Как повысить качество жизни: насколько эффективны социальные программы Правительства РФ?
«Новое качество жизни» обещает россиянам выполнение 14 госпрограмм, входящих в направление с данным названием. Что это за программы, как выполняются и каковы перспективы их успешной реализации — в нашем обзоре. Цена вопроса — 4,6 трлн рублей. Все 14 госпрограмм в рамках направления «Новое качество жизни» можно отнести к социально-значимым. Они нацелены на социальную поддержку и обеспечение личной безопасности граждан, повышение доступности образовательных услуг и качества здравоохранения. Среди целей — обеспечение граждан жильем, развитие культуры и туризма, физкультуры и спорта. В рамках данного блока также решаются проблемы миграции, экологической безопасности и защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Бюджетные расходы на реализацию данного блока госпрограмм определены в размере 4680,2 млрд рублей. Для сравнения: финансирование госпрограмм по направлению «Инновационное развитие и модернизация экономики» составляет 1785,2 млрд рублей, «Эффективное государство» — 1561,1 млрд рублей, а «Сбалансированное региональное развитие» — 1115,0 млрд рублей. Таким образом, основное внимание и ресурсы господдержки сосредоточены преимущественно вокруг решения социальных проблем. Это в значительной степени должно сказаться на росте качества жизни российских граждан. Проблемные точки. Из долгосрочных целей госпрограмм указанного направления можно судить о ключевых проблемных областях, в решении которых государство наиболее заинтересовано. Так, в рамках программы «Развитие здравоохранения» целями до 2025 года являются увеличение ожидаемой продолжительности жизни россиян до 76 лет, заметное снижение смертности и повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи (до 54%). Можно сказать, что данные цели вполне достижимы, учитывая своевременность выполнения промежуточных показателей (о чем свидетельствуют данные официального портала programs.gov.ru). Если же посмотреть на показатели госпрограммы «Доступная среда», то к 2025 году в ней ставится несколько амбициозных задач. Конкретно: увеличение доли субъектов, сформировавших систему комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей, до 100% и увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста до 51,7%. Но здесь могут возникнуть проблемы. Это недостаток региональных ресурсов для своевременного и полного достижения целевых показателей, а также нежелание работодателей создавать рабочие места для инвалидов на фоне потери стабильности на региональных рынках труда и рисках неустойчивого социально-экономического развития государства. Одна из важнейших для социально-экономического развития страны госпрограмм — «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Ее цель — развитие рынка арендного и некоммерческого жилищного фонда для граждан с невысоким уровнем дохода. Здесь также может возникнуть препятствие в виде ограниченности региональных ресурсов на возведение жилья необходимого качества. Также сложно говорить о реальности цели по снижению отношения средней рыночной стоимости типовой квартиры общей площадью 2 к среднему годовому доходу семьи из 3 человек (коэффициент доступности жилья) до 2,3. Таких показателей нужно добиться на фоне непрерывного падения реальных доходов населения с 2014 года и большой концентрации предложений на рынке недвижимости от крупных застройщиков. Однако в последние годы мы наблюдаем развитие и стимулирование государством ипотечных программ. При сохранении ключевой ставки ЦБ РФ эти меры помогут поддержать платежеспособный спрос на жилье в среднесрочной перспективе. Но цель — создание для граждан возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет — представляется абстрактной, так как прямую корреляцию между наличием условий и фактической покупкой жилья качественно нового уровня проследить крайне сложно. Проведение подобных оценок — задача больше исследовательская, нежели управленческая. Различие целей с работодателями. Достижение большинства целевых показателей госпрограмм направления «Новое качество жизни» тесно связано с ростом уровня заработной платы и снижением безработицы, а также эффективной структурой и устойчивостью рынка труда, особенно в регионах. Так, цель госпрограммы «Содействие занятости населения»— создание условий для формирования гибкого и эффективно функционирующего рынка труда. В задачи входит сокращение разрыва между уровнями общей и регистрируемой безработицы с 24% в 2013 году до 42% в 2024 году, создание рабочих мест для инвалидов, а также развитие программ профобучения в соответствии с потребностями рынка труда путем развития системы профстандартов. Программа предполагает снижение к 2024 году числа занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 39 до 35,6% от общей численности работников. Еще — соблюдение трудовых прав граждан и рост социальной стабильности в обществе. Безусловно, данные цели немаловажны для повышения качества жизни граждан. Но их достижение потребует значительных мер господдержки работодателей, то есть вливаний из бюджетов разных уровней ограниченных финансовых ресурсов, что уже является проблемой. Ждать от работодателей, за исключением крупных госкорпораций и госструктур, заинтересованности в реализации социальных программ и улучшения условий труда для сотрудников не приходится. В современных реалиях цель предпринимателя — минимизация издержек всеми возможными способами. В противном случае компания теряет конкурентоспособность и банкротится, что также усугубляет ситуацию на рынке труда. Абстрактная перспектива. В завершение хотелось бы обратить внимание на госпрограмму «Реализация государственной национальной политики». Она важна для приграничных территорий и крупных городов с развитыми рынками труда. Цели программы звучат амбициозно: построение эффективной системы взаимодействия власти и общества по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации, эффективное использование потенциала молодежи для решения задач нацполитики, рост эффективности межрегионального сотрудничества в сфере реализации нацполитики, поддержка коренных малочисленных народов, создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Полагаем, достижение указанных целей может повысить качество жизни населения, однако выглядят они весьма абстрактными, сложно поддаются измерению и оценке эффективности. Например, если измерить уровень затрат на вовлечение определенного числа молодых людей или создание инфраструктуры для малочисленных народов несложно, то провести оценку эффективности подобных вложений, учитывая множество косвенных проявлений, затруднительно. Как следствие, реализация данной госпрограммы может столкнуться с неэффективностью расходования бюджетных средств и качественным образом не повлиять на проводимую государством национальную политику. Максим Соколов, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им.
Читайте также:
- Единый государственный реестр недвижимости пополняется новыми сведениями об объектах недвижимости
- Во Владимирской области отмечается День оружейника
- Рост спроса на репетиторов показал, какие экзамены выпускники будут сдавать в 2024 год
- Владимирская таможня: фигурант уголовного дела о контрабанде леса осужден на 4 года условно
- Последствия работы для наемного сотрудника без трудового договора
Последние новости:
20 сентября 2023, 18:43
Учитель русского языка и литературы школы № 1 Гусь-Хрустального Артём Гусев попал в финал Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Вчера стартовал очный этап конкурса, который состоит из двух испытаний «Методическая масте…
20 сентября 2023, 18:30
Если вы пользуетесь браузером Google Chrome, то имейте в виду, что после недавних обновлений ваша история посещений и поиска доступна сайтам для настройки таргетированной рекламы, если вы не сняли нужные галочки. Google активно внедряет «Улучшенную конфиде…
20 сентября 2023, 18:25
С сентября собственники автомобилей в России начали получать бумажные и электронные квитанции на оплату транспортного налога. Заплатить налог на автомобиль необходимо до 1 декабря. Однако летом в Налоговый кодекс внесли ряд изменений, часть из которых уже…
20 сентября 2023, 18:18
Сегодня в столичных «Лужниках» состоится первый матчи первенства. Он проводится под эгидой федерального проекта «Спорт-норма жизни» национального проекта «Демография».На турнир съехались более 1200 мальчиков и девочек, 96 команд из 65 регионов страны. Все…
© 2012 – 2023,
Все новостные материалы обрабатываются полностью автоматически.
Права на все текстовые и фото материалы принадлежат их авторам.
Анализ государственной программы по направлению «Новое качество жизни»: содержание, текущее состояние, особенности оценки эффективности
Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам,а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.
Государственные программы в последние годы являются эффективным инструментом развития, как государства в целом и отдельных его регионов, так и различных конкретных и направлений, и сфер. Достигать наибольшего уровня эффективности получается при помощи выделения «направлений» государственных программ. В них задаются основные аспекты, цели и задачи, которые должны быть реализованы при помощи государственных программ, сгруппированных как раз по направлениям. На сегодняшний день в России реализуется сразу 5 различных направлений государственных программ, которые объединяют 47 госпрограмм. Стоит отметить, что в различные периоды, госпрограммы относились к разным направлениям, текущую ситуацию можно видеть в «Распоряжении Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р» в актуальной редакции.
Каждое из направлений делает акцент на определенной сфере. Учитывая тему данной работы, будет более подробно проанализирована реализация госпрограммы в рамках направления «Новое качество жизни». Если давать краткую характеристику всего направления в целом, то в нем «будут обеспечены доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом. Будет реализована социальная политика по поддержке уязвимых слоев населения и проведена политика, направленная на интеграцию мигрантов. Также будут обеспечены высокие стандарты личной безопасности и экологической безопасности, повышено качество и результативность противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков».
Очевидно, что для того, чтобы проанализировать реализацию всех госпрограмм в рамках направления «Новое качество жизни» потребуется работа куда большего объема, в связи с этим проанализируем функционирование всего одной, но наиболее значимой в текущих условиях пандемии коронавируса: «Развитие здравоохранения».
Стратегия развития здравоохранения до 2025 года была утверждена Указом Президента России в июне 2019 года. Она служит основой для разработки отраслевых документов, федеральных и региональных программ, для развития национальных проектов. Стала она базовой в том числе для актуализации государственной программы «Развитие здравоохранения».
В структуру актуальной версии госпрограммы «Развитие здравоохранения» входят нацпроект «Здравоохранение», а также два федеральных проекта (ФП), реализующихся в рамках нацпроекта «Демография»: «Укрепление общественного здоровья» и «Старшее поколение». Кроме того, в процессную часть госпрограммы включены 24 ведомственные целевые программы (ВЦП), разработанные на основе отдельных мероприятий
Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы
.
В рамках множества подпрограмм и направлений, в которых акцентируется внимание на каких-то узких и конкретных аспектах сферы здравоохранения (например, кадровая политика, совершенствование медицинской реабилитации и т.д.) планируется достигнуть реализации целого ряда важнейших целей. Их достаточно много, наиболее значимые для наглядности отображены на графике ниже.
Рисунок 1 – Основные цели госпрограммы «Развитие здравоохранения»
Как видно из представленной информации цели достаточно амбициозные. По мнению многих экспертов, достигнуть их будет проблематично, особенно в текущих условиях пандемии. Но в любом случае это правильный вектор развития здравоохранения в стране с конкретными целевыми показателями и значениями.
Госпрограмма затрагивает различные направления, включая совершенствование оказания первичной медицинской помощи, помощи при сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, развитие медицинской помощи детям, подготовку специалистов-медиков, цифровизацию здравоохранения, развитие национальных медицинских центров и медицинского туризма. Одна из целей— повышение к 2024 году ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. Также планируется смертность в стране на 17% за 6 лет.
Много внимания уделяется противодействию сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. Планируется постройка и оснащение по последнему слову техники множества онкоцентров, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке.
Немаловажной проблемой, которую призвана решить госпрограмма является ликвидация кадрового дефицита врачей и среднего медицинского персонала. Планируется его устранить на 95% во всех регионах России до 2021 года.
Кроме того, за 6 лет реализации госпрограммы Минздрав планирует увеличить число пользователей раздела «Мое здоровье» на портале госуслуг до 38 миллионов человек, в 2018 году им воспользовались 3,7 миллиона человек. Также к 2024 году, все медицинские организации должны будут предоставлять пациентам электронный доступ к личным медицинским документам на портале госуслуг.
Говоря про финансовое обеспечение программы, то согласно официальным данным, оно предусматривает достаточно значительные объемы денежных средств, выделяемых из бюджета. К примеру, это можно наблюдать, если взглянуть на планируемые расходы в рамках госпрограммы на графике ниже.
Рисунок 2 – Расходы на госпрограмму, млрд. руб.
На первый взгляд кажется, что роль бюджета в реализации госпрограммы не так велика. Но это ошибочное мнение
50% курсовой работы недоступно для прочтения
Закажи написание курсовой работы по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее время!
При подготовке материала использовались источники:
https://vladimir-smi.ru/item/310692
https://author24referat.ru/kursovaya_rabota/analiz_gosudarstvennoy_programmy_po_napravleniyu_novoe_kachestvo_zhizni_soderzhanie_tekuschee_sostoyanie_osobennosti_ocenki_effektivnosti__91741/