зависят не от ораторских способностей ведущего (хотя и это немаловажно), а от точного математического расчета времени, основанного на многочисленных психологических исследованиях. Главным секретом удачного шоу является точный расчет минут эмоционального пика.

Шоу-программа любого мероприятия как правило длится не более одного часа. После этого праздник можно и продолжать, но уже по другому сценарию. Как было отмечено выше, основной аспект шоу – манипулирование эмоциональным фоном аудитории. Для этого психологи выявили эмоциональные пики, присущие группе.

В зависимости от характерологических особенностей личности, во время просмотра шоу у конкретных людей могут возникать эмоциональные подъемы в разное время. Например, звучащая музыка может навевать человеку определенные ассоциации, связанные со значимыми моментами его жизни. Такие ассоциативные подъемы настроения называют знаковыми якорями. Именно поэтому для звукового фона шоу выбирают нейтральные по сути, всем знакомые и любимые музыкальные композиции. Важно просчитать ритм музыки, так как он создает необходимую динамику восприятия шоу зрителями ( и участниками).

Несмотря на то, что все люди глубоко индивидуальны, существуют законы группового взаимодействия и массового поведения. Психологи предложили модель наивысших эмоциональных пиков аудитории зрителей, поддерживая и стимулируя которые, организаторы шоу добиваются своих целей – бурной, доброжелательной и активной реакции зрителей на протяжении всего мероприятия. Благодаря этому шоу запоминается как грандиозное событие в жизни человека.

Исходя из того, что шоу-программа длится около часа, выделяют 9 пиков наивысшего эмоционального напряжения зрителей. Эти пики приходят на 1-ю, 3-ю, 7—ю, 17-ю, 23-ю, 37-ю, 47-ю, 55-ю и заключительную минуты.

Наиболее важными считают пики, приходящиеся на 1. 3 и 7 минуты. Это связано с тем, что данные вершины эмоционального напряжения совпадают с началом шоу и формируют у зрителей первое впечатление о нем.

Конец шоу-мероприятия (55 и 60 минуты) должен быть не менее эффектным и ярким, чем его начало. Заключительный аккорд всей шоу программы – это насыщенный, яркий, бурный номер, краткий по времени, после которого шоу считается полностью законченным.

Для эффектного завершения шоу, так же как и для его начала, можно использовать спецэффекты. Ими могут стать:

— взрыв громкой музыки,

— бенгальские огни или хлопушки, которые все запускают одновременно, по команде ведущего шоу,

— отпускание воздушных шаров в небо или дождь из серпантина. И т.п.

Точка наивысших эмоциональных пиков сильна по своему значению, но нейтральна по сути, поэтому желательно добиваться в этот момент положительной реакции зала. Говоря о нейтральностиэмоциональных пиков имеется в виду то, что эмоции в данные временные периоды возникают всегда, но могут иметь разный знак, т.е. могут быть заряжены как положительно, так и отрицательно. Если в пиковые минуты зрители скучают, то формируется острое негативное отношение к мероприятию. И наоборот, если в минуты наивысшего эмоционального пика настроение зрителей на подъеме, им весело, они аплодируют или глубоко заинтересованы происходящим на сцене, шоу считается удачным.

Подводя итог параграфа, нужно сказать что сегодня на рынке культурно-развлекательных мероприятий, на артистическом рынке существует великое множество эстрадно-развлекательных шоу-программ. Шоу-программы бывают: тематические, смешанные, иллюзионные, эротические, пародийные, детские, экстрим, комические и т.д. В последние годы широкое распространение шоу-программ пришлось на клубы (молодежные, ночные), рестораны, развлекательные центры, диско-клубы, боулинги и бары. Полным ходом эстрадно-развлекательные шоу-программы идут на корпоративных мероприятиях, банкетах, фуршетах, свадьбах, юбилеях, экспозициях и т.п. мероприятиях.

Самые распространенные шоу-программы — смешанные. Это эстрадные шоу-балеты, танцевальные дуэты, артисты оригинального жанра и циркового искусства, животные, клоуны, ростовые куклы, эротический жанр. В любое мероприятие шоу-программа вносит неповторимый колорит и ощущение праздника.

Мы же в следующем параграфе рассмотрим конкретную реализованную шоу-программу. Вид программы: танцевально-игровая (тематическая дискотека).

Понятие «шоу», «шоу программа»

Программа — термин, в переводе означающий «предписание», то есть предварительное описание предстоящих событий или действий. Данное понятие непосредственно связано с понятием алгоритм.

В наше время, когда индустрия развлечений развернулась во всю мощь, когда вокруг полно лазерных шоу, 3d кинотеатров, компьютерных игр и проч., одним из наиболее популярных видов зрелища остается шоу-программа. И это закономерно.

Шоу (англ. show — показ, представление) — мероприятие с развлекательным характером, проводящиеся перед публикой. Шоу-программа — это возможность для артистов передать свои мысли и чувства максимальному числу людей. А что дает шоу-программа зрителю? Истоки театрального искусства (частью которого является шоу-программа) лежат в древних обрядовых играх и праздниках — календарных, охотничьих, сельскохозяйственных, — с участием персонифицированного божества, для которого исполнялись, разыгрывались ключевые события жизни первобытного сообщества. Этим обстоятельством и определялась игровая природа пратеатрального действа. Одновременно с этим происходило разделение на исполнителей и наблюдателей, т.е. — на актеров и зрителей.

Шоу (англ. show — показ, представление) — мероприятие развлекательного характера («ивент» в компьютерных играх — от англ. event). Как правило, проводится перед публикой и нередко транслируется по теле-, радио- или интернет-каналу. Имеет постановочный характер.

Авиашоу — авиационное шоу.

Автошоу — автомобильное шоу.

Телешоу — телевизионное шоу

Ледовое шоу — показательное выступление по фигурному катанию на льду.

Световое шоу — демонстрация световых эффектов с использованием различных источников света.

Лазерное шоу — демонстрация картин, анимации и прочих световых эффектов с использованием лазера.

Время шло, театр развивался и менял свои формы. Освободившись от ритуальной функции, театр в полной мере выразил идею шоу как общественно значимого феномена, одновременно развлекающего и воспитывающего человека. Театр вбирал в себя все формы выразительности, стал синтезом всех искусств, включая в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Театр перестал быть таинством, к которому причастны немногие.

Однако разграничение на сцену и зрительный зал отнюдь не означает перехода наблюдателей к полной пассивности: их активное участие в действии просто приняло несколько иные формы. Зритель уже не может выйти на сценическую площадку во время спектакля и физически вмешаться в него, — хотя подобные инциденты и по сей день случаются с неискушенной публикой (что иногда случается во время танцевальных шоу). Но живая реакция зала на происходящие события (смех, слезы, аплодисменты, возгласы и т.д.) формирует сильное эмоциональное поле, в котором и проходит танцевальное шоу. При этом индивидуальные зрительские реакции в значительной степени нивелируются, корректируются коллективным характером восприятия: зрительный зал становится в определенном смысле единым организмом, живущим по своим законам, испытывающим общие чувства.

Установив в начале шоу-программы контакт с публикой, постановочный коллектив вступает в двусторонний многоступенчатый процесс: эмоциональный отклик зала воздействует на психофизическое состояние исполнителей ролей, а энергетическое поле артистов формирует и умножает дальнейшие реакции зала. Таким образом, зритель выступает в качестве полноправного соавтора шоу. Меняется зрительный зал, — меняется и сама шоу-программа.

Шоу-программы используются почти везде: на открытиях магазинов, при проведении парада 9 мая, при инаугурации президента. В настоящее время все более популярно стало устраивать шоу-программу на корпоративных праздниках.

Шоу-программа — главный элемент любого праздника, подчеркивающий его торжественность, великолепие и неповторимость. Организация шоу программ должна быть согласована со сценарием всего праздника в целом, а ее участниками могут быть артисты различных жанров.

Шоу-программа — это то, что запомнится гостям на долгое время, это то, что сможет развеселить их и поднять настроение, подарить незабываемые впечатления и вызвать бурю положительных эмоций.

Организация шоу-программы требует большого опыта, знаний, профессионализма и творческого подхода. Ведь угадать различные вкусы и предпочтения гостей бывает крайне тяжело, а шоу-программа должна быть организована так, чтобы довольными остались все без исключения приглашенные.

Шоу-программа — это развлекательное мероприятие, разыгрывающееся перед публикой. Шоу-программа служит не только для увеселения зрителей, но и для передачи публике идей в виде сценических образов. Иными словами, шоу-программа выполняет функцию трансляции знаний в обществе. Истоки шоу-программы лежат в театре, поэтому, как и для любого спектакля, для шоу-программы важно взаимодействие артистов со зрителем. В наше время спектр событий, при которых используются шоу-программы, расширился до чрезвычайности и включает все сколько-нибудь важные события. Для организации шоу-программ существуют специализированные агентства.

1.2 Структура и постановка шоу-программ

Самым популярным жанром праздничной эстрадой является шоу. В переводе с английского ШОУ — это: показ, демонстрация; зрелище, спектакль; показная пышность, парадность.

Шоу — это эстрадное зрелище, оно предполагает разнообразие составляющих его номеров — произведений: недаром на многих языках искусство эстрады называют «варьете» (от франц. — разнообразие). Причем разнообразие эстрадного целого определяется несходством, как актерских индивидуальностей, так и видов творчества: тут и словесные жанры, и инструментальная музыка, и вокальное искусство, и хореография.

Ванченко Т.П. в своём научном исследовании «Технология моделирования культурных программ на TV: современное состояние и перспективы» 9 , даёт следующие характеристики понятию «шоу»:

  • «Шоу» — это система специфических выразительных средств, характеризующихся особым типом зрелищности, переводящим психологическое состояние зрителей на другой эмоциональный уровень через аттракционность воздействия и программность построения (в противовес сюжетности);
  • Шоу — некоторое организованное действо, направленное на восприятие кем-либо; имеет следующие характеристики: массовость участников и зрителей, товарность представляемого продукта и особый тип зрелищности.
  • Зритель, приходя на шоу — программу, где доминирует развлекательная направленность, намеревается получить разрядку, отдохнуть, обрести хорошее настроение, причем, не затрачивая чрезмерных усилий на восприятие, ведь эстрада — искусство «легких жанров», ей характерно облегченность процесса восприятия. Этому должны способствовать все компоненты шоу. Одним из таких компонентов является особая структура программы, система построения которой полностью отвечает потребности зрителя в ярком, праздничном, разнообразном зрелище.

Ванченко Т.П. выделяет пять основных видов шоу: ток-шоу (разговорное шоу), документальное шоу, шоу-театр, музыкально-развлекательное шоу, шоу-игру. Шоу — программам свойственна масштабность, как правило, они проходят в крупных концертных залах. Это значит, что основная часть шоу должна строиться на выступлениях первоклассных исполнителей, так называемых «звезд», чей творческий уровень высок, и чьи выступления собирают большое число зрителей. В этом одна из главных особенностей шоу. Шоу, как правило, не может обойтись бес шоумена. В переводе с английского это — «хозяин цирка, аттракциона и т. п. ; балаганщик; специалист по организации публичных зрелищ» Шоумен — это не просто ведущий — диктор или же ведущий — комментатор. Вартанов А. С. отмечает, что шоумен, как и «звезда», должен обладать немалой артистичностью, обаянием, умением весело и непринужденно общаться. Шоумен должен быть личностью, обладать достаточным уровнем интеллекта, находчивости, остроумия, инициативы. Менеджмент шоу-бизнеса использует множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить выполнение операций и процедур, необходимых для создания и реализации качественного зрелища, особой услуги, для которой больше других характерны неосязаемость, неотделимость от источника, не сохранность и непостоянство качества. Важной особенностью управленческих нововведений в шоу-бизнесе стал научно-технический прогресс, превратившийся в важнейшее направление, обеспечивающее необходимые условия для эффективной работы всего механизма шоу-бизнеса. Сегодня система менеджмента шоу-бизнеса – это четко спланированная деятельность определенных лиц, организаций, работающих над созданием особого, можно сказать, «живого» товара. В этом виде предпринимательства сложилось свое разделение труда. Так, например, важная роль в нем отводится авторам или исполнителям. Это придает шоу-бизнесу достаточно высокую степень персонализации. Велика роль продюсера, импресарио, менеджера, промоутера и других участников, без которых шоу-программы не могут состояться. Ключевой фигурой при постановке и реализации шоу-программы является продюсер — лицо, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой шоу. При организации крупных шоу-проектов, как правило, помимо главного продюсера, отдельные направления деятельности ведут: исполнительный продюсер – доверенное лицо, осуществляющее художественный и финансовый контроль за постановкой шоу; функциональный продюсер – лицо, отвечающее за конкретные творческо-организационные компоненты; ассоциированный продюсер – партнер, частично финансирующий шоу и принимающий участие в подготовке творческих планов главного продюсера; линейный продюсер – лицо, отвечающее за технологический процесс и наиболее сложные этапы процесса постановки шоу. В постановке шоу-программы иногда участвуют «независимый продюсер» — лицо, создающее продукт самостоятельно, без участия крупных компаний, а также «формирующий продюсер», выступающий в качестве режиссера-сопостановщика шоу-программы, формирующий идею или сценарий шоу. Деятельность продюсера представляет собой симбиоз искусства и бизнеса. Продюсер должен обладать повышенной чувствительностью к конъюнктуре этого особого рынка и иметь, как говорится, деловую хватку для реализации задуманного. Профессиональный продюсер должен уметь выбрать идею, тему шоу; обеспечить финансирование шоу-программы; преобразовать идею в сценарий; знать нюансы авторского права; отвечать за историческую и фактическую достоверность сценария (для шоу на историческую тему); составлять бизнес-план и рассчитывать творческо-производственные показатели; определять стратегию маркетинга; создать творческую группу; организовать постановочный проект; контролировать текущий материал; разбираться в технологии постановок; организовать продвижение своего продукта; анализировать итоги постановки, оценивать вторичные рынки сбыта. Конечно, в зависимости от сложности постановочного процесса организационная структура по реализации шоу-программ может быть весьма разнообразной. В российском шоу-бизнесе используется наиболее простой вариант (рис. 1). Рис. 1. – Организационная структура творческо-производственного процесса Все сотрудники, задействованные в подобной структуре, делятся на творческий и менеджерский состав. К творческому составу относятся главный режиссер, режиссер-постановщик; редактор; балетмейстер-постановщик; композитор; художник-постановщик; художник по костюмам, художник по свету; звукорежиссер, стилист и некоторые другие сотрудники. Собственно менеджерский состав, как правило, включает директора шоу-программы, главного администратора, PR-менеджера и коммерческого директора. Технология постановки шоу-программы состоит из ряда этапов. Первый – подготовительный этап – начинается с разработки идеи шоу-программы и формирования ее бюджета. На этом этапе принятая идея воплощается в сценарий; осуществляется подбор исполнителей; разрабатываются и утверждаются эскизы декораций и костюмов; подбирается музыкальное сопровождение; осуществляются некоторые другие виды деятельности творческого и финансового характер. После утверждения всего предложенного творческим составом начинается второй этап — технологии постановки шоу-программы. Для него характерно производство декораций, реквизитов, костюмов, музыкального и пиротехнического сопровождения, технического оборудования, рекламных буклетов и других средств для PR-компаний. Третий этап постановки шоу-программы связан с монтажом декораций, технического оборудования. После монтажа оборудования осуществляется генеральная репетиция, или, как говорят специалисты, генеральный прогон. Четвертый этап – это сама премьера шоу-программы. Однако следует иметь в виду, что это лишь общая схема формирования такого специфического продукта, как шоу-программа, каждая область зрелищного ряда имеет свои особенности и индивидуальную технологию постановки.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ШОУ-ПРОГРАММ

При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/5239408/page:4/
https://vuzlit.com/444871/ponyatie_programma
https://studfile.net/preview/5239339/page:3/

Оцените статью